Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Тип программы: краткосрочная, модифицированная
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лето-стретчинг» предполагает очную форму обучения. Стретчинг – это система
упражнений, основная цель которых растяжка связок и мышц, а также повышение
гибкости тела. Название этой системы упражнений позаимствовано из английского языка:
слово «Stretch» в переводе на русский язык означает «эластичность, растяжение».
Программа призвана способствовать повышению уровня физического развития
обучающихся, профилактике и коррекции нарушений осанки, а также формированию
позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Летняя краткосрочная программа способствует нормальному развитию и
функциональному совершенствованию детей, сочетает в себе согласованность занятий с
возрастной физиологией и психологией. В процессе обучения ребенок воспринимает
информацию - основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует
качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства.
Хорошая растяжка – это основа многих танцевальных движений. Это важный элемент,
который просто необходим каждому танцору.
Отличительные особенности программы:
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программе
дополнительного образования детей, с требованиями и нормами СанПин, на основе
интернет-источника «Стретчинг в современной хореографии».
Новизна программы состоит в том, что в программе объединены различные
направления, такие как стретчинг, суставная гимнастика, хореография. Это способствует
повышению интереса к занятиям и стремлению научиться всему новому.
Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к здоровому
образу жизни, укреплению физического здоровья при помощи упражнений, которые
помогают снизить нагрузку на позвоночник, а также снять напряжение с мышц, которые
находятся долгое время без движения в силу пассивного образа жизни многих семей с
детьми.
Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся школьного возраста 7-10 лет, имеющих потребность в
гармоничном физическом развитии и проявляющих интерес к данной деятельности.
Наличие начальных навыков физической и практической подготовки не являются
обязательными.
Педагогическая целесообразность краткосрочной программы заключается в том, что
при ее освоении у обучающегося:
- формируются эстетический вкус, здоровый образ жизни;
- повышаются самооценка, культурный уровень;
- воспитывается дисциплинированность, потребность в самопознании, саморазвитии,
социальная активность;
- улучшиться координация движений, развивается гибкость мышц и подвижность
суставов, приобретается навык чувствовать свое тело и уметь им правильно управлять, не
подвергая себя травмированию.
Значимость программы для обучающихся:
Программный материал нацелен на развитие ребенка, приобщение его к здоровому
образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных
движений, укрепление мышц, понимание детьми связи красоты движений с правильным
выполнением физических упражнений и др.).
Дополнительная программа «Лето-стретчинг» разработана для развития у детей
гибкости мышц и подвижности суставов, т.к. это необходимо им в повседневной жизни, в
спорте, а также для занятия хореографией.
Цель программы:
приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, укреплению физического здоровья
при помощи упражнений, используемых в хореографии.
Задачи:
формирование системы теоретических и практических знаний;
— обучение технически грамотному исполнению упражнений;
— развитие подвижности суставов и эластичности мышц, скоординированности
движений;
— повышение уровня осведомленности школьников об основах анатомии,
взаимодействии музыки и движения;
— воспитание нравственных и волевых качеств;
— воспитание уважения к результатам личного и коллективного труда.
Срок реализации программы: 2 месяца
Объем программы: 24 часа
Возраст детей: 7-12 лет
Количество детей в группе: 10-12 человек
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Форма организации образовательного процесса: групповая
Условия набора в объединение:
Для занятий по программе «Стретчинг» родители обучающихся (или их законные
представители) предоставляют заявление установленного образца, согласие родителей на
обработку персональных данных.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
- зал для проведения занятий;
- магнитофон;
- коврики для партерной гимнастики;
- форма для занятий;
- фонотека современных произведений
- маты.
Предполагаемые результаты после освоения программы
В конце обучения дети должны
знать:
- названия основных мышц и связок человеческого тела;
- комплексы основных упражнений по стретчингу.
уметь:
- выполнять упражнения по стретчингу;
- контролировать и координировать свое тело;
- уметь работать в паре с партнером, уважая его физические возможности.
Формы контроля
Процесс обучения предусматривает следующий вид контроля:
- диагностика первоначальных умений и навыков детского коллектива, проводится в виде
наблюдения и собеседования;
- текущий контроль проводится по темам программы, с целью выявления уровня
полученных детьми знаний.
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы (практическое
упражнение, собеседование, итоговое мероприятие).
Учебный план
№
1.
Тема
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Всего
2
Теория
1
Практика
1
Формы контроля
Собеседование
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Первичная
диагностика
Упражнения стоя.
3
1
2
Упражнения сидя.
Парный стретчинг
Упражнения на
четвереньках.
Мосты.
Упражнения на
спине
Упражнения в
упоре
Шпагаты
3
1
2
4
1
3
3
1
2
3
1
2
4
1
3
Заключительное
занятие, итоговый
контроль
Итого
2
24
2
7
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Наблюдение,
собеседование
17
Содержание программы
1. Вводное занятие.
1.
Инструктаж по технике безопасности;
2.
Первичная диагностика.
3.
Беседа – название и назначение частей человеческого тела;
4.
Разминка: общеразвивающие упражнения, прыжки;
5.
Объяснение и разучивание правильного положения тела при работе, сидя на
ковриках;
6.
Растяжка;
7.
Упражнения на расслабление;
2. Упражнения стоя.
Теория
Статический стретчинг.
Практика
Упражнения:
1. Потягивание.
2. Наклоны вперед.
3. Наклоны в стороны
4. Приседание по стене.
3. Упражнения сидя. Парный стретчинг
Теория
Правила дыхания при исполнении упражнений.
Практика
Упражнения:
1. Наклоны к ногам
2. Давление.
3. Обхват
4. «Пила».
5. «Качели» в паре.
6. Наклоны в стороны в паре.
7. «Баланс» в паре.
4. Упражнения на четвереньках. Мосты
Теория
Суставы - коленный, локтевой, тазобедренный. Техника безопасности при исполнении
гимнастического моста.
Практика
Упражнения:.
1. Поднимание руки и ноги.
2. Махи назад
3. Махи в сторону.
4 .Отжимания
5. Мост гимнастический
6. Мост с поднятой рукой
7. Мост с поднятой ногой
5. Упражнения на спине.
Теория
Польза занятий стретчингом.
Практика
Упражнения:
1. Подъем одной ноги
2. Подъем двух ног.
3. Плуг.
4. Растягивание прямых ног.
5. Вытягивание одной ноги
6. Угол.
6. Упражнения в упоре.
Теория
Гибкость – долголетие.
Практика
Упражнения:
1. Подъем ноги в упоре
2. Подъем ноги вверх в упоре сзади
3. Планка
7. Шпагаты.
Теория
Строение опорно-двигательного аппарата. Расположение основных мышц и связок. Для
чего необходимо их растяжение-сжатие.
Практика
Упражнения:
1. Продольный шпагат.
2. Поперечный шпагат
3. Шпагат, лежа на полу
4. Полу-шпагат.
8. Заключительное занятие, итоговый контроль
Подведение итогов обучения по программе. Итоговое мероприятие. Наблюдение,
собеседование.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения используются следующие методы:
- словесный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированном подходе;
- признании самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения;
- культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и
их ориентация на общечеловеческие и культурные способности ребёнка);
- самостоятельного выполнения упражнений.
Контроль знаний:
Контроль знаний проводится в следующих формах:
- наблюдение;
- собеседование;
- практические задания.
Список литературы
1.
Агапов Е.П. Организация работы с молодежью: учебное пособие – М.: ДиректМедиа, 2015. – 738 с.
2.
Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие –
Архангельск: САФУ, 2014. – 218 с.
3.
Евлемина Н.А. Эффективность воспитательной деятельности в детском
объединение. Научное мнение: Психолого-педагогические и юридические науки. – 2015. №1. – С. 56-59.
4.
Жабаков В.Е. Педагогическое мастерство учителя физической культуры: учебное
пособие – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного педагогического
университета, 2016. – 195 с.
5.
Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография – М.: Спорт,
2017. – 238 с.
6.
М.Путкисто. Метод глубокой растяжки / Стретчинг. Пер. с финск.–М.: «Эксмо
Пресс», 2004.- 175 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
По программе «Стретчинг» для обучающихся 7-10лет
Педагог: Дитвинова Ю.В.
Количество учебных недель: 6
Срок реализации программа: 2 месяца (24 часа)
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между
занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
№
1.
Тема учебного занятия
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Первичная
диагностика
Упражнения стоя.
Часы
2
Содержание деятельности
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
2
Упражнения стоя.
Упражнения сидя. Парный
стретчинг
Упражнения сидя. Парный
стретчинг
2
5.
Упражнения на
четвереньках. Мосты.
2
6.
Упражнения на
четвереньках. Мосты.
2
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
2.
3.
4.
Дата
2
7.
Упражнения на спине
2
8.
Упражнения на спине.
Упражнения в упоре
2
9.
Упражнения в упоре
2
10.
Шпагаты
2
11.
Шпагаты
2
12.
Заключительное занятие,
итоговый контроль
Всего:
2
Практика – разминка,
выполнение упражнений
Наблюдение, собеседование
24 часа