Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Тип программы – краткосрочная
Предметы декоративно-прикладного творчества служат украшением предметов
быта, оформлением интерьера, декоративной отделкой в костюмах. Стремление любого
человека украсить свой дом предметами декоративно-прикладного искусства,
способствовало развитию различных народных ремесел, мастерства художественного
выполнения изделий, появлению разнообразнейших орнаментов, новых техник. Это
стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни: появились картины,
вышитые бисером, аппликации из ткани, флористические композиции и многие другие
изделия, радующие глаз ценителей искусства.
Занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством способствует
развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление,
воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у
детей формируются разнообразные художественно творческие способности.
Работа в кружке – прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
При составлении программы был использован опыт авторов: Дадоновой Е.М.
дополнительная образовательная программа «Искусство дизайна», 2018г.; Рыжук С.Н.,
краткосрочная дополнительная образовательная программа «Дизайн интерьера», 2020г.;
Мухиной И.П. - дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн одежды», 2018;
Отличительной особенностью программы «Арт-дизайн» является обучение
основным приемам и технологиям дизайнерского искусства, направленного на развитие
чувства стиля, дизайнерского видения, результатом которого является создание новых
авторских изделий для декора интерьера и одежды. В программе предложено освоение
основных художественно-прикладных технологий и способы их обработки. Учащимся
предлагается выполнить дизайн-проект декоративного предмета для оформления интерьера
и создание дизайнерского аксессуара.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в
возможности реализации и удовлетворения потребностей детей в самостоятельном
создании индивидуального стиля интерьера и образа. Программа дает возможность
реализовать (развить) собственные творческие возможности посредством выполнения
индивидуальных дизайн-проектов.
Все объекты труда подобраны с таким расчетом, чтобы они требовали
использование допустимых материалов и инструментов, имели эстетическую значимость.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только
расширить кругозор обучающихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные
способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное
влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Процесс изготовления любого изделия начинается с теоретической основы и
составления вариантов композиции. Обучающиеся знакомятся с экономическими,
экологическими требованиям, рациональным расходованием материалов, утилизацией
отходов.
При составлении программы учитывались индивидуальные особенности детей, их
психофизиологические различия, поэтому в процессе обучения предполагается
варьирование тем.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и
нравственных качеств учащихся в процессе освоения технологии изготовления предметов
декора интерьера, одежды, аксессуаров.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучение приемам работы с различными материалами и изучение их свойств;
• обучение приемам и технологии изготовления декора интерьера;
• обучение приемам и технологии изготовления декора одежды, аксессуаров;
• обучение приемам самостоятельной разработки дизайнерских предметов.
Развивающие:
• расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного
искусства, природоведения, литературы;
• развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
• развитие образного мышления и воображения;
• развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
• создание условий к саморазвитию обучающихся.
Воспитательные:
• воспитание уважения к труду и людям труда;
• формирование чувства коллективизма;
• воспитание аккуратности;
• экологическое воспитание обучающихся;
• воспитание интереса и уважения к традициям народов мира.
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок освоение программы: 1 месяц
Объём программы: 16 часов
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Количество учащихся в группе: 10-12 человек
Формы организации работы: групповая
Условия реализации программы
Оборудование:
• учебные столы;
• рабочий стол педагога;
• стулья;
• шкафы для хранения материалов;
• полки для выставочных работ.
Инструменты и приспособления:
• крючок;
• ножницы;
• кисточки;
• швейная игла;
• клей-пистолет;
• клей ПВА;
• основа для макраме (деревянная палочка);
• шпажки деревянные.
Материалы:
• пряжа хлопок, полухлопок, полушерсть;
• нити мулине;
• швейные нити;
• атласные ленты;
• фоамиран.
Ожидаемые результаты
В конце обучения по данной программе, обучающие должны научиться
изготавливать простые предметы интерьера, аксессуары, правильно и эстетически их
оформлять.
Занятия расширяют кругозор, учат понимать природу, развивают фантазию, умение
увидеть прекрасное в обыденном.
По окончании обучения по программе «Арт-дизайн» обучающие должны
знать:
•
сведения о цвете и цветовых сочетаниях;
•
основные виды декоративно-прикладного творчества;
•
технологии выполнения декоративно-прикладных работ.
уметь:
• работать с инструментами и приборами при создании предметов декоративноприкладного творчества;
• анализировать задания и планировать последовательность их выполнения;
• применять индивидуальные композиционные решения при создании арт-объектов;
• применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные
техники и материалы;
• выполнять образцы по заданию и по собственному замыслу;
• коллективно трудиться над поставленной задачей.
владеть:
• терминологией;
• навыками работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• простейшими приёмами построения творческих дизайн-проектов;
• навыками составления дизайнерского предмета на заданную тему.
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата;
• составляют план и последовательность действий;
• прогнозируют результат;
• оценивают результат;
• самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
• выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение навыками, предусмотренными программой;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Формы контроля
В процессе реализации программы проводится контроль знаний, умений, навыков:
• первоначальная диагностика знаний и умений детей – в начале обучения по программе
(в форме собеседования);
• текущий контроль – по темам программы;
• итоговый контроль – в конце обучения по программе (самостоятельная творческая
работа).
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
- высокий: 5 баллов;
- средний:3- 4 балла;
- низкий: менее 3 баллов.
Оценка проводится по пятибалльной шкале.
Критериями оценки композиционного решения задания являются следующие:
• 5 баллов – работа выполнена правильно, хорошо организовано пространство,
найдено удачное решение для цветового оформления, работа гармонична и
оригинальна;
•
3-4 балла – работа немного перегружена или, наоборот, не хватает одного из
основных элементов, цветовое решение хорошее;
•
менее 3 баллов – работа выполнена с ошибками, очень перегружена деталями или,
наоборот, не хватает нескольких необходимых элементов, сочетание цветов
неудачно, работа лишена оригинальности.
Учебный план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие.
1
0,5
0,5
История возникновения дизайна.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
2
Вязание крючком.
7
1,5
5,5
2.1
Вязание крючком – как вид
декоративно-прикладного
творчества. История
возникновения вязания.
Инструменты и материалы.
2
0,5
1,5
Форма
контроля
собеседование
наблюдение,
практическая
работа
2.2
2.3
3
3.1
4
4.1
4.2
5
Основные приемы вязания
игрушки амигуруми. Цепочка из
воздушных петель. Волшебное
кольцо амигуруми. Столбики без
накида.
Картина из вязаных косичек из
воздушных петель
Вязание крючком брелока в
технике амигуруми
Мандалы.
2
0,5
1,5
3
0,5
2,5
2
0,5
1,5
Элемент восточной культуры –
магические мандалы. Виды,
особенности
и
значение.
Материалы и оборудование.
Схема плетения квадратной
мандалы. Плетение мандалы.
Флористика.
2
0,5
1,5
4
1
3
Флористика как вид
декоративно-прикладного
творчества. Флористический
декор в интерьере. Создание
искусственных цветов
Изготовление фоторамки из
искусственных цветов
Итоговое занятие. Итоговый
контроль.
Самостоятельная работа
учащихся.
ИТОГО
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
-
2
16
3,5
12,5
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
Самостоятельная
творческая
работа.
Выставка работ.
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч.)
Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планом работы
объединения.
Беседа об истории возникновения дизайна в стилях. Проведение игры «Давай
знакомиться». Выявление уровня имеющихся знаний, интересов и стремлений.
2. Вязание крючком (7 ч.)
Теория (1,5 ч)
История вязания крючком. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.
Знакомство с различными видами пряжи. Правильный подбор крючка. Как держать
крючок. Цепочка из воздушных петель. Волшебное кольцо амигуруми. Столбики без
накида. Условные обозначения. Просмотр схем вязания.
Практика (5,5 ч)
Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных
петель. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбиков без накида.
Вязание полотна столбиками без накида. Закрепление последней петли. Вязание картины
из цепочек воздушных петель. Вязание крючком брелока Амигуруми.
3. Мандалы (2 ч.)
Теория (0,5 ч.)
Знакомство с историей. Виды, особенности и значение. Материалы и оборудование. Схема
плетения.
Практика (1,5 ч.)
Плетение мандалы из ниток.
4. Флористика (4 ч.)
Теория (1 ч.)
Знакомство с техникой и видами фоамирана. Способы механической и тепловой обработки
фоамирана. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с утюгом,
горячим клеем.
Практика (3 ч.)
Заготовка шаблонов. Изготовление цветочных композиций с использованием цветов из
фоамирана.
8. Итоговое занятие (2 ч.)
Итоговый контроль знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа учащихся.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы обучения:
по источнику полученных знаний:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
по способу организации познавательной деятельности:
- развивающего обучения (проблемный, проектный, творческий, частично-поисковый,
исследовательский);
- дифференцированного обучения (уровневый, индивидуальные занятия);
- игровые (конкурсы, игры-квесты, турниры с использованием мультимедиа,
дидактические).
Формой организации образовательного процесса является групповая форма обучения.
Форма организации учебного занятия
Раскрытию у детей творческого потенциала способствует сочетание различных
форм организации занятий. Выбор типа занятия для изучения содержания образовательной
программы зависит от изучаемой темы и может быть: комбинированным, занятием
формирования умений и навыков, обобщающим, занятием проверки знаний и проводится в
форме: беседы, творческой работы, выставки, викторины.
Организация образовательного процесса осуществляется с применением следующих
педагогических технологий:
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии (создают условия раскрыть познавательные
возможности обучающегося);
- воспитательные технологии (реализуется в виде вовлечения обучающихся в
дополнительные формы развития личности);
- обучение в сотрудничестве (с педагогом, в группе, общегрупповое, разновозрастное;
способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений);
- коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие образовательные технологии (направлены на воспитание и
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровья как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни).
Дидактический материал:
- Образцы изделий, раздаточный материал, эскизы, иллюстрации, схемы, шаблоны.
Нормативное обеспечение:
- образовательная программа «Арт-дизайн»;
- учебный план;
- правила работы обучающихся в кабинете;
- инструкция по технике безопасности при работе в кабинете для обучающихся.
Список литературы
Литература для педагога:
1. Асманн П. Современная флористика, М.: «Культура и традиции», 2003.
2. Граблевская Т. А. Большая книга. Вязание крючком. - М.: Арт-Родник, 2012.
3. Кресловская М. Вязание крючком. Самое полное и понятное пошаговое руководство
для начинающих. 2021.
4. Светлова М. Мандалы. Плетение из ниток, 2014.
5.
Фассетт К., Мабли Б. Короли цвета, гуру вязания. Вдохновение, идеи, проекты Kaffe
Fassett Studio, 2012.
6. Хендерсон Э., Борскис А. Стиль. Тысячи приемов и хитростей для оформления
любого интерьера, 2015.
Литература для обучающихся:
1. Михайлова Т. Вязание крючком: шаг за шагом.
Интернет-ресурсы:
1. Как научиться вязать крючком с нуля для начинающих https://handsmake.ru/kaknauchitsya-vyazat-kryuchkom-s-nulya.html
2. Плетение мандалы своими руками
dekora/mandala-svoimi-rukami.html
https://dekormyhome.ru/dizajn/elementy-
Приложение
Календарный учебный график
по программе «Арт-дизайн»
Педагог: Гордеева А.И.
Количество учебных недель: 4
Срок реализации программы: 1 месяц (1 августа 2025 г. – 31 августа 2025 г.)
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут)
№
п/п
1.
2.
Дата
Тема учебного занятия
1
Вводное занятие.
августа Инструктаж по технике безопасности.
Ознакомление с планом работы
объединения. Материалы и инструменты.
4
Вязание крючком – как вид декоративноавгуста прикладного творчества. История
возникновения вязания. Инструменты и
материалы. Основные приемы вязания
игрушки амигуруми.
Всего
часов
1 час
Содержание деятельности
Теоретическая
Практическая часть
часть (форма
занятия (форма
организации
организации
деятельности)
деятельности)
Беседа по теме
2 часа
Беседа по теме
Вязание крючком –
как
вид
декоративноприкладного
творчества.
Основные приемы
вязания
игрушки
амигуруми.
Цепочка
из
воздушных петель.
Волшебное кольцо
амигуруми.
Столбики
накида.
3.
6
Картина из вязаных косичек из
августа воздушных петель
2 часа
Беседа по теме
4.
11
Вязание крючком брелка в технике
августа амигуруми
3 часа
Беседа по теме
5.
13
Мандалы. История. Плетение мандалы.
августа
2 часа
Беседа по теме
6.
18
Флористика как вид декоративноавгуста прикладного творчества.
2 часа
Беседа по теме
без
Вязание косичек.
Картина из вязаных
косичек из
воздушных петель.
Вязание
крючком
брелка в технике
амигуруми.
Элемент восточной
культуры
–
магические
мандалы.
Виды,
особенности
и
значение.
Материалы
и
оборудование.
Схема
плетения
квадратной
мандалы. Плетение
мандалы.
Флористика как вид
декоративноприкладного
творчества.
Флористический
декор в интерьере.
Создание
искусственных
цветов.
7.
20
Флористика. Фоторамка из цветов.
августа
2 часа
Беседа по теме
8.
25
Итоговое занятие. Итоговый контроль
августа знаний, умений, навыков.
Всего
2 часа
Беседа по теме
16
часов
Изготовление
фоторамки из
искусственных
цветов
Самостоятельная
работа.