Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная
Уровень программы – стартовый
Тип программы – летняя, краткосрочная, модифицированная
Игра в настоящее время имеет огромное значение в жизни. Элементы игры мы
можем увидеть в рекламе, на телевидении, на мероприятиях для сплочения коллектива, в
образовании и психолого-педагогических тренингах. Игры являются основополагающими
при обучении и воспитании детей. При помощи настольных игр дети учатся думать,
общаться друг с другом. Каждая настольная игра есть интеллектуальное соревнование, при
котором выигрывает не случайность и везение, а умение логически и стратегически
мыслить. Настольные игры строятся на простой и доступной каждому человеку логике. В
основе настольных игр заложены общественные особенности современной жизни, а
правила игры подчинены анализу обыгрываемой реальности с точки зрения познавательной
активности. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому
становлению подрастающего поколения.
Кроме того, игровая технология является ведущей для детей, через игру проще
воспринимать окружающий мир, новые термины и знания. Выбранные для реализации
программы игры способны развить в ребенке навыки социализации, импровизации,
критического и образного мышления, выполняют рекреационную и досуговую функцию,
параллельно расширяя словарный запас и повышая общую эрудицию.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
•
•
•
•
•
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
При составлении программы был проанализирован и использован опыт: авторской
программа «Развивающие игровые технологии» Кузнецова А.Е., МОУ ДОД «Центр
дополнительного образования детей № 2», 2006г.; авторская программа педагога
дополнительного образования Лобазова Д.В. г. Тамбов, 2011г.
Отличительная особенность программы: данная программа даёт возможность
познакомиться с известными познавательными настольными играми. В программе
представлены несколько видов настольных игр, содержание данной программы позволяет
обучающимся знакомиться с настольными играми постепенно, двигаясь от самых простых
к более сложным, постигая вместе с этим исследовательское содержание приведенных игр.
Программа развивает в обучающемся стороны его личности, таланты и умения,
концентрируя внимание на динамичном вовлечении в познавательный процесс через
игровую исследовательскую активность. Обучающиеся получают эмоциональное
удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации
интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции.
Актуальность программы: дополнительная программа «Играючи» использует игровую
технологию как основную и реализуется в летнее каникулярное время, что является
хорошим выбором досуга для детей. Программа привлечет в учреждение детей, дав им
возможность активно и с пользой проводить свободное время, а также развить в себе
полезные навыки.
Новизна программы: программа сфокусирована на коммуникации и игровой технологии,
что делает ее эффективным инструментом воспитания общечеловеческих качеств,
этических норм, уважения к ближнему, а также повышает когнитивные способности детей.
Практическая и педагогическая значимость программы: программа способна мягко
адаптировать ребенка к изменяющимся условиям, научить его навыкам общения и
коммуникации, импровизации и социализации, soft-skills и 4к-компетенции – столь
необходимые в современном обществе. Вдобавок, дети не обязаны обладать особенными
качествами и уровнем подготовки для посещения объединения. Это способно привлечь в
Центр детского и юношеского творчества новых обучающихся и расширить контингент.
Адресат программы: дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание
посещать объединение и предоставившие необходимые для зачисления документы.
Цель программы:
вовлечение детей в познавательную деятельность посредством игровой технологии.
Задачи программы:
Обучающие:
• ознакомить учащихся с многообразием современных интеллектуально-познавательных
настольных игр;
• сформировать у учащихся практические игровые умения и навыки;
Развивающие:
• способствовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей у детей;
• способствовать расширению кругозора детей через знакомство с познавательными
играми, проведение дискуссий, соревновательных игр, создание ситуации успеха и
реализации себя;
• развивать словарный запас и общую эрудицию детей для построения грамотной речи и
формирования навыков грамотного выражения мысли;
Воспитательные:
• воспитывать у обучающихся общую культуру, нравственные и деловые качества,
способствующие самоопределению;
• воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные
ошибки;
• прививать ребенку чувство коллективизма, навыки работы в группе.
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Объём программы: 36 часов
Срок реализации программы: 2 месяца
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа (1 учебный час – 45 минут,
перерыв – 10 минут)
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия, микрогруппы
Форма проведения занятий: аудиторные, комбинированные формы занятий
Условия набора: для занятий в объединении дети или их родители (или их законные
представители) предоставляют:
• заявление установленного образца;
• согласие на обработку персональных данных.
Условия реализации программы:
Оборудование:
• учебный кабинет с мебелью
• шкафы для оборудования
• экран
• ноутбук
• проектор
Дидактические материалы:
- лингвистические словесные настольные игры «Соображарий» (развитие
словарного запаса, образного мышления), «Заяц» (развитие словарного запаса,
образного мышления, навыков импровизации), «Быстроответы» (развитие словарного
запаса, образного мышления), «Ерундопель» (развитие словарного запаса, дикции и
артикуляции);
- иные игры, используемые в содержании программы: «Экивоки», «Trial
Pursuit», «Имаджинариум», «Монополия», «Менеджер», «Манчкин», «Дженго»,
«ИшуМити» – японская игра, «Эллиас», «Собери слово», «Уно», «Мафия»,
«Ассоциации».
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
По окончании обучения по программе «Играючи» учащиеся должны
знать:
- виды современных интеллектуально-познавательных настольных игр
- правила действия при использовании различных настольных игр
- правила организации и проведения детских турниров по настольным играм
уметь:
- играть во все игры, предложенные в программе
- грамотно объяснять правила любой игры, предложенной в программе
- организовывать и проводить турниры по настольным играм
Личностные результаты:
- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы)
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместной игре.
Формы контроля
•
•
•
•
обсуждение
проведение партий в настольные игры
устный зачет, анкетирование
игровой турнир.
Уровень
освоение
программы
Критерии оценки
Владение
основами игр и
их правилами
Владение
основами
моделирования,
описания и
оформления
продукта
Владение
основами
проведения игр,
возможность
создания своего
продукта
овладел менее
чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой
овладел менее
чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой
овладел менее
чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой
овладел менее
чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой
Повышенный овладел более
чем 50% объема
знаний,
предусмотренных
программой
овладел более
чем 50% объема
знаний,
предусмотренных
программой
овладел более
чем 50% объема
знаний,
предусмотренных
программой
овладел более
чем 50% объема
знаний,
предусмотренных
программой
Высокий
освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой
освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой
освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой
Базовый
Знание
основных
терминов и
понятий
освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой
Учебный план
№
Тема занятия
1. Вводное занятие. Техника
безопасности. Правила
поведения на занятиях,
нахождения в ЦДЮТ
Теория
Практика
Всего
1
1
2
Формы
контроля
Беседа, опрос
2. Экономические игры
1
7
8
Беседа, опрос,
3. Логические и
абстрактно-логические
игры
1
7
8
Беседа,
4. Настольные
коллективные игры
1
7
8
Беседа,
5. Лингвистическиинтеллектуальные игры
1
7
8
Беседа,
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов
1
1
2
Беседа,
Игровой турнир.
6
30
36
Всего:
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на
занятиях, нахождения в ЦДЮТ
Теоретическая часть: Проведение инструктажа по технике безопасности.
Ознакомление с планом работы объединения. Основные требования к поведению во время
занятий. Объединение как коллектив.
Практическая часть: Знакомство с игровым наполнением объединения и
знакомство с обучающимися.
Тема 2: Экономические игры
Теоретическая часть: Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые
роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Многообразие игр. Настольные
игры. Виды настольных игр: битвы за пространство, преследование, замещение.
Планирование индивидуального успеха. Ситуативные игры. Игровая задача в ролевой игре
(контакт, влияние на собеседника, переговоры). Правила ролевой игры.
Практическая часть: Знакомство с игрой Колонизаторы. Знакомство с игрой
Зельеварение. Знакомство с игрой Каркассон. Основные правила стратегической игры.
Правильное построение города и добыча ресурсов. Правила игры Зельеварение. Знакомство
с Каркассоном. Основные плюсы и минусы раскладки. Знакомство и играми Монополия и
Менеджер.
Тема 3: Логические и абстрактно-логические игры
Теоретическая часть: Изучение правил игр, особенностей ходов.
Практическая часть: Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий.
Простые подвижные игры: правила и виды. Руммикуб и Мафия. Правила и порядок хода.
Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра Цитадель, правила
игры. Игры на бумаге (крестики-нолики), Иманджинариум.
Тема 4: Настольные коллективные игры
Теоретическая часть: Отличия коллективных игр от парных, «дуэльных» и
индивидуальных.
Практическая часть: Ситуативные игры. Парное взаимодействие в игре.
Противостояние влиянию. 2 Игры: Цитадель, Мафия. Игра Бэнг, Монополия, Менеджер,
Свинтус, Уно.
Тема 5: Лингвистически-интеллектуальные игры
Теоретическая часть: Особенность лингвистических игр и их влияние на эрудицию
человека.
Практическая часть: Знакомство с лингвистически-интеллектуальными играми.
«Соображарий» (развитие словарного запаса, образного мышления), «Заяц» (развитие
словарного запаса, образного мышления, навыков импровизации), «Быстроответы»
(развитие словарного запаса, образного мышления), «Ерундопель» (развитие словарного
запаса, дикции и артикуляции).
Тема 6: Итоговое занятие. Подведение итогов
Теоретическая часть: Обсуждение изученных игр и анализ их влияния на
обучающихся.
Практическая часть: Выступление обучающихся в роли ведущих для проведения
игровой локации на площадке детского летнего лагеря на базе МАУ ДО ЦДЮТ.
Методическое обеспечение программы
Педагогические технологии, используемые при реализации программы:
- дифференцированное и личностно-ориентированное обучение: развитие сильных
сторон каждого обучающегося в зависимости от уровня подготовки и
предрасположенности, темперамента;
- проектное обучение: выполнение общего задания для развития коллективизма и
ответственности за личный вклад;
- информационно-техническая: использование ИКТ в обучении;
- метапредметная: синергия получаемых в общем образовании знаний и навыков для
освоения программы и развития практических навыков социализации и импровизации;
- здоровьесберегающая технология: популяризация здорового образа жизни,
привлечение детей к краеведению, туризму и построение обучения в соответствии с
СанПиН;
- игровая технология: использование ролевых игр, а также дидактических игр.
Методы и приемы обучения:
словесный – беседы, объяснения, инструктаж, дискуссии, рассказы
педагога и детей;
наглядный – показ предметов, примеров работ, метод демонстрации;
практический – использование и развитие практических навыков,
ориентация на практику во время занятий;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый и проблемный – создание условия для реализации
детей и формирование навыков самостоятельности, поиска решения задачи;
игровой – ролевые игры, использование дидактических игр;
Литература
1.
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
http://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-igry-dlja-vsestoronego-razvitija-lichnosti-rebnka.html
2.
Значение настольных игр в развитии детей http://satel.com.ua
3.
Кузнецов А. Е. Книга организатора, 2009.
4.
Полные правила игры «Magic: the gathering», 2014.
5.
Руководство игрока «Dangeons & Dragons 5», 2014.
6.
Черемных С.А. Значение игры для психического развития ребенка.
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/27/znachenie-igry-dlyapsikhicheskogo-razvitiya-rebenka
Интернет-ресурсы
7.
8.
9.
www.rolemancer.ru – российский портал настольных и ролевых игр.
www.ludology.ru – информационный сайт об истории и развитии игр.
www.printfun.ru – настольные игры на бумаге.
Приложение 1
Календарный учебный график
по программе «Играючи»
Количество учебных недель: 6
Срок реализации программы: 2 месяца
Объём программы: 36 часов
Режим проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 часа (1 час, 45 минут, перерыв между
занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
№
Тема учебного занятия
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Правила
поведения на занятиях,
нахождения в ЦДЮТ
Часы
2 часа
2.
Экономические игры
8
часов
3.
Логические и
абстрактно-логические
игры
8
часов
1.
Дата
август
Содержание деятельности
Теоретическая часть. Проведение
инструктажа техники безопасности.
Ознакомление с планом работы
объединения.
. Основные требования к поведению во
время занятий. Объединение как
коллектив.
Практическая часть – знакомство с
игровым наполнение объединения и
знакомство
Теоретическая часть: Первая встреча с
игрой. Игра и жизнь. Правила игры,
игровые роли, сюжет игры. Игровое
состояние. Назначение игры.
Многообразие игр. Настольные игры.
Виды настольных игр: битвы за
пространство, преследование, замещение.
Планирование индивидуального успеха.
Ситуативные игры. Игровая задача в
ролевой игре (контакт, влияние на
собеседника, переговоры). Правила
ролевой игры.
Практическая часть: Знакомство с игрой
Колонизаторы. Знакомство с игрой
Зельеварение. Знакомство с игрой
Каркассон. Основные правила
стратегической игры. Правильное
построение города и добыча ресурсов.
Правила игры Зельеварение. Знакомство
с Каркассоном. Основные плюсы и
минусы раскладки. Знакомство и играми
Монополия и Менеджер.
Теоретическая часть: Изучение правил
игр, особенностей ходов.
Практическая часть: Движение и
сноровка в различных видах
человеческих занятий. Простые
подвижные игры: правила и виды.
4.
Настольные
коллективные игры
8
часов
5.
Лингвистическиинтеллектуальные
игры
8
часов
6.
Итоговое занятие.
Подведение итогов
2 часа
Всего
36
часов
Руммикуб и Мафия. Правила и порядок
хода. Настольные игры. Разнообразие
настольных игр. Парные игры. Игра
Цитадель, правила игры. Игры на бумаге
(крестики-нолики), Иманджинариум
Теоретическая часть: Отличия
коллективных игр от парных, «дуэльных»
и индивидуальных.
Практическая часть: Ситуативные игры.
Парное взаимодействие в игре.
Противостояние влиянию. 2 Игры:
Цитадель, Мафия. Игра Бэнг,
Монополия, Менеджер, Свинтус, Уно.
Теоретическая часть: Особенность
лингвистических игр и их влияние на
эрудицию человека.
Практическая часть: Знакомство с
лингвистически-интеллектуальными
играми. «Соображарий» (развитие
словарного запаса, образного мышления),
«Заяц» (развитие словарного запаса,
образного мышления, навыков
импровизации), «Быстроответы»
(развитие словарного запаса, образного
мышления), «Ерундопель» (развитие
словарного запаса, дикции и
артикуляции);
Теоретическая часть: Обсуждение
изученных игр и анализ их влияния на
обучающихся.
Практическая часть: Выступление
обучающихся в роли ведущих для
проведения игровой локации на
площадке детского летнего лагеря на базе
МАУ ДО ЦДЮТ.