Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная
Тип программы – адаптированная
Уровень программы – стартовый
Признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и
молодежи с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, программа
обеспечивает включение образования данной группы учащихся в качестве неотъемлемой
части в систему дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества.
Современные требования общества к развитию личности детей с ОВЗ и детейинвалидов, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения. Этому способствует дополнительное образование, позволяющее создавать
условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством
индивидуализации процесса воспитания и обучения.
В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого
ребенка в образовательное пространство.
Одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Дети
включаются в творческую деятельность с удовольствием, так как она реализует их
любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.
Творчество является могучим средством обучения, воспитания и развития.
Использование на занятиях с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами аппликации будет
способствовать улучшению мелкой моторики и памяти, помогает развитию фантазии,
воображения, развивает аккуратность, усидчивость, терпение. Такие занятия будут
способствовать более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. К тому
же любая вещь, сделанная своими руками, всегда доставляет больше радости.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
•
•
•
•
•
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
При составлении программы был использован опыт авторов: Клеменковой Е.Ю.,
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Мастерство без границ»,
г.Надым, 2019г.; Сологуб Е.С., Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа для детей-инвалидов «Слышу, понимаю, говорю», г. Санкт-Петербург, 2017 г.,
Соловьёвой Т.Е., Авторская программа «Мозаика» г. Ейск, 2010 г., а также опыт реализации
летней
краткосрочной
дополнительной
адаптированной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Весёлая мозаика» и дополнительной адаптированной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Мозаика».
Отличительной особенностью программы является её адаптированность под
запросы конкретного ребенка. Программа ориентирована на создание условий для
умственного и творческого развития личности обучающегося.
Актуальность Вовлечение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в занятия по программе
«Аппликация» эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и
психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения
психоэмоционального состояния и развития.
Занятия творчеством содействуют развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, восприятия, творческого потенциала личности,
формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия
аппликацией дают множество возможностей для формирования личности ребёнка. Кроме
развития мелкой моторики рук, она дарит возможности игры с цветом, что помогает
развитию художественных способностей, фантазии и творчества. Умение выкладывать
рисунки по схемам развивает способность зрительно-моторной координации движений, что
немаловажно для подготовки детей к письму. Счёт количества нужных деталей и рядов в
рисунке обязательно поможет в развитии математических способностей ребёнка, его
интеллекта. При выкладывании фигур, кроме развивающих способностей, у детей
вырабатываются такие качества характера, как терпение и сосредоточенность,
аккуратность и внимание.
Цель программы:
активизация коммуникативной сферы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью интеграции
их в социальную среду через использование интерактивных образовательных технологий.
Задачи программы:
- обучать детей целенаправленной работе с термомозаикой, маркетри (аппликация – пазл);
- обучать детей читать схемы изображений;
- содействовать развитию моторики рук, зрительной памяти, глазомера;
- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;
- развивать творческую активность, проявление инициативы и любознательности;
- формировать мотивации к обучению;
- развивать коммуникативные навыки и умения;
- поощрять развитие творчества в игре;
- закреплять знание основных, промежуточных цветов и оттенков;
- воспитывать у детей уважение к труду;
- воспитывать регуляцию волевой сферы детей.
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы: 36 учебных часа
Режим занятий: 1 раз в неделю 1 учебный час
Форма организации занятий: индивидуально.
Ожидаемые результаты
Предметные
По окончании программы обучающиеся будут
знать:
- технику безопасности на занятиях
- основные базовые элементы в разных видах деятельности
- технологию изготовления плоских и объемных изображений при помощи
термомозаики;
- правила безопасного плавления бусин;
- этапы работы над творческим проектом;
уметь:
- добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам
- разрабатывать схему и создавать по ней плоские изображения растений и
животных;
- выступать перед аудиторией с презентацией своего изделия.
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной культуры;
- формирование установки на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому
труду, бережному отношению к материальным ценностям;
- формирование позитивного отношения к другим членам коллектива;
- развитие творческой активности, инициативности и любознательности.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать свои действия с помощью педагога
- формирование умения воспринимать, анализировать, сравнивать окружающие
предметы и явления, ориентироваться в действительности, проектировать действия и
поведения человека в различных ситуациях;
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к
обучению;
- формирование активной жизненной позиции в условиях инклюзивного образования;
- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом.
Формы контроля
Мониторинг освоения программы обучающимися проводится в течение реализации
программы в форме собеседования, наблюдения, выполнения самостоятельных творческих
работ. Оценивание уровня усвоения программного материала детьми с ОВЗ проводится по
следующим показателям:
- соблюдение техники безопасности при выполнении любых видов работ
- знание наименований различных инструментов и приспособлений, применяемых
при выполнении работ на занятии
- усвоение знаний и навыков по базовым темам программы
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности
Демонстрация образовательных результатов по итогам реализации программы
осуществляется в форме творческой работы.
Учебный план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
прак
тика
0,5
Собеседование.
наблюдение
3,5
Наблюдение,
практическая
работа
9
Наблюдение,
практическая
работа
1
Вводное занятие
1
0,5
2
Работа с бумагой и картоном
4
0,5
3
Термомозаика: Мир растений, Мир 10
насекомых, Мир животных и птиц.
1
4
Творческая работа (по выбору 2
«Домик в деревне», «На лесной
опушке», «букет цветов»)
0
2
5
6
7
Презентация творческой работы
1
Маркетри. Аппликация-пазл.
11
Творческий проект (по выбору «На 2
волнах»,
«Букет
цветов»,
«Зоопарк»)
0
1
0
1
10
2
8
Экскурсия
в
Ковдорский 4
краеведческий музей
Итоговое занятие. Презентация 1
творческой работы.
Итого
36
1
3
0
1
4
32
9
Формы
контроля
Наблюдение,
самостоятельная
творческая
работа
Собеседование
Наблюдение,
самостоятельная
творческая
работа
Итоговый
контроль.
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планом
работы объединения, инструментами, материалами и оборудованием.
Практика: Обучающиеся знакомятся с оборудованием и материалами,
рассматривают иллюстрации на тему «Термомозаика», «Маркетри».
2. Работа с бумагой и картоном (4 часа).
Теория: Организация рабочего места. Рациональные способы работы с материалом.
Аппликация. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы
в аппликации. Техника безопасности при работе.
Практика: Изготовление праздничных открыток «С новым годом!», «23 февраля»,
« С праздником весны!», «С Днём Победы!». Аппликация мозаика из салфеток « Космос».
Объёмная аппликация панно
«У Новогодней ёлочки». Изготовление сувениров.
Аппликация мозаика «Ёжик», «Кораблик».
3. Термомозаика: Мир растений, Мир насекомых, Мир животных и птиц
(10 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок растений, насекомых,
животных и птиц в технике термомозаики.
Практика: Изготовление моделей, фигурок растений, насекомых, животных и птиц в
технике термомозаики.
4. Творческая работа (по выбору «На лесной опушке», «Домик в деревне») (2
часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, оформляют творческую работу.
5. Презентация творческой работы (1 час)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, проводят презентацию
выполненной творческой работы.
6. Маркетри. Аппликация-пазл (11 часов).
Теория: Знакомство со схемами и способами сборки маркитри аппликации.
Практика: Изготовление маркетри.
7. Творческий проект (по выбору «На волнах», «Букет цветов», «Зоопарк») (2
часа).
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, оформляют творческую работу.
8. Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей (4 часа)
9. Итоговое занятие. Презентация творческой работы (1 часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, проводят презентацию
выполненной творческой работы.
Методическое обеспечение программы
Аппликация — это одна из техник декоративно-прикладного искусства. Слово
произошло от латинского applicatio, что значит «прикладывание».
Простота, новизна и декоративность аппликации радуют каждого, а особенно
детей. Она пробуждает фантазию, учит мечтать и экспериментировать, знакомит ребенка с
азбукой и важнейшими закономерностями композиции, помогает совершенствовать
технические умения, создает благоприятные возможности для сочетания художественного
и трудового обучения, организации индивидуального и коллективного труда.
Термомозаика, маркетри как и просто аппликация, способствует улучшению
мелкой моторики и памяти, помогает развить фантазию и воображение, учит подбирать
цвета, а также развивает аккуратность, усидчивость и терпение. Аппликация доставит
больше радости, чем просто мозаика, т. к. поделки из нее, в отличие от обычной мозаики,
можно сохранить. Готовыми поделками можно играть, их можно дарить родным и
друзьям или повесить на стену для украшения детской комнаты. А подарок, сделанный
своими руками, доставит радость и сделавшему его и тому, кому его подарят. Также
можно создать героев для любимой сказки.
Работа по созданию аппликации важна для психического развития ребенка.
Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление,
воображение.
Во-вторых, создавая изображение с помощью аппликации, у ребенка развивается
целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.
В-третьих, аппликация развивает художественный вкус ребенка, позволяет
проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не
только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать
и понимать интересы другого человека.
Организация образовательного процесса
Занятия по программе проходят очно, 1 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию
работы объединения «Аппликация».
Методы обучения и воспитания
При реализации программы используются следующие методы обучения: словесный,
наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
При реализации программы используются методы воспитания: убеждение, пример,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусматриваются занятия в микрогруппах и индивидуальные.
Формы организации учебного занятия
Программой предусматриваются следующие формы организации учебных занятий:
рассказ, беседа, обсуждение, практическая работа, демонстрация, выставка, мастер-класс,
презентация.
Педагогические технологии
Для реализации программы применяются технологии личностно-ориентированного
подхода, технология сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии,
технология свободного воспитания, здоровьесберегающие образовательные технологии.
Условия реализации программы
- Учебные столы
- Стулья
- Ноутбук с выходом в интернет
- Бусины для термомозаики
- Основы для термомозаики
- Термобумага или пекарская бумага
- Пинцеты
- Утюг
- Плотная тканевая подстилка для глажки
- Схемы термомозаики
- Готовые наборы термомозаики
- Груз для выравнивания остывающих фигурок, моделей
- Сетевой фильтр Пилот
- Клеевой пистолет
- Деревянные доски для оформления творческой работы
- Ножницы
- Цветная бумага и цветной картон
- Готовые наборы Маркетри
- Шпон натуральный для создания маркетри
- Скотч двусторонний
- Материалы для декорирования творческих работ (деревянные спилы, пластиковые
трубочки, ракушки…)
Дидактический материал:
При реализации программы используются образцы изделий по всем модулям
программы, информационные дидактические материалы, раздаваемые обучающимся для
самостоятельной работы в процессе учебных занятий, использование которых направлено
на помощь обучающимся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в процессе
выполнения творческих работ.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: избранные психологические труды
/ Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2006.
2. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни,2002.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри
нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.- М.: Речь, 2005.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь,
2006.
5. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова//
Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.
6. Энциклопедия поделок для больших и маленьких. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
7. Баранова И.А. Познай мир. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
8. Жданова Л.И. Альбом твоих аппликаций. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
9. Раскраски-узоры. – М.: Росмэн-Пресс, 2005
10.Хамцова О. Кубанская азбука для детей и их родителей. – Краснодар: Перспективы
образования, 2007
11. Фаттахова Н.С. Посмотри и раскрась. – М.: Фламинго, 2005
Интернет-ресурсы:
1.
Группы в социальной сети в Контакте: www. maam.ru, https://vk.com/ttt_mozaika,
https://vk.com/birds.animals, https://vk.com/laplandzap