Программа_Шестиструнная фантазия_лето 2025

Пояснительная записка
Направленность программы - художественная
Тип программы – летняя, модифицированная, краткосрочная
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
•
•

•

•

•

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике.
Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе,
классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет детям в дальнейшем
самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся
«родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо,
различные старинные струнные инструменты.
Цель программы:
развитие творческих возможностей и способностей детей средствами музыки
Задачи программы:
• совершенствование исполнительских навыков игры на гитаре
• закрепление навыков ансамблевой игры
• расширение знаний о художественном контексте музыкальных произведений
• воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение соединяет в себе два взаимосвязанных направления:
- формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата,
- развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования,
подбора по слуху.
Возраст обучающихся:12-17 лет
Объём программы: 10 часов
Срок реализации программы: 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (ансамблевая игра).
Форма занятий – очно, микрогруппы (ансамблевая игра)
Условия набора в объединение:
Для занятий в объединении обучающиеся или их родители (или их законные
представители) предоставляют:
- заявление установленного образца
- согласие родителей на обработку данных
На обучение принимаются дети, проходящие обучение по программам «Обучение игре
на гитаре» и «Ансамблевая игра».
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
Учебно-практическое оборудование:
Материальные
- помещение для занятий, соответствующее санитарно-эпидемиологическим нормам
- музыкальные инструменты (гитары)
- метроном
- подставки под ногу для обеспечения правильной посадки
- каподастры
Наглядно-плоскостные
- доска
- наглядные методические пособия
- плакаты
- обучающие видеоматериалы
Предполагаемые результаты после освоения программы

По окончании обучения обучающийся должен
знать:
• основы элементарной теории музыки

• чтение нот с листа
• иметь понятие о художественном контексте музыкальных произведений
уметь:
• уверенно пользоваться приёмами звукоизвлечения
• исполнять солирующие и аккомпанирующие партии, а также отдельные голоса
полифонических произведений
Формы диагностики результатов
Отслеживание результатов обучения по программе проходит в форме опроса по теории
и участия ансамбля в мероприятии города (выступление на площадке в День молодёжи).
Для итоговой проверки усвоения теоретического программного материала применяются
методы:
- собеседование
- наблюдение
Учебный план
№ п/п

Темы и содержание занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Освоение техники исполнения
арпеджио арпеджио и гамм. Закрепление
навыков игры.
Произведения классической и народной
музыки, эстрадные пьесы.
Изучение партий для игры ансамбле.
Подготовка итоговой программы.
Ансамблевая игра
Всего:

2
3
4

Всего
часов
2

Теория

практика

0,5

1,5

3

0,5

2,5

2

0,5

1,5

3
10

1,5

3
8,5

Содержание программы
1. Вводное занятие:
Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Творчество выдающихся исполнителей гитарной музыки (аудио и вилео
материалы)
Практика: Освоение техники исполнения различных видов арпеджио и гамм.
Закрепление навыков игры в высоких позициях.
2. Основы музыкальной грамоты. Произведения классической и народной музыки,
эстрадные пьесы.
Теория: Основы записи ритма. Длительности (четверти, восьмые, шестнадцатые, триоли).
Запись гитарных партий с помощью табулатуры.

Практика: Двухоктавная типовая гамма по аппликатуре А. Сеговии. Произведения
классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.
3. Изучение партий для игры в ансамбле. Подготовка итоговой программы.
Теория: Изучение различных по стилям и жанрам произведений
Практика: Учебные этюды и упражнения. Закрепление навыков игры в высоких
позициях. Разбор партий для игры в ансамбле.
Теория: Мелизмы (форшлаг, мордент, группетто, трель)
5. Игра в ансамбле. Итоговая аттестация.
Теория: Мелизмы (форшлаг, мордент, группетто, трель)
Практика: Подготовка итоговой программы. Произведения зарубежной и русской
классики, народные и эстрадные пьесы.
Формы и методы контроля. Критерии оценок
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
• участие в тематических вечерах, концертах для родителей, мероприятиях
культурно-просветительской, творческой деятельности Центра
Итоговая аттестация по программе «Обучение игре на гитаре» проходит в форме зачета по
теории и отчетного концерта перед родителями в конце учебного года.
Критерии уровневой оценки
•
•
•

•

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе
аккомпанемента
степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений

Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются современные педагогические
технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационнокоммуникационные.
Применение информационно - компьютерных технологий сопутствует
быстрейшему усвоению знаний в области изучения элементарной теории музыки. Показ
разновидностей нот, пауз, понятий такта, размера и т. д. в графическом изображении
музыкально- компьютерной программы, способствуют лучшему запоминанию учебного
материала у обучающихся. Экран компьютерного монитора, является наглядным
средством обучения и активизирует умственную деятельность, развивает память,
воображение и мышление.

Видео-материал, используемый в процессе обучения по программе, является
дополнительным методическим пособием при обучении игре на гитаре
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкальноигровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных
выступлений (сольных и ансамблевых).

•
•
•
•
•
•
•
•

Информационно-методическое сопровождение программы:
сборники по элементарной теории музыки
нотные приложения
школы игры на шестиструнной гитаре
карточки - тесты по теории музыки
аппликационные схемы
таблицы по теории и инструменту
аудио и видео пособия для развития техники игр
фонотека гитарной музыки.

Литература
Для педагога:
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М.,
Классика-XXI, 2004
3. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3
/Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
4. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., 2006, 2010
5. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2 /Сост. А. Гитман. М., 2002
6. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
7. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения,
ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 /Сост. А. Гитман. - М., 2005
8. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и
этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., 1999, 2004
9. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных
школ. Вып.1/ Сост. А. Гитман. - М., 2011
10. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев.
- М., 1983
Для обучающихся:
1. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
4. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Электронные средства обучения:
1. видеофильмы https://www.youtube.com/user/rpoland
2. электронные учебники, учебные пособия, ноты для гитары http://www.notomania.ru/
Справочные и дополнительные материалы:
1. материалы для углубленного изучения для детей
2. сообщество «Струноголизм» https://vk.com/strunoholism
3. справочники - словари http://www.abc-guitar.narod.ru/

Приложение 1
Календарный учебный график
Количество учебных недель: 3 недели
Срок реализации программы: 1 месяц
Объём программы: 18 часов
Режим проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа (1 учебный час – 45 минут,
перерыв – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания.

Приложение 2
Вопросы по теории
•

Ключевые знаки в тональностях: До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор, Ре-мажор, Лямажор, Ми-мажор, Си-бемоль-мажор, Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль мажор

•

Что такое «лады народной музыки» (или «церковные лады»)

•

Пентатоника мажорная и минорная

•

Дорийский лад

•

Фригийский лад

•

Лидийский лад

•

Миксолидийский лад

•

Локрийский лад

•

Хроматические последовательности

•

Какие бывают составные интервалы (нона, децима, ундецима, тердецима,
квартдецима, квинтдецима)

•

Какие из указанных составных интервалов считаются консонансами, а какие –
диссонансами

•

Принцип обращения интервалов

•

Виды септаккордов и их построение (maj7, m7, 7)

•

Доминантсептаккорд и его обращения

•

Уменьшенные и увеличенные и трезвучия и септаккорды (dim)

•

Использование дополнительных надстроек в аккордах (sus2, sus4)

•

Основные гармонические функции (Т-S-D)

•

Альтернативные гармонические модели с использованием аккордов II-й, III-й, VI-й
и VII-й ступеней.

•

Что такое «свинг» и как интерпретировать запись ритма в джазовых произведениях

•

Что такое «квинтоль»

•

Что такое «конокол» и как его использовать для интерпретации сложных
ритмических фигур.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».