Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная
Тип программы – летняя, краткосрочная, модифицированная
Уровень программы – стартовый
XXI век можно официально назвать веком информационных технологий.
Развиваться и разбираться в каждом аспекте, связанном с информацией, значит, быть на
вершине прогресса. IT-технологии, политология, социология, реклама, связи с
общественностью, пропаганда, журналистика – основные столпы, на которых стоит
современный мир.
Развитие детской журналистики позволит воспитать новое информационное
поколение, устойчивое к дезинформации, влиянию извне, пропаганде и вражеской
идеологии. Кроме того, это положительно скажется на общем уровне кибербезопасности,
поскольку дети будут нести новые знания и навыки в свои круги общения, семьи и
коллективы.
Целями развития дополнительного образования детей, согласно Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года, являются создание условий для
самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной,
гармонично развитой и социально ответственной личности. Занятия журналистикой
знакомят обучающихся со многими профессиями, учат работе с информацией и работе в
коллективе. Также дети принимают участие во всех ключевых социокультурных, духовнонравственных, патриотических, муниципальных мероприятиях, которые проходят за время
реализации программы «МедиаСТАРТ».
Общеобразовательная программа «МедиаСТАРТ» включает в себя компоненты,
обеспечивающие формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, путем
практического вовлечения в журналистскую, проектную деятельность, развитие
коллективизма.
Дополнительная общеразвивающая программа «МедиаСТАРТ» составлена в
соответствии соследующими нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
•
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
•
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы «МедиаСТАРТ»
был проанализирован опыт работы педагогов по данному направлению: программа В.А.
Горобченко «Школа юных журналистов имени Н. Островского» Ярославского городского
Центра внешкольной работы; дополнительная образовательная программа детского
объединения пресс-клуб «Журналистика. Реклама. Социология» В.Ю. Бобровницкой,
педагога ГОУ ЯО «Центра детей и юношества»; дополнительная образовательная
программа «Основы журналистики и организации коммуникаций» Д.А. Сизовой, педагога
дополнительного образования Ярославского городского Центра внешкольной работы.
Отличительные особенности программы: обучающиеся смогут на собственном опыте
изучить и узнать основные аспекты творческой, организаторской и редакторской
деятельности журналиста, ознакомиться с особенностями печатной, радио и
тележурналистики, а также пробовать создавать настоящие журналистские материалы. В
рамках программы дети будут взаимодействовать с журналистами телерадиокомпании
«Север» «Первый Ковдорский», посещать редакции городских СМИ, участвовать и
освещать мероприятия согласно городскому медиаплану, а также общегородские
мероприятия. Обучение строится по принципу кооперации знаний и навыков, благодаря
чему обучающиеся будут иметь не только теоретическое, но и практическое представление
о профессии из первых уст. Ключевая особенность – взаимодействие с работниками
телерадиокомпании «Север».
Актуальность программы: Роль средств массовой информации заметно возросла, из-за
чего доля журналистов на рынке труда также многократно увеличилась, как и потребность
в специалистах. Обучая ребенка основам журналистики, можно не только помочь ему в
выборе возможной будущей профессии, но и привить ему правильное поведения в
общедоступном медиапространстве, с которым он ежедневно сталкивается. Знание
медиаоснов способствует более высокой информационной грамотности и безопасности,
защищая ребенка от пагубного влияния извне.
Медиаобразование через включение подростков в процессы изучения и
моделирования медиапродукции – неотъемлемая часть образования современного
«цифрового» человека. Обучающиеся не только знакомятся, учатся анализировать и
распознавать качественную информацию, но и занимаются проектированием собственных
материалов. Предлагаемая программа способна сформировать, расширить представление
обучающихся о медиасреде, о журналистике как об общественной социально значимой
деятельности по сбору, обработке и распространению актуальной информации через
печать, телевидение и электронные средства массовой коммуникации. Методологической
основой программы является личностно-ориентированный подход и технология работы с
разновозрастной группой.
Новизна программы: Для обучения основам творческой деятельности журналиста
используются реальные примеры журналистских материалов, а сами занятия выстроены по
принципу дискуссии, круглого стола, где каждый обучающийся принимает участие в
обсуждении и не получает ответ на интересуемый вопрос, а сам приходит к логическому
умозаключению. Курс включает в себя основы информационной безопасности детей, что
позволит им не только выработать устойчивый навык по противостоянию пагубному
информационному влиянию извне, но также и самостоятельно определять степень
достоверности той или иной информации. Кроме того, все занятия выстроены по принципу
гибридного образования, благодаря гибкой системе форм занятий, а также исключительно
практической направленности тем.
Цифровой след: Весь результат работы обучающихся будет транслироваться в
официальную
группу
объединения
в
социальной
сети
«Вконтакте»
–
https://vk.com/club216336915. Таким образом, дети смогут публиковать свои работы,
собирать обратную связь и здравую критику для улучшения своих навыков. Также это
позволит привлечь к детской журналистике большее внимание.
Цель программы: познакомить обучающихся с новым видом деятельности и профессией
журналиста, корреспондента, предлагая минимальную сложность содержания программы.
Задачи программы:
Обучающие:
•
знакомить с основными понятиями и определениями журналистики;
•
знакомить с основными жанрами фотографии;
•
учить основам творческой деятельности журналиста;
•
учить правильно обращаться с текстами.
Развивающие:
•
развивать зрительное восприятие, фотографическое видение, изучать и
совершенствовать приемы фото - и видеосъемки;
•
поощрять
обучающихся
и
предоставлять
им
возможность
продемонстрировать свои лучшие творческие работы;
•
проводить коллективные дискуссии, упражнения в игровой форме.
Воспитательные:
•
воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за
возможные ошибки;
•
прививать ребенку чувство коллективности, навыки работы в группе;
•
развивать чувство пунктуальности и точности.
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Количество учащихся в группе: 10 - 12 человек
Объём программы: 28 часов
Срок
реализации
программы:
2
месяца
–
программа
не
содержит
узкоспециализированных или сложно усваиваемых знаний и навыков, требующих
длительного изучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Формы организации работы: микрогруппы, групповые занятия, практические занятия на
улице, занятия на базе Телерадиокомпании «Север», интерактивные занятия на базе МАУ
ДО «Центр детского и юношеского творчества».
Условия набора в объединение:
Для занятий в объединении дети или их родители (или их законные
представители) предоставляют:
• заявление установленного образца;
• согласие на обработку персональных данных.
Условия реализации программы
Оборудование:
•
учебные столы
•
рабочий стол педагога
•
стулья
•
шкафы для оборудования
•
экран
•
дидактические материалы – презентации, видеоуроки, записи мастер-классов,
инфографика, методические рекомендации по работе с юными журналистами.
Материально-техническое обеспечение:
•
штатив для видеокамер
•
микрофон петлевой, радиомикрофон
•
•
•
компьютер для обработки изображения и звука, монтажный стол
цифровой фотоаппарат, видеокамера
видеопроектор, хромакей
Программное обеспечение:
•
операционная система Windows
•
текстовый процессор Word
•
Windows Movie Maker – стандартная программа Windows
•
программный продукт Adobe Premiere, Sony Vegas
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
По итогу реализации программы обучающиеся должны знать основные термины и
понятия журналистики, уметь создавать собственные тексты в различных жанрах,
создавать простые аудио и видео материалы, работать в кадре.
Предполагаемые результаты после освоения программы
Предметные результаты:
По окончании обучения по программе «МедиаСТАРТ» обучающие должны
знать:
•
основные термины и понятия журналистики
•
способы создания аудио и видео материалов
•
правила работы в кадре
•
правила работы с текстовыми и печатными материалами
•
правила безопасности при работе с фото и видео аппаратурой
•
правила взаимодействия в коллективе;
уметь:
•
фотографировать предметы, животных, людей; брать интервью, составлять
репортажи; вести видеосъемку
•
самостоятельно создавать небольшие тексты
•
собирать, обрабатывать и распространять информацию
Личностные результаты:
•
умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха
деятельности;
•
определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
•
определять и формулировать цель деятельности на занятии; проговаривать
последовательность действий при выполнении заданий;
•
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
•
умение совместно с обучающимися давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии; умение донести свою позицию до других.
•
планировать и определять последовательность промежуточных целей с
учетом конечного результата;
•
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика.
Формы контроля
В процессе реализации программы проводится контроль знаний, умений, навыков:
• Первоначальная диагностика знаний и умений детей – в начале обучения по
программе(в форме собеседования);
• Практический контроль выполнения заданий в конце каждого раздела
программы;
• итоговый контроль знаний – в конце обучения по программе с помощью
собеседования и тестового задания.
Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам:
•
усвоение знаний по темам программы;
•
овладение навыками, предусмотренными программой;
•
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Формы контроля:
•
беседа
•
стартовая диагностика (Приложение №2)
•
опрос
•
творческая работа
•
творческий групповой проект
•
контрольная работа (Приложение №3)
Учебный план по программе
«МедиаСТАРТ»
№
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Первоначальная
диагностика знаний.
Правила поведения
журналиста на
мероприятиях.
Профессиональная этика
журналиста
Голос журналиста. Как
вести себя в кадре
1
3
4
2
6
8
3.
Тексты СМИ: печатная и
онлайн-журналистика
2
6
8
4.
Основы репортажной
съемки: фото и видео
2
4
6
5.
Итоговое занятие
2
2
21
28
1.
2.
Тема занятия
Всего часов
7
Формы
контроля
Беседа,
опрос
Беседа,
опрос,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Контрольная
работа
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения
журналиста на мероприятиях. Профессиональная этика журналиста
Проведение инструктажа техники безопасности. Ознакомление с планом работы
объединения «МедиаСТАРТ». Тестирование на определение уровня знаний о
журналистике. Основные требования к поведению журналиста во время мероприятий.
Основные этические правила журналиста. Редакция СМИ как трудовой коллектив. К
реализации данной темы привлечены кадровые ресурсы телерадиокомпании «Север»
Ковдорского муниципального округа.
Тема 2: Голос журналиста. Как вести себя в кадре.
Работа с голосом – неотъемлемая часть журналистики. Эмоциональная
составляющая разговора, беседы. Журналистские жанры в радио и их трансформация.
Правила поведения при записи, эфире, подготовке сюжета.
К реализации данной темы привлечены кадровые и материальные ресурсы
телерадиокомпании «Север» Ковдорского муниципального округа.
Тема 3: Тексты СМИ: печатная и онлайн-журналистика
Вопрос актуальности в журналистике. Способы поиска инфоповода, особенности
работы с медиапланом. Жанры журналистики. Принцип перевернутой пирамиды. Виды
заголовков: игровые, фактические, образные, заголовки-клише. Заголовок и заголовочный
комплекс.
К реализации данной темы привлечены кадровые и материальные ресурсы
телерадиокомпании «Север» Ковдорского муниципального округа.
Тема 4: Основы репортажной съемки: фото и видео
Основы работы с фото и видео камерой, правила фото и видеосъемки. Ракурс,
освещение, стабилизация. Композиция кадра. Движение камеры и движение в кадре.
Цветокоррекция и основы теории цвета. Телевидение как технология, платформа и вид
СМИ. Основы фоторепортажа. Правила ведение эфира, записи сюжета, работы с
оборудованием и последующая обработка материала.
К реализации данной темы привлечены кадровые и материальные ресурсы
телерадиокомпании «Север» Ковдорского муниципального округа.
Тема 5. Итоговое занятие. Выполнение контрольной работы.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный.
Формы организация образовательного процесса: групповая, микрогруппа.
Форма организации учебного занятия: беседа, встреча с представителями
разных профессий, защита проектов, круглый стол, «мозговой штурм», эксперимент,
внеаудиторные занятия и мероприятия.
Педагогические технологии: технология группового обучения, программного и
модульного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной
творческой деятельности.
Литература
1.
Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2.
Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3.
Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
4.
Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
5.
Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
6.
Ильченко, С. Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие /
С. Н. Ильченко. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций»,
2016. - 236 с.
7.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи.
– М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2007.
8.
Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д:
Феникс, 2004
9.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
10. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по
организации и выпуску школьного печатного издания. - Смоленск, 2014
11. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. –
М., 2014 г.
12. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - М.: 2007
13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2014.
14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 2011.
15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие, - М.:
Аспект Пресс, 2004
16. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
17. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. - М.:2002
Приложение 1
Календарный учебный график
Количество учебных недель: 7
Срок реализации программа: 2 месяца
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час - 45 минут, перерыв между
занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение
расписания.
№
Дата
Тема учебного занятия
Часы
1.
Вводное занятие. Техника
безопасности. Правила поведения
журналиста на мероприятиях.
2 часа
2.
Профессиональная этика
журналиста. Практикум по работе в
коллективе. Основные этические
правила журналиста. Редакция СМИ
как трудовой коллектив
2 часа
3.
Голос журналиста. Как вести себя
в кадре. Работа с голосом –
неотъемлемая часть журналистики.
Эмоциональная составляющая
разговора, беседы.
2 часа
4.
Голос журналиста. Как вести себя
в кадре. Эмоциональная
составляющая разговора, беседы.
2 часа
5.
Голос журналиста. Как вести себя
в кадре. Журналистские жанры в
радио и их трансформация. Правила
поведения при записи, эфире,
подготовке сюжета.
2 часа
Содержание деятельности,
контроль знаний
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК (телевизионной
радиокомпании) «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
6.
Голос журналиста. Как вести себя
в кадре. Правила поведения при
записи, эфире, подготовке сюжета.
2 часа
7.
Тексты СМИ: печатная и онлайнжурналистика. Вопрос актуальности
в журналистике.
2 часа
8.
Тексты СМИ: печатная и онлайнжурналистика. Способы поиска
инфоповода, особенности работы с
медиапланом. Жанры журналистики.
Тексты СМИ: печатная и онлайнжурналистика. Принцип
перевернутой пирамиды. Виды
заголовков: игровые, фактиские,
образные, заголовки-клише.
2 часа
10.
Тексты СМИ: печатная и онлайнжурналистика. Заголовок и
заголовочный комплекс.
2 часа
11.
Основы репортажной съемки: фото
и видео. Основы работы с фото и
видео камерой, правила фото и
видеосъемки. Ракурс, освещение,
стабилизация.
2 часа
12.
Основы репортажной съемки: фото
и видео. Композиция кадра.
Движение камеры и движение в
кадре. Цветокоррекция и основы
теории цвета.
2 часа
13.
Основы репортажной съемки: фото
и видео. Телевидение как
технология, платформа и вид СМИ.
Основы фоторепортажа. Правила
ведение эфира, записи сюжета,
2 часа
9.
2 часа
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть –
закрепление изученного материала,
выполнение контрольной работы
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
Теоретическая часть – беседа по
теме. Практическая часть – работа с
командой ТРК «Первый
Ковдорский» (посещение редакции,
работа в группах, участие в
работы с оборудованием и
последующая обработка материала.
14.
Итоговое занятие. Подведение
итогов реализации программы,
защита творческих работ,
выполнение итоговой контрольной
работы.
Всего:
мероприятиях, участие в подготовке
выпуска новостей)
2 часа
28
часов
Теоретическая часть – беседа
Практическая часть – выполнение
заданий, публичное выступление,
выполнение контрольной работы
Приложение 2
Диагностические материалы:
Вопросы для первичной диагностики
Ответьте на эти 18 утверждений «да» или «нет». За каждый ответ «да» начисляйте
себе один балл. Суммируйте все полученные баллы.
1. Я почти каждый день читаю новости в интернете.
2. Меня беспокоят социальная несправедливость, жестокое обращение с животными и
другие проблемы общества.
3. По русскому языку в школе у меня были в основном оценки «5».
4. По литературе в школе у меня были в основном оценки «5».
5. Я люблю фотографировать и снимать видео.
6. Мне несложно заговорить с незнакомым человеком на улице или позвонить по
телефону кому-либо.
7. Мне нравится печатать на компьютере.
8. Я люблю фотографироваться и снимать себя на видео.
9. Я могу назвать имена и фамилии по крайней мере 4 журналистов.
10. Я много времени провожу в социальных сетях.
11. Если будет нужно я могу написать и сказать то, о чем меня просят, а не то что я хочу
написать и сказать.
12. Я люблю путешествовать.
13. Мне нравятся шумные мероприятия, на которых много людей.
14. Я стрессоустойчивый человек.
15. Хотя бы один раз в жизни я начинала/начинал писать книгу, повесть или какой-нибудь
рассказ.
16. В юности я вела/вел дневник личных записей.
17. Я легко переношу критику в свой адрес.
18. Я люблю рассказывать истории.
Критерии:
1. 12-18 баллов. Вы прирожденный журналист. Работа будет доставлять Вам
удовольствие, и Вы преуспеете в карьере.
2. 6-11 баллов. У Вас есть предрасположенности к журналистике, но порой Вам будет
непросто работать в этой сфере.
3. 0-5 баллов. Это всего лишь тест, составленный журналистом и тренером с многолетним
опытом, поэтому не надо воспринимать его близко к сердцу. Но, возможно, Вам нужно
задуматься о другой профессии.
Приложение 3
Итоговый тест по итогам реализации программы
«МедиаСТАРТ»
1. Что в переводе с французского означает понятие «журналистика»?
• Полоса
• Публикация
• Расследование
• Журнал
2. В каком слове ударение стоит неверно?
• дЕдлайн
• анОнс
• ньюсмЕйкер
• офсЕт
3. Что не относится к понятию «бэкграундер»?
• Представляет информацию об организации, её профиле, продуктах и т.д.
• Является сенсацией
• Может дополнять пресс-релиз
• При помощи заголовка точно и информативно раскрывает тему материала
4. Материал с места событий, характеризующийся «эффектом присутствия» –
это:
• Очерк
• Заметка
• Интервью
• Репортаж
5. Какая газета обозначается кратко «Ъ»?
• Ведомости
• Известия
• Аргументы и факты
• Коммерсант
6. Синхрон – это:
• Более длинный и углубленный в проблему репортаж
• Изображение говорящего человека в кадре
• Искусственно созданная шуточная новость, сплетня
• Уникальная информация
7. Расшифруйте аббревиатуру ВМЗ:
• Виджей меняет звук
• Ваше место здесь
• В монтаже и записи
• В видеоряде «мертвые» зрители
8. Форма диалога присутствует в журналистском жанре:
• интервью
• отчета
• заметки
9. К исследовательско-образным жанрам журналистики относится:
• эссе
• памфлет
• статья
10. Закон РФ «О средствах массовой информации» был принят в:
• 2001 году
• 1994 году
• 1991 году
11. Первые печатные периодические издания возникли после изобретения
книгопечатания:
• Теофрастом Рено
• Иоганном Гуттенбергом
• Иваном Федоровым
12. День свободной прессы в РФ отмечается:
• 22 января
• 13 января
• 3 января
13. Главная цель журналистского труда состоит в:
• сборе информации
• создании журналистского текста
• передаче информации
14. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это:
• отчет
• эссе
• очерк
15. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для:
• фельетона
• корреспонденции
• репортажа
16. Распространение продукции СМИ допускается в том случае, если:
• сотрудники редакции проголосовали за выход издания
• формирование издания завершено
• главным редактором дано разрешение на выход в свет (эфир)
17. Шеф-редактор — это:
• заведующий отделом
• издатель
• ответственный секретарь
18. В объекте радио и телепрограмм реклама не должна превышать:
• 25 % объема вещания
• 29 % объема вещания
• 15 % объема вещания
Критерии (количество правильных ответов в процентах):
1. 0-50% – «2»
2. 50-75% – «3»
3. 75-90% – «4»
4. 90-100% – «5»