Программа_Кружева_24-25гг

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Тип программы: модифицированная
Уровень реализации: стартовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р.;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
 Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
 Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Занятие хореографией способствует нормальному развитию и функциональному
совершенствованию детей, сочетает в себе согласованность занятий с возрастной
физиологией и психологией. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество
исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства.
В настоящее время возросла роль традиционной народной культуры в жизни
общества. Это объясняется тем, что в период сложных социальных процессов,
происходящих внутри страны и на международной арене, активизируются поиски путей,
позволяющих усилить популяризацию и внедрение в систему дополнительного
образования изучение русской народной художественной культуры.
С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной
культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к
нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор,
получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории
народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического
воспитания и образования.
При составлении данной образовательной программы был рассмотрен опыт работы
педагога Митиной С.В. - образовательная программа «Танцевальная гимнастика для детей
младшего школьного возраста» и программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ Варениченко К.С. «Гимнастика.Ритмика.Танец» и
Пшеничникой Н.И. «Хореографический кружок».
Отличительные особенности программы:
- использование метода ассоциативной игры при занятиях с младшими школьниками для
адаптации детей в новом коллективе и наибольшей восприимчивости учебного материала;

- программа рассчитана на детей без специальной подготовки. Она построена с учетом
анатомо-физиологических особенностей ребёнка (чувство ритма, музыкальный слух,
гибкость, растяжка), а также основана на изучении детской психологии (память,
координация движений, мышление).
Актуальность программы обусловлена приобщением обучающихся к здоровому
образу жизни, укреплению физического здоровья, получением детьми общего
эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного
образования, использования познавательных и воспитательных возможностей
хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности,
чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Эстетическое воспитание
помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности,
трудолюбия.
Значимость программы для обучающихся. Программный материал нацелен на
развитие ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, способствует развитию
творческих способностей детей; эмоциональной, образной сферы обучающихся, чувства
сопричастности к культуре своего народа, прививает вкус к искусству, к развитию
личности в целом.
Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё
тело, раскрепощая движение, способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата,
уравновешивая право – и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей,
развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона,
тренировке дыхательной и сердечно – сосудистой системы, повышая тем самым
жизненную активность организма ребёнка.
Цель программы:
создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и
творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
-

Задачи программы:
формирование начальных знаний, умений и навыков в области хореографии;
развитие образного мышления и фантазии;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Возраст обучающихся: 5-8 лет
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Объём программы: 144 часа
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Форма организации образовательного процесса: групповая
Условия набора в объединение:
Для занятий по программе родители обучающихся (или их законные представители)
предоставляют:
- заявление установленного образца;
- согласие родителей на обработку персональных данных.

Условия реализации программы
• Оборудованный балетными станками и зеркалами просторный класс;
• Раздевалка для обучающихся;
• Наличие специальной танцевальной формы;
• Музыкальный материал для проведения занятий
• Наличие аудиоаппаратуры с флеш- носителем;
• Наличие музыкальной фонотеки;
• Наличие сценических костюмов;
• Наглядные пособия и методические разработки, специальная
литература.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
В конце обучения дети должны
знать:
- правила безопасности при выполнении упражнений;
- гимнастические упражнения в партере и на середине зала;
- первоначальные хореографические навыки: (положения рук и ног по позициям,
построение на середине зала, постановка корпуса, выворотность ног);
уметь:
- грамотно выполнять выученные движения и комбинации в партере и на середине зала;
- поддерживать правильную осанку;
- выработать гибкость, выворотность стоп, растяжку;
- выполнять хореографические связки и отрывки танцевальных композиций с помощью
педагога;
- грамотно выполнять выученные движения и комбинации.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление ответственного отношение к обучению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- проявление самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
- формирование уважительного отношения к народным традициям;
- формирование и развитие компетентности в области творчества
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Формы диагностики результатов
- диагностика первоначальных умений и навыков детского хореографического
коллектива, проводится в виде наблюдения и опроса в связи с возрастом учащихся.

- промежуточный контроль проводится после первого полугодия обучения по
программе (декабрь – январь) в форме открытого занятия. Анализ полученных
результатов позволяет педагогу наметить индивидуальную работу с детьми по каждому
разделу программы, оказать необходимую консультативную помощь родителям.
- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы
(практическое упражнение, итоговое мероприятие).
Учебный план
№
1.

Тема
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Первичная
диагностика
Позиции ног

2.

Всего
2

Теория
1

Практика
1

18

6

12

3.

Позиции и
положения рук:

18

6

12

4.

Основы и
элементы русского
танца
Промежуточный
контроль

28

10

18

2

-

2

Изучение
экзерсиса у станка
Изучение
движений на
середине зала
Постановочная
работа
Репетиционная
работа
Итоговое занятие

16

5

11

20

6

14

22

4

18

16

-

16

2

-

2

Итого

144

38

106

5.

6.
7.
8.
9.
10.

Формы контроля
Собеседование,
наблюдение

Открытое занятие,
наблюдение,
практические
упражнения

Творческий отчет
перед родителями

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика.
2.Позиции ног: Пять прямых:
1-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;
2-я – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;

3-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп,
каблук одной ноги находится у середины стопы другой;
4-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии
стопы;
5-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной
ноги соприкасается с носком другой.
Пять свободных: Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы
находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми
позициями.
Две закрытые: 1-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками
вместе; каблуки разведены в стороны; 2-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и
поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в
стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена
равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.
Практика.
Выполнение практических упражнений.
3. Позиции и положения рук: Семь позиций:
1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.
4-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре
других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой
линии.
5-я – обе руки скрещены на уровне груди. Но не прикасаются к корпусу. Пальцы,
собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.
6-я – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны.
Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.
7-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талии. Запястье одной лежит
на запястье другой руки.
Подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти
свободны и повернуты ладонью к корпусу.
1-е положение – обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны между
подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы
свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
2-е положение – обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны на высоте
между
3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты
вверх.
Практика.
Выполнение практических упражнений.
4. Основы и элементы русского танца
История развития русского народного танца. Связь русского народного танца с
историей, бытом и обычаями народа. Хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжеты
(лирические, игровые, веселые и удалые). Простые и сложные движения.
Практика.
Выполнение практических упражнений.
5. Промежуточный контроль – открытое занятие. Выполнение практических
упражнений
6. Изучение экзерсиса у станка

- Demi et grand plie по 1,2.3, позициям - деми-плие (фр. demi-plié) —
полуприседание, при котором пятки остаются прижатыми к полу. Гран-плие (фр.
grand plié) — глубокое приседание с максимальным сгибом коленного сустава, при
этом пятки слегка отрываются от пола. При выполнении grand plié в выворотной II
позиции пятки плотно прижимаются к полу
Плие развивает эластичность суставно-связочного аппарата и выворотность в
тазобедренном и коленном суставах, способствует развитию прыжка за счет
растягивания ахиллесова сухожилия. Добавление плие на опорной ноге во время
выполнения батманов или в какой-либо устойчивой позе позволяет выработать
мышечную силу.
- Battement tend «крестом» - скользящее движение стопой в положение ноги на
носок вперёд, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное
положение.
Исполнение крестом – вперед, в сторону, назад, в сторону, не более 8 раз в каждом
направлении. Голова на первом этапе – en fase, затем при исполнении battement
tendu вперед и назад голова поворачивается в сторону, при исполнении battement
tendu в сорону – голова прямо.
- Battement tend jete «крестом»- бросок рабочей ноги в положение ноги на носок
вперёд, в сторону, назад с возвращением в исходное положение.
- Соединение Battement tend «крестом» с Battement tend jete.
Практика.
Выполнение практических упражнений.
7. Работа на середине зала
- Простой и двойной «ключ» - дробные выстукивания на середине зала.
- «Моталочка «и «Ковырялочка» - моталочка (— это плясовое движение в русском
народном танце, которое заключается в поочередных маховых движениях ногами (от
себя — к себе одной, а затем от себя — к себе другой ногой).
Ковырялочка – это одно из основных движений русского народного танца.
Заключается в смене положения ноги «на носок» на «на пятку». Легко
комбинируется с самыми разными движениями.
- «Гармошка»— это движение в русском народном танце, которое заключается в
передвижении танцора боком посредством последовательного сведения и
разведения носков и пяток.
- «Веревочка» - движения ног в танце имитируют процесс завивания веревки. Это
упражнение воспитывает силу, выносливость. Оно укрепляет голеностоп, легко
сочетается с другими движениями.
8. Постановочная работа. Постановка хореографических композиций: «Моя
Марусечка». «Барыня». «Во поле»
9. Репетиционная деятельность: хореографических композиций: «Моя Марусечка».
«Барыня», «Во поле». Танцевальные импровизации.
Практика.
Отработка разученных танцевальных движений. Самостоятельное творчество детей
на заданную музыкальную композицию.
10.Итоговый контроль - творческий отчет перед родителями. Выполнение
упражнений. Танцевальные композиции.

Методическое обеспечение программы
В процессе обучения используются следующие методы:
- словесный;
- репродуктивный;
- практический4
- частично-поисковый.
Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированный подход;
- признание самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения;
- культуросообразность (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и
их ориентация на общечеловеческие и культурные ценности);
- самостоятельное выполнение упражнений.
Контроль знаний:
Контроль знаний проводится в следующих формах:
- наблюдение
- собеседование
- практические задания
Формы демонстрации результатов:
- открытое занятие
- творческий отчёт.
Участие обучающихся в:
- мероприятиях Центра детского и юношеского творчества.

Литература
1. Богданов Г.Ф. «Русский народный танец. Теория и история» - Москва: Юрайт, 2019.
2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца: упражнения у станка» Москва: Владос, 2002.
3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца: танцевальные движения и
комбинации на середине зала» - Москва: Владос, 2004.
4. Зайцев Е.В., Колесниченко Ю.В. «Основы народно-сценического танца», 2007.
5. Зарецкая Н.В. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста» - Москва:
Айрис-пресс, 2008.
6. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия для всех возрастов» - Москва: ТЦ
Сфера, 2009.
7. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С. «Физическая культура: Ритмическое развитие,
хореография» - Москва: Кнорус, 2016.
8. Колодницкий Г.А «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и
игры» - Москва: Дрофа, 2003.
9. Коренева Т.Ф «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и
младшего возраста» - Москва: Владос, 2001.
10. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. «Основы характерного танца» – СанктПетербург «Лань», «Планета музыки», 2008.
11. Филиппова А.В. «Краткий словарь танцев» – Москва «Флинт», «Наука», 2011.
Интернет-ресурсы
1. https://vk.com/topic-188119039_46663191
2. https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217333811/Gusev_G.P._Metodika_pre
podavaniya_narodnogo_tancza.pdf
3. http://novschool.crm.eduru.ru/media/2021/01/28/1247245333/Kruzhok_Tanczuj_vmeste_s_nami_
7-A_klass.pdf
4. https://drive.google.com/file/d/0B3ZFZli4KPIUbms4cjhONUxxbGM/view?resourcekey
=0-nhs6E3GqtFfqJ4KU_RSGMA
5. https://vk.com/wall73203330_1897

Календарный учебный график

по программе «Кружева»
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 1 учебный год (1 сентября 2022 г. – 31 мая 2023 г.);
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа;
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом,
допускается изменение расписания.

Приложение 1

Итоговая диагностика знаний, умений и навыков учащихся
объединения «Кружева»
Уровень освоения программы (критерии оценки):
3 балла - справляется самостоятельно - высокий уровень освоения программы (7-9 баллов)
2 балла - справляется с помощью педагога – средний уровень (4-6 баллов)
1 балл - справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем –
низкий уровень (1-3 балла)
Содержание:
Теоретическая подготовка:
- Умение объяснить: необходимость разминки, содержание того или иного упражнения.
Практическая подготовка:
Умение выполнять упражнения:
- Партерная гимнастика («шпагат», «складочка», «мост», «кольцо», «бабочка», «лягушка»,
«березка»);
- Упражнения на середине зала (равновесия, прыжки);
- Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных
элементов и качество их выполнения).
Общеучебные знания и умения:
- Правила поведения в Центре детского и юношеского творчества и в зале;
- Правила поведения при чрезвычайной ситуации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».