Пояснительная записка Направленность программы: туристско-краеведческая Уровень программы: базовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. • Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущий воин» направлена на социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков и молодёжи в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития, подготовку их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Основными направлениями и формами деятельности объединения являются: • краеведение (походы по родному краю, изучение его природных особенностей, истории Кольского полуострова, знакомство с именами известных людей – земляков, прославивших малую Родину; • туристическая подготовка посредством пешего туризма со специальным снаряжением; • проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений. • начальная военная подготовка допризывной молодёжи; • организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта. При разработке программы клуба была использована «Программа курса начальной военной подготовки для военно-патриотических и военно-спортивных объединений Самарской области для детей и подростков от 14 до 18 лет» (Авторы: Артёмов Н.В., Долгушин А.С., Ларин А.М.). Отличительной особенностью программы «Будущий воин» является: сотрудничество с пограничным отделом «Ковдор» Службы в селе Алакуртти ПУ ФСБ России по Мурманской области. Членом объединения может стать любой подросток по заявлению родителей (законных представителей) и их согласия на обработку персональных данных. Во время летних каникул учащиеся совершают туристические и краеведческие походы, с целью изучения истории своей Родины, участвуют в общегородских, региональных, общероссийских акциях, экспедициях, соревнованиях, фестивалях, направленных на патриотическое воспитание детей и молодёжи. Цель программы: формирование у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил, подготовка молодёжи к службе Отечеству через изучение основ начальной военной подготовки, безопасной жизнедеятельности и посредством туристических и краеведческих походов и походов по местам боевой славы. Задачи программы: приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности через организацию туристических и краеведческих походов, участие в общегородских, региональных, общероссийских акциях, походах, экспедициях; - приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества через организацию экскурсий и поездок по местам боевой славы; - воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга; - формирование политико-правового понимания воинского долга; - психологическая и физическая подготовка к военной службе, закрепляющая на практике знания, умения, навыки, полученные на занятиях; - активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы российского оружия; - формирование и совершенствование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности, в том числе – правильных действий в экстремальных ситуациях; - оказание шефской помощи ветеранам войны, матерям погибших; - приобщение к здоровому образу жизни; - развитие самоуправления и общественной активности учащихся; - профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи. Возраст детей – 15 – 18 лет Количество обучающихся в группе: 1 год обучения: 12-15 человек 2 год обучения: 10-12 человек Объем программы – 432 часа (216 часов в год) Срок реализации программы - 2 года Программа включает следующие предметы: • «Начальная военная подготовка» - 144 часа • «Школа безопасности» - 72 часа Срок реализации программы - 2 года Режим занятий: • «Начальная военная подготовка» - 2 раза в неделю по 2 часа • «Школа безопасности» - 1 раз в неделю по 2 часа Форма организации образовательного процесса – групповая Условия набора в объединение: Членом объединения может стать любой подросток по заявлению родителей (законных представителей) и их согласия на обработку персональных данных. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выездом на пограничную заставу, выходом в поле и участием в соревнованиях, учебная нагрузка составляет не более 6 часов. Ожидаемые результаты В результате реализации программы 1 года обучения учащиеся должны знать: - о роли государства в области обороны и роли Вооружённых сил в обеспечении безопасности страны; - основные даты и события истории родного края и страны; - основы строевой, тактической, огневой подготовки; - о роли физической культуры в жизни каждого человека; уметь: - чётко и правильно выполнять строевые приёмы и действия; - ориентироваться на местности различными способами и определять расстояния; - правильно оказать первую помощь себе и окружающим; - совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки. В результате реализации программы 2 года обучения учащиеся должны знать: - основы строевых движений и приёмов; - основы топографии и порядок ориентирования на месности; - порядок организации туристического быта; - упражнения специальной физической подготовки; - порядок действий при чрезвычайных и экстренных ситуациях. уметь: - выполнять строевые движения и приёмы; - работать на местности с картой, компасом, по азимуту; - организовать туристический быт; - выполнять упражнения и приёмы специальной физической подготовки; - составлять план действий при различных ситуациях. Результатом реализации программы «Будущий воин» является: - формирование профессионально значимых качеств личности подростков и молодёжи и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной службы; - развитие позитивных личностных качеств: организаторских способностей, ответственности, смелости, коммуникативности и формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации; - повышение уровня знаний о героической истории нашего государства и его вооружённых сил; - развитие общего кругозора, мыслительных операций, памяти, внимания; - осознание воспитанниками необходимости в здоровом образе жизни и активном отдыхе; - сознательное применение требований дисциплины и культуры поведения. Формы контроля 1 этап – предварительная диагностика для определения начальной подготовленности, которая проводится на первых занятиях (в форме анкетирования и сдачи нормативов по общей физической подготовке). 2 этап – промежуточный контроль проводится по окончании первого года обучения для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля: наблюдение, индивидуальные задания, участие в соревнованиях. 3 этап - Итоговый контроль - диагностирование уровня качества образования и развития воспитанников в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и навыков на итоговых занятиях. Форма проведения: - сдача зачётов по основным разделам программы: огневая подготовка, гражданская оборона, физическая подготовка, строевая подготовка; - выполнение тестовых заданий по темам программы. Формами подведения итогов реализации программы «Будущий воин» является: - участие в спортивном фестивале допризывной молодёжи муниципального образования Ковдорский район; участие в военно-спортивных турнирах; участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, акциях военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности различного уровня. Учебный план по предмету «Начальная военная подготовка» 1 год обучения № темы 1 2 Наименование темы Кол-во Теория Практика часов всего Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. 2 2 Общественно - государственная подготовка. 16 12 4 Воинская обязанность. 3 4 5. 6. 7. Тактическая подготовка Огневая подготовка Основные положения Устава внутренней службы и Устава караульной и гарнизонной службы Строевая подготовка Итоговое занятие Итого: 60 44 8 16 12 4 44 32 4 12 2 144 2 48 10 2 96 Содержание программы по предмету «Начальная военная подготовка» 1 год обучения 1. Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. 2. Общественно - государственная подготовка. Воинская обязанность. Теория. Общественно - государственная подготовка. Воинская обязанность. Организация воинского учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Прохождение военной службы по призыву. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Практика. Размещение, жизнь и быт военнослужащих воинской части (экскурсия в в/ч) Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. 3. Тактическая подготовка. Теория. Основы общевойскового боя. Действия солдата в бою. Действия солдата в бою в составе отделения. Отделение в обороне. Действия отделения с началом огневой подготовки противника и перехода его в атаку. Уничтожение противника огнем в упор, гранатами, в рукопашном бою. Отделение в наступлении. Расположение отделения в указанном месте и маскировка. Подготовка личного состава и оружия к бою. Вооружение и боевая техника воинской части. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою. Борьба с танками. Борьба с бронированными машинами. Борьба со средствами воздушного нападения. Практика. Подготовка личного состава и оружия к бою. Вооружение и боевая техника воинской части (экскурсия в в/ч). Отработка действий солдата в бою. Отработка действий в обороне, наступлении в составе отделения. Движение в атаку. Изучение и отработка комплекса РБ-1 без оружия и с оружием. Бой в траншее. Изучение правил маскировки на местности лично и отделения – подготовка стрелковой ячейки, окопа в полный профиль. Изучение отработки навыков борьбы с танками, бронетехникой, со средствами воздушного нападения. 4. Огневая подготовка. Теория. АК-47 и его модификации. Материальная часть и ТТХ АК-47 и его модификаций. Материальная часть и ТТХ малокалиберной винтовки ТОЗ-8,12. Основы и правила стрельбы. ТБ при стрельбе из огнестрельного оружия. Ведение огня из автомата с места и по неподвижным целям. Практика. Изучение материальной части АК-47 и его модификаций (АК-74М, АК-103, АК-105, АКМ, РПК). Отработка приемов разборки и сборки АК-47 и его модификаций. Выполнение нормативов по неполной разборке-сборке АК-47. Выполнение норматива по снаряжению магазина АК-47 и АК-74М. Сдача зачета по ТБ при обращении с оружием. Практическая стрельба из аирсофт-привода, лазертаг таггера, пневматического пистолета, винтовки ТОЗ-8,12. Отработка правил метания гранаты в обороне, наступлении, из засады. 5. Основные положения Устава внутренней службы и Устава караульной и гарнизонной службы. Теория. Изучение статей Устава внутренней службы и Устава караульной и гарнизонной службы. Практика. Отработка действий дневального, караульного и часового во время проведения занятий в классе и в походах. 6. Строевая подготовка. Теория. Изучение статей Строевого Устава ВС РФ: строевая стойка, повороты на месте и в движении, построение и перестроение, отдание воинского приветствия лично и в составе подразделения, строевые упражнения без оружия и с оружием. Практика. Отработка строевых упражнений согласно Строевого Устава ВС РФ: строевая стойка, движение строевым шагом, повороты на месте и в движении, построение и перестроение, отдание воинского приветствия лично и в составе подразделения, строевые упражнения без оружия и с оружием. 7. Итоговое занятие. Теория. Тестирование. Практика. Выполнение упражнений и сдача нормативов. Учебный план по предмету «Школа безопасности» 1 год обучения № темы 1 2 3. 4. 5. Наименование темы Кол-во Теория Практика Часов всего Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж. 2 2 Правила безопасного поведения на дороге 8 6 2 (водитель, пассажир, пешеход). Правила пожарной безопасности 4 2 2 Оказание первой доврачебной помощи 22 6 16 Правила поведения на природе 6 2 4 6. 7. 8. Криминогенные ситуации. Терроризм и его проявления. Чрезвычайные ситуации природного характера и техногенного характера. Итоговое занятие Итого: 4 2 2 22 8 14 4 72 1 29 3 43 Содержание программы по предмету «Школа безопасности» 1 год обучения 1. Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж. 2. Правила безопасного поведения на дороге (водитель, пассажир, пешеход). Теория. Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Современный общественный транспорт. Пассажир, правила безопасного поведения. Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Водитель. Правила безопасности вождения велосипеда, мопеда, скутера. Практика. Отработка безопасной посадки и высадки в автотранспорт. Отработка безопасного движения в составе пешей колонны по автодороге, по лесным дорогам. 3. Правила пожарной безопасности. Теория. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания, в походе. Общие меры пожарной безопасности при эксплуатации эл. приборов, газовых приборов Практика. Изучение и устройство костровищ, разведение огня в походах. 4. Оказание первой доврачебной помощи. Теория. Травмы, полученные в домашних условиях. Характеристика различных видов кровотечений. Способы остановки кровотечений. Травмы опорно-двигательного аппарата, причины травм. Меры профилактики. Оказание медицинской помощи при травме кисти рук, предплечья, наложение повязки. Ожоги, виды ожогов, профилактика ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. Отравления, причины отравлений, профилактика отравлений. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом. Практика. Изучение и отработка способов остановки кровотечений. Наложение различных видов повязок на поврежденные участки. Наложение шин и иммобилизация. Отработка непрямого массажа сердца и ИВС. 5. Правила поведения на природе. Теория. Организация отдыха на природе и необходимые меры безопасности. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на воде. Правила ориентирования на местности. Практика. Практические выходы в лес, на водоемы. Отработка навыков ориентирования. 6.Криминогенные ситуации. Терроризм и его проявления. Теория. Криминогенные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Терроризм, экстремизм и его проявления. Практика. Экскурсия в ОВД, комендатуру отдела Ковдор Алакуртинского погранотряда. 7. Чрезвычайные ситуации природного характера и техногенного характера. Теория. Чрезвычайные ситуации природного характера. Природные ЧС геологического происхождения. Природные ЧС метеорологического происхождения. Природные ЧС биологического происхождения. Природные ЧС гидрологического происхождения. Лесные и торфяные пожары, их последствия. Радиационные опасные объекты. Аварии и последствия. Химически опасные объекты. Аварии и последствия. Пожаро-взрывчатые объекты. Последствия аварий. Гидро-технические сооружения. Возможные аварии на них и их последствия. Единая государственная система предупреждения, ликвидации ЧС. Практика. Экскурсии в комитет ГО и ЧС Ковдорского района, пожарную часть, Ковдорский ГОК. 8. Итоговое занятие. Теория. Тестирование. Практика. Выполнение упражнений и сдача нормативов. Учебный план по предмету «Начальная военная подготовка» 2 год обучения № темы 1 2 3 4 5. 6. Наименование темы Кол-во Теория Практика часов всего Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. 2 2 Строевая подготовка 28 10 18 Топографическая подготовка 18 6 12 Туристическая подготовка 42 14 28 Обще-физическая подготовка 52 12 40 Итоговое занятие 2 2 Итого: 144 44 100 Содержание программы по предмету «Начальная военная подготовка» 2 год обучения 1. Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. 2. Строевая подготовка. Теория. Строевой Устав ВС РФ. Строевые приемы и движение без оружия Строевые приемы и движение с оружием Строи отделения, взвода, роты. Действия военнослужащих у машин. Действия военнослужащих на машинах. Практика. Отработка строевых движений без оружия и с оружием одиночным порядком и в составе отделения, взвода. Отработка действий по командам «По машинам», «К машине». 3. Топографическая подготовка. Теория. Основные топографические символы и знаки. Ориентирование на местности без карты. Ориентирование на местности с картой. Измерение расстояний на карте, на местности. Масштаб. Работа с компасом, часами. Движение по азимуту. Практика. Работа на местности с картой и без карты. Работа на местности с компасом. Определение расстояний на местности и на карте. Отработка правил движения по азимуту. 4. Туристическая подготовка. Основы туристической подготовки. История развития туризма. Личное туристическое снаряжение. Групповое туристическое снаряжение. Подготовка к походу, путешествию. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Питание в турпоходе. Туристические должности в группе. Правила движения в походе, преодоление препятствий. Техника безопасности при проведении походов. Подведение итогов похода Туристические слеты, соревнования. Личная гигиена, профилактика заболеваний. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. Помощь при травмах. Помощь при ранениях. Помощь при кровотечениях. Помощь при ожогах и обморожениях. Помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Краткие сведения о строении и функциях организма. Врачебный контроль, самоконтроль. Практика. Тренировка по укладке рюкзаков. Установка палаточного лагеря. Разведение огня различными способами. Движение в колонне. Преодоление различных препятствий. Участие в туристических слетах и соревнованиях различного уровня. Практическая отработка оказания первой доврачебной помощи при различных травмах и ранениях в условиях похода. 5. Обще-физическая подготовка. Теория. Лыжный спорт. Попеременный, одновременный способы ходьбы. Техника поворотов на лыжах на месте и в движении. Техника катание с гор, спуски, подъемы. Падения. Упражнения на различные группы мышц. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты Легкая атлетика. Специальная физ. подготовка. Практика. Отработка попеременного и одновременного способов движения на лыжах, поворотов на месте и в движении, техники подъемов различными способами, техники спусков, торможений и падений. Разучивание комплексов упражнений на различные группы мышц без предметов, с предметами, с отягощениями. Подвижные командные игры. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. 6. Итоговое занятие. Теория. Тестирование. Практика. Выполнение упражнений и сдача нормативов. Учебный план по предмету «Школа безопасности» 2 год обучения № темы Наименование темы 1 2 Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж. Автономное существование. 3. 4. 5. Оружие массового поражения. Обще-физическая позготовка Итоговое занятие Итого: Кол-во Теория Практика Часов всего 2 2 28 10 18 28 10 4 72 10 2 1 25 18 8 3 47 Содержание программы по предмету «Школа безопасности» 2 год обучения 1. Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. 2. Автономное существование. Теория. Автономное существование. План действия. Сигналы бедствия. Жилище. Добывание огня. Добывание огня. Добывание пищи и воды. Лечение заболеваний. Лекарственные растения. Пожар. Правила тушения пожаров в природных условиях Природные пожары. Чрезвычайные ситуации. Действия при ЧС природного характера. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях. Практика. Составления плана действий в различных ситуациях. Подача сигналов бедствия различными способами. Построения жилищ различных типов. Добывание огня различными способами. Поддержание огня. Отработка поведения в различных ЧС природного характера. 3. Оружие массового поражения. Теория. Оружие массового поражения. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. СИЗ. Средства коллективной защиты. Дегазация. Дезактивация. Дератизация. Обычные вооружения и защита от наго. Практика. Отработка применения СИЗ: респиратор, противогаз ГП-5, ОЗК, Л-1 Определение зоны заражения. 4. Обще-физическая подготовка. Теория. Режим дня. Роль утренней физзарядки. Различные комплексы утренней физзарядки. Техника бега. Тактика бега на средние дистанции. Практика. Разработка различных комплексов зарядки. Отработка техники бега. Применение различных тактических приемов при беге на короткие и средние дистанции. 5. Итоговое занятие. Теория. Тестирование. Практика. Выполнение упражнений и сдача нормативов Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение • учебный кабинет (для проведения теоретических занятий, собраний обучающихся); • спортивный зал (для занятий физической и строевой подготовкой в холодное время года, отработки нормативов); • площадки для занятий на улице (для дистанций для бега на 100, 1000 и 3000 м; спортивные снаряды (турник, брусья); размеченная строевая площадка; площадка для выполнения приёмов передвижения на поле боя, метания гранат и полосы препятствий (её элементов); • место для стрельбы из пневматического оружия (длиной не менее 12 м, шириной не менее 3 м); • форменная одежда для обучающихся объединения; • макеты массогабаритных автоматов Калашникова, магазины с учебными патронами; • противогазы и респираторы на каждого учащегося; • средства оказания первой медицинской помощи: жгуты кровоостанавливающие, перевязочный материал, аптечки индивидуальные; • компасы, учебные топографические карты; • рюкзаки, фляги, котелки, кружки, плащ-накидки; • палатки, спальные мешки, теплоизолирующие коврики. Календарный учебный график Программа «Будущий воин» Количество учебных недель в году: 36 Срок реализации программы: 2 года Объём программы: 432 часа (216 часов в год) Программа включает следующие предметы: • «Начальная военная подготовка» - 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа • «Школа безопасности» - 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. Методическое обеспечение программы Патриотический воспитательно-развивающий потенциал программы «Будущий воин» выражается в следующем: • в содержании основного учебного материала, изучаемого обучающимися; • в организации целостного учебно - воспитательного процесса, в котором используются различные формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся, ориентированные на стимулирование их гражданско-патриотической активности; • в использовании воспитательных возможностей организации деятельности учащихся в социокультурном окружении для более прочного усвоения полученных знаний, выработки гражданско-патриотических и нравственных ориентиров, расширения социального опыта в практическом применении полученных знаний как основы для жизненного и профессионального самоопределения. Литература Литература для педагога: 1. Боевой устав по организации и ведению общевойскового боя. Ч.Ш. – М.: Воениздат, 2005. 2. Военно-спортивная классификация и правила соревнований (действующая). 3. Временный Устав ПВ. Часть III. 4. Гореев М.М. Полководцы Победы и их военное наследие. – М., Инсан, 2004. – 110 с. 5. Маркин А.В. Основы тактической подготовки современного солдата, - М.: АСТ, 2006. 6. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах Российской Федерации, НПФ-2001. – М.: Воениздат, 2001. 7. Общевойсковые уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, - М.: Воениздат, 2008. 8. Спутник разведчика: учебно-методическое пособие/ НВИ – Новосибирск, 2002. 9. Строевой Устав ВС РФ, 2006. 10. Устав Внутренней Службы ВС РФ, 2006. 11. Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечивание памяти российских воинов и знаменательных событий воинской истории Отечества», с.7 -17 12. Физическая подготовка. Ч.П. Основы методики физической подготовки. – М., 2004. 13. Шелест О.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях. – М., 2004. Литература для обучающихся: 1. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. - М.: Высшая школа, 1986. 2. Белоусов Н.А. Начальная военная подготовка учащихся. - Минск: 1985. 3. Гоголев М.И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. - М.: Просвещение, 1985. 4. Гореев М.М. Полководцы Победы и их военное наследие. – М.,Инсан, 2004.– 110 с. 5. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. – М.: Голос,1992 -1994. Т.1 304 с., т.2 – 336 с., т.3 – 352 с., т.4 – 368 с. 6. Медико-санитарная подготовка учащихся / Под ред. Курцева П.А. - М,: Просвещение, 1984. 7. Средин Г.В. Военно-патриотическое воспитание молодёжи. - М.: Воениздат, 1983. 8. Штыкало Ф.Е. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке. – М.: Просвещение, 1986. Приложение 1 Контроль знаний, умений навыков по основным разделам программы Критерии оценивания результатов Наименов Условия Уровень ание выполнения выполнения без упражнен учёта времени ия Огневая подготовка Высокий уровень: 20 баллов – 17 баллов Средний уровень: 16 баллов – 13 баллов Низкий уровень: 12 баллов и ниже Неполная Воспитанник Высокий – разборка стоит у стола. разборка автомата Оружие в выполнена в (АК-74) собранном установленной виде лежит на последовательно столе. сти, действия Упражнение чёткие, выполняется уверенные. по команде Отдельные части «Автомат оружия разобрать» разложены на столе в требуемом порядке; Средний разборка выполнена с соблюдением последовательно сти, но при этом допущено не более одной ошибки; Низкий – разборка выполнена с нарушением последовательно сти, действия медленные, нечёткие. Уровень выполнения по времени и расстоянию Высокий – 12 сек. Средний – 26 сек. Низкий – 20сек. Ошибки, снижающие уровень выполнения Не осмотрен патронник. Нарушена последовательность разборки. Отдельные части разложены беспорядочно. Извлечение частей производится с большим усилием. Действия медленные, неуверенные. Отделяемые части оружия извлекались с усилием. Допущено не более трёх ошибок. Сборка автомата АК-74 Воспитанник стоит у стола. Части оружия разложены на столе в установленно м порядке. Упражнение выполняется по команде «К сборке приступить» Снаряже ние магазина автомата Магазин в руке у обучающего ся. Патроны (учебные) россыпью на столе. Упражнение Высокий – сборка произведена правильно, без нарушения последовательно сти, действия быстрые, чёткие, уверенные. После сборки проверена работа частей и механизмов; Средний - сборка выполнена правильно, в установленной последовательно сти, но при этом допущено не более одной ошибки; Низкий – Сборка выполнена. Допущено не более двух ошибок. Высокий – упражнение выполнено. Приёмы и действия правильные. Работа выполнена Высокий – 20 сек. Средний – 25 сек. Низкий – 35 сек. Высокий – 33 сек. Средний – 40 сек. Низкий – 45 сек. Нарушена последовательность сборки. Соединение частей производится с большим усилием. Не произведён спуск курка. Не проверена работа частей и механизмов. Автомат не поставлен на предохранитель. Действия медленные, неуверенные. Неуставные приёмы. Патроны вкладываются с усилием. Действия медленные, нечёткие. выполняется по команде «Магазин снарядить» Стрельба из малокали берной винтовки по неподвиж ной цели быстро, чётко, уверенно; Средний – упражнение выполнено. Приёмы правильные, но действия неуверенные. Темп замедленный; Низкий – упражнение выполнено, но допущено много ошибок. Действия неуверенные. Допускаются усилия при вкладывании патронов в приёмник. Расстояние до цели – 50 метров. Количество патронов – 3 пробных, 3 зачётных. Положение для стрельбы – лёжа с упора. Гражданская оборона Высокий уровень: 10 баллов – 9 баллов Средний уровень: 8 баллов – 7 баллов Низкий уровень: 6 баллов и ниже Надевание Воспитанник Высокий – противогаз в составе надевание а отделения противогаза находится в выполнено без строю на ошибок; Высокий – выбить 2125 очков; Средний – выбить 1620 очка; Низкий – выбить менее 15 очков Высокий – 7-9 сек. Средний – 10-13 сек. Низкий – более Время на стрельбу неограниченное При надевании противогаза обучающийся не закрыл глаза, не задержал дыхание. месте. Заранее подобранные и подогнанные по размерам противогазы приведены в положение «наготове». Подаётся команда «Газы!». Обучаемые надевают противогаз. Надевание общевойск ового защитного комплекта Обучающие ся в составе подразделен ия находятся на незаражённ ой местности. Средства защиты при них. По команде «Защитны й костюм надеть. Газы» обучаемые надевают противога зы, плащи Средний – при надевании противогаза допущена одна ошибка; Низкий – при надевании противогаза допущено не более трёх ошибок Высокий – надевание общевойскового защитного комплекта выполнено без ошибок; Средний – при надевании общевойскового защитного комплекта допущено две ошибки; Низкий – при надевании общевойскового защитного комплекта допущено не более трёх ошибок 14 сек. Высокий – 4 мин.00 сек. Средний – 4 мин. 45 Низкий – Более 5 мин. После надевания противогаза не сделал полный выдох. Перекручена соединительная трубка. Маска (шлем-маска) надета с перекосом. Не полностью завинчена (ввёрнута) фильтрующее поглощающая трубка. Допущено образование таких складок и перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску. Надевание защитных чулок проводилось с застёгнутыми хлястиками. Неправильно застёгнуты борта плаща или не полностью надеты чулки. Не закреплены заклёпками держатели шпеньков или не застёгнуты два шпенька. Допущены ошибки при надевании противогаза. Оставлены незащищёнными отдельные части в виде комбинезо на, перчатки. Физическая подготовка Высокий уровень: 20 баллов – 17 баллов Средний уровень: 16 баллов – 13 баллов Низкий уровень: 12 баллов и ниже Бег на Упражнение 100 выполняется метров на городском стадионе Бег на 1км Метание ручной гранаты (400 гр.) на дальность Упражнение выполняется на городском стадионе Обучающий ся вооружён одной гранатой и находится на исходной позиции. На расстоянии 10, 15,25, 30 метров обозначены флажком сектора. Получив команду обучающий ся метает гранату. Дальность метания ручной гранаты определяетс я до места тела Высокий – 13,4 сек. Средний – 14,5 сек. Низкий – Более 15 сек. Высокий – 3 мин.30 сек. Средний – 3 мин.40 сек. Низкий – 4 мин.10 сек. Высокий – 29 метров Средний – 23-27 метров Низкий – Менее 22 метров Если граната вылетает за сектор – результат не засчитывается Подтягив ание на переклад ине её падения. Обучаемому даётся три попытки, в зачёт идёт лучший результат. Упражнение выполняется в спортивном зале на перекладине Строевая подготовка Высокий уровень: 45 баллов – 37 баллов Средний уровень: 36 баллов – 28 баллов Низкий уровень: 27 баллов и ниже Выход из Упражнение строя выполняется в спортивном зале Подход к начальни ку Строевая стойка Высокий – 13 раз Средний – 10 раз Низкий – Менее 7 раз Высокий – если приём выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава; Средний – если приём выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при выполнении приёма допущена одна ошибка; Низкий – если приём выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при выполнении приёма допущено три Упражнение выполняется рывком, раскачкой. Не до конца разгибается локтевой сустав. Не дотягивается подбородком до перекладины. Нет ответа «Есть». При выходе из второй шеренги наложена не левая, а правая рука, выход осуществлён не на указанное количество шагов. Производится походным шагом. Не выполнен поворот лицом к строю. Нарушена строевая стойка. Производится походным шагом. При выходе из строя не сделаны один-два шага от первой шеренги прямо и поворот в движении в сторону начальника. Подход ошибки Поворот ы на месте Строевой шаг Прекращ ение движения шагом Поворот ыв движении Выполне осуществлён не кратчайшим путём. Неправильное содержание доклада. Не одновременно с приставлением ноги приставляется рука к головному убору. Нарушено положение строевой стойки. Неправильно приложена рука к головному убору. Носки ног развёрнуты не по линии фронта и не на ширину ступни. Каблуки не поставлены вместе. Кисти рук не по середине бёдер, держатся ладонями назад. Грудь не приподнята, живот не подобран. Тело не подано вперёд, голова опущена. Руки согнуты в локтях. После поворота не сохраняется правильное положение корпуса или ног. Ноги сгибаются в коленях. Руки отходят от бёдер. Нога приставлена не кратчайшим путём. Поворот ние воинског о приветст вия Постанов ка в строй произведён не на 90 или 180 градусов. Корпус отведён назад. Нет координации в движении рук и ног. Голова опущена вниз. Движение руками около тела производится не от плеча, а за счёт сгибания в локтях. Подъём ноги от земли значительно ниже 15 см.Размер шага меньше (больше) 70-80 см. Нога заносится за ногу. Движение рук вперёд производится значительно ниже (выше) установленной высоты, а при движении назад – не до отказа в плечевом суставе. После остановки не принята строевая стойка. После подачи команды «Стой» не сделан ещё один шаг или сделано два шага вперёд. Поворот выполнен несвоевременно. Поворот направо (налево) производится не на носке правой (левой) ноги. Поворот кругом произведён не на носках обеих ног. Движение руками при повороте производится не в такт шага. Воинское приветствие выполнено менее чем за пять-шесть шагов. Рука к головному убору приложена неправильно: пальцы правой руки не вместе, ладонь согнута, средний палец не касается нижнего края головного убора (у козырька). Изменено положение руки при повороте головы в сторону начальника. Рука прикладывается к головному убору не кратчайшим путём, а через сторону. Производится походным шагом. Курсант, стоящий лицом к строю, услышав своё воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил «Я». По команде «Стать в строй» не приложил или неправильно приложил руку к головному убору. Нет ответа «Есть» после полученного приказания. Нарушается положение строевой стойки. Теоретическая часть Высокий уровень: 20 баллов – 17 баллов Средний уровень: 16 баллов – 11 баллов Низкий уровень: 10 баллов и ниже Тестиров Обучающ Тест ание имся «Основы военной службы» предлагает 1. Дополните фразу: «Обучение личного состава Вооружённых Сил ся Российской Федерации применению оружия для поражения целей выполнить в бою, называется…» - 1 балл тестовые А) тактическая подготовка задания Б) огневая подготовка В) вооружённая подготовка 2. Расшифруйте аббревиатуры: -2 балла А) АКМ ________________________________________________ автомат Калашникова модернизированный Б) АКМС________________________________________________ автомат Калашникова модернизированный складной 3. Укажите калибр модернизированного автомата Калашникова – 2 балла А) 7,62 мм Б) 5,56 мм В) 5,7 мм 4. Дополните фразу: «Модернизированный автомат Калашникова имеет калибр ________; он является ________________________ оружием и предназначен для ____________________ живой силы противника» - 3 балла (7,62; индивидуальным; уничтожения) 5. Укажите ёмкость коробчатого магазина патронов в автомате Калашникова – 1 балл А) 60 Б) 40 В) 30 6. Укажите расстояние, на котором огонь из автомата буде наиболее действенным – 2 балла А) 1 км Б) 400 м В) 600 м 7. Укажите максимальное расстояние для прицельной дальности стрельбы – 1 балл А) 1000 м Б) 200 м В) 1,5 км 8. Укажите, какова наибольшая дальность прямого выстрела по грудной неподвижной фигуре – 1 балл А) 700 м Б) 365 м В) 1 км 9. Укажите, какова наибольшая дальность прямого выстрела по бегущей фигуре – 1 балл А) 525 м Б) 1 км В) 300 м Укажите величину темпа стрельбы из модернизированного автомата Калашникова – 2 балла А) 100 выстрелов в минуту Б) 1000 выстрелов в минуту В) 600 выстрелов в минуту 10. Назовите виды разборки автомата – 2 балла А) ________________________________ неполная Б) ______________________________ полная 11. Назовите операции, которые необходимо проводить систематически при уходе за автоматом – 2 балла А) смазка Б) осмотр В) чистка Г) протирание Д) проветривание 12. Дополните фразу: «Для успешного выполнения своего предназначения военнослужащий должен быть _________________ своей Родины» - 1 балл А) защитником Б) патриотом В) мстителем Г) гражданином 13. Дополните фразу: «Гражданин Российской Федерации, проходящий службу в рядах Вооружённых Сил РФ, является …» 1 балл А) военнослужащим Б) контрактником В) бойцом 14. Укажите дату Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 1 балл А) 1 мая 1945 год Б) 12 апреля 1944 год В) 9 мая 1945 год Уровень усвоения программы Высокий уровень: 115 баллов – 93 балла Средний уровень: 92 балла – 70 баллов Низкий уровень: 69 баллов и ниже