Пояснительная записка Направленность программы: художественная Вид программы: модифицированная Уровень реализации: базовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевального коллектива предполагает очную форму обучения. В программу внесены модули, в которых обучающиеся знакомятся с элементами танца, пластики, элементами актерского мастерства. Воспитание пластической культуры тесно взаимосвязано с театральной деятельностью, поэтому здесь прослеживается связь между предметом «Основы сценического движения» и данной дополнительной общеобразовательной программой. Занятия хореографией способствуют нормальному развитию и функциональному совершенствованию детей, сочетают в себе согласованность занятий хореографией с возрастной физиологией и психологией. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию - основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. При составлении данной образовательной программы был рассмотрен опыт работы педагога Барышниковой Т.К. «Азбука хореографии» и программы для внешкольных учреждений Зверевой И.В. «Танец и актерское мастерство», программа была усложнена и дополнена упражнениями и практиками российского театрального педагога Коха И.Э. «Основы сценического движения». Отличительные особенности программы: - использование игр для адаптации детей в новом коллективе и наибольшей восприимчивости учебного материала; - использование приемов актерского мастерства для раскрепощения эмоционально зажатых детей, выразительности эмоций в танце; - использование во время занятий и перемен упражнений и игр на взаимодействие, что позволяет детям выстраивать дружескую связь в коллективе, доверять партнеру; - программа рассчитана на детей без специальной подготовки. Она построена с учетом анатомо-физиологических особенностей ребёнка (чувство ритма, музыкальный слух, гибкость, растяжка), а также основана на изучении детской психологии (память, координация движений, мышление); - программа включает компоненты, обеспечивающие формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека. - обучение приемам импровизации и актерского мастерства позволяет развивать образное мышление, коммуникативные навыки, что благотворно влияет не только на атмосферу внутри коллектива, но и улучшение социализации вне стен учреждения. Программа отвечает целям государства в области развития культуры и образования согласно Концепции развития образования до 2030 года. В частности, организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности путем привлечения детей к участию в мероприятиях патриотического и культурного характера. Актуальность программы обусловлена приобщением обучающихся к здоровому образу жизни, укреплению физического здоровья, получением детьми общего эстетического, и физического развития. Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе. Значимость программы для обучающихся: Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц, понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Цель программы: развитие творческих способностей и артистизма обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни в процессе занятий хореографией. Задачи программы: - создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка средствами хореографического искусства и танцевальной импровизации; - учить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры; - развивать фантазию, воображение, наглядно-образное и ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление; - развивать у обучающихся творческие способности, координацию, выразительность, точность движений, пластичность, музыкальный вкус и кругозор; - способствовать формированию духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства. Срок реализации программы: 2 года Объем программы: 432 часа; 1 год – 216 часов; 2 год – 216 часов. Возраст детей: 7-14 лет Количество детей в группе: 12-15 человек Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа Форма организации образовательного процесса: групповая Условия набора в объединение: Для занятий по программе танцевального коллектива «Звездочки PLUS» родители обучающихся (или их законные представители) предоставляют: заявление установленного образца, согласие родителей на обработку персональных данных. Ожидаемые результаты Предметные результаты: В конце первого года обучения дети должны знать: - правила безопасности при выполнении упражнений; - упражнения в партере и на середине зала; - первоначальные хореографические навыки: (положения рук и ног по позициям, построение на середине зала, постановка корпуса, выворотность стоп); - ритмическое строение музыки; - знать критерии хорошего исполнения танца; - подготовительные танцевальные движения и рисунки. уметь: - двигаться в соответствии с темпом и ритмом музыки; - грамотно выполнять движения и комбинации в партере и на середине зала; - исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы; - выполнять хореографические связки и отрывки танцевальных композиций с помощью педагога; - иметь навыки актерской выразительности при исполнении танцев и отдельных движений. В конце второго года обучения дети должны знать: - принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности - основные шаги в танце - элементы танцевальной азбуки - рисунки танца - различие этюдов по ритмам уметь: - исполнять основные танцевальные движения в манере танца - выполнять упражнения на развитие физических данных, владеть навыками сохранения и поддержки собственной физической формы; - определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа и - самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; выполнять упражнения на развитие физических данных, владеть навыками сохранения и поддержки собственной физической формы; - определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа и самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; - самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца. Личностные результаты: - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявление ответственного отношение к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - проявление самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; - формирование и развитие компетентности в области творчества Метапредметные результаты: - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Формы диагностики результатов Процесс обучения предусматривает следующий вид контроля: Диагностика первоначальных умений и навыков (приложение №1) детского хореографического коллектива, проводится в форме наблюдения и опроса. Промежуточный, (приложение №2) осуществляется в конце каждого полугодия после просмотра выступления детей на открытых занятиях и обсуждения результатов этих выступлений. Определяется степень успешности развития на данном этапе обучения, учитывая при этом концертные публичные выступления детей. Итоговый, (приложение №3) проводимый после завершения всей учебной программы (практическое упражнение, тестирование, итоговое мероприятие). Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить индивидуальную работу с детьми по каждому разделу программы, оказать необходимую консультативную помощь родителям. Учебный план первого года обучения по программе «Звездочки PLUS» 1. № 2. 3. 4. Тема Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика Музыка и движение. Музыкальные игры. Гибкость и растяжка Учебнотренировочная Всего 2 Теория 1 Практика 1 Формы контроля Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий 20 4 16 Практическая работа 24 6 18 20 4 16 Практическая работа Практическая работа 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. работа Целенаправленно сть движения. Выразительность движения Импровизация в танце Разучивание танцевальных комбинаций. Постановочная работа Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность Заключительное занятие, итоговый контроль Итого 20 4 16 Практическая работа 12 2 10 22 6 16 Практическая работа Практическая работа 30 6 24 48 10 38 16 - 16 2 - 2 216 43 Практическая работа Практическая работа Выступление Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий; Тестирование. 173 Содержание программы 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях, в Центре детского и юношеского творчества. Практика. Первичная диагностика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство». 2. Музыка и движение. Музыкальные игры. Теория. Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты (определение характера музыки (веселый, грустный); темпа (медленный, быстрый); динамических оттенков (тихо, громко); куплетной формы (вступление, запев, куплет); жанров музыки (марш, песня, танец). Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4. Практика. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, в соответствии с возрастом детей. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и наоборот, со снижением темпа все стихает. 3. Гибкость и растяжка Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Практика. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Совершенствование гибкости и подвижности в суставах. Основные упражнения включаются в каждое занятие в виде статических поз и задержек. «БЕРЕЗКА». Лечь на спину, руки вдоль тела ладонями вниз. Медленно поднять ноги до прямого угла, затем, опираясь на локти, подхватить таз руками и вывести его наверх. Во время фиксации позы тело должно быть по возможности прямым, дыхание произвольное. При выдохе из позы занести ноги за голову, снимая тем самым всю тяжесть тела с локтей. Опустить руки. Медленно опустить туловище, а затем ноги не поднимая головы, пока пятки не коснутся пола. «ПЛУТ». Из «Березки» опустить прямые ноги за голову до упора пальцами ног в пол, прочно упираясь руками вдоль туловища (растягивание мышц – разгибателей шеи, спины, бедра, сгибателей голени и стопы). «ЛУК». Из положения лежа на животе, прогнуться в спине, захватив руками щиколотки. Поднять голову, бёдра, вес тела перенести на живот (растягивание мышц – сгибателей бедра и туловища). «МОСТ» из положения стоя на коленях с разведенными на ширину плеч ступнями (растягивание грудных мышц передней стенки живота и сгибателей бедра). «МОСТ» из положения лежа на спине (растягивание мышц разгибателей плеча, грудных мышц, мышц брюшного пресса, сгибателей бедра). «КОБРА». Лечь лицом вниз, касаясь пола. Полностью расслабить все мышцы. Положить ладони на пол, каждую под соответствующее плечо, поднимая локти вверх и прижимая их к туловищу. Ноги на полу прижаты друг к другу, носки оттянуты. Глаза закрыты, затем открыть глаза и медленно поднимать голову, выгибая шею, как можно дальше назад, после этого медленно поднимать грудную клетку. Нижняя часть тела от пупка до пальцев ног должна касаться пола. Некоторое время фиксировать позу, а затем опускать сначала туловище, потом голову на пол. Растягивание мышц брюшного пресса и сгибателей бедра. «БАБОЧКА». Сидя на полу, подвести обе ступни, как можно ближе к телу и держать их руками, колени развести в стороны. Спину держать прямо (растягивание приводящих и разгибающих мышц бедра). «УГОЛОК». Из положения стоя на коленях отклонять туловище, колени врозь, руки вытянуты вперед. «СКРУЧИВАНИЕ». Из положения сидя, согнув правую ногу, переступив через бедро левой ноги, левую руку завести под правое колено, а правую за спину и медленно скручивать туловище, стараясь соединить руки. Голова повернута вправо. Выходить из позы медленно. Положение ног меняется и повторяется поворот в другую сторону. «ЧЕРЕПАШКА». Из положения сидя на полу между пятками опуститься на спину до касания затылком пола, прогиб в спине должен быть максимальным (укрепляются спинные мышцы, растягиваются мышцы – сгибатели бедра, разгибатели голени, стопы). «ЛОДОЧКА». Лежа на животе вытянуть руки вперед, прямые ноги поднять (укрепляются мышцы спины, ног). «КУКЛА». Из седа ноги врозь, наклон вперед, руки в стороны. «ШПАГАТЫ». Прямой – предельное разведение ног в стороны (поперечный) и продольный на правую и левую ногу. 4. Учебно-тренировочная работа Теория. Знакомство с названиями отдельных частей тела: кисть руки, подъем ноги, стопа, пальцы, поясница, корпус, пресс. Точки опоры. Название и особенности движений на полу - партер. Объяснение необходимости терпения. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Практика. Овладение простейшими навыками координаций движений. Развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, музыкальности. Приобретение эластичности седалищных мышц и голеностопа с помощью складки к ногам. Выворачивание паховых связок («лягушка» на спине; сидя; на животе). Изучение правильности исполнения «шпагатов» — прямых и боковых. Растяжение шейных и плечевых мышц при движении. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте; построение в круг. 5. Целенаправленность движения. Выразительность движения Теория. Понятие «целенаправленность движения». Применение этого понятия в театральной практике, его необходимость в танцевальной деятельности. Понятие «пластический образ». Выбор образа для танцевальной постановки. Танцевальные сюжеты. Практика. Целевое использование рисунка в танцах. Упражнения на артистичность, мимику. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: напряжение и расслабление мышц рук; сгибание кистей вниз, вверх, вперед, назад; поднимание рук вверх и опускание вниз; напряжение и расслабление мышц ног; вращение стопы: поднимание носком вверх, опускание вниз, отведение вправо, влево; наклоны, повороты головы, круговые движения плечами. Взмахи рукой с разной целью. «Волны» корпусом с разной целью. Разучивание танцевальных движений различной целевой направленности. Работа над техникой исполнения. 6. Импровизация в танце Теория. Понятие «Импровизация». Обобщение полученных практических навыков и знаний. Практика. Музыка разных стилей. Перемещение с различными позициями рук. Импровизация в размере 4/4, медленная, с акцентами на первой и третьей четвертях. Движения - образы: колосья ржи, ручеек, распускающийся цветок, злая птица. Импровизация на темы современных ритмов. Исполнить движения или танцевальную композицию с разной целью, в разном характере. 7. Разучивание танцевальных комбинаций. Теория: Разбор комбинаций на движения, составление из комбинаций связок по нарастающей сложности. Практика: Отработка комбинаций на середине зала, по группам и по одному. 8. Постановочная работа Теория: понятие хореографического рисунка и его многообразия (объяснение правильного исполнения синхронных движений, переходов и рисунков). Практика: постановка танцевальных номеров. 9. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Теория: объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов; Практика: отработка танцевальных номеров. 10. Концертная деятельность. - участие в мероприятиях учреждения; - участие в танцевальных конкурсах, фестивалях различного уровня. 11. Заключительное занятие, итоговый контроль. Контроль знаний, умений и навыков в форме опроса и наблюдения. Творческий отчёт. Учебный план второго года обучения по программе «ЗвёздочкиPLUS» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика Музыка и движение. Музыкальные игры. Учебнотренировочная работа Целенаправленнос ть движения. Выразительность движения Гибкость и растяжка Элементы гимнастики Импровизация в танце Разучивание танцевальных комбинаций. Постановочная работа Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность Заключительное занятие, итоговый контроль Итого Всего 2 Теория 1 Практика 1 Формы контроля Собеседование 14 2 12 Практическая работа 10 2 8 Практическая работа 10 1 9 Практическая работа 20 2 18 22 2 20 20 2 18 34 2 32 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 38 2 36 20 2 18 24 - 24 2 - 2 216 18 198 Практическая работа Практическая работа Участие в мероприятиях учреждения Творческий отчёт Содержание программы второго года обучения «Звёздочки PLUS» 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях, в Центре детского и юношеского творчества. Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство». 2. Музыка и движение. Музыкальные игры. Теория. Музыкальная грамота (определение характера музыки (веселый, грустный); темпа (медленный, быстрый); динамических оттенков (тихо, громко); куплетной формы (вступление, запев, куплет); жанров музыки (марш, песня, танец). Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4. Практика. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, в соответствии с возрастом детей. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха. Смена темпа движений в соответствии с характером музыки. Игра «Выполни движение на счет» 3. Учебно-тренировочная работа Теория. Знакомство с названиями отдельных частей тела: кисть руки, подъем ноги, стопа, пальцы, поясница, корпус, пресс. Точки опоры. Название и особенности движений на полу - партер. Объяснение необходимости терпения. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Практика. Работа над комплексами изоляций. Голова, плечи: соединение движений с другими центрами. Грудная клетка в сочетании с различными движениями Руки: соединение с движениями ног, торса. 4. Целенаправленность движения. Выразительность движения Теория. Понятие «целенаправленность движения». Применение этого понятия в театральной практике, его необходимость в танцевальной деятельности. Понятие «пластический образ». Выбор образа для танцевальной постановки. Практика. Целевое использование рисунка в танцах. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: напряжение и расслабление мышц рук; сгибание кистей вниз, вверх, вперед, назад; поднимание рук вверх и опускание вниз; напряжение и расслабление мышц ног; вращение стопы: поднимание носком вверх, опускание вниз, отведение вправо, влево; наклоны, повороты головы, круговые движения плечами. Танцевальные сюжеты 5. Гибкость и растяжка Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Практика. Партерные перекаты, упражнения для позвоночника, стретчинг, экзерсис на середине зала. Совершенствование гибкости и подвижности в суставах. Основные упражнения включаются в каждое занятие в виде статических поз и задержек. 6. Элементы гимнастики Теория. Координация, сила, гибкость, мягкость и точность движений. Практика. Выполнение элементов: Мостик. Стойка на руках. Колесо. Упражнения стрейч-характера (растяжки, шпагаты). Силовые упражнения: отжимания, качание пресса. Перевороты вперед, назад. 7. Импровизация в танце Теория. Понятие «Импровизация». Обобщение полученных практических навыков и знаний. Практика. Импровизация с движением (шаги, прыжок, скрутка….) Импровизация / «эмоциональная» сторона техники (неосознанность движения, этюд «воображение – состояние – явление – образ-отклик тела…» Импровизация с музыкой, ритмом. Импровизация с пространством класса, смена уровней, ракурсов. Контактная импровизация, контакт (этюд «продолжи движение в дуэте»). Танец от разных частей тела 8. Разучивание танцевальных комбинаций. Теория: Разбор комбинаций на движения, составление из комбинаций связок по нарастающей сложности. Практика: Отработка комбинаций на середине зала, по группам и по одному. 9. Постановочная работа Теория: объяснение правильного исполнения синхронных движений, переходов и рисунков Практика: постановка танцевальных номеров. 10. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Теория: объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов; Практика: отработка танцевальных номеров. 11. Концертная деятельность. - участие в мероприятиях учреждения; - участие в танцевальных конкурсах, фестивалях различного уровня. 12. Заключительное занятие, итоговый контроль. Контроль знаний, умений и навыков в форме опроса и наблюдения. Творческий отчёт. Методическое обеспечение программы В процессе обучения используются следующие методы: - словесный; - репродуктивный; - игровой; - частично-поисковый. Учебно-методический комплекс: - диагностики: 1. Методика Г.Дэвиса ( определения творческих способностей учащихся) http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectualdevelopment/1379-metodika-gdevisa-opredeleniya-tvorcheskix-sposobnostej-uchashhixsya 2. Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер). 3. Творческие задания: https://is-dom.my1.ru/programma/diagnostika_planeta_igr.pdf 4. Анкета для родителей «Ваш ребёнок: какой он?» (приложение №4); - картотека игр: 1. Игры для развития чувства ритма: «Прогулка», «Индеец», «Услышь меня», «Вопрос-ответ», «Хлопки», «Музыкальная змейка», «Заводные игрушки» 2. Игры для развития тембрового слуха: «Определи на слух», «Воротца» 3. Игры для развития детского творчества: «Море волнуется», «Посмотри и переделай» 4. Игры для развития артистичности: «Зеркало», «Маски», «Замени роль», «Пантомима», «Покажи эмоцию», «Бал у Мухи-Цокотухи», «Танец командой», «Режиссеры». - таблица данных и состояния осанки, тесты, определяющие возможности ребенка https://www.studmed.ru/vasileva-ti-tem-kto-hochet-uchitsya-baletu_59da755b28c.html -Термины классического и народно-характерного танца: https://story-breaks.livejournal.com/7656.html https://www.liveinternet.ru/users/anna_bale/post143266743 https://jmedi.ru/exercises/dance-terms-of-folk-dance-basics-of-the-basics.html https://www.youtube.com/watch?v=DHVz28XcJRA https://www.youtube.com/watch?v=Bl15KS8a6kI - наглядно-иллюстративный материал исполнителей, народных костюмов, макияжей https://deti-kemerovo.ru/wp-content/uploads/2020/04/kostymu_narodov_mira.pdf https://ameno.ru/uxod-za-licom-i-telom/detskij-makiyazh.html https://my.mail.ru/mail/stipel-o/photo/365 https://prokatkostumov.com/articles/tradiczionnyie-kostyumyi-narodov-mira/ https://cojo.ru/pricheski-i-strizhki/krasivye-pricheski-na-vystuplenie-52-foto/ Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах: - личностно-ориентированном подходе; - признании самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения; - культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие и культурные способности ребёнка; самостоятельной работы); - принцип связи предлагаемого материала с жизнью; - самостоятельного выполнения упражнений. Контроль знаний: Контроль знаний проводится в следующих формах: - наблюдение; - тестирование; - практические задания. Формы демонстрации результатов: Открытые учебные занятия в форме: - традиционного занятия. Участие обучающихся в: - мероприятиях Центра детского и юношеского творчества; - конкурсах различного уровня. Материально-техническое оснащение • Оборудованный зеркалами просторный класс; • Раздевалка для обучающихся; • Наличие специальной танцевальной формы; • Музыкальный материал для проведения занятий • Наличие аудиоаппаратуры с флеш- носителем; • Наличие музыкальной фонотеки; • Наличие сценических костюмов; • Наглядные пособия и методические разработки, специальная литература. Список литературы Для педагога: 1 Барышникова Т. «Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий» - СПб.: «Люкси», «Респекс», 2011; 2 Бочкарёва Н.И. «Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств» - КемеровоКемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2005; 3 Варга Т.Л., Саввиди И.Я. и др. «Образовательная программа школы-студии «Фуэте» – Томск, ДТДиМ, 2009; 4 «Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации»/авт.-сост. Афанасенко Е.Х. и др. — Волгоград: Учитель, 2009; 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец и актерское мастерство»/ авт.-сост. Зверева И.В.– Медвежьегорск, 2017 6 Кох И.Э. «Основы сценического движения»: Учебник. 2-е изд., испр.–СПБ.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань»,2010. – 512 с. 7 Лисицкая Т.С. «Хореография и танец»/Т.С. Лисицкая. — М, 2000; 8 Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль: Академия развития, 2005; 9 «Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий»/авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Королева. — Волгоград: Учитель, 2009; 10 Полядков С. С. Основы современного танца. – Ростов –на - Дону: Феникс, 2005.-с.77; 11 Пуртова Т. Учите детей танцевать: танец в системе эстетического воспитания. Искусство в школе. -2007.-№4.-с.14-16; 12 Фирилева, Ж.Е.; Сайкина, Е.Г. Са-Фи-Дансе «Танцевально-игровая гимнастика для детей», Издательство: СПб: Детство-пресс, 2010. Для детей и родителей: 1. Барышникова Т. «Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий» - СПб.: «Люкси», «Респекс», 2011; 2. Картавых Н., Карпович О. Школа танцев для детей.-Спб: «Ленинградское издательство».2011; 3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль: Академия развития, 2005; 4. Фирилева Ж.Е., Кислый А.Н., Загрядская О.В. «Прикладная и оздоровительная гиманстика»/ Издательство, Детство-Пресс, 2012. Страниц, 608. 5. Фирилева, Ж.Е.; Сайкина, Е.Г. Са-Фи-Дансе «Танцевально-игровая гимнастика для детей», Издательство: СПб: Детство-пресс, 2010.Приложение 1 Календарный учебный график первого учебного года по программе «Звездочки PLUS» для обучающихся 7-14 лет Количество учебных недель: 36 Режим проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. № Месяц Занятие Тема учебного занятия Часы 1. Сентябрь 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика 2 2. Сентябрь 2-11 Музыка и движение. Музыкальные игры. 2 3. Сентябрь 12-13 Гибкость и растяжка 2 4. Октябрь 14-23 Гибкость и растяжка 2 5. Октябрь 24-26 Учебно-тренировочная работа. 2 6. Ноябрь 27-33 Учебно-тренировочная работа 2 7. Ноябрь 34-39 2 8. Декабрь 40-43 9. Декабрь 44-51 Целенаправленность движения. Выразительность движения. Целенаправленность движения. Выразительность движения Импровизация в танце 10. Декабрь 52 Разучивание танцевальных комбинаций. 2 11. Январь 53-62 Разучивание танцевальных комбинаций. 2 12. Январь 63 Постановочная работа 2 13. Февраль 64-74 Постановочная работа 2 2 2 Содержание деятельности Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме 14. Март 75-77 15. Март 78-86 16. Апрель 87-99 17. Май 100-101 18. Май 102-107 19. Май 108 Всего – 216 часов Постановочная работа 2 Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность 2 Заключительное занятие, итоговый контроль 2 Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений 2 Теория – беседа по теме Практика – разминка, повторение номеров 2 Теория – беседа по теме Практика – разминка, повторение номеров. 2 Участие в мероприятиях учреждения, танцевальных конкурсах, фестивалях. Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий; Тестирование. Календарный учебный график второго учебного года по программе «Звездочки PLUS» для обучающихся 7-14 лет Количество учебных недель: 36 Режим проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. № Месяц 1. Сентябрь Занятие Тема учебного занятия Часы 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика 2 2. Сентябрь 2-8 Музыка и движение. Музыкальные игры. 2 3. Сентябрь 9-12 Учебно-тренировочная работа 2 4. Октябрь 13 Учебно-тренировочная работа 2 5. Октябрь 14-18 2 6. Октябрь 19-27 Целенаправленность движения. Выразительность движения Гибкость и растяжка 7. Октябрь 28 Гибкость и растяжка 2 8. Ноябрь 29-39 Элементы гимнастики 2 9. Ноябрь 40 Импровизация в танце 2 10. Декабрь 41-49 Импровизация в танце 2 11. Декабрь 50-53 Разучивание танцевальных комбинаций. 2 12. Январь 54-66 Разучивание танцевальных комбинаций. 2 13. Январь 67 Постановочная работа 2 2 Содержание деятельности Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме Практика – разминка, выполнение упражнений Теория – беседа по теме 14. Февраль 68-79 Постановочная работа 2 15. Март 80-85 Постановочная работа 2 16. Март 86-89 17. Апрель 90-93 18. Апрель 19. 20. 2 94-103 Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность Май 104-107 Концертная деятельность 2 Май 108 Заключительное занятие, итоговый контроль 2 Всего – 216 часов Практика – разминка, повторение номеров Теория – беседа по теме Практика – разминка, повторение номеров Теория – беседа по теме Практика – разминка, повторение номеров Теория – беседа по теме Практика – разминка, повторение номеров. 2 Теория – беседа по теме Практика – разминка, повторение номеров. 2 Участие в мероприятиях учреждения, танцевальных конкурсах, фестивалях. Участие в мероприятиях учреждения, танцевальных конкурсах, фестивалях. Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий; Тестирование. Диагностика первоначальных умений и навыков Танцевальный коллектив «Звездочки PLUS» Диагностика первоначальных умений и навыков проводится с детьми, поступающими на первый год обучения в форме просмотра. Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Диагностический контроль даёт возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности. Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики. Во время первичной диагностики определяются следующие данные: координация, музыкальность, гибкость, растяжка, прыжок, память. Критерии оценки: удовлетворительно, хорошо, отлично. Результаты первичной диагностики фиксируются в диагностической ведомости приёма детей. Диагностическая карта приёма детей Память Прыжок Растяжка Гибкость Примечания Музыкальность Фамилия, имя Координация № п/п Критерии оценивания: Координация. Ребёнку предлагается простое упражнение на координацию – 16 прыжков с соединением ног и синхронным опусканием рук вниз, затем соединить ноги, руки раскрыть в стороны. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может скоординировать ноги и руки во время всего упражнения. Оценка «хорошо» - ребёнок координирует руки и ноги на первых 8 прыжках. Оценка «отлично» - ребёнок хорошо координирует ноги и руки во время всего упражнения. Музыкальность. Ребёнок должен пройти по кругу под музыку марша, не сбиваясь с ноги, точно в такт музыки. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может пройти в такт музыки. Оценка «хорошо» - ребёнок иногда сбивается с ноги во время упражнения. Оценка «отлично» - ребёнок не сбивается с ноги во время всегоупражнения. Гибкость. Ребёнок должен согнуться как можно сильнее вперёд и перегнуться назад,не сгибая колен. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может достать пальцами до пола, гнётся назад на 25 градусов. Оценка «хорошо» - ребёнок достаёт пальцами до пола, гнётся назад на 45 градусов. Оценка «отлично» - ребёнок достаёт ладонями до пола, гнётся назад на 90 градусов. Растяжка. Ребёнок должен как можно сильнее растянуться на продольный и поперечный шпагаты. У станка проверяется уровень поднятия ноги (шаг) вперёд, в сторону, назад. Оценка «удовлетворительно – ребёнок не достаёт до пола околополуметра, у станка не может поднять и подержать ногу на 45 градусов. Оценка «хорошо» - ребёнок не достаёт до пола 10 сантиметров, у станка поднимает и держит ногу на 90 градусов. Оценка «отлично» - ребёнок свободно растягивается на шпагат, у станка поднимает и держит ногу на уровне более 90 градусов. Прыжок. Ребёнок должен сделать 16 прыжков как можно выше. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок отрывается от пола на 5сантиметров. Оценка «хорошо» - ребёнок отрывается от пола 10 сантиметров. Оценка «отлично» - ребёнок отрывается от пола на 20 –30 сантиметров. Память. Ребёнку предлагается простое упражнение, которое он должен запомнить и повторить: 4 шага на месте, 4 хлопка. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может запомнить и повторить упражнение с третьего раза. Оценка «хорошо» - ребёнок запоминает и повторяет упражнение со второго раза. Оценка «отлично» - ребёнок запоминает и повторяет упражнение с первого раза Результаты просмотра фиксируются в диагностической ведомости. Промежуточная аттестация Танцевальный коллектив «Звездочки PLUS» № ФИО Критерии оценки специальных способностей Выворот Гибкость Чувство Прыжок ность ритма Приложение №2 Личностные результаты Коммуни кативные навыки Мотивация, готовность к обучению 1 2 3 4 5 Самостоятельность мышления, раскрытие творческого потенциала Уровень освоения программы Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла – справляется самостоятельно – высокий уровень освоения программы (15- 21 балл) 2 балла – справляется с помощью педагога – средний уровень (8- 14 баллов) 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем – низкий уровень (1– 7 баллов) Критерии для определения результативности Выворотность: 3 балла – Методически грамотное выполнение гранд плие по 1 позиции, полное раскрытие ног в положении «лягушка» лежа на спине, «бабочка» 2 балла – Незначительное отклонение от полного ракрытия в положениях гранд плие по 1 позиции, «лягушка» лежа на спине, «бабочка» 1 балл – Ноги не раскрываются в данных положениях Гибкость: 3 балла –Полная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа. Методически грамотное выполнение перегиба назад 2 балла – Частичная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа или неточное выполнение перегиба назад 1 балл– Не складывается к ногам в положении лежа и стоя или неправильное выполнение перегиба назад Прыжок: 3 балла– Высокий, легкий, полетный прыжок 2 балла – Средняя высота прыжка 1 балл– Низкий, тяжелый прыжок Чувство ритма: 3 балла– в точности воспроизводит хлопками заданный ритм 2 балла – может воспроизводить хлопками заданный ритм при помощи педагога 1 балл – сбивается в нескольких местах, повторение дается тяжело. Коммуникативные навыки: 3 балла– Умеет конструктивно общаться со сверстниками и со взрослыми 2 балла – Умеет конструктивно общаться со сверстниками 1 балл– Общение со сверстниками дается тяжело Мотивация, готовность к обучению: 3 балла– Приходит на занятия с удовольствием, стремится к познанию, легко берется пробовать новое 2 балла – Приходит на занятия с удовольствием, однако, без энтузиазма принимает новые знания 1 балл– Новое дается со страхом, сложнее, чем другим Самостоятельность мышления, раскрытие творческого потенциала: 3 балла– Умеет воплощать свои идеи через художественные образы 2 балла – Умеет составлять танцевальные этюды 1 балл– Не умеет составлять танцевальные комбинации Итоговый контроль Танцевальный коллектив «Звездочки PLUS» № ФИО Теоретиече ская подготовка Критерии оценки специальных способностей Вывор Гибкост Чувств Прыжок отност ь о ь ритма Личностные результаты Коммуни кативные навыки 1 2 3 4 5 Мотиваци Самостоятельност Уровень освоения я, ь мышления, программы готовност раскрытие ьк творческого обучению потенциала Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла – справляется самостоятельно – высокий уровень освоения программы (17– 24балла) 2 балла – справляется с помощью педагога – средний уровень (9– 16 баллов) 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем – низкий уровень (1– 8 баллов) Критерии для определения результативности Теоретиеческая подготовка: 1 балл – овладели менее чем ½ объема знаний; 2 балла – объем освоенных знаний составляет более ½; 3 балла – дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой Выворотность: Приложение №3 3 балла – Методически грамотное выполнение гранд плие по 1 позиции, полное раскрытие ног в положении «лягушка» лежа на спине, «бабочка» 2 балла – Незначительное отклонение от полного ракрытия в положениях гранд плие по 1 позиции, «лягушка» лежа на спине, «бабочка» 1 балл – Ноги не раскрываются в данных положениях Гибкость: 3 балла –Полная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа. Методически грамотное выполнение перегиба назад 2 балла – Частичная складка вперед к ногам в положении стоя и лежа или неточное выполнение перегиба назад 1 балл – Не складывается к ногам в положении лежа и стоя или неправильное выполнение перегиба назад Прыжок: 3 балла– Высокий, легкий, полетный прыжок 2 балла – Средняя высота прыжка 1 балл – Низкий, тяжелый прыжок Чувство ритма: 3 балла – в точности воспроизводит хлопками заданный ритм 2 балла – может воспроизводить хлопками заданный ритм при помощи педагога 1 балл – сбивается в нескольких местах, повторение дается тяжело. Коммуникативные навыки: 3 балла – Умеет конструктивно общаться со сверстниками и со взрослыми 2 балла – Умеет конструктивно общаться со сверстниками 1 балл – Общение со сверстниками дается тяжело Мотивация, готовность к обучению: 3 балла – Приходит на занятия с удовольствием, стремится к познанию, легко берется пробовать новое 2 балла – Приходит на занятия с удовольствием, однако, без энтузиазма принимает новые знания 1 балл – Новое дается со страхом, сложнее, чем другим Самостоятельность мышления, раскрытие творческого потенциала: 3 балла – Умеет воплощать свои идеи через художественные образы 2 балла – Умеет составлять танцевальные этюды 1 балл – Не умеет составлять танцевальные комбинации Тест по хореографии: 1. Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам: а) станок; б) палка; в) обруч. 2. Обувь балерины? а) балетки; б) джазовки; в) пуанты. 3. Как с французского языка переводится слово demi plie? а) полуприседание; б) приседание; в) полное приседание. 4. Сколько точек направления в танцевальном классе? а) 7; б) 6; в) 8. 5. Краковяк: а) польский народный танец; б) украинский народный танец; в) белорусский народный танец. 6. Что означает en face? а) спиной к зрителям; б) лицом к зрителям; в) боком к зрителям. 7. Первая позиция ног: а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны; б) стопы расположены на расстоянии одной стопы друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; в) стопы вместе. 8. Как называется балетная юбка? а) пачка; б) зонтик; в) карандаш. 9. Подготовительное движение для исполнения упражнений: а) реверанс; б) поклон; в) preparation. 10. Что такое партерная гимнастика? а) гимнастика на полу; б) гимнастика у станка; в) гимнастика на улице. 11. Сколько позиций рук в классическом танце? а) 2; б) 4; в) 3. Ответы на вопросы: 1.А 2. В 3. А 4.В 5.А 6.Б 7.А 8.А 9. В 10.А 11.А Приложение №4 Анкета для родителей «Ваш ребёнок: какой он?» Для родителей обучающихся разработана анкета с вопросами, позволяющая сделать образовательный процесс более содержательным и интересным, помочь повысить результативность воспитательного процесса, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности. Текст анкеты Дорогие родители! Для осуществления индивидуального подхода к Вашему ребёнку просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Результаты ответов помогут педагогу улучшить взаимодействие с Вашим ребёнком, сделать образовательный процесс более содержательным и интересным, помочь повысить результативность воспитательного процесса, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности. Спасибо за сотрудничество! Фамилия, имя ребёнка: 1. Что больше интересует Вашего ребёнка: компьютерные игры, игры, требующие физической силы и выносливости? 2. Что больше нравится делать Вашему ребёнку: заниматься спортом, тихими занятиями, требующими сосредоточенности и внимания, групповыми или индивидуальными занятиями? 3. Какие способности Вы хотите развить у Вашего ребёнка в первую очередь: гибкость, выносливость, память, физическую силу, сделать ребёнка разносторонне развитым? 4. Какие умения и навыки Вы считаете самыми важными? 5. В какой поддержке и помощи со стороны педагога Ваш ребёнок нуждается? 6. Ваш ребёнок сам хочет заниматься в ансамбле или этого хотите Вы? 7. Компьютер, телевизор, ребёнка: телефон в жизни Вашего 8. С удовольствием ли Ваш ребёнок выполняет обязанности по дому? 9. Доброжелательно ли относится Ваш ребёнок к своим товарищам? 10. Что вы ждёте для вашего ребёнка от занятий хореографией? 11. Особенности Вашего ребёнка (на что следует обратить внимание?): 12. Ваши пожелания и предложения педагогу: