Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: художественная Уровень реализации: базовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: ‾ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ‾ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». ‾ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). ‾ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. ‾ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». ‾ Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». ‾ Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Занятия хореографией способствуют нормальному развитию и функциональному совершенствованию детей, сочетают в себе согласованность занятий хореографией с возрастной физиологией и психологией. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию - основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Актуальность программы обусловлена приобщением обучающихся к здоровому образу жизни, укреплению физического здоровья, получением детьми общего эстетического, и физического развития. Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе. Значимость программы для обучающихся: Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц, понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Предлагаемая программа составлена с учетом требований нормативных документов, за основу взята типовая программа по хореографии, усложнена и дополнена упражнениями из программы Ершовой А.П., Букатова В.М. «Актерская грамота – подросткам»). Отличительные особенности программы: - использование игр для адаптации детей в новом коллективе и наибольшей восприимчивости учебного материала; - использование приемов актерского мастерства для раскрепощения эмоционально зажатых детей, выразительности эмоций в танце; - использование во время занятий и перемен упражнений и игр на взаимодействие, что позволяет детям выстраивать дружескую связь в коллективе, доверять партнеру; - программа рассчитана на детей без специальной подготовки. Она построена с учетом анатомо-физиологических особенностей ребёнка (чувство ритма, музыкальный слух, гибкость, растяжка), а также основана на изучении детской психологии (память, координация движений, мышление); - программа включает компоненты, обеспечивающие формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека. - обучение приемам импровизации и актерского мастерства позволяет развивать образное мышление, коммуникативные навыки, что благотворно влияет не только на атмосферу внутри коллектива, но и улучшение социализации вне стен учреждения. Программа отвечает целям государства в области развития культуры и образования согласно Концепции развития образования до 2030 года. В частности, организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности путем привлечения детей к участию в мероприятиях патриотического и культурного характера. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и приобщения их к здоровому образу жизни в процессе занятий хореографией. Задачи программы: Обучающие - создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка средствами хореографического искусства и танцевальной импровизации; - учить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры; Развивающие - развивать фантазию, воображение, наглядно-образное и ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление; - развивать у обучающихся творческие способности, координацию, выразительность, точность движений, пластичность, музыкальный вкус и кругозор; Воспитательные - способствовать формированию духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства. - прививать ребенку чувство коллективизма, навыки работы в группе; Срок реализации программы: 2 года Объем программы: 288 часов (1 учебный год – 144 часа) Возраст детей: 7-11 лет Количество детей в группе: 12-15 человек Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа Форма организации образовательного процесса: групповая Форма обучения: очная Условия набора в объединение: Для занятий по программе танцевального коллектива родители обучающихся (или их законные представители) предоставляют: заявление установленного образца, согласие родителей на обработку персональных данных. Ожидаемые результаты Предметные результаты: В конце первого года обучения дети должны знать: - правила безопасности при выполнении упражнений; - упражнения в партере и на середине зала; - первоначальные хореографические навыки: (положения рук и ног по позициям, построение на середине зала, постановка корпуса, выворотность стоп); - ритмическое строение музыки; - знать критерии хорошего исполнения танца; - подготовительные танцевальные движения и рисунки. уметь: - двигаться в соответствии с темпом и ритмом музыки; - грамотно выполнять движения и комбинации в партере и на середине зала; - исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы; - выполнять хореографические связки и отрывки танцевальных композиций с помощью педагога; - иметь навыки актерской выразительности при исполнении танцев и отдельных движений. В конце второго года обучения дети должны знать: - принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности - основные шаги в танце -элементы танцевальной азбуки -рисунки танца - различие этюдов по ритмам уметь: - исполнять основные танцевальные движения в манере танца - выполнять упражнения на развитие физических данных, владеть навыками сохранения и поддержки собственной физической формы; - определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа и - самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; выполнять упражнения на развитие физических данных, владеть навыками сохранения и поддержки собственной физической формы; - определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа и самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; - самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца. Личностные результаты: - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявление ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - проявление самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; - формирование и развитие компетентности в области творчества Метапредметные результаты: - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Формы контроля Процесс обучения предусматривает следующий вид контроля: Диагностика первоначальных умений и навыков (приложение №1) детского хореографического коллектива, проводится в форме наблюдения и опроса. Промежуточный контроль, (приложение №2) осуществляется в конце 1 года обучения после просмотра выступления детей на открытых занятиях и обсуждения результатов этих выступлений. Определяется степень успешности развития на данном этапе обучения, учитывая при этом концертные публичные выступления детей. Итоговый контроль, (приложение №3) проводимый после завершения всей учебной программы (практическое упражнение, итоговое мероприятие). Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить индивидуальную работу с детьми по каждому разделу программы, оказать необходимую консультативную помощь родителям. Контроль знаний проводится в следующих формах: - наблюдение; - опрос; - практические задания. Формы демонстрации результатов: Открытые учебные занятия в форме: - традиционного занятия. Участие обучающихся в: - мероприятиях Центра детского и юношеского творчества. Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам: • усвоение знаний по базовым темам программы; • овладение навыками, предусмотренными программой; • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Учебный план первого года обучения по программе «Звёздочки» 1. № 2. 3. 4. Тема Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика Музыка и движение. Музыкальные игры. Гибкость и растяжка Учебнотренировочная работа Всего 2 Теория 1 Практика 1 Формы контроля Собеседование 16 4 12 Практическая работа 18 2 16 16 4 12 Практическая работа Практическая работа 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Целенаправленно сть движения. Выразительность движения Импровизация в танце Разучивание танцевальных комбинаций. Постановочная работа Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность 16 4 12 Практическая работа 16 4 12 16 4 12 Практическая работа Практическая работа 16 4 12 20 - 20 6 - 6 Итоговое занятие, итоговый контроль 2 - 2 144 27 117 Итого Практическая работа Практическая работа Участие в мероприятиях учреждения Контроль знаний, умений и навыков в форме опроса и наблюдения. Творческий отчёт перед родителями. Содержание программы первого года обучения «Звёздочки» 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях, в Центре детского и юношеского творчества. Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство». 2. Музыка и движение. Музыкальные игры. Теория. Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты (определение характера музыки (веселый, грустный); темпа (медленный, быстрый); динамических оттенков (тихо, громко); куплетной формы (вступление, запев, куплет); жанров музыки (марш, песня, танец). Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4. Практика. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, в соответствии с возрастом детей. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и наоборот, со снижением темпа все стихает. 3. Гибкость и растяжка Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Практика. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Совершенствование гибкости и подвижности в суставах. Основные упражнения включаются в каждое занятие в виде статических поз и задержек. «БЕРЕЗКА». Лечь на спину, руки вдоль тела ладонями вниз. Медленно поднять ноги до прямого угла, затем, опираясь на локти, подхватить таз руками и вывести его наверх. Во время фиксации позы тело должно быть по возможности прямым, дыхание произвольное. При выдохе из позы занести ноги за голову, снимая тем самым всю тяжесть тела с локтей. Опустить руки. Медленно опустить туловище, а затем ноги не поднимая головы, пока пятки не коснутся пола. «ПЛУТ». Из «Березки» опустить прямые ноги за голову до упора пальцами ног в пол, прочно упираясь руками вдоль туловища (растягивание мышц – разгибателей шеи, спины, бедра, сгибателей голени и стопы). «ЛУК». Из положения лежа на животе, прогнуться в спине, захватив руками щиколотки. Поднять голову, бёдра, вес тела перенести на живот (растягивание мышц – сгибателей бедра и туловища). «МОСТ» из положения стоя на коленях с разведенными на ширину плеч ступнями (растягивание грудных мышц передней стенки живота и сгибателей бедра). «МОСТ» из положения лежа на спине (растягивание мышц разгибателей плеча, грудных мышц, мышц брюшного пресса, сгибателей бедра). «КОБРА». Лечь лицом вниз, касаясь пола. Полностью расслабить все мышцы. Положить ладони на пол, каждую под соответствующее плечо, поднимая локти вверх и прижимая их к туловищу. Ноги на полу прижаты друг к другу, носки оттянуты. Глаза закрыты, затем открыть глаза и медленно поднимать голову, выгибая шею, как можно дальше назад, после этого медленно поднимать грудную клетку. Нижняя часть тела от пупка до пальцев ног должна касаться пола. Некоторое время фиксировать позу, а затем опускать сначала туловище, потом голову на пол. Растягивание мышц брюшного пресса и сгибателей бедра. «БАБОЧКА». Сидя на полу, подвести обе ступни, как можно ближе к телу и держать их руками, колени развести в стороны. Спину держать прямо (растягивание приводящих и разгибающих мышц бедра). «УГОЛОК». Из положения стоя на коленях отклонять туловище, колени врозь, руки вытянуты вперед. «СКРУЧИВАНИЕ». Из положения сидя, согнув правую ногу, переступив через бедро левой ноги, левую руку завести под правое колено, а правую за спину и медленно скручивать туловище, стараясь соединить руки. Голова повернута вправо. Выходить из позы медленно. Положение ног меняется и повторяется поворот в другую сторону. «ЧЕРЕПАШКА». Из положения сидя на полу между пятками опуститься на спину до касания затылком пола, прогиб в спине должен быть максимальным (укрепляются спинные мышцы, растягиваются мышцы – сгибатели бедра, разгибатели голени, стопы). «ЛОДОЧКА». Лежа на животе вытянуть руки вперед, прямые ноги поднять (укрепляются мышцы спины, ног). «КУКЛА». Из седа ноги врозь, наклон вперед, руки в стороны. «ШПАГАТЫ». Прямой – предельное разведение ног в стороны (поперечный) и продольный на правую и левую ногу. 4. Учебно-тренировочная работа Теория. Знакомство с названиями отдельных частей тела: кисть руки, подъем ноги, стопа, пальцы, поясница, корпус, пресс. Точки опоры. Название и особенности движений на полу - партер. Объяснение необходимости терпения. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Практика. Овладение простейшими навыками координаций движений. Развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, музыкальности. Приобретение эластичности седалищных мышц и голеностопа с помощью складки к ногам. Выворачивание паховых связок («лягушка» на спине; сидя; на животе). Изучение правильности исполнения «шпагатов» — прямых и боковых. Растяжение шейных и плечевых мышц при движении. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте; построение в круг. 5. Целенаправленность движения. Выразительность движения Теория. Понятие «целенаправленность движения». Применение этого понятия в театральной практике, его необходимость в танцевальной деятельности. Понятие «пластический образ». Практика. Целевое использование рисунка в танцах. Взмахи рукой с разной целью. «Волны» корпусом с разной целью. Разучивание танцевальных движений различной целевой направленности. Работа над техникой исполнения. 6. Импровизация в танце Теория. Понятие «Импровизация». Обобщение полученных практических навыков и знаний. Практика. Музыка разных стилей. Упражнение - этюд. Движения - образы: колосья ржи, ручеек, распускающийся цветок, злая птица. Импровизация на темы современных ритмов. Исполнить движения или танцевальную композицию с разной целью, в разном характере. 7. Разучивание танцевальных комбинаций. Теория: Разбор комбинаций на движения, составление из комбинаций связок по нарастающей сложности. Практика: Отработка комбинаций на середине зала, по группам и по одному. 8. Постановочная работа Теория: понятие хореографического рисунка и его многообразия Практика: постановка танцевальных номеров. 9. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Теория: объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов; Практика: отработка танцевальных номеров. 10. Концертная деятельность. - участие в мероприятиях учреждения; - участие в танцевальных конкурсах, фестивалях различного уровня. 11. Итоговое занятие, промежуточный контроль. Контроль знаний, умений и навыков в форме опроса и наблюдения. Творческий отчёт перед родителями. Учебный план второго года обучения по программе «Звёздочки» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика Музыка и движение. Музыкальные игры. Учебнотренировочная работа Гибкость и растяжка Целенаправленнос ть движения. Выразительность движения Элементы гимнастики Импровизация в танце Разучивание танцевальных комбинаций. Постановочная работа Всего 2 Теория 1 Практика 1 Формы контроля Собеседование 10 2 8 Практическая работа 10 4 6 Практическая работа 14 2 12 10 2 8 Практическая работа Практическая работа 14 2 12 12 2 10 20 2 18 20 2 18 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 10. 11. 12. 13. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность 14 2 12 Практическая работа 16 - 16 Итоговое занятие, итоговый контроль Итого 2 - 2 Участие в мероприятиях учреждения Творческий отчёт 144 21 123 Содержание программы второго года обучения «Звёздочки» 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях, в Центре детского и юношеского творчества. Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство». 2. Музыка и движение. Музыкальные игры. Теория. Музыкальная грамота (определение характера музыки (веселый, грустный); темпа (медленный, быстрый); динамических оттенков (тихо, громко); куплетной формы (вступление, запев, куплет); жанров музыки (марш, песня, танец). Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4. Практика. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, в соответствии с возрастом детей. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха. Смена темпа движений в соответствии с характером музыки. Игра «Выполни движение на счет» 3. Учебно-тренировочная работа Теория. Знакомство с названиями отдельных частей тела: кисть руки, подъем ноги, стопа, пальцы, поясница, корпус, пресс. Точки опоры. Название и особенности движений на полу - партер. Объяснение необходимости терпения. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Практика. Работа над комплексами изоляций. Голова, плечи: соединение движений с другими центрами. Грудная клетка в сочетании с различными движениями Руки: соединение с движениями ног, торса. 4. Гибкость и растяжка Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Практика. Партерные перекаты, упражнения для позвоночника, стретчинг, экзерсис на середине зала. Совершенствование гибкости и подвижности в суставах. Основные упражнения включаются в каждое занятие в виде статических поз и задержек. 5. Элементы гимнастики Теория. Координация, сила, гибкость, мягкость и точность движений. Практика. Выполнение элементов: Мостик. Стойка на руках. Колесо. Упражнения стрейч-характера (растяжки, шпагаты). Силовые упражнения: отжимания, качание пресса. Перевороты вперед, назад. 6. Целенаправленность движения. Выразительность движения Теория. Понятие «целенаправленность движения». Применение этого понятия в театральной практике, его необходимость в танцевальной деятельности. Понятие «пластический образ». Выбор образа для танцевальной постановки. Практика. Целевое использование рисунка в танцах. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: напряжение и расслабление мышц рук; сгибание кистей вниз, вверх, вперед, назад; поднимание рук вверх и опускание вниз; напряжение и расслабление мышц ног; вращение стопы: поднимание носком вверх, опускание вниз, отведение вправо, влево; наклоны, повороты головы, круговые движения плечами. Танцевальные сюжеты. 7. Импровизация в танце Теория. Понятие «Импровизация». Обобщение полученных практических навыков и знаний. Практика. Импровизация с движением (шаги, прыжок, скрутка….) Импровизация / «эмоциональная» сторона техники (неосознанность движения, этюд «воображение – состояние – явление – образ-отклик тела…» Импровизация с музыкой, ритмом. Импровизация с пространством класса, смена уровней, ракурсов. Контактная импровизация, контакт (этюд «продолжи движение в дуэте»). Танец от разных частей тела 8. Разучивание танцевальных комбинаций. Теория: Разбор комбинаций на движения, составление из комбинаций связок по нарастающей сложности. Практика: Отработка комбинаций на середине зала, по группам и по одному. 9. Постановочная работа Теория: объяснение правильного исполнения синхронных движений, переходов и рисунков Практика: постановка танцевальных номеров. 10. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Теория: объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов; Практика: отработка танцевальных номеров. 11. Концертная деятельность. - участие в мероприятиях учреждения; - участие в танцевальных конкурсах, фестивалях различного уровня. 12. Итоговое занятие, итоговый контроль. Контроль знаний, умений и навыков в форме опроса и наблюдения. Творческий отчёт. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график (Приложение 1) Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение • Оборудованный зеркалами просторный класс; • Раздевалка для обучающихся; • Наличие специальной танцевальной формы; • Музыкальный материал для проведения занятий • Наличие аудиоаппаратуры с флеш- носителем; • Наличие музыкальной фонотеки; • Наличие сценических костюмов; • Наглядные пособия и методические разработки, специальная литература. Учебно-методический комплекс: - диагностики: 1. Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер). 2. Творческие задания: https://is-dom.my1.ru/programma/diagnostika_planeta_igr.pdf 3. Анкета для родителей «Ваш ребёнок: какой он?» (приложение №4); - картотека игр: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/01/kartoteka-didakticheskih-igr-po-horeografii https://xn----dtbnd1aigbg4k.xn--p1ai/metodicheskie-razrabotki/metod-razrab-3 - таблица данных и состояния осанки, тесты, определяющие возможности ребенка https://www.studmed.ru/vasileva-ti-tem-kto-hochet-uchitsya-baletu_59da755b28c.html -Термины классического и народно-характерного танца: https://storybreaks.livejournal.com/7656.html https://www.liveinternet.ru/users/anna_bale/post143266743 https://jmedi.ru/exercises/dance-terms-of-folk-dance-basics-of-the-basics.html https://www.youtube.com/watch?v=DHVz28XcJRA https://www.youtube.com/watch?v=Bl15KS8a6kI - наглядно-иллюстративный материал исполнителей, народных костюмов, макияжей https://deti-kemerovo.ru/wp-content/uploads/2020/04/kostymu_narodov_mira.pdf https://ameno.ru/uxod-za-licom-i-telom/detskij-makiyazh.html https://my.mail.ru/mail/stipel-o/photo/365 https://prokatkostumov.com/articles/tradiczionnyie-kostyumyi-narodov-mira/ https://cojo.ru/pricheski-i-strizhki/krasivye-pricheski-na-vystuplenie-52-foto/ Методическое обеспечение программы В процессе обучения используются следующие методы: - словесный; - репродуктивный; - игровой; - частично-поисковый . Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах: - личностно-ориентированном подходе; - признании самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения; - культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие и культурные способности ребёнка; самостоятельной работы); - принцип связи предлагаемого материала с жизнью; - самостоятельного выполнения упражнений. Список литературы Для педагога: 1 Барышникова Т. «Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий» - СПб.: «Люкси», «Респекс», 2011; 2 Бочкарёва Н.И. «Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств» - КемеровоКемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2005; 3 Варга Т.Л., Саввиди И.Я. и др. «Образовательная программа школы-студии «Фуэте» – Томск, ДТДиМ, 2009; 4 «Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации»/авт.-сост. Е.Х . Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель, 2009; 5 Ершова А.П., Букатова В.М. Актерская грамота – подросткам: Программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. – Ивантеевка, 1994. –160 с.; 6 Лисицкая Т.С. «Хореография и танец»/Т.С. Лисицкая. — М, 2000; 7 Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль: Академия развития, 2005; 8 «Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий»/авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Королева. — Волгоград: Учитель, 2009; 9 Полядков С. С. Основы современного танца. – Ростов –на - Дону: Феникс, 2005.-с.77; 10 Пуртова Т. Учите детей танцевать: танец в системе эстетического воспитания. Искусство в школе.-2007.-№4.-с.14-16; 11 Фирилева, Ж.Е.; Сайкина, Е.Г. Са-Фи-Дансе «Танцевально-игровая гимнастика для детей», Издательство: СПб: Детство-пресс, 2010. Для детей и родителей: 1. Барышникова Т. «Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий» - СПб.: «Люкси», «Респекс», 2011; 2. Картавых Н., Карпович О. Школа танцев для детей.-Спб: «Ленинградское издательство».2011; 3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» - Ярославль: Академия развития, 2005; 4. Фирилева, Ж.Е.; Сайкина, Е.Г. Са-Фи-Дансе «Танцевально-игровая гимнастика для детей», Издательство: СПб: Детство-пресс, 2010. Приложение 1. Календарный учебный график по программе «Звёздочки» Количество учебных недель: 36 Срок реализации программы: 2 года Объём программы: 288 часов ( 1 год обучения -144 часа; 2 год обучения – 144 часа) Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) Праздничный и выходные дни: согласно календарю. Каникулярный период, согласно учебному графику: осенние каникулы, зимние каникулы, спортивные каникулы, весенние каникулы. Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. 1 год обучения № Месяц Число Время проведения занятия 15.00-15.45; 15.55-16.40 Форма занятия Кол-во часов 1. Сентябрь 01 2 2. Сентябрь 05;08;12;15;19;22;26;29 15.00-15.45; 15.55-16.40 16 3. Октябрь 03;06;10;13;17;20;24;27;31 15.00-15.45; 15.55-16.40 18 Тема занятия Место проведения Форма контроля Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика Музыка и движение. Музыкальные игры. МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» Собеседование МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» Гибкость и растяжка МАУ ДО ЦДЮТ Практическая работа Практическая работа 4. Ноябрь 03;07;10;14;17;21;24;28 15.00-15.45; 15.55-16.40 16 5. Ноябрь 30 15.00-15.45; 15.55-16.40 2 6. Декабрь 01;05;08;12;15;19;22 15.00-15.45; 15.55-16.40 14 7. Декабрь 26;29 15.00-15.45; 15.55-16.40 4 8. Январь 16;19;23;26;30 15.00-15.45; 15.55-16.40 10 9. Февраль 02 15.00-15.45; 15.55-16.40 2 10.Февраль 06;09;13;16;20;27 15.00-15.45; 15.55-16.40 12 11.Март 01;05 15.00-15.45; 15.55-16.40 4 Зал «Аэробика» УчебноМАУ ДО тренировочная работа ЦДЮТ Зал «Аэробика» Целенаправленность МАУ ДО движения. ЦДЮТ Выразительность Зал движения «Аэробика» Целенаправленность МАУ ДО движения. ЦДЮТ Выразительность Зал движения «Аэробика» Импровизация в МАУ ДО танце ЦДЮТ Зал «Аэробика» Импровизация в МАУ ДО танце ЦДЮТ Зал «Аэробика» Импровизация в МАУ ДО танце ЦДЮТ Зал «Аэробика» Разучивание МАУ ДО танцевальных ЦДЮТ комбинаций. Зал «Аэробика» Разучивание МАУ ДО танцевальных ЦДЮТ комбинаций. Зал Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 12.Март 12;15;19;22;26;29 15.00-15.45; 15.55-16.40 12 Постановочная работа 13.Апрель 02;05 15.00-15.45; 15.55-16.40 4 Постановочная работа 14.Апрель 09;12;16;19;23;26;30 15.00-15.45; 15.55-16.40 14 15.Май 07;14;17 15.00-15.45; 15.55-16.40 6 16.Май 21;24;28 15.00-15.45; 15.55-16.40 6 Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность 17.Май 31 15.00-15.45; 15.55-16.40 2 Заключительное занятие, итоговый контроль «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Актовый зал МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Участие в мероприятиях учреждения Творческий отчёт 2 год обучения № Месяц Число Время проведения занятия 15.00-15.45; 15.55-16.40 Форма занятия Знакомство с новым видом деятельности (инструктаж, беседа, практические занятия) Колво часов 2 Тема занятия Место проведения Форма контроля Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первичная диагностика Музыка и движение. Музыкальные игры. МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» Собеседование МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Практическая работа Сентябрь 03 Сентябрь 06;10;13;17;20 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 10 Сентябрь 24;27 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 4 Учебнотренировочная работа Октябрь 01;04;08 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 6 Учебнотренировочная работа Октябрь 11;15;18;22;25;2 9 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 12 Гибкость и растяжка Ноябрь 01 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая 2 Гибкость и растяжка Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа работа) Ноябрь 05;08;12;15;19 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 10 Ноябрь 22;26;29 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 6 Декабрь 03;06; 10;13 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 8 Декабрь 17;20;24;27 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 8 Январь 21;24 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 4 Январь 28;31 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 4 Февраль 04;07;11;14;18;2 1;25;28 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 16 Зал «Аэробика» Целенаправленность МАУ ДО движения. ЦДЮТ Выразительность Зал движения «Аэробика» Элементы МАУ ДО гимнастики ЦДЮТ Зал «Аэробика» Элементы МАУ ДО гимнастики ЦДЮТ Зал «Аэробика» Импровизация в МАУ ДО танце ЦДЮТ Зал «Аэробика» Импровизация в МАУ ДО танце ЦДЮТ Зал «Аэробика» Разучивание МАУ ДО танцевальных ЦДЮТ комбинаций. Зал «Аэробика» Разучивание МАУ ДО танцевальных ЦДЮТ комбинаций. Зал Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Март 04;07;11;14;18;2 1;25;28 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 16 Постановочная работа Апрель 01;04 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 4 Постановочная работа Апрель 08;11;15;18;22;2 5;29 15.00-15.45; 15.55-16.40 Комбинированное (беседа. практическая работа) 14 Май 02;06;09;13;16;2 0;23;27 15.00-15.45; 15.55-16.40 Обобщающее 16 Отработка техники и выразительности исполнения. Репетиционная работа. Концертная деятельность Май 30 15.00-15.45; 15.55-16.40 Обобщающее 2 Заключительное занятие, итоговый контроль «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» МАУ ДО ЦДЮТ Актовый зал МАУ ДО ЦДЮТ Зал «Аэробика» Практическая работа Практическая работа Практическая работа Участие в мероприятиях учреждения Творческий отчёт Приложение 2 Диагностика первоначальных умений и навыков Танцевальный коллектив «Звездочки» Диагностика первоначальных умений и навыков проводится с детьми, поступающими на первый год обучения в форме просмотра. Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Диагностический контроль даёт возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности. Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики. Во время первичной диагностики определяются следующие данные: координация, музыкальность, гибкость, растяжка, прыжок, память. Критерии оценки: удовлетворительно, хорошо, отлично. Результаты первичной диагностики фиксируются в диагностической ведомости приёма детей. Диагностическая карта приёма детей Память Прыжок Растяжка Гибкость Примечания Музыкальность Фамилия, имя Координация №п/п Критерии оценивания: Координация. Ребёнку предлагается простое упражнение на координацию – 16 прыжков с соединением ног и синхронным опусканием рук вниз, затем соединить ноги, руки раскрыть в стороны. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может скоординировать ноги и руки во время всего упражнения. Оценка «хорошо» - ребёнок координирует руки и ноги на первых 8 прыжках. Оценка «отлично» - ребёнок хорошо координирует ноги и руки во время всего упражнения. Музыкальность. Ребёнок должен пройти по кругу под музыку марша, не сбиваясь с ноги, точно в такт музыки. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может пройти в такт музыки. Оценка «хорошо» - ребёнок иногда сбивается с ноги во время упражнения. Оценка «отлично» - ребёнок не сбивается с ноги во время всегоупражнения. Гибкость. Ребёнок должен согнуться как можно сильнее вперёд и перегнуться назад,не сгибая колен. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может достать пальцами до пола, гнётся назад на 25 градусов. Оценка «хорошо» - ребёнок достаёт пальцами до пола, гнётся назад на 45 градусов. Оценка «отлично» - ребёнок достаёт ладонями до пола, гнётся назад на 90 градусов. Растяжка. Ребёнок должен как можно сильнее растянуться на продольный и поперечный шпагаты. У станка проверяется уровень поднятия ноги (шаг) вперёд, в сторону, назад. Оценка «удовлетворительно – ребёнок не достаёт до пола околополуметра, у станка не может поднять и подержать ногу на 45 градусов. Оценка «хорошо» - ребёнок не достаёт до пола 10 сантиметров, у станка поднимает и держит ногу на 90 градусов. Оценка «отлично» - ребёнок свободно растягивается на шпагат, у станка поднимает и держит ногу на уровне более 90 градусов. Прыжок. Ребёнок должен сделать 16 прыжков как можно выше. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок отрывается от пола на 5сантиметров. Оценка «хорошо» - ребёнок отрывается от пола 10 сантиметров. Оценка «отлично» - ребёнок отрывается от пола на 20 –30 сантиметров. Память. Ребёнку предлагается простое упражнение, которое он должен запомнить и повторить: 4 шага на месте, 4 хлопка. Оценка «удовлетворительно» - ребёнок не может запомнить и повторить упражнение с третьего раза. Оценка «хорошо» - ребёнок запоминает и повторяет упражнение со второго раза. Оценка «отлично» - ребёнок запоминает и повторяет упражнение с первого раза Результаты просмотра фиксируются в диагностической ведомости Промежуточная аттестация Танцевальный коллектив «Звездочки» № Фамилия, имя Теоретиче Практическая подготовка (1-3 балла) ская Партерная Упражнения Исполнение подготовк гимнастика на середине танцевальной а (1-3 зала композиции балла) Приложение 3 Общеучеб Уровень ные освоения знания и умения: Содержание промежуточной аттестации: Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла - справляется самостоятельно - высокий уровень освоения программы (12-15 баллов) 2 балла - справляется с помощью педагога – средний уровень ( 9-11 баллов) 1 балл - справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем – низкий уровень (1-8 баллов) Содержание аттестации: Теоретическая подготовка: - Умение объяснить: необходимость разминки, содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: Умение выполнять упражнения: - Партерная гимнастика («шпагат», «складочка», «мост», «бабочка», «лягушка»); - Упражнения на середине зала (равновесия, прыжки); - Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Общеучебные знания и умения: - Правила поведения в Центре детского и юношеского творчества и в зале; - Правила поведения при чрезвычайной ситуации. Итоговый контроль Танцевальный коллектив «Звездочки» № Фамилия, имя Теоретиче Практическая подготовка (1-3 балла) ская Партерная Упражнения Исполнение подготовк гимнастика на середине танцевальной а (1-3 зала композиции балла) Приложение 4 Общеучеб Уровень ные освоения знания и умения: Содержание итогового контроля: Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла - справляется самостоятельно - высокий уровень освоения программы (12-15 баллов) 2 балла - справляется с помощью педагога – средний уровень ( 9-11 баллов) 1 балл - справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем – низкий уровень (1-8 баллов) Содержание контроля: Теоретическая подготовка: - Умение объяснить: необходимость разминки, содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: 1. Практическая работа по исполнению упражнений на середине зала 1) Ролеве (подъем на полупальцы); 2) Прыжки по 6 позиции ног; 3) Деми и гранд плие (приседания); 4) Прыжки с поворотами по четвертям вправо и влево; 5) Наклоны корпуса вперед и назад; 6) Бег вперед колени; 2. Практическая работа по исполнению упражнений с продвижением по залу: 1) «Самолеты»; 2) «Зайчики»; 3) «Машинки»; 4) «Бабочки» 3. Исполнение изученных танцев Общеучебные знания и умения: - Правила поведения в Центре детского и юношеского творчества и в зале; - Правила поведения при чрезвычайной ситуации. . Приложение 5 Анкета для родителей «Ваш ребёнок: какой он?» Для родителей обучающихся разработана анкета с вопросами, позволяющая сделать образовательный процесс более содержательным и интересным, помочь повысить результативность воспитательного процесса, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности. Текст анкеты Дорогие родители! Для осуществления индивидуального подхода к Вашему ребёнку просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Результаты ответов помогут педагогу улучшить взаимодействие с Вашим ребёнком, сделать образовательный процесс более содержательным и интересным, помочь повысить результативность воспитательного процесса, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности. Спасибо за сотрудничество! Фамилия, имя ребёнка: 1. Что больше интересует Вашего ребёнка: компьютерные игры, игры, требующие физической силы и выносливости? 2. Что больше нравится делать Вашему ребёнку: заниматься спортом, тихими занятиями, требующими сосредоточенности и внимания, групповыми или индивидуальными занятиями? 3. Какие способности Вы хотите развить у Вашего ребёнка в первую очередь: гибкость, выносливость, память, физическую силу, сделать ребёнка разносторонне развитым? 4. Какие умения и навыки Вы считаете самыми важными? 5. В какой поддержке и помощи со стороны педагога Ваш ребёнок нуждается? 6. Ваш ребёнок сам хочет заниматься в ансамбле или этого хотите Вы? 7. Компьютер, телевизор, ребёнка: телефон в жизни Вашего 8. С удовольствием ли Ваш ребёнок выполняет обязанности по дому? 9. Доброжелательно ли относится Ваш ребёнок к своим товарищам? 10. Что вы ждёте для вашего ребёнка от занятий хореографией? 11. Особенности Вашего ребёнка (на что следует обратить внимание?): 12. Ваши пожелания и предложения педагогу: