-- Пояснительная записка Направленность программы: художественная Уровень программы: стартовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • • • • • • • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Актуальность программы. В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. С другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость. Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование - прекрасная возможность для ребенка выразить свое настроение и собственное понимание красоты в творческих поделках, реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество. Педагогическая целесообразность: программа «Креативное рукоделие» является одним из средств обучения декоративно-прикладному творчеству, способствует созданию условий для формирования творческой личности ребенка, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами разнообразных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся, направлена на профилактику асоциального поведения детей. В разработке программы «Креативное рукоделие» использованы материалы из опыта работы практикующих педагогов: дополнительная образовательная программа «В стране рукоделия», автор – Попкова Елена Геннадьевна; образовательная программа «Макраме» Н.Ю.Журавлева (г.Углич); программа «Фриволите» (с.Чаран, Усть-Алданский улус); авторская, дополнительная образовательная программа «Рукоделие», автор У.Р.Федулова (г. Саратов). Новизна: в данной программе представлены почти все основные виды современного декоративно – прикладного творчества: роспись ткани в технике «батик», декупаж, вязание крючком, изготовление текстильных сувениров, вышивка лентами и вышивание крестиком, художественное вырезание из бумаги (вытынанка), знакомство с народными и обереговыми куклами, работа с резервными материалами, работа с фоамираном. Это дает возможность раскрыть обучающимся всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества. Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и нравственных качеств учащихся в процессе освоения различных техник декоративно прикладного творчества. Задачи программы: Обучающие: - формирование технологических умений и навыков при выполнении работ в разных техниках, по основам композиции, материаловедения, Развивающие: - расширение знаний об истории и развитии различных видов рукоделия. - развитие творческих способностей детей: воображения, нестандартного мышления, умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками. Воспитательные - воспитание эстетического восприятия окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к нему, приобщение к истокам народного творчества. Срок обучения: 1 год. Объём программы: 144 часа Форма обучения: очная Возраст обучающихся:7 – 12 лет Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа Количество детей: 12 -15 человек Форма организации образовательного процесса: групповая Ожидаемые результаты К концу обучения обучающиеся должны: знать: терминологию изучаемых техник декоративно-прикладного творчества; основные элементы и приёмы работы с различными художественными материалами; основные приемы работы в различных техниках; правила работы с инструментами, приспособлениями; различные виды декоративно-прикладного искусства; основы техник вязания, изготовления поделок из ткани, картона, бумаги, природного и подручного материала; правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями; уметь: самостоятельно подбирать цвет, рисунок при изготовлении изделий; применять выполненные изделия для создания аксессуаров к одежде; создавать настенные композиции и декорировать интерьер; соблюдать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями. Личностные результаты освоения программы: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Метапредметные результаты освоения обучающимися программы: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности; планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; согласование совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива. Формы контроля Первоначальная диагностика: определение исходного уровня знаний и умений. Промежуточный контроль: определение уровня усвоения изученного материала в форме выставки. Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний и умений, сформированности личностных качеств. Представление результатов Открытые занятия, защита творческих проектов, творческая выставка детских работ. Учебный план № Тема занятия 1 Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с коллективом, презентация деятельности объединения. Текстильные сувениры Изонить Вышивка лентами Украшения из фоамирана и изолона (броши, заколки для волос) Декупаж 2 3 4 5 6 Всего часов 2 Теория Практика 10 12 14 14 3 4 6 5 7 8 8 9 14 5 9 2 7 Вязание крючком 24 8 16 8 Художественное вырезание из бумаги 10 2 8 9 10 Народная и обереговая кукла Подарок ветерану (знакомство с техникой скрапбукинг) Холодный батик Итоговое занятие 16 6 6 2 10 4 12 2 4 1 8 1 46 88 11 12 Итого: 136 Содержание программы 1. Вводное занятие. Сообщение целей и задач работы объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация образцов, сделанных педагогом. История развития декоративноприкладного творчества. Современные направления креативного рукоделия. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Входная диагностика. Правила техники безопасности, минутка безопасности. 2. «Текстильные сувениры». Теория. Применение сувениров из ткани. Обработка ткани. Основные приемы, используемые для изготовления композиций для оформления интерьера. Демонстрация образца. Изучение приёмов и техник при изготовлении текстильного сувенира: работа с шаблонами, техника выполнения. Практическая работа. Зарисовка схем композиций, изготовление деталей, сборка деталей, оформление готового изделия; выкраивание и вырезание отдельных элементов по шаблонам, обработка деталей инструментами (резцы, крючки). Сборка изделий. Составление композиций по схемам (аранжировка). Изготовление и оформление декоративного осеннего панно из текстильных листьев и ягод в рамке из природного материала. Изготовление закладки для книг из различных текстильных материалов. Анализ моделей. 3. Изонить Теория Практика 4. Вышивка лентами Теория. Основные приемы вышивания. Практическое применение данного вида искусства в быту.Знакомство с образцами.Техника безопасности. Практика Закрепление базовых техник и способов вышивания лентами. Самостоятельный подбор материала (ткань, канва, ленты, игла и ножницы). Вышивание миниатюры «Роза». Вышивка ромашек (Петля вприкреп) 5. Украшения из фоамирана и изолона (броши, заколки для волос) 6. «Декупаж». Теория. История развития искусства «декупаж». Общее понятие о декупаже, как о виде прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту; Материалы и инструменты для декорирования. Особенности работы с многослойными салфетками. Беседа по технике безопасности. Практическая работа. Декорирование в технике декупаж деревянных заготовок. Оформление новогодних сувениров в технике «декупаж» (елочные шары, вазочки и подсвечники). 7. «Вязание крючком» Теория. История художественного вязания и традиции русского вязания; технология основ вязания: инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. Знакомство с условными знаками при вязании, чтение рисунка по схеме в печатных изданиях. Практическая работа. Набор воздушных петель, обвязывание колец и рамок различных размеров (изготовление корзинки с деревянным дном). Зарисовка схемы вязания круга, вязание круглых столовых подставок и корзинок (техника прибавления петель). Термообработка готового изделия. 8. Художественное вырезание из бумаги Теория. Беседа «Из истории художественного вырезания из бумаги». Применение в быту. Специальные инструменты и приспособления. Соблюдение техники безопасности при работе с канцелярским ножом, маникюрными ножницами, металлическими вилками. Практическая работа. Подбор бумаги. Копирование рисунка. Художественное вырезание крупных деталей канцелярским ножом, мелких деталей рисунка - маникюрными ножницами. Подборка фона для ажурной работы. Изготовление рамки из пенопластовых багетов. Оформление работы в рамке. 9. Народная и обереговая кукла Теория: История зарождения традиционных славянских оберегов - обереговые куклы. Назначение каждой из кукол. Знакомство с народными куклами: обзор иллюстраций, фотографий и просмотр презентации. 10.Подарок ветерану. Теория Беседа о подвигах народа в Великой Отечественной войне. Посещение выставочного зала в краеведческом музее. Встреча с ветераном. Подбор материала, выполнение эскиза. Практическая работа Изготовление нагрудного украшения, сувенира с использованием ранее изученных техник. 11. История холодного батика Что такое «батик». История возникновения батика и его применение в жизни человека. Материалы и инструменты для батика. Специальные приспособления. Особенности работы с тканью и акриловыми красками. Технология изготовления композиций на ткани в требуемой цветовой гамме. Практическая работа. Подбор ткани. Нанесение рисунка (эскиза) на ткань. Разведение цветовой палитры. Подбор кистей. Нанесение контура по силуэту. Заполнение рисунка. Термическая обработка и оформление готового изделия. 11. Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год. Мониторинг качества знаний воспитанников. Оформление выставки. Календарный учебный график № Тема занятия, содержание занятия 1 Вводное занятие: презентация деятельности объединения: знакомство с содержанием программы; с образцами будущих изделий, инструментами. Техника безопасности. Знакомство с коллективом, Первоначальная диагностика. 2-6 Текстильные сувениры: Изготовление осенней композиции. Закладка для книг. 7-12 Изонить 13-19 20-26 27-33 Вышивка лентами Украшения из фоамирана и изолона (броши, заколки для волос) Декупаж История развития искусства «декупаж». Общее понятие о декупаже, как о виде прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту; Материалы и инструменты для декорирования. Особенности работы с многослойными салфетками. Беседа по технике безопасности. Декорирование самодельной шкатулки из Всего часов 2 Теория Практика 2 Формы контроля Собеседование с детьми 10 3 7 Выполнение итоговой работы по теме. 12 4 8 14 6 8 Практическая работа по теме. Самостоятельное создание эскиза и вышивка по эскизу. 14 5 9 14 5 9 Собеседование по технологии выполнения работ с фоамираном Собеседование с детьми по выявлению полученных знаний: Этапы выполнения простейшего декупажа гофрокартона в технике декупаж. Декорирование деревянных заготовок. 34-45 Вязание крючком . История художественного вязания и традиции русского вязания; технология основ вязания: инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. Знакомство с условными знаками при вязании, чтение рисунка по схеме в печатных изданиях. Набор воздушных петель, обвязывание колец и рамок различных размеров (изготовление корзинки с деревянным дном). Зарисовка схемы вязания круга, вязание круглых столовых подставок и корзинок (техника прибавления петель). Термообработка готового изделия. 24 46-50 Художественное вырезание из бумаги 10 2 8 Практическая работа 51-58 Народная и обереговая кукла 16 6 10 59-61 Подарок ветерану (знакомство с техникой скрапбукинг) Изготовление нагрудного украшения, сувенира с использованием ранее изученных техник. Холодный батик пропиткой 6 2 4 Собеседование по теме: чем отличаются народные куклы от обереговых. Самостоятельная творческая работа 12 4 8 Практическая работа. 2 1 1 Выполнение тестовых заданий. Практическое упражнение: 62-67 68 Итоговое занятие. с 8 16 Практическая работа. Собеседование по полученным знаниям и навыкам вязания крючком Итого: 136 46 88 вязание цветка из пяти лепестков. Методическое обеспечение программы Основное место на занятиях уделяется практической работе. На сообщение теоретических сведений отводится 1/3 учебного времени. Дети, занимающиеся по программе, отличаются друг от друга по развитию, характеру поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Двигаясь от простого к сложному, воспитанники учатся «читать» схему изделия, то есть узнавать виды узоров, пробуют самостоятельно подбирать нитки по цвету и фактуре. Формируются представления о гармоничном сочетании цветов, простейших техниках вязания крючком, развиваются навыки работы с бумагой в технике «декупаж», резервными материалами: узнают технологию обработки вязанных изделий; учатся делать эскизы в цвете для оформления работ из невостребованных пуговиц, бусин и пайеток. Обучаются рисованию на ткани с помощью трафаретов и штампов. Обучающиеся знакомятся с простейшими техниками изготовления декоративных сувениров из ткани: пропитка и окраска ткани, изготовление праздничных (рождественских) венков, аранжировка несложных композиций. В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими, необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Методические разработки - беседы по декоративно-прикладному искусству (декупаж, вязание крючком и т.д.); - технологические карты и шаблоны по изготовлению поделок; - образцы - трафареты для изготовления топиариев; - мастер-классы по вязанию крючком и спицами. Материально-техническое обеспечение программы - учебный кабинет, учебная мебель - ноутбук, экран, видеопроектор - наглядные пособия Инструменты и приспособления для одной группы обучающихся: - вязальные крючки разных размеров (металлические); - вязальные спицы разных размеров; - ножницы обычные – 16 шт. - ножи канцелярские – 16 шт. - простые и цветные карандаши – 16 наборов - ластик для составления эскизов – 5 шт. - картон для перевода лекал, калька, копировальная бумага. - цветные ленты атласные разной ширины - набор инструментов для изготовления и отделки текстильных сувениров - утюг и гладильная доска - белая ситцевая ткань – 2 м. - акриловые краски, контуры - кисти. - клей ПВА, клеевой пистолет - фурнитура для оформления аксессуаров к одежде - нитки «Ирис», пряжа фактурная, гладкая различных цветов и оттенков. Литература Для педагога: 1. Азбука вязания крючком /Сью Вайтинг. – Азбука, 2011. – 80 с.: цв. ил. 2. Аржанухина Н. В. Искусственные цветы. М.: Издательство «Вече», 1996 3. Былкова С. О. Делаем подарки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 4. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М. «Эксмо». 2008. 5. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. Волгоград, 2008, «Просвещение», 1991. 6. Вышивка крестом; Москва «Олма-Пресс»; 2000. 7. Вышивка лентами; Энциклопедия; «АСТпресс»;2000. 8. Донцова Т. Какие бывают букеты. Москва, 1991 9. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва, 2000 10. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва, 2000 11. Журнал «Золотая коллекция вязания крючком» (Праздничные фантазии). М.: ООО «ТД» Издательство «Мир книги», 2006 12. Зайцева А. А. Искусство квиллинга:Магия бумажных лент, М.: Эксмо, 2014 13. Зайцева А. А. Объёмный квиллинг: создаём фигурки из гофрокартона. М.: Эксмо, 2012 14. Ивахнова М. Бисер. Кружево. Вязание крючком. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000 . 15. Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире.- М.,2001. 16. М.И.Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль: «Академия развития»,1997. 17. Первые уроки вязания: крючок / Лесли Стенфилд. 2006. – 128 с.: цв. ил. 18. Преображенская В. Н. Поделки из ниток, пуговиц, бусин. М:. РИПОЛ классик, 2014 19. Сичкаренко Л.А.Вязание крючком Москва 1999 20. Солод Л.Е. Искусство составлять цветочные картины. - М. «Эксмо», 2008. 21. Т.Ф.Панфилова Рукоделие: поделки из ткани, ниток, тесьмы. - М.:«Школьная пресса»,2000 22. Тимаер А. Нарядные прихватки. М.: Мой Мир, 2005 23. Фомичова Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком Москва«Просвящение» 1991 24. Череда Н. С. Цветы из ткани. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2010 25. Шахова Н. В. Кожаная пластика. М:. ООО «Издательство АСТ», 2003 26. Шквыря Ж. Ю. Забавные животные. З-d объёмный квиллинг, Ростов н/Д: Феникс, 2013 Электронные ресурсы: 1. http://vk.com/album-23077043_200438516 2. http://vk.com/id131905243 3. http://5fan.ru/wievjob.php?id=35695 4. http://stranamasterov.ru/ 5. http://scrapnews.net/ 6. http://www.magic-work.ru/ 7. http://knitt.net/ Для обучающихся и родителей: 1. «Сандра», «Все для женщины» - 2009, 2010г.. 2. Вероника Хуг Вязаные цветы (новые идеи для подарков,настольные украшения, композиции), М: издательство «АРТ_РОДНИК», 2006; 3. Журналы «Валя-Валентина», «Маленькая Диана», «Вязание крючком» №5-2005 г., 4. Зайцева А. А. Объёмный квиллинг: создаём фигурки из гофрокартона. М.: Эксмо, 2012; 5. Тимаер А. Нарядные прихватки. М.: Мой Мир, 2005; 6. Шквыря Ж. Ю. Забавные животные. З-d объёмный квиллинг, Ростов н/Д: Феникс, 2013; Промежуточная диагностика по программе «Креативное рукоделие» Приложение 1. Форма диагностики: тестирование 1. Как называется окантовка рисунка из скрученных салфеток? а) Пейп-арт б) «канзаши» в) «декупаж» 2. Можно ли сделать красивые поделки из обычной картонной коробки? а) нет б) да 3. Что можно сделать из кусочков ткани? а) сделать украшения б) сделать метлу в) сделать поделку 4. Что нужно использовать на занятиях объединения «Креативное рукоделие»? (перечислите какими видами инструментов вы пользуетесь) Игла, ножницы, спицы, крючок, канцелярский нож, ватная палочка, ложка, утюг, пропеллер, шило. 5. Подчеркни правильный ответ (техника вязания): а) воздушная петля б) шов «вперёд иголку» в) крючок в сторону г) столбик без накида д) столбик с двумя накидами е) рачий шаг 6. Как правильно передавать ножницы? а) кольцами вперед б) кольцами к себе в) бросить г) с раскрытыми лезвиями 7. Кисточку после работы с клеем необходимо а) вымыть водой б) вымыть водой с мылом в) выбросить г) высушить Оценивание ответов: 3 балла: ответил без ошибок – высокий уровень 2 балла: допустил 1-2 ошибки – средний уровень 1 балл: неправильно ответил на 3 и более вопросов – низкий уровень Итоговая диагностика по программе «Креативное рукоделие» Форма диагностики: тестирование Приложение 2. 1. Как называется присоединение рисунка к предмету и покрытие его лаком? а) Пейп-арт б) «канзаши» в) «декупаж» 2. С чего начать вязание крючком? а) с выполнения накидов б) с вязания полотна в) с набора воздушных петель 3. Дайте правильное определение техники «пейп-арт» а) окантовка рисунков или выкладка деталей из самостоятельно скрученных салфеток б) изготовление цветов и украшений из тканей и лент в) апликации из разных материалов 4. Что нужно сделать с готовым вязанным изделием? а) провести влажно-тепловую обработку б) надеть на голову в) распустить 5. Какой толщины выбрать спицы для работы? а) спицы №10 б) спицы №12 в) зависит от толщины нити Оценивание ответов: 3 балла: ответил без ошибок – высокий уровень 2 балла: допустил 1-2 ошибки – средний уровень 1 балл: неправильно ответил на 3 и более вопросов – низкий уровень