Программа_адаптированная_Творчество без границ_2025-2026-уч.г

Пояснительная записка
Вид программы – адаптированная
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень реализации - базовый

•
•

•

•

•

Дополнительная
адаптированная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Творчество без границ» (для детей с ограниченными возможностями
здоровья) разработана в соответствии с документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
№28,
г.
Москва
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.
3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Декоративно-прикладное творчество положительно сказывается на физическом развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья, развивает работоспособность,
координацию движений, развитие мышления, памяти, внимания, восприятия. Вовлечение
детей в творчество повышает уровень познавательной активности обучающихся, учебной
мотивации, выдержанности, добавляет уверенности в собственных возможностях.
Отличительные особенности программы: программа рассчитана на детей с
ограниченными возможностями здоровья прошедших обучение по программам
стартового уровня «Лучики» и «Фантазёры». Особое внимание на занятиях уделяется
эстетическому воспитанию, развитию художественного вкуса у детей. Обучение по
программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой
самореализации.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней объединены разные по сложности
техники декоративно-прикладного творчества (вязание, макраме, фом-флористика и
другие). Это позволит учащимся упорядочить знания по работе в разных техниках и
успешно применять их при выполнении изделий.
Цель

программы:

создание

условий

для

успешной

социализации

ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья через декоративно-прикладное творчество.

•

Задачи программы:
Образовательные:
освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления изделий,
приобретение умений применять полученные знания на практике;

•
•
•

•
•
•
•
•

приобретение знаний правил техники безопасности;
формирование умений добывать информацию;
формирование
специальных
компетенций
(освоение
инструментария
декоративноприкладного творчества, новых технологий работы с различными
материалами, навыки оформления творческих работ с помощью педагога).
Развивающие:
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения),
наблюдательности, творческих способностей;
развитие таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;
расширение кругозора.
Воспитательные:
развитие положительной эмоциональной сферы ребенка;
воспитание чувства собственного достоинства.
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Количество обучающихся в группе: 6-7 человек
Объем программы: 144 часа
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного занятия составляет
45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут)
Форма обучения: очная
Форма занятий - групповая
Методы контроля: наблюдение, обсуждение
Форма контроля: итоговая выставка «Детское творчество»
Ожидаемые результаты
После окончания обучения обучающиеся должны
знать:
•
простейшие приемы, используемые для различных видов декоративноприкладного творчества;
•
технику безопасности на занятиях;
•
технологический процесс изготовления поделок;
•
основные базовые элементы в разных видах творчества;
•
особенности и способы обработки различных материалов.
уметь:
•
соблюдать правила безопасного труда при работе с различными
инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
•
переводить шаблоны на различный материал;
•
изготавливать и оформлять изделия в различных видах творчества;
•
осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
•
подбирать гармоничные цвета и оттенки;
•
добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и
материалам.
Личностные результаты:
•
формирование умения вести диалог;
•
развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
•
развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;

•
•

развитие творческой индивидуальности, логического мышления;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:
•
формирование первоначальных умений
работать
с
источниками информации;
•
формирование рефлексивных умений;
•
формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
•
развитие возможностей для самореализации личности учащегося.

различными

Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
составляющих ее обеспечения:
Материально-техническое обеспечение:
•
компьютер;
•
столы, стулья;
•
оборудование для практических работ.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, прошедший обучение по
профессиональной программе повышения квалификации по теме: «Особенности работы с
детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».
Методическое и дидактическое обеспечение:
•
методические разработки, планы-конспекты занятий, методические
указания и рекомендации к практическим занятиям;
•
учебная, методическая, дополнительная литература;
•
развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс
физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма,
дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц
туловища, релаксация мышц глаз);
•
словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны,
выкройки).
Учебный план
№ Тема

Всего
часов

Теория

Практика

Форма контроля

1
2

Вводное занятие
Вязание крючком:

2
40

0,5
4

1,5
36

Собеседование
Собеседование,
наблюдение

- Цепочка из воздушных петель,
кольцо амигуруми, столбики без
накида, соединительные столбики
- Игрушка крючком

10

2

8

30

2

28

Бисероплетение:

18

1,5

16,5

- Простые техники плетения.
Цепочки
- Изготовление комплекта

4
6
8

0,5
0,5
0,5

3,5
5,5
7,5

3

Собеседование,
наблюдение

украшений
- Чтение схемы. Фигурки из бисера

4

Фом-флористика:

26

2,5

23,5

- Композиция из фоамирана «Нежная
фантазия»
- Композиция «Цветы в корзине»
- Сувенир-игрушка «Собачка»
- Фоторамка из фоамирана «Морской
мир»
Мандала:

8

1

7

8
4
6

0,5
0,5
0,5

7,5
3,5
5,5

8

1

7

- Плетение славянской мандалы
- Плетение индейской мандалы

4
4

0,5
0,5

3,5
3,5

6

Волшебная бумага и картон:

30

5

25

1
1,5
0,5
1
1

7
6,5
3,5
5
3

7

- Квиллинг
Паперкрафт
моделирование)
- Газетная пластика
- Скрапбукинг
- Торцевание
Нитяная графика:

1,5

8,5

0,5
0,5
0,5

1,5
3,5
3,5

8

-Вышивка на картоне картины 2
4
«Яблоко»
-Вышивка на картоне картины 4
«Созвездия»
- Вышивка на картоне картины
«Павлин»
Пластилинография:
8

1

7

9

- Картина «Мухоморы»
- Картина «Морской мир»
Итоговое занятие

2
6
2

0,5
0,5
0,5

1,5
5,5
1,5

Итого:

144

17,5

126,5

5

8
(Бумажное 8
4
6
4
10

Собеседование,
наблюдение

Собеседование,
наблюдение

Собеседование,
наблюдение

Собеседование,
наблюдение

Собеседование,
наблюдение
Самостоятельная
работа

Содержание программы
1. Вводное занятие
Цели и задачи. Содержание работы.
Знакомство с образцами готовых изделий. Правила использования инструментов, их
хранение. Правила техники безопасности и санитарной гигиены.
2. Вязание крючком
Теория: Презентация «История вязания». Инструменты и материалы, необходимые для
занятий. Рассматривание образцов изделий. Знакомство с различными видами пряжи.

Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Основные приемы вязания игрушки
амигуруми. Цепочка из воздушных петель. Волшебное кольцо амигуруми. Столбики без
накида. Условные обозначения. Просмотр схем образцов вязания.
Практика: Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбиков без
накида. Закрепление последней петли. Вязание крючком игрушки амигуруми.
3. Бисероплетение
Теория: Знакомство с основными техниками плетения. Чтение схем для плетения.
Практика: Изготовление украшений. Плетение фигурок из бисера.
4. Фом-флористика
Теория: Знакомство с техникой и видами фоамирана. Способы механической и тепловой
обработки фоамирана. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с
утюгом, горячим клеем, ножницами. Рассматривание образцов изделий. Подготовка
материала. Беседа. Презентация.
Практика: Заготовка шаблонов. Изготовление цветов. Составление композиции из
готовых цветов «Нежная фантазия». Изготовление композиции «Цветы в корзине».
Изготовление шаблонов для игрушки, оформление сувенира «Собачка». Изготовление и
оформление фоторамки «Морской мир».
5. Мандала
Теория: История мандал у славян. Виды, особенности и значение. Значение цветов
славянского оберега. Материалы и оборудование. Знакомство с историей индейской
мандалы. Символика мандал. Виды, особенности и значение. Значение цвета индейского
символа. Презентация «Талисманы, обереги и амулеты народов мира». Подготовка
материала. Схемы плетения.
Практика: Плетение славянской и индейской мандал из ниток.
6. Волшебная бумага и картон
Теория: История возникновения бумажных техник рукоделия (квиллинг, паперкрафт,
газетная пластика, скрапбукинг и торцевание). Знакомство с материалами и
инструментами, необходимыми в работе с разными техниками.
Практика: Изготовление композиции «Собака» в технике квиллинг. Сборка объемных
моделей в технике паперкрафт («белка», «единорог»). Изготовление коллажа из газет
«Подсолнухи» и аплликации «Гусь». Оформление блокнота с технике скрапбукинг.
Картины «Дуб» и «Сирень» в технике торцевание.
7. Нитяная графика
Теория: Знакомство с историей нитяной графики. Техника выполнения.
Практика: Вышивка на картоне картин «Яблоко», «Созвездия», «Павлин».
8. Пластилинография
Теория: Знакомство с техникой и материалом. Техника выполнения.
Практика: Изготовление картин из пластилина «Мухоморы», «Морской мир».
9. Итоговое занятие
10.
Теория: Беседа по изученным темам, используемым инструментам.
Итоговая выставка работ по изученным темам.

Практика:

Форма контроля

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

1) начальный контроль:
знание простейших навыков вырезания по линии симметрии, сложения гармошкой;
умения пользоваться шаблонами, трафаретами;
навыки изготовления несложных изделий из бумаги.
2) промежуточный контроль:
знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу;
умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности;
умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;
навыки сгибания и соединения деталей.; 3) итоговый контроль:
знание терминологии опорных понятий;
умение аккуратно и точно выполнять работу;
умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
навыки
изготовления базовых форм.

Литература
1. Болдова, Копцева Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным
техникам. – М.: Эксмо, 2019 г.
2. Гаврилова А. С. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. Ростов н/Д: Владис, 2013.
3. Зайцева А. Я занимаюсь квиллингом. Цветочные композиции своими руками. 12
эффектных миниатюр. – М.: Эксмо-Пресс, 2023
4. Ивановская Т. Волшебная изонить. Английская техника вышивания. – М: Рипол-Классик,
2017.
5. Кресловская М. Вязание крючком. Самое полное и понятное пошаговое руководство для
начинающих. 2021.
6. Остановская Ю. Современный скрапбукинг. Самое полное и пошаговое руководство для
начинающих. – М.: Эксмо, 2022.
7. Светлова М. Мандалы. Плетение из ниток, 2014.
Интернет-ресурсы
1. https://wikiw.life/handmade/master-klassy/cvety-iz-foamirana.html - Цветы из фоамирана
2. https://tkaner.com/vsyo-dlya-rukodeliya/nitki/mandala-iz-nitok-svoimi-rukami/ - Мандала
3. https://www.livemaster.ru/masterclasses/skrapbuking - Скрапбукинг. Мастер-классы
4. https://vk.com/poly_fish - Шаблоны для паперкрафт

Приложение 1
Календарный учебный график
по программе «Творчество без границ»
Педагог: Гордеева А.И.
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 1 год (1 сентября 2025 г. – 31 мая 2026 г.)
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно календарю: 04.11.2025, 01.01.2026-08.01.2026, 23.02.2026, 08.03.2026, 29.04.2026
– 01.05.2026, 09.05.2026 – 10.05.2026
Каникулярный период: осенние каникулы: 29.10.2025 – 06.11.2025; зимние каникулы; 30.12.2025 – 08.01.2026;
спортивные каникулы: 18.02.2026 – 26.02.2026; весенние каникулы: 25.03.2026 – 02.04.2026
Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания.
№
п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего
часов

1.

1 сентября
2025

2 часа

2.

3 сентября

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности и санитарной
гигиены.
История возникновения
вязания. Инструменты и
материалы.

2 часа

Содержание деятельности
Теоретическая часть
Практическая часть занятия
(форма организации
(форма организации
деятельности)
деятельности)
Беседа по теме

Беседа по теме

Рассматривание
образцов
изделий.
Знакомство
с
различными видами пряжи.
Правильный подбор крючка. Как
держать крючок.

3.

8-10 сентября Основные приемы вязания.

4.

15-17
сентября

5.

22-29
сентября
1-8 октября

4 часа

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

6 часов

Беседа по теме

6 часов

Беседа по теме

8 часов

Беседа по теме

6 часов

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме.

6 часов

Беседа по теме.

Чтение схемы. Фигурки из 8 часов
бисера.

Беседа по теме.

Флористика как вид
декоративно-прикладного

Беседа по теме

Отработка навыков
вязания.

Игрушка крючком.
Вязание головы.
6.
Игрушка крючком.
Вязание туловища.
7. 13-22 октября
Игрушка крючком.
Вязание рук, ног.
8. 27 октября – 3
Игрушка крючком.
ноября
Вязание одежды.
9.
5-10 ноября Игрушка крючком. Сборка
игрушки.
10. 12-17 ноября Бисероплетение. Простые
техники плетения.
Цепочки.
11. 19-26 ноября
Комплект украшений из
бисера.
12.

1-10 декабря

13.

15 декабря

2 часа

Цепочка из воздушных петель,
кольцо амигуруми, Столбики без
накида,
соединительные
столбики.
Отработка навыков вязания 1-й
петли,
воздушных
петель,
столбиков
без
накида.
Закрепление последней петли.
Просмотр
схем
образцов
вязания. Вязание головы.
Просмотр
схем
образцов
вязания. Вязание туловища.
Просмотр
схем
образцов
вязания. Вязание рук, ног.
Просмотр
схем
образцов
вязания. Вязание одежды.
Сборка игрушки.
Знакомство
с
основными
техниками плетения. Чтение
схем для плетения.
Выполнение
комплекта
украшений из бисера. Кольцо.
Браслет. Чокер.
Чтение схем для плетения.
Плетение фигурок из бисера по
схеме.
Знакомство с техникой и видами
фоамирана. Способы

творчества. Материалы и
оборудование. Техника
безопасности.

14. 17-24 декабря

Композиция из фоамирана 6 часов
«Нежная фантазия»

Беседа по теме

15.

29 декабря
2025 – 19
января 2026

Композиция «Цветы в
корзине».

8 часов

Беседа по теме

16.

21-26 января

Сувенир-игрушка
«Собачка».

4 часа

Беседа по теме

17.

28 января – 4
февраля

Фоторамка из фоамирана
«Морской мир».

6 часов

Беседа по теме

18.

9 февраля

История мандал у славян.
Виды, особенности и
значение. Значение цветов
славянского оберега.
Материалы и
оборудование.

2 часа

Беседа по теме

механической и тепловой
обработки фоамирана.
Проведение инструктажа по
технике безопасности при работе
с утюгом, горячим клеем,
ножницами. Рассматривание
образцов изделий.
Подготовка материала.
Заготовка шаблонов.
Изготовление цветов.
Составление композиции из
готовых цветов «Нежная
фантазия».
Заготовка шаблонов для
композиции. Изготовление
цветов. Изготовление
композиции «Цветы в корзине».
Изготовление шаблонов для
игрушки. Сборка и формление
сувенира «Собачка».
Заготовка шаблонов для
фоторамки. Изготовление и
оформление фоторамки
«Морской мир»
Рассматривание образцов.

19.

11 февраля

Плетение славянской
2 часа
мандалы
Знакомство с историей
2 часа
индейской мандалы.
Символика мандал. Виды,
особенности и значение.
Значение цвета индейского
символа.
Плетение индейской
2 часа
мандалы
Волшебная бумага и
8 часов
картон. Квиллинг.

Беседа по теме

Плетение славянской мандалы.

20.

16 февраля

Беседа по теме

Рассматривание образцов.

21.

18 февраля

Беседа по теме

Плетение индейской мандалы.

22.

25 февраля –
11 марта

Беседа по теме.

Рассматривание
образцов.
Инструменты и материалы.
Изготовление
композиции
«Собака» в технике квиллинг.
Знакомство с материалами и
инструментами. Чтение схемы.
Сборка объемных моделей в
технике паперкрафт («белка»,
«единорог»).
Изготовление коллажа из газет
«Подсолнухи» и аплликации
«Гусь».
Картины «Дуб» и «Сирень» в
технике торцевание.
Оформление блокнота с технике
скрапбукинг.
Знакомство с историей нитяной

23.

16-25 марта

Волшебная бумага и
картон. Паперкрафт
(бумажное
моделирование).

8 часов

Беседа по теме.

24.

30 марта – 1
апреля

Волшебная бумага и
картон. Газетная пластика.

4 часа

Беседа по теме.

25.

6-8 апреля

4 часа

Беседа по теме.

26.

13-20 апреля

6 часов

Беседа по теме.

27.

22 апреля

Волшебная бумага и
картон. Торцевание.
Волшебная бумага и
картон. Скрапбукинг.
Нитяная графика.
Вышивка на картоне

2 часа

Беседа по теме.

картины «Яблоко».

28.

27-29 апреля

29.

4-6 мая

30.

11 мая

31.

13-20 мая

32.

25 мая
Всего

графики. Техника выполнения.
Вышивка на картоне картины
«Яблоко».
Вышивка на картоне картины
«Созвездия».

Нитяная графика.
Вышивка на картоне
картины «Созвездия».
Нитяная графика.
Вышивка на картоне
картины «Павлин».
Пластилинография.
Картина «Мухоморы».

4 часа

Беседа по теме.

4 часа

Беседа по теме.

Вышивка на картоне картины
«Павлин».

2 часа

Беседа по теме.

Пластилинография.
Картина «Морской мир».
Итоговое занятие.
Самостоятельная работа
учащихся.

6 часов

Беседа по теме.

2 часа

Беседа по теме.

Знакомство с техникой и
материалом.
Техника
выполнения.
Изготовление
картины
из
пластилина «Мухоморы».
Изготовление картины из
пластилина «Морской мир».
Самостоятельная
работа
учащихся.

144
часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».