Пояснительная записка Направленность программы: художественная Уровень реализации: стартовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). рекомендации по проектированию дополнительных • Методические общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. • Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Искусство хореографии вносит определённый вклад в художественно-эстетическое воспитание детей. Занятия хореографией учат красоте и выразительности движений, формируют правильную осанку, развивают музыкальность и чувство ритма. Посредством искусства танца осуществляется процесс творческого развития личности. Программа позволяет ознакомиться с историей развития танца, практически овладеть основами «Фигурного вальса», что позволит учащимся выступать на различных мероприятиях. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив. При составлении данной образовательной программы был рассмотрен опыт работы педагога Ильина В.Ю. - Рабочая программа кружка «Школьный вальс». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный вальс» - Ярыгина Л.А. Отличительные особенности программы: Программа ориентирована на работу с учащимися, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством; обучение их танцевальным движениям вальса с целью выступления на школьных мероприятиях «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. При реализации программы у обучающихся вырабатываются технические и танцевальные навыки. На занятиях применён коллективный способ обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Значимость программы для обучающихся: - развитие технических навыков в исполнении вальса в процессе обучения; - использование эстетических особенностей танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма, организованности; - обеспечение эмоциональной разгрузки, воспитание культуры эмоций, культуры движения; - умение взаимодействовать со сверстниками, работая в паре, в группе. Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии через овладение техникой исполнения вальса. Задачи программы: Обучающие: - учить танцевальным элементам вальса, умению правильно выполнять движения, взаимодействовать в паре. Развивающие: - развивать художественный вкус и творческие способности учащихся. Воспитательные: - формировать культуру группового общения с детьми и взрослыми, уметь работать в паре и группе. Возраст обучающихся: 14-17 лет Количество обучающихся в группе: 10-12 человек Объём программы: 36 часов Срок реализации программы: 1 год Форма обучения: очная Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу Форма организации образовательного процесса: групповая Условия набора в объединение: Для занятий по программе родители обучающихся (или их законные представители) предоставляют: - заявление установленного образца; - согласие родителей на обработку персональных данных. Ожидаемые результаты Предметные результаты: В конце обучения учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при выполнении упражнений; - основные понятия, терминологию вальса; - структуру вальса; - позиции рук, ног; уметь: - соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений; - использовать полученные знания и навыки для участия в композициях и постановках; - грациозно и органично двигаться, общаться с партнером; - соотносить свои движения с музыкой. Личностные результаты: - проявление трудолюбия и самодисциплины, воли и выносливости; - умение анализировать свою деятельность; - умение находить выход из конфликтной ситуации; - установление и укрепление дружеских взаимоотношений в коллективе. Метапредметные результаты: - повышение уровня культурного развития личности; - владение технической и эмоциональной уверенностью в танце, в том числе в ситуации сценического выступления. Формы контроля Первичная диагностика проводится с целью выявления уровня подготовленности детей. Промежуточный контроль проводится в форме контрольного опроса, выполнения практических упражнений Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе (собеседование, открытое занятие). Учебный план № 1. Тема Введение. Техника безопасности на занятиях во время выполнения упражнений. Первичная диагностика. Всего 2 Теория 1 Практика 1 2. Вальс и его особенности. 10 2 8 Вальсовый шаг вперед и назад. 2 0,5 1,5 Формы контроля Собеседование, наблюдение Разворот впереди назад. 2 0,5 1,5 Основной вальсовый ход. Движение качели. Вальсовый квадрат. 2 0,5 1,5 Движения «лодочка», «окошко» Кружение парой. 2 0,5 1,5 2 - 2 Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата и движений вальса. Связка из движений и связка из фигур. 7 1 6 4 0,5 3,5 3 0,5 2,5 4. Промежуточный котроль 1 - 1 5. Репетиционная работа Четкость исполнения движений. Чистота исполнения фигур. 14 2 12 2 0,5 1,5 4 0,5 3,5 Синхронность в исполнении. 4 0,5 3,5 Выразительность исполнения. 4 0,5 3,5 Итоговое занятие. Итоговый контроль. 2 - 2 Итого 36 6 30 3. 6. Контрольный опрос, выполнение практических упражнений Открытое занятие. Собеседование, выполнение танцевальных движений... Содержание программы 1. Введение Теория: Вводное занятие: цели и задачи. Техника безопасности на занятиях во время выполнения упражнений. История возникновения и развития. Первичная диагностика. Практика: выполнение практических упражнений. 2. Вальс и его особенности. Теория: Позиции рук, ног. Положение рук, головы и корпуса в паре. Вальсовый шаг вперед, назад. Вальсовая дорожка, развороты. Движение «качели», вальсовый квадрат. Разучивание диагонали, движение «лодочки» и «окошко». Фигуры «прямоугольник» и волна. Кружение парой. Практика: Выполнение упражнений. 3. Постановочная работа Теория: Схема танца и связок. Составление танцевальной композиции из ранее выученных элементов и комбинаций. Практика: Соединение вальсового квадрата и диагонали, составление связки из двух движений и двух-трех фигур. Соединение кружения парой с основным ходом. Соединение связок в танцевальную композицию. 4. Промежуточный контроль. Собеседование, выполнение практических упражнений. 5. Репетиционная работа Теория: Танцевальная композиция. Синхронность исполнения. Техника танца, выразительность и эмоциональность исполнения. Практика: Выполнение танцевальной композиции. 6. Итоговое занятие Открытое занятие. Собеседование, выполнение танцевальных движений... Условия реализации программы Календарный учебный график Количество учебных недель: 36 Срок реализации программа: 1 год Объём программы: 36 часов Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу (1 час – 45 минут) Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время возможно изменение в расписании занятий. Материально-техническое обеспечение • оборудованный балетными станками и зеркалами просторный класс; • раздевалка для обучающихся; • музыкальный материал для проведения занятий; • наличие аудиоаппаратуры с флеш-носителем. Методическое обеспечение программы В процессе обучения используются следующие методы: - словесный; - репродуктивный; - частично-поисковый. Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах: - личностно-ориентированный подход; - признание самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения; - культуросообразность (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие и культурные ценности). Контроль знаний: Контроль знаний проводится в следующих формах: - наблюдение; - собеседование; - практические задания. Формы демонстрации результатов Открытые учебные занятия в форме: - традиционного занятия; творческого отчёта Участие обучающихся в: - школьном выпускном вечере. Литература 1. Ги, Дени. Люк Дассвиль «Все танцы» / Ги Дени. Люк Дассвиль. - М.: Музична Украiна, 2007; 2. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М.: Владос, 2003; 3. Ивановский Н. П. «Бальный танец XVI-XIX веков» - Калининград, «Янтарный сказ», 2004; 4. Курников Д.В. «Современная хореография как средство саморазвития личности» // Вестник новосибирского государственного педагогического университета, 2012; 5. Ласман «Бальные танцы» / Ласман, Мильда. - М.: 2003; 6. Максин А. «Изучение бальных танцев» / А. Максин. - М.: Лань, Планета музыки, 2010; 7. Пол Боттомер. Танец современный и классический (латиноамериканские и европейские танцы), М., «Эксмо», 2006; 8. «Учимся танцевать вальс». Мн.: ООО «Попурри», – 32 с.: ил. – Серия «Учимся танцевать»), 2002. Интернет-ресурсы 1. http://library.lgaki.info:404/85.32%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20% 20%20Танец/Бальный%20танец.pdf 2. https://ballroom-dances.ru/page/balnyj-tanec-literatura 3. https://2dip.su/список_литературы/вальс/ Приложение 1 Содержание итогового контроля реализации программы «Школьный вальс» Теоретическая подготовка: - умение объяснить: содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: - умение выполнять упражнения; - основные шаги вальса; - работа в парах; - грациозно и органично двигаться, общаться с партнером; - соотносить свои движения с музыкой; - исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Общеучебные знания и умения: - правила поведения в Центре детского творчества и в зале; - правила поведения при чрезвычайной ситуации; - умение слышать педагога; - умение контактировать с другими детьми. Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла - справляется самостоятельно - высокий уровень освоения программы (7-9 баллов) 2 балла - справляется с помощью педагога – средний уровень (4-6 баллов) 1 балл - справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем – низкий уровень (1-3 балла)