Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы – художественная Уровень программы – базовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • • • • • • • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Актуальность программы Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа. Предметы декоративно-прикладного творчества служат украшением предметов быта, оформлением интерьера, декоративной отделкой в костюмах. Стремление любого человека украсить свой дом предметами декоративноприкладного искусства, способствовало развитию различных народных ремесел, мастерства художественного выполнения изделий, появлению разнообразнейших орнаментов, новых техник. Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни: появились картины, вышитые бисером, аппликации из ткани, флористические композиции и многие другие изделия, радующие глаз ценителей искусства. Занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. Декоративно-прикладное творчество – прекрасное средство духовно-нравственного воспитания детей, развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации и удовлетворения потребностей детей в самостоятельном создании индивидуального стиля интерьера и образа. Программа дает возможность реализовать (развить) собственные творческие возможности посредством выполнения индивидуальных дизайн-проектов. При составлении программы был использован опыт авторов: Камаева О.А. дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сундуок умельца», 2023г.; Валентионок С.В. дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домашний дизайн», 2022 г.. Отличительной особенностью программы «Арт-дизайн – домашний дизайн» является обучение основным приемам и технологиям дизайнерского искусства, направленного на развитие чувства стиля, дизайнерского видения, результатом которого является создание новых авторских изделий для декора интерьера и одежды. В программе предложено освоение основных художественно-прикладных технологий и способы их обработки. Учащимся предлагается выполнить дизайн-проект декоративного предмета для оформления интерьера и создание дизайнерского аксессуара. Все объекты труда подобраны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели эстетическую значимость. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Процесс изготовления любого изделия начинается с теоретической основы и составления вариантов композиции. Обучающиеся знакомятся с экономическими, экологическими требованиям, рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. При составлении программы учитывались индивидуальные особенности детей, их психофизиологические различия, поэтому в процессе обучения предполагается варьирование тем. Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и нравственных качеств учащихся в процессе освоения технологии изготовления предметов декора интерьера, одежды, аксессуаров. Задачи программы: Обучающие: • обучение приемам работы с различными материалами и изучение их свойств; • обучение приемам и технологии изготовления декора интерьера, одежды, аксессуаров; • обучение приемам самостоятельной разработки дизайнерских предметов. Развивающие: • расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы; • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; • развитие образного мышления и воображения; • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира; • создание условий к саморазвитию обучающихся. Воспитательные: • духовно-нравственное воспитание; • формирование чувства коллективизма; • воспитание аккуратности; • экологическое воспитание обучающихся; • воспитание интереса и уважения к традициям народов мира. Возраст обучающихся: 7-14 лет Количество обучающихся в группе: 11-15 человек Объём программы: 144 часа Срок реализации программы: 1 год Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (1 учебный час – 45 минут, перерыв – 10 минут) Форма обучения: очная Форма организации образовательного процесса: групповая, Формы проведения занятий: основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики Условия набора в объединение: Для занятий в объединении дети или их родители (или их законные представители) предоставляют: • заявление установленного образца; • согласие на обработку персональных данных. Ожидаемые результаты В конце обучения по данной программе, обучающие должны знать основы дизайна, основные тенденции в мире моды, научиться изготавливать предметы интерьера, модели одежды и аксессуары, правильно и эстетически их оформлять. Занятия расширяют кругозор, учат понимать природу, развивают фантазию, умение увидеть прекрасное в обыденном. Предметные результаты: По окончании обучения по программе учащиеся должны знать: - технологии выполнения декоративно-прикладных работ; - сведения о цвете и цветовых сочетаниях; - композиционное единство интерьера, внешнего образа; - основы дизайна интерьера, современные тенденции в мире моды; - основные виды декоративно-прикладного творчества; - уметь: работать с инструментами и приборами при создании предметов декоративноприкладного творчества; - анализировать задания и планировать последовательность их выполнения; - применять индивидуальные композиционные решения при создании арт-объектов; - - применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы; выполнять образцы по заданию и по собственному замыслу; - коллективно трудиться над поставленной задачей; владеть: терминологией по направлению деятельности; - навыками работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями; - приёмами и способами декорирования элементов различных стилей в техниках; - простейшими приёмами построения творческих дизайн-проектов; - навыками изготовления изделия по авторскому замыслу; - навыками составления дизайнерского предмета на заданную тему. - Личностные результаты: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: - составляют план и последовательность действий; - прогнозируют результат; - оценивают результат; - - самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Учебный план № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика Форма контроля 2 1 1 Собеседование 42 8 34 Собеседование, выполнение творческой работы 2.1 Вязание крючком – как вид декоративно-прикладного творчества. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель. Волшебное кольцо амигуруми. Столбики без накида. Соединительные столбики. 2.2 Брелок крючком 10 4 6 10 2 8 2.3 Вязание крючком корзины для хранения «Желудь» 3 Подарок Hand made 22 2 20 28 7 21 3.1 История возникновения праздников, традиций, обычаев 3.2 Подарок на день учителя 4 4 - 4 0,5 3,5 3.3 Подарок на день матери 4 0,5 3,5 3.4 Подарок на 8 марта 4 0,5 3,5 3.5 Подарок на День Святого Валентина 3.6 Подарок на 23 февраля 4 0,5 3,5 4 0,5 3,5 3.7 Подарок на Пасху 4 0,5 3,5 10 2 8 1 Вводное занятие История возникновения дизайна. Инструктаж 2 4 по технике безопасности Вязание крючком Осенний декор Собеседование, выполнение творческой работы Собеседование, выполнение творческой работы 4.1 Осенний венок в смешанной технике 5 Новогодний декор 10 2 8 16 1,5 14,5 5.1 Елочные игрушки из фетра 8 1 7 5.2 Настенное панно «Рождество» 8 0,5 7,5 Искусство канзаши 10 2 8 6.1 История возникновения канзаши. Необходимые материалы и инструменты. 2 1,5 0,5 6.2 Комплект украшений в технике канзаши. 8 0,5 7,5 20 3 17 7.1 Флористика как вид декоративно-прикладного творчества. Флористический декор в интерьере. Создание искусственных цветов. 7.2 Панно из искусственных цветов. 6 2 4 8 0,5 7,5 7.3 Магнит на холодильник «Лебедь» 8 Папье-маше 6 0,5 5,5 14 4 10 4 2 2 10 2 8 2 - 2 144 28,5 115,5 6 7 Флористика 8.1 История папье-маше. Технология изготовления лепной массы. 8.2 Сувениры из папье-маше 9 Итоговое занятие Итоговый контроль знаний Всего: Собеседование, выполнение творческой работы Собеседование, выполнение творческой работы Собеседование, выполнение творческой работы Собеседование, выполнение творческой работы Тест, выставка Содержание программы 1. Вводное занятие (2 ч.) Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планом работы объединения. Беседа об истории возникновения дизайна в стилях. Проведение игры «Давай знакомиться». Выявление уровня имеющихся знаний, интересов и стремлений. 2. Вязание крючком (42 ч.) Теория (8 ч): Истории вязания крючком. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Знакомство с различными видами пряжи. Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Цепочка из воздушных петель. Волшебное кольцо амигуруми. Столбики без накида. Соединительные столбики. Условные обозначения. Просмотр схем вязания. Практика (34 ч): Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбиков без накида, столбиков с накидом. Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. Вязание крючком юрелка. Вязание корзины из трикотажной пряжи «Желудь». 3. Подарок Hand made (28 ч.) Теория (7 ч.): История возникновения праздников, традиций, обычаев. Необходимые материалы и инструменты. Практика (21 ч.): Изготовление подарков к праздникам. 4. Осенний декор (10 ч.) Теория (2 ч.): Знакомство с историей. Виды, особенности и значение. Материалы и оборудование. Схема плетения. Практика (8 ч.): Изготовление венка в смешанной технике. 5. Новогодний декор (16 ч.) Теория (1,5 ч.): Знакомство с историей. Материалы и оборудование. Практика (14,5 ч.): Елочные игрушки из фетра. Настенное панно «Рождество». 6. Искусство канзаши (10 ч.) Теория (2 ч.): История возникновения канзаши. Необходимые материалы и инструменты. Практика (8 ч.): Выполнение комплекта украшений в технике канзаши. 7. Флористика (20 ч.) Теория (3 ч.): Знакомство с техникой и видами фоамирана и фетра. Способы механической и тепловой обработки фоамирана. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с утюгом, горячим клеем. Практика (17 ч.): Заготовка шаблонов. Изготовление цветов из фоамирана. Панно из искусственных цветов из фетра. Магнит на холодильник «Лебедь» Папье-маше (14 ч.) 8. Теория (4 ч.): История возникновения папье-маше. Знакомство с инструментами и приспособлениями для папье-маше. Рассматривание образцов. Практика (10 ч.): Изготовление лепной массы (бумага и клей). Лепка игрушки «Колобок». Лепка сувениров. 9. Итоговое занятие (2 ч.) Итоговый контроль знаний, умений, навыков. Выставка. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график (Приложение 4) Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - учебные столы; - рабочий стол педагога; - стулья; - шкафы для хранения материалов; - полки для выставочных работ - компьютер; - экран, проектор Инструменты и приспособления: - крючки; - ножницы; - кисточки; - швейная игла; - клей-пистолет. Материалы: - пряжа (хлопок, полухлопок, шерсть); - фольга; - клей ПВА; - швейные нити; - фетр; - фоамиран. Дидактический материал: - образцы изделий; - раздаточный материал (эскизы, иллюстрации, схемы, шаблоны). Нормативное обеспечение: - образовательная программа «Арт-дизайн – домашний дизайн»; - учебный план; - правила работы обучающихся в кабинете; - инструкция по технике безопасности работы в кабинете для обучающихся. Формы контроля В процессе реализации программы проводится контроль знаний, умений, навыков: • первоначальная диагностика знаний и умений детей – в начале обучения по программе (в форме собеседования); • промежуточный контроль – после первого полугодия обучения по программе. проводится в форме собеседования, самостоятельной творческой работы; • итоговый контроль – в конце обучения по программе, проводится в форме тестирования, защиты творческой работы. Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам: • усвоение знаний по базовым темам программы; • овладение навыками, предусмотренными программой; • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Формы контроля: • собеседование; • тестирование; • самостоятельная творческая деятельность. При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения, учитывается его участие в выставках, конкурсах, фестивалях прикладного творчества. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: • высокий; • средний; • низкий. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Критериями оценки композиционного решения задания являются следующие: • 5 баллов – работа выполнена правильно, хорошо организовано пространство, найдено удачное решение для цветового оформления, работа гармонична и оригинальна; • 4 балла – работа немного перегружена или, наоборот, не хватает одного из основных элементов, цветовое решение хорошее; • 3 балла – работа выполнена с ошибками, очень перегружена деталями или, наоборот, не хватает нескольких необходимых элементов, сочетание цветов неудачно, работа лишена оригинальности. Методическое обеспечение программы Методы и приемы обучения: по источнику полученных знаний: - словесные; - наглядные; - практические; по способу организации познавательной деятельности: - развивающего обучения (проблемный, частичнопоисковый, исследовательский); проектный, творческий, - дифференцированного обучения (уровневый, индивидуальные занятия); - игровые (конкурсы, игры-квесты, турниры с использованием мультимедиа, дидактические); - метод стимулирования (участие в конкурсах, выставки работ). Форма организации учебного занятия Раскрытию у детей творческого потенциала способствует сочетание различных форм организации занятий. Выбор типа занятия для изучения содержания образовательной программы зависит от изучаемой темы и может быть: комбинированным, занятием формирования умений и навыков, обобщающим, занятием проверки знаний и проводится в форме: лекции, беседы, творческой работы, выставки, викторины. Организация образовательного процесса осуществляется с применением следующих педагогических технологий: - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии (создают условия раскрыть познавательные возможности обучающегося); воспитательные технологии (реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности); - обучение в сотрудничестве (с педагогом, в группе, общегрупповое, разновозрастное; способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений); - коммуникативные технологии; - здоровьесберегающие образовательные технологии (направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровья как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни). Литература Список используемой литературы для педагога: 1. Гендина Ю. Уютная геометрия. Модные техники вязания крючком для стильного интерьера. – М.: Эксмо, 2022. 2. Зайцева А. Канзаши: цветочное очарование Японии своими руками. – М.: ЭксмоПресс, 2015. 3. Максименко Т. Шьем елочные игрушки. Фольклорная коллекция. – М.: Хоббитека, 2020. 4. Фассетт К., Мабли Б. Короли цвета, гуру вязания. Вдохновение, идеи, проекты Kaffe Fassett Studio. – М.: Эксмо, 2022. 5. Хендерсон Э., Борскис А. Стиль. Тысячи приемов и хитростей для оформления любого интерьера. – М.: Манн, Иванов и Фебер, 2021. 6. Хюбнер Х. Канзаши. Японские украшения для волос и аксессуары из ткани. – М.: Арт-Родник, 2014. Список используемой литературы для учащихся: 1. Верхола А. Волшебный фетр. Делаем игрушки вместе с мамой. – СПб: Питер, 2014. 2. Михайлова Т. Вязание крючком: шаг за шагом. – М: АСТ, 2022. 3. Кресловская М. Вязание крючком. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. – М.: Эскмо, 2021. Интернет-ресурсы: 1. Как научиться вязать крючком с нуля для начинающих https://handsmake.ru/kaknauchitsya-vyazat-kryuchkom-s-nulya.html 2. Канзаши своими руками https://zhenskie-uvlecheniya.ru/kanzashisvoimi-rukamitexnologiya-i-sovety-dlya-nachinayushhix-rukodelnic.html 3. Папье-маше https://mascaron.su/blog/istoriya-bumazhnoy-mebeli/ Приложение 1. Календарный учебный график по программе «Арт-дизайн – домашний дизайн» для учащихся 7-14 лет Количество учебных недель: 36 Срок реализации программы: 1 год (1 сентября 2024 г. – 31 мая 2025 г.) Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) Праздничный и выходные дни: согласно учебному календарю. Каникулярный период: осенние каникулы: зимние каникулы, спортивные каникулы, весенние каникулы. Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. № п/п 1. Месяц Сентябрь Число 3 Время проведения занятия 15:00-16:40 Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Знакомство с новым видом деятельности 2 часа Вводное занятие. История возникновения дизайна. Инструктаж по технике безопасности. МАУ ДО ЦДЮТ, кабинет №9 Беседа. опрос 10 часов Вязание крючком – как вид декоративноприкладного творчества. История возникновения (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, практические занятия) 2. 5,10,12, 17,19 Комбинированное (беседа. практическая работа) Беседа. практическая работа 3. 4. 24,26 Октябрь 5. 1,3 8,10,15, 17,22 6. Октябрьноябрь 24,29,3 1.10, 5,7.11 7. Ноябрь 12,14 8. 19,21,2 6,28 Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. 4 часа 4 часа вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель. Волшебное кольцо амигуруми. Столбики без накида. Столбики с накидом. Подарок Hand made. История возникновения праздников, традиций, обычаев. Подарок Hand made. Подарок на день учителя. 10 часов Вязание крючком. Брелок крючком. 10 часов Осенний декор. Осенний венок в смешанной технике. 4 часа Подарок Hand made. Подарок на день матери. 8 часов Новогодний декор. Елочные игрушки из Беседа. практическая работа 9. Декабрь 3,5,10,1 2 10. Декабрьянварь 11. Яеварьфевраль 17,19,2 4,26.12. , 9,14,16, 21,23,2 8.01. 30.01.,0 4.02. 12. Февраль 6,11 13. 13 14. 18,20,2 5,27 15. Март 4,6 практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное фетра. 8 часов Настенное панно «Рождество» 22 часа Вязание крючком корзины для хранения «Желудь» 4 часа Подарок Hand made. Подарок на день Святого Валентина. 4 часа Подарок Hand made. Подарок на 23 февраля. 2 часа История возникновения канзаши. Необходимые материалы и инструменты. Комплект украшений в технике канзаши. 8 часов 4 часа Подарок Hand made. Беседа. практическая работа 16. 11,13,1 8 17. Мартапрель 20,25,2 7.03.,01 .04. 18. Апрель 3,8,10 19. 15,17 20. 22,24 21. Апрельмай 29.04., 6,8,13,1 5.05. (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Комбинированное (беседа. практическая работа) Подарок на 8 марта. 6 часов 8 часов Флористика как вид декоративно-прикладного творчества. Флористический декор в интерьере. Создание искусственных цветов. Панно из искусственных цветов. 6 часов Магнит на холодильник «Лебедь» 4 часа Подарок Hand made. Подарок на Пасху. 4 часа История возникновения папье-маше. Технология изготовления лепной массы. Сувениры из папье-маше 10 часов 22. Май Всего 20 Обобщающее 2 часа 144 часа Итоговое занятие. Самостоятельная работа. Тест, выставка Приложение 2 Диагностика запросов и потребностей обучающихся объединения «Арт-дизайн – домашний дизайн» Вопросы для собеседования С какой целью ты решил(а) изучать данный курс? Занимаешься ли ты каким-либо рукоделием дома (изготовление поделок, вышивка, бисероплетение и др.)? Технологию какого вида декоративно-прикладного творчества ты хотела бы изучить? Диагностика удовлетворения запросов и потребностей обучающихся объединения «Арт-дизайн – домашний дизайн» Вопросы для собеседования 1. 2. 3. 4. Оправдались ли твои ожидания? Чему ты научилась за весь период обучения? Где ты сможешь применить полученные знания? Хотел бы ты продолжить обучение? Приложение 3 Диагностика удовлетворения запросов и потребностей родителей обучающихся объединения «Арт-дизайн – домашний дизайн» Уважаемые родители! С целью эффективной организации образовательного процесса в объединении «Арт-дизайн – домашний дизайн» просим Вас ответить на вопросы анкеты 1. Довольны ли Вы тем, что Ваш ребенок посещает объединение? 2. Как Вы узнаете о результатах работы ребенка? из беседы с ребенком из беседы с педагогом на творческих встречах с родителями на мероприятиях, проводимых в Центре другое 3. Довольны ли Вы тем объемом знаний, умений, которые ребенок получил в объединении? 4. Повлияли ли на Вашего ребенка положительным образом занятия в объединении, если да, то каким образом? 5. Используете ли Вы, как наказание, запрет на посещение занятий в Центре? 6. Ваши пожелания. Благодарим за сотрудничество! Приложение 4. Итоговый контроль знаний обучающихся объединения по программе «Арт-дизайн – домашний дизайн» Из трех вариантов выбрать верный 1. Что вызывает волнистость края круга? 1. слишком частое прибавление петель 2. слишком частое убавление петель 3. пропуск петель 2. Какая петля формирует первую петлю ряда? 1. петля подъема 2. ведущая петля 3. вытянутая петля 3. Что означает слово «декор»? 1. Писать 2. Украшать 3. Изготавливать 4. В какой стране был изобретен фоамиран? 1. Индия 2. Португалия 3. Иран 5. Как с французского языка переводится «папье-маше»? 1. Жеваная бумага 2. Мокрая бумага 3. Мусор 6. Назовите основные ингредиенты для приготовления массы папье-маше: 1. Вода, клей, бумага 2. Бумага, краски, вода 3. Бумага, пластилин, вода 7. Когда возникло декоративно-прикладное искусство? 1. В первобытные времена 2. В Средневековье 3. В XX веке