Программа_Лапы и хвост _2025-2026 уч.г

Пояснительная записка
Вид программы – адаптированная
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень реализации - стартовый
Дополнительная
адаптированная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Лапы и хвост» (для детей с ОВЗ) разработана в соответствии с документами:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
•
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
•
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лапы и хвост»
относится к социально-гуманитарной направленности и специально разработана для
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья основам работы с собаками,
учитывая особые образовательные потребности и психофизические особенности
обучающихся.
Собаки являются самыми преданными друзьями человека, которые готовы
защищать своих хозяев в любой ситуации и никогда не предадут их доверие.
Благодаря своему острому чутью и невероятной верности, собаки помогают людям
не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности: спасают людей,
ищут пропавших, помогают инвалидам и охраняют дома.
Эти удивительные животные способны чувствовать настроение человека,
поддерживать в трудную минуту и дарить безграничную любовь, становясь настоящими
членами семьи, которые делают нашу жизнь более безопасной и радостной.
Актуальность программы
Программа актуальна, поскольку позволяет решить несколько важных задач:
•
Способствует социальной адаптации детей с ОВЗ
•
Обеспечивает
профессиональную
ориентацию
в
кинологических
специальностях
•
Развивает коммуникативные навыки через взаимодействие с животными
•
Создает условия для эмоционального и психологического развития
Собаки учат детей важным жизненным навыкам:

Ответственность и дисциплина - через регулярный уход за питомцем (кормление,
выгул, уход) ребенок учится планировать и выполнять задачи, понимая, что от его
действий зависит благополучие животного.
Эмпатия и эмоциональный интеллект - наблюдая за поведением собаки, дети учатся
распознавать и понимать эмоции (радость, страх, беспокойство), что развивает
способность сопереживать и лучше понимать чувства других.
Социальные навыки - прогулки с собакой помогают заводить новых друзей,
общаться с другими людьми и становиться более уверенными в себе, так как ребенок
осознает важность своей заботы для питомца.
Терпение и настойчивость - дрессировка собаки учит детей быть терпеливыми и
последовательными, помогает справляться с трудностями и не сдаваться при неудачах.
Здоровый образ жизни - регулярные прогулки и активные игры с питомцем
мотивируют детей больше двигаться, проводить время на свежем воздухе и поддерживать
физическую активность.
Каждая тема адаптирована под конкретные возможности обучающихся и включает
как практические занятия, так и теоретическую подготовку. Важно помнить о
необходимости индивидуального подхода и поэтапного освоения материала.
Отличительные особенности программы: программа отличается комплексным
подходом, включающим как практические занятия с животными, так и творческую
деятельность (лепка, макраме, рисование). Занятия проводятся в игровой форме с
использованием практических упражнений, экскурсий и различных мероприятий, что
помогает детям не только получить знания о собаках, но и развить важные социальные
навыки, ответственность и бережное отношение к животным.
Новизна программы заключается в интеграции занятий с собаками и декоративноприкладным творчеством, что позволяет детям с ОВЗ развивать не только художественные
способности, но и навыки общения с животными.
Цель программы: создание условий для социализации и духовно-нравственного
воспитания детей с ОВЗ через обучение основам кинологии.

•
•
•
•

Задачи программы:
Образовательные задачи:
Формирование знаний о породах собак, их особенностях и характере
Формирование представлений о правильном уходе за собаками
Формирование знаний о профессиях в сфере кинологии
Получение знаний о кинологических видах спорта и дрессировки собак

•

Развивающие задачи:
Развитие навыков наблюдения и анализа
Развитие навыков общения с собаками
Формирование навыков практического ухода за животными
Развитие коммуникативных навыков

•

Личностные задачи:
Формирование ответственного отношения к животным

•
•
•

•
•

•
•

Развитие эмпатии и понимания поведения собак
Стимулирование интереса к изучению животного мира
Воспитательные задачи:
Воспитание любви к животным
Воспитание аккуратности и внимательности

Возраст обучающихся: 10-16 лет
Количество обучающихся в группе: 7-10 человек
Объем программы: 144 часа
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного занятия
составляет 45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут)
Форма обучения: очная
Форма занятий - групповая
Методы контроля: наблюдение, обсуждение
Форма контроля: итоговая выставка «Верный друг»
Ожидаемые результаты
В конце обучения обучающиеся приобретут базовые знания о собаках, у детей
сформируются навыки гуманного отношения к животным, улучшатся коммуникативные
способности через взаимодействие с собаками и другими участниками занятий, а также
разовьется экологическое мышление при изучении особенностей содержания домашних
питомцев.
Программа обеспечит комплексную социализацию детей с ОВЗ: они освоят основы
дрессировки, научатся применять полученные знания на практике, научатся создавать
декоративные изделия, связанные с кинологической тематикой, что будет способствовать
развитию их творческих способностей и мелкой моторики.
Предметные результаты:
• освоение основ кинологии и особенностей различных пород собак
• создание декоративных изделий по темам программы
• освоение правил безопасного общения с собаками
• освоение базовых навыков по уходу за собакой
• знание правил оказания первой помощи
Личностные результаты:
• формирование ценностного отношения к животным, в частности к собакам;
• Развитие эмпатии и ответственного отношения к питомцам;
• формирование целостного представления о роли собак в природе и
обществе;
• создание творческих работ, отражающих знания о животных;
• развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
• развитие навыков общения с собаками;
• развитие
творческой
активности,
проявление
инициативы
и
любознательности.

•
•
•
•
•

Метапредметные результаты:
использование и анализ полученной информации;
применение знаний на практике;
соблюдение правил поведения на занятиях;
формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
оценка своих достижений.
Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии
следующих составляющих ее обеспечения:
Материально-техническое обеспечение:
•
компьютер;
•
столы, стулья;
•
оборудование для практических работ.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, прошедший
обучение по профессиональной программе повышения квалификации по теме:
«Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»; обучение по
дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки по теме
«Кинология».
Методическое и дидактическое обеспечение:
•
методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания
и рекомендации к практическим занятиям;
•
учебная, методическая, дополнительная литература;
•
развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс
физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма,
дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц
туловища, релаксация мышц глаз);
•
словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны).
Форма контроля
При реализации программы используются следующие виды контроля:
Первичная диагностика знаний и умений детей – в начале обучения по программе (в
форме собеседования с целью выявления первоначальных знаний детей).
Текущий контроль знаний – по итогам темы в форме наблюдения, собеседования.
Промежуточный контроль знаний – после первого полугодия (декабрь-январь) в форме
наблюдения, собеседования.
Итоговый контроль – в конце обучения по программе (апрель-май) в форме
собеседования, выставки работ и фотографий питомцев.
Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение навыками, предусмотренными программой;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Формы контроля:
• собеседование;
• наблюдение;
• самостоятельная творческая деятельность.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Оценка проводится по пятибалльной шкале.
Критериями оценки знаний является следующее:
• 5 баллов – понимание основ кинологии, поведения собак, ухода за ними,
дрессировки, знание пород, аккуратное выполнение работы, проявление интереса к
изучаемому материалу;
• 4 балла – незначительные ошибки в теоретических знаниях, небольшие
затруднения при выполнении работ, небольшая небрежность в работах, нуждается
в минимальной помощи пелагога;
• 3 балла – освоение минимального объема теоретических знаний, неаккуратное
выполнение работы, необходимость в постоянной помощи педагога, нестабильное
внимание на занятиях.
При оценке учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого
ребенка с ОВЗ, а также его прогресс в освоении программы.
Учебный план
№

Тема

1 Вводное занятие
2 Знакомство с собаками
История происхождения собак
Основы поведения собак
Язык тела собак
Правила безопасного общения с животными
Особенности разных пород
3 Основы ухода за собаками
Гигиена
Питание и кормление
Груминг и уход за шерстью
Выгул собак. Аммуниция
Первая помощь питомцу

Всего Теория Практика
Форма
часов
контроля
2
1
1
Собеседование
28
14
14
Собеседование.
6
2
4
Наблюдение
8
4
4
4
2
2
4
2
2
6
4
2
20
10
10
Собеседование.
4
2
2
Наблюдение
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2

4 Психология собак
Понимание эмоций животных
Формирование привязанности
Методы и основы дрессировки
Коррекция поведения
5 Коммуникативные навыки
Развитие взаимодействия с собаками
Игры с собаками
6 Творческие занятия
Изготовление аксессуаров для собак
Создание игрушек
Изображения собак (лепка, рисование, рисование с
натуры, аппликация)
Фотосессии с собаками
7 Профессиональное ориентирование
Знакомство с профессиями в кинологии
Кинологический спорт
Посещение ветеринарной станции
Посещение приюта для собак
8 Итоговое занятие
Выставка творческих работ и фотографий «Верный
друг»
Итого:

30
4
4
14
8
18
8
10
22
4
4
10

14
2
2
6
4
8
4
4
2,5
0,5
0,5
1

16
2
2
8
4
10
4
6
19,5
3,5
3,5
9

4
22
8
8
2
4
2

0,5
11
4
4
1
2
0,5

3,5
11
4
4
1
2
1,5

144

61

83

Собеседование.
Наблюдение

Собеседование.
Наблюдение
Собеседование.
Наюлюдение.
Выполнение
творческой
работы
Собеседование.
Наблюдение

Наблюдение

Содержание программы
1. Вводное занятие
Знакомство с работой объединения. Правила техники безопасности и санитарной
гигиены.
2. Знакомство с собаками
Теория: История происхождения собак, изучение основ поведения собак. Изучение
языка тела собак, основных поз и их значения. Сигналы стресса и агрессии.
Запрещенные действия в отношении собак. Классификация и характерные особенности
пород.
Практика: Просмотр документального фильма. Наблюдение за поведением собак.
Ролевая игра. Фото и видео анализ языка тела собак. Дидактическая игра.
3. Основы ухода за собаками
Теория: Нормы содержания собак. Гигиена собак. Изучение правильного ухода за
лапами, ушами и глазами. Основы правильного питания. Виды кормов. Запрещенные
продукты. Типы шерсти у собак. Инструменты для груминга. Особенности ухода за
разными типами шерсти. Изучение правил выгула. Ознакомление с аммуницией.

Правила выбора. Особенности использования. Признаки недомогания собаки. Правила
оказания первой помощи. Комплектация аптечки.
Практика: Экскурсия в зоомагазин. Изучение инструментов для груминга.
Расчесывание собак. Подбор ошейника. Работа с поводками. Изучение шлеек.
Ознакомление с намордниками. Составление аптечки. Отработка навыков оказания
первой помощи.
4. Психология собак
Теория: Эмоции собак. Способы выражения эмоций. Влияние эмоций на поведение.
Основы формирования привязанности. Роль хозяина в жизни собаки. Методы
укрепления связи. Методы дрессировки. Поощрения и наказания. Типичные проблемы
поведения. Причины. Профилактика. Изучение базовых команд.
Практика: Просмотр и анализ видео. Отработка базовых команд. Игры на
формирования доверия. Отработка команд на взаимодействие. Использование игрушек
и лакомств в дрессировке.
5. Коммуникативные навыки
Теория: Основы коммуникации с собаками. Правила безопасного общения. Виды игр с
собаками. Правила проведения игр.
Практика: Игры с предметами. Поисковые игры. Игры на развитие внимания. Игры на
взаимодействие.
6. Творческие занятия
Теория: Материалы и инструменты. Техника безопасности. Основные приемы лепки из
пластилина, бумажной аппликации и рисования. Позы для фотосессии.
Практика: Создание ошейника и адресника в технике макраме. Изготовление
текстильной игрушки. Лепка собаки из пластилина. Аппликация с изображением
собаки. Рисование по фотографиям. Рисование с натуры. Фотосъемка с собаками в
разных условиях.
7. Профессиональное ориентирование
Теория: Основные профессии в кинологии. Изучение базовых команд. Виды
кинологического спорта. Оборудование. Изучение работы ветеринаров. Изучение
работы приюта собак.
Практика: Просмотр фильма. Просмотр спортивных соревнований. Экскурсия в
ветеринарную клинику. Экскурсия в приют. Помощь в уходе за собаками.
8. Итоговое занятие
Теория: Беседа по изученным темам.
Практика: Итоговая выставка работ и фотографий «Верный друг».

Литература
Для педагога:
1.

Беккер И.М. Канистерапия в реабилитации особенных детей. – М.: Бином,

2022.
2.
Блохин Г.И., Блохина Т.В. Кинология. Учебник для вузов, 9-е изд., стер. –
СПб.: Лань, 2023.
3.
Бобкова Н., Пигарева Н. Гладь, люби, хвали. Нескучное руководство по
воспитанию собаки. – М.: Эксмо, 2022.
4.
Зимарева А. Собакология: псе под контролем. – М.: Литрес, 2022.
5.
Прайор К. не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и
самого себя. – М.: Эксмо, 2022.
Для детей:
1.
Барановский М. Я воспитываю папу-2, или Собачий вальс. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2016.
2.
Рябинин Б.С. Нигер. История жизни одной собаки. – СПб.: Амфора, 2010.
3.
Усачев А. Знаменитая собачка Соня. – М.: РОСМЭН , 2022.
4.
Интернет-ресурсы
1. https://rkf.org.ru/onlajn-transljacija-vystavok-evrazija-2024/
- Онлайн-трансляция
выставок «Евразия 2024»
2. https://rutube.ru/video/a4c607d9e4ecf653022a906f4ddab8f9/ - Аджилити. Чемпионат
России по аджилити 2023г.
3. https://vkvideo.ru/video77806338_456246239?ref_domain=yastatic.net «Удивительные профессии собак. Помощники в беде» (Документальный фильм,
2019 г.)
4. https://rutube.ru/video/12f734d73d214ea3dfc7faffb3839205/ - О чем думают собаки.
Документальный фильм
5. https://www.ivi.ru/watch/414651 - Щенячья школа. Документальный фильм

Приложение
Календарный учебный график
по программе «Лапы и хвост»
Педагог: Гордеева А.И.
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 1 год (1 сентября 2025 г. – 31 мая 2026 г.)
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут)
Праздничный и выходные дни: согласно учебному календарю: 04.11.2025, 01.01.2026-08.01.2026, 23.02.2026, 08.03.2026,
01.05.2026, 09.05.2026
Каникулярный период: осенние каникулы: 29.10.2025 – 06.11.2025; зимние каникулы; 30.12.2025 – 08.01.2026;
спортивные каникулы: 18.02.2026 – 26.02.2026; весенние каникулы: 25.03.2026 – 02.04.2026
Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания.
1 год обучения
№
п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего
часов

1.

Сентябрь,
2025

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Знакомство с собаками.
История происхождения
собак.

2 часа

2.

6 часов

Содержание деятельности
Теоретическая часть (форма
Практическая часть занятия
организации деятельности)
(форма организации
деятельности)
Беседа по теме
Беседа по теме

Просмотр документального
фильма.

3.
4.
5.

октябрь

6.
7.
8.
9.

ноябрь

10.
11.
12.
13.
14.

декабрь

Лепка собаки из
пластилина
Основы поведения
собак
Язык тела собак

2 часа

Беседа по теме

Лепка собаки из пластилина.

8 часов

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

6 часов

Беседа по теме

Наблюдение за поведением
собак. Ролевая игра.
Фото и видео анализ языка тела
собак.
Наблюдение за поведением
собак.
Дидактическая игра.

2 часа

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

Рисование собак по
фотографиям.
Изучение предметов гигиены.

4 часа

Беседа по теме

Экскурсия в зоомагазин.

Груминг и уход за
шерстью
Выгул собак.
Аммуниция

4 часа

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

Изготовление
аксессуаров для собак
Первая
помощь
питомцу

4 часа

Беседа по теме

4 часа

Беседа по теме

Изучение инструментов для
груминга. Расчесывание собак.
Подбор ошейника. Работа с
поводками. Изучение шлеек.
Ознакомление с намордниками.
Изготовление адресника и
ошейника в технике макраме.
Составление аптечки.
Отработка навыков оказания
первой помощи.

Правила безопасного
общения с животными
Особенности разных
пород
Рисование по
фотографиям
Основы ухода за
собаками.
Гигиена
Питание и кормление

15.
16.
17.
18.

Январь,
2026

19.
20.

февраль

21.

22.

23.
24.

март

Психология собак.
Понимание эмоций
животных
Формирование
привязанности
Рисование по
фотографиям.
Методы и основы
дрессировки

4 часа

Беседа по теме

Просмотр и анализ видео.

4 часа

Беседа по теме

Просмотр видео.

2 часа

Беседа по теме

14 часов

Беседа по теме

Коррекция поведения
Аппликация

8 часов
2 часа

Беседа по теме
Беседа по теме

Коммуникативные
навыки.
Развитие
взаимодействия с
собаками
Игры с собаками

8 часов

Беседа по теме

Рисование собак по
фотографиям.
Отработка базовых команд.
Игры на формирования
доверия. Отработка команд на
взаимодействие. Использование
игрушек и лакомств в
дрессировке.
Отработка команд.
Аппликация с изображением
собаки.
Наблюдение за поведением
собак. Ролевая игра.

10 часов

Беседа по теме

Рисование с натуры.
Фотосессии с собаками

2 часа
4 часа

Беседа по теме
Беседа по теме

Игры с предметами. Поисковые
игры. Игры на развитие
внимания. Игры на
взаимодействие.
Рисование собаки с натуры.
Фотосъемка с собаками в
разных условиях.

25.

апрель

26.

27.
28.

Апрель,
май
май

29.
30.

Всего

Изготовление
текстильной игрушки.

4 часа

Беседа по теме

Профессиональное
ориентирование.
Знакомство с
профессиями в
кинологии
Кинологический спорт

8 часов

Беседа по теме

8 часов

Беседа по теме

Посещение
ветеринарной станции
Посещение приюта для
собак
Итоговое занятие.
Итоговая выставка
работ и фотографий
«Верный друг».

2 часа

Беседа по теме

4 часа
2 часа

144 часа

Беседа по теме
Беседа по теме.

Создание шаблонов.
Изготовление текстильной
игрушки.
Просмотр документального
фильма.

Просмотр спортивных
соревнований.
Экскурсия в ветеринарную
клинику.
Экскурсия в приют. Помощь в
уходе за собаками.
Выставка работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».