ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая
Тип программы – краткосрочная, модифицированная
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
•
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
•
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ
от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
•
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу
требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое
содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной
информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую
потребность в высококвалифицированных специалистах — инженерах, технологах,
конструкторах, т. е. профессиях технологической направленности, обладающих высокими
интеллектуальными возможностями.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования
умения и навыков исследовательского поведения. Лего-конструирование способствует умению
учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает
первые предпосылки учебной деятельности.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего
мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих
процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого
воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики
движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической
и диалогической речи. Собирая модели, ребёнок учится объяснять свои идеи и описывать
процесс конструирования, пополнять словарный запас за счёт обсуждения моделей; учится
правильно строить свою речь, представляя выполненный проект.
4. Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности
взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не
вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное
руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние
на развитие конструкторских способностей у обучающихся.
Актуальность программы: конструирование тесным образом связано с чувственным и
интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования
остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры
кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Особое внимание уделяется
развитию логического и пространственного мышления.
Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в летний период в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Легоконструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Отличительной особенностью программы является то,
разрабатывают свои творческие работы и проекты, используя компьютер.
что
обучающиеся
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения
этого.
Программа составлена на основе специальной литературы по данному виду
технического творчества и многолетнего опыта работы педагога с детьми.
Цель программы: овладение навыками начального технического конструирования на
основе образовательных конструкторов LEGO.
Задачи программы:
•
познакомить обучающихся с возможностями образовательных конструкторов LEGO,
•
обучать конструированию по замыслу;
•
развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать
детское техническое творчество;
•
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, доводить
начатое дело до конца, планировать будущую работу;
•
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и
умственные способности.
•
формировать у обучающихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру
общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
Возрастной состав обучающихся – 7-10 лет
Количество обучающихся – 8-10 человек
Объем программы – 10 часов
Срок реализации программы – 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Форма организации образовательного процесса – групповая
Виды занятий: беседа, практические занятия, выполнение самостоятельной работы
Условия набора в объединение: для занятий в объединении «Лето с Лего» родители
обучающихся (их законные представители) предоставляют заявление установленного образца,
согласие на обработку персональных данных.
Условия реализации программы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
учебный кабинет
учебные парты, стулья
освещение в соответствии с нормами
компьютеры
столы для компьютеров
стул (с возможностью регулировки высоты)
доска белая магнитная, для письма маркерами (служит также экраном)
медиапроектор
принтер, сканер
модем
локальная сеть
программное обеспечение на компьютерах – операционная система Windows, пакет
программ Microsoft Office, графический редактор.
конструктор LEGO «Построй свою историю» - 2 шт.
набор деталей LEGO «Работники муниципальных служб» - 1 шт.
набор «Декорации LEGO» - 1 шт.
кирпичики LEGO для творческих занятий - 1 шт.
Ожидаемые (предполагаемые) результаты обучения
По окончании программы обучения обучающиеся должны
знать:
- правила работы с конструктором LEGO «Построй свою историю», правила организации
рабочего места, правила работы во время занятий, завершение работы;
- состав конструктора, название основных деталей, варианты соединений деталей друг с
другом;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное и подвижное соединение
деталей;
- характеристики
строительных конструкций: прочность, жесткость,
устойчивость, конструкции вокруг нас;
- технологическую последовательность изготовления конструкций.
уметь:
- анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- конструировать по собственному замыслу;
- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- реализовывать творческий замысел.
Личностными результатами обучения по программе «Лего-конструирование» является
формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами обучения по программе «Лего-конструирование»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по собственному замыслу;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
Коммуникативные УУД:
- уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде,
- эффективно распределять обязанности.
Формы аттестации/контроля по программе:
- собеседование
- наблюдение
- самостоятельная работа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1.
2.
3.
4.
Тема
Теория
Практика
Всего
Форма контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Организация
рабочего места
Знакомство с образовательным
конструктором LEGO «Построй
свою историю»
1
1
2
Собеседование
Собеседование,
наблюдение
0,5
1,5
2
Творческий проект «В гостях у
сказки»
0,5
3,5
4
Идеи по проекту, план работы
0,5
1,5
2
Сбор моделей по проекту
-
2
2
Заключительное занятие
-
2
2
Итого:
2
8
10
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Собеседование,
выставка
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места
(2 часа).
Сообщение цели и задач программы обучения, проведение беседы о правилах поведения в
кабинете, пожарной безопасности, действиях в случае чрезвычайных ситуаций. Знакомство с
правилами внутреннего распорядка в Центре детского и юношеского творчества. Вводный
инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа «Организация рабочего места».
2. Знакомство с образовательным конструктором LEGO «Построй свою историю»
(2 часа).
Знакомство с деталями конструктора. Состав конструктора. Название деталей, варианты
соединений деталей друг с другом. Конструкции вокруг нас.
Практическая работа: «Самая высокая башня».
Творческий проект «В гостях у сказки» (4 часа).
Что такое проект? Какие бывают проекты? Разработка собственного проекта по мотивам
русских народных сказок. Сбор моделей, исследование и анализ полученных результатов.
Практическая работа по сбору моделей проекта.
3.
4. Заключительное занятие (2 часа).
Подведение итогов по программе обучения. Представление проектов «В гостях у сказки».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы организации учебной деятельности
Методическая основа занятий – деятельностный подход, т.е. организация максимально
продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Деятельность
обучающихся первоначально имеет более индивидуальный характер. Но постепенно
увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера –
проектов. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его
деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются
освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Для стимулирования у обучающихся мотивации к приобретению знаний, умений и
навыков используются следующие методы воспитания: убеждение, поощрение, создание
ситуации успеха, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий.
В образовательном процессе используются методы обучения:
словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, диалог);
практический (выполнение заданий по темам);
репродуктивный (выполнение практических работ);
наглядный метод (образцы);
частично-поисковый
(сообщение части знаний, а часть обучающиеся
находят самостоятельно, выполнение творческой работы);
- метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск
ответа на поставленную проблему).
-
Для осуществления образовательного процесса используются элементы педагогических
технологий:
- традиционное обучение
- развивающее обучение
- личностно-ориентированное обучение
- дифференцированное обучение
- проблемное обучение
- здоровьесберегающие
- педагогики сотрудничества
- дидактические игры
-
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированного подхода;
сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
-
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
-
Обеспечение программы методическими видами продукции:
наглядные пособия
цветные иллюстрации
образцы
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Контроль знаний обучающихся объединения - неотъемлемая часть образовательного
процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их
совместной творческой деятельности.
Виды контроля знаний:
- текущий;
- итоговый.
С целью изучения запросов и потребностей обучающихся в начале реализации программы
проводится собеседование. Также проводится собеседование с детьми по окончанию обучения
по программе с целью выявления удовлетворения их запросов и потребностей.
На первом занятии проводится диагностика первоначальных знаний для определения
начальной подготовленности обучающихся в форме собеседования.
Текущий контроль осуществляется по каждой изученной теме программы с целью контроля
за усвоением теоретического и практического материала по данному разделу. Формы
проведения: собеседование, наблюдение.
Итоговый контроль знаний по теории и практике проводится по изученным темам по
окончании обучения по программе. Формы проведения: собеседование, самостоятельная
творческая работа.
ЛИТЕРАТУРА:
Литература для педагога:
1. Вешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,
2017. – 144 с. (Библиотека соременного детского сада).
2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
3. Материалы официального сайта education.lego.com, lego.com
Литература для обучающихся и родителей:
1. Вешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,
2017. – 144 с. (Библиотека соременного детского сада).
2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
3. Материалы официального сайта education.lego.com, lego.com
Мониторинг
результатов обучения по дополнительной образовательной программе
«Лето с Лего»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.
Теоретическая
подготовка
2.
Практическая
подготовка
Критерии
Соответствие
теоретических
знаний
обучающихся
программным
требованиям;
осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям,
креативность в
выполнении
практических
заданий
Степень выраженности
оцениваемого качества
Высокий уровень (100-80%) –
обучающийся освоил
практически весь объём знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период;
специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием
Средний уровень (79-50%) –
объём усвоенных знаний
составляет более ½;
обучающийся сочетает
специальную терминологию с
бытовой
Низкий уровень (менее 50%) –
обучающийся овладел менее
чем ½ объёма знаний,
предусмотренных программой;
обучающийся избегает
употреблять специальные
термины
Высокий уровень (100-80%) –
Ребенок действует
самостоятельно, воспроизводит
конструкцию правильно по
образцу, схеме, не требуется
помощь взрослого.
Самостоятельно создает
развернутые замыслы
конструкции, может рассказать
о своем замысле, описать
ожидаемый результат, назвать
некоторые из возможных
способов конструирования.
Самостоятельно осуществляет
программирование робота.
Вносит необходимые
корректировки в программу
управления роботом.
Средний уровень (79-50%) –
объём Ребенок допускает
незначительные ошибки в
конструировании по образцу,
схеме, но самостоятельно
Возможное
Формы
кол-во
проведения
баллов
4-5
Собеседование,
контрольный
опрос
2-3
0-1
4-5
2-3
Наблюдение,
творческая
работа,
самостоятельна
я работа
3.
Общеучебные
умения и
навыки
Понимание
учебной
задачи.
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям.
Умение
пользоваться
«путем проб и ошибок»
исправляет их. Способы
конструктивного решения
находит в результате
практических поисков. Может
создать условную
символическую конструкцию,
но затрудняется в объяснении
ее особенностей.
Самостоятельно осуществляет
программирование робота.
Допускает незначительные
ошибки. Вносит необходимые
корректировки в программу
управления роботом.
Низкий уровень (менее 50%)–
Допускает ошибки в выборе и
расположении деталей в
постройке, готовая постройка
не имеет четких контуров.
Требуется постоянная помощь
взрослого. Неустойчивость
замысла – ребенок начинает
создавать один объект, а
получается совсем иной и
довольствуется этим.
Нечеткость представлений о
последовательности действий и
неумение их планировать.
Объяснить способ построения
ребенок не может.
Самостоятельно осуществлять
программирование робота не
может, необходима помощь
педагога.
Высокий уровень (100-80%) –
обучающийся освоил
практически весь объём
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период, не испытывает особых
трудностей
Средний уровень (79-50%) –
объём усвоенных навыков
составляет более ½,
обучающийся работает с
литературой с помощью
педагога
0-1
4-5
2-3
Наблюдение
схемами,
памятками,
ресурсами сети
Интернет.
Низкий уровень (менее 50%) –
обучающийся овладел менее
чем ½ объёма навыков,
испытывает серьёзные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога
Уровень знаний:
Высокий уровень (100-80%) – 12-15 баллов
Средний уровень (79-50%) – 8-11 баллов
Низкий уровень (менее 50%) – 0-7 баллов
0-1
Итоговый контроль знаний
по программе «Лето с Лего»
Вопросы для контрольного опроса по теории
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Правила организации рабочего места
Правила работы с конструктором
Названия деталей конструктора.
Равновесие
Устойчивость
Прочность конструкции
Жесткость конструкции
Виды и способы соединений деталей
Структуры конструкций: сплошная, каркасная
Подвижные соединения
Задание для самостоятельной творческой работы
Создать творческий проект на тему: «В гостях у сказки». Представить проект.
Протокол
итоговой аттестации обучающихся
__________________учебного года
Название объединения_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________
№ группы _______
Год обучения ________
Дата проведения _____________
Форма проведения _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Содержание аттестации ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Члены аттестационной комиссии: __________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Результаты итоговой аттестации
№
Фамилия, имя
обучающегося
Теоретичес Практическ Общеучеб- Итоговая Уровень
кая
ая
ные
оценка
освоения
подготовка подготовка
знания,
программы
умения
По результатам итоговой аттестации _______ обучающихся закончили обучение по программе.
Оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году) _____
Уровень освоения программы:
высокий – чел. %
средний – чел. %
низкий –
чел. %
Педагог_________________
Члены аттестационной комиссии _____________
_____________
_____________