Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы – техническая Уровень программы – стартовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: ‾ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ‾ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». ‾ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). ‾ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. ‾ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». ‾ Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». ‾ Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. В образовательном пространстве информационно-коммуникационные технологии используются как средства интерактивного обучения, которые позволяют преодолевать интеллектуальную пассивность, повысить мотивацию, стимулировать познавательную активность детей. В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе воспитания. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, изобразительная деятельность с применением информационных технологий имеет огромное значение для умственного и познавательного развития ребенка, а также имеет большое воспитательное и коррекционное значение. Использование в изобразительной деятельности современного гаджета - 3D-ручки имеет свои преимущества: с помощью данного устройства можно создавать искусные узоры, оригинальные фигурки и украшения. 3D-ручка расширяет рамки изобразительного искусства: позволит ребенку расширить кругозор, развивает пространственное мышление и мелкую моторику рук, мотивирует ребенка заниматься творчеством. При этом ребенок привыкает к работе с высокотехнологичными устройствами. В основу данной программы положена дополнительная общеобразовательная программа «3D-моделирование» технической направленности Жуковой А.И., г. Кемерово. В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебнотематическом плане, содержании, режиме занятий. Актуальность данной программы определяется активным внедрением технологий 3Dмоделирования во многие сферы деятельности (авиация, архитектура, машиностроение, и т.п.) и потребностью общества в дальнейшем развитии данных технологий. Содержание данной программы направлено на ознакомление и получение практических навыков обучающихся в среде 3D - моделирования с помощью 3D-ручки. Педагогическая целесообразность заключается в выявлении интереса обучающихся к знаниям и оказание помощи в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью аддитивных технологий (3D-ручки). В процессе создания моделей обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным, что будет способствовать развитию пространственного мышления, воображения. Практическая значимость: программа ориентирована на систематизацию знаний и умений 3D-моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала в данной программе, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и изобразительного искусства. Программа личностно самостоятельного выбора приемлемого для него. ориентирована и составлена с учетом возможности обучающимся наиболее интересного объекта работы, Цель программы: Создание условий для развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей посредством работы с 3Dручкой. Задачи программы: Образовательные: - учить технологии работы с 3D- ручкой; - учить создавать простые трехмерные модели, ориентироваться в трехмерном пространстве; - учить модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы; - учить соблюдению требований техники безопасности при работе с 3D- ручкой; Развивающие: - способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Dмоделирования с помощью 3D-ручки; - способствовать развитию творческих способностей; - способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; Воспитательные: - способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбии; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; формировать уважительное отношение к творческому труду других обучающихся. Возраст обучающихся: 7-14 лет Количество обучающихся в группе: 8-10 человек Объём программы: 72 часа Срок реализации программы: 1 год Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, перерыв - 10 минут Форма обучения: очная Форма организации образовательного процесса: групповая Формы проведения занятий: основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики Условия набора в объединение: Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Для занятий в объединении дети или их родители (или их законные представители) предоставляют: • заявление установленного образца; • согласие на обработку персональных данных. Ожидаемые результаты Предметные результаты: По окончании обучения по программе обучающиеся должны: знать: – технологию работы с 3D-ручкой – технику безопасности при работе с 3D-ручкой – основные понятия «моделирование», «трёхмерное пространство», «рисунок», «чертеж»; – способы соединения и крепежа деталей; – способы и приёмы моделирования; уметь: – создавать изделия различной сложности и композиции из пластика; – сочетать пластик с другими материалами; – объединять предметы в композиции; – применять способы и приёмы моделирования; владеть: – навыками рисования 3D-ручкой на плоскости и в пространстве; – навыком совмещения материалов при работе с пластиком; – опытом публичной защиты проекта. Личностные результаты: – развитие внимательности, любознательности, настойчивости, умения преодолевать трудности – формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре Метапредметные результаты: – умение планировать последовательность своей работы для достижения своей цели – способность проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве – умение выслушивать собеседника, вести диалог Формы контроля В процессе реализации программы проводится контроль знаний, умений, навыков: - - первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года и предназначена для выявления первоначальных знаний, умений и навыков детей (собеседование, практическое упражнение); промежуточный контроль, проводимый за 1-ое полугодие (тестирование, практическое упражнение); итоговый контроль, проводимый после завершения всей программы (тестирование, защита самостоятельной творческой работы, выставка). Итоговый контроль знаний проходит в форме защиты проекта, при этом проект может быть, как индивидуальный, так и коллективный. В таблице представлены критерии оценки итогового проекта. Критерии оценки итогового проекта (самостоятельной творческой работы) Критерии оценки выполнения творческого проекта Результат Работа выполнена полностью (имеются Качественно незначительные выполненная работа погрешности) Высокий уровень Средний уровень Работа выполнена частично (имеются существенные недостатки) Низкий уровень Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам: • усвоение знаний по базовым темам программы; • овладение навыками, предусмотренными программой; • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Учебный план по программе «Волшебная 3D-ручка» Количество часов Название раздела, темы Всего Вводное занятие 2 Теория 1 Формы контроля Практика Собеседование, практическое упражнение 1 Раздел 1. Основы трехмерного моделирования (16 часов) .1.1 История создания 3D-технологии. Основы моделирования. 3D-принтер: описание, виды, сферы применения 1.2. 3D-ручка: описание, основные элементы, технология работы 2 1 1 2 1 1 1.3. Основы рисования 3D-ручкой 6 1 5 Самостоятельное творчество 6 1 5 Собеседование, выполнение самостоятельной работы Раздел 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки (16 часов) 2.1. Техники рисования на плоскости 10 2 8 Самостоятельное творчество 6 1 5 Промежуточный контроль 2 - 2 Собеседование, выполнение самостоятельной работы Тестирование, практическое упражнение Раздел 3. Рисование в пространстве с использованием 3D-ручки (36 часов) 3.1. Техники рисования в пространстве 10 4 6 3.2. Создание сложных моделей 10 4 6 3.3. Комбинирование материалов при создании сложных 3D-моделей 6 1 5 Самостоятельное творчество 10 1 9 Итоговое занятие. Итоговый контроль 2 - 2 Собеседование, выполнение самостоятельной работы Тестирование, защита творческой работы Итого часов: 72 18 54 Содержание программы «Волшебная 3D-ручка» Вводное занятие (2 часа) Теория: Актуальность 3D-технологии и 3D-моделирования в современном обществе. Первое знакомство 3D-ручка. Демонстрация возможностей 3D-ручки. Техника безопасности при работе с 3D-ручкой. Проведение опроса учащихся об их опыте работы с 3D-ручкой. Практика: Первое самостоятельное использование 3D-ручки, рисование простой фигуры (квадрат, круг, треугольник). Самостоятельная замена пластика в 3D-ручке. Раздел 1. Основы трехмерного моделирования (16 часов) Тема 1.1. История создания 3D-технологии. Основы 3D-моделирования. 3D-принтер: описание, виды, сферы применения Теория: История 3D-печати задачи 3D-моделирования, понятия «модель», основные виды моделирования, процесс моделирования, оценка модели. Термин «3D-печать», история появления, виды 3D-принтеров. Краткая характеристика материалов, используемых в 3Dпечати. Демонстрация фото различных 3D-принтеров и работ, сделанных с их помощью. Практика: Работа на бумаге, создание простой модели с помощью карандаша и линейки. Тема 1.2. 3D-ручка: описание, основные элементы, технология работы Теория: Подробное изучение устройства 3D-ручки. История появления, виды 3D-ручек, виды пластика (PLA и ABS). Принцип работы 3D-ручки. Практика: Работа с 3D-ручкой, исследование процесса нагревания, замена пластика, использование разных видов пластика, испытание разных скоростей подачи материала. Практическая работа «Осенний листок», «Насекомые». Тема 1.3. Основы рисования 3D-ручкой Теория: Организация рабочего места. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3Dручкой. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства. Практика: Практическая работа «Создание плоской фигуры по шаблону». Разработка эскиза. Создание и защита проекта «Любимые мультяшки». Самостоятельное творчество Практика: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему. Приоритетные темы: новогодние украшения, новый год, сказочные герои, зимние виды спорта. Раздел 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки (16 часов) Тема 2.1. Техники рисования на плоскости Теория: Координатная плоскость. Рисунки на координатной плоскости. Основные техники рисования 3D-ручкой на плоскости, важность цельного контура, техники закрашивания плоскости. Практика: Выполнение заданий по рисованию в координатной плоскости. Разработка своего рисунка по координатам, выполнение придуманного задания одного обучающегося другим. Самостоятельное творчество Практика: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему. Приоритетные темы: день защитника отечества (военная техника, солдатская атрибутика, мужская атрибутика, автомобили), международный женский день (цветы, женская атрибутика, цифра 8), весенняя тематика. Промежуточный контроль Письменное тестирование по теоретическим основам рисования на плоскости с использованием 3D-ручки. Выполнение практического задания по созданию модели на плоскости. Раздел 3. Рисование в пространстве с использованием 3D-ручки (36 часов) Тема 3.1. Техники рисования в пространстве Теория: Важность создания чертежа в трехмерном моделировании, основычертежа. Практика: Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей». Практическая работа «Качели». Практическая работа «Самолет». Тема 3.2. Создание сложных моделей Теория: Создание объёмной фигуры из разных элементов. Техника скрепления разных элементов. Практика: Создание трёхмерных объектов. Практическая работа «Велосипед». Практическая работа «Ажурный зонтик». Тема 3.3. Комбинирование материалов при создании сложных 3D-моделей Теория: Комбинирование материалов в 3D-моделировании в разных областях, расширение возможностей моделей. Материалы для комбинирования, преимущества. Практика: Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из нескольких материалов». Практическая работа «Украшение для мамы». Практическая работа «Вертолет». Самостоятельное творчество Практика: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему. Приоритетные темы: день победы (военная техника, георгиевская лента, солдатская тематика), сцены боевых действий, надпись «9 мая», летняя тематика, активный отдых, велосипед. Создание авторского или коллективного проекта для итогового общего занятия и оформления итоговой выставки. Итоговое занятие. Итоговый контроль. (2 часа) Выполнение тестирования и практического задания по созданию модели на плоскости. Защита творческой работы, созданной ранее самостоятельно или по микрогруппам. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Календарный учебный график на текущий учебный год представлен в Приложении 1. Условия реализации программы Материально-техническое оборудование Для реализации программы необходимо помещение для теоретических занятий, просмотров презентаций и видео материалов, проведения практических занятий, оборудованное средствами: – – – – – – учебный кабинет с мебелью; рабочий стол для педагога; персональный компьютер; проектор (интерактивная доска); 3D-ручка (по количеству обучающихся) пластик разных цветов. Методическое оснащение программы На каждом занятии учащиеся знакомятся с новыми терминами, понятиями, правилами, таким образом, постепенно осознают важность излагаемого материала. На занятиях учитывается ранее изученный материал и личные наблюдения учащихся, во время бесед используется наглядный материал с обсуждением увиденного и подведением итогов. Принципы отбора содержания занятий: – – – – – – – принцип взаимодействия и сотрудничества; принцип единства развития, обучения и воспитания; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип вариативности; принцип комплексного подхода. При реализации программы в объединении планируется проводить занятия как в традиционной, так и в нетрадиционной формах. В основе реализации программы лежит учебно-практическая деятельность. Основными формами проведения занятий в рамках программы «Волшебная 3D-ручка» являются: – групповая; – самостоятельная работа; – проектная деятельность. Основные методы и приемы организации образовательного процесса в рамках программы: – инструктажи, беседы, разъяснения; – изучение наглядного фото и видеоматериалов; – практическая работа с 3D-ручками; – решение технических задач; – инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный); – стимулирование (участие в конкурсах, организация выставок). Перечень дидактических материалов, необходимых для реализации программы: – презентации; – методические разработки; – наглядные пособия; – образцы моделей. Литература Список используемой литературы для педагога: 1. Белухин Д.А. – Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М: МПСИ, 2006. 2. Большаков В.П. - Основы 3D моделирования/ В.П. Большаков, А.Л. Бочков. - СПб.: Питер. 2013. 3. Путина Е.А. - Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность// «Дополнительное образование и воспитание» №6(152) – 2012 год. 4. Сергеев И.С. - Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. 5. Базовый курс для 3D ручки. - Издательство Радужки, 2015 год. 6. Копцев В.П. – Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования – Ярославль. Академия развития, Академия Холдинг, 2011 год. Список используемой литературы для детей: 1. Кайе В.А. - «Конструирование и экспериментирование с детьми». - Издательство СФЕРА, 2018 год. 2. Книга трафаретов для 3-Оинга. - Выпуск №1- М., UNID, 2018 г. 3. Базовый курс для 3D ручки. - Издательство Радужки, 2015 год. Список используемой литературы для родителей: 1. Базовый курс для 3D ручки. - Издательство Радужки, 2015 год. 2. Богоявленская Д.Б. - Пути к творчеству. – М, 2013 год. 3. Комарова Т.С. – Дети в мире творчества – М, 2015 год. Интернет ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0 https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/ http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты) https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/ http://3ддлядетей.рф/podelki-3d-ruchkoj/ Приложение 1 Календарный учебный график по программе «Волшебная 3D–ручка» Количество учебных недель: 36 Срок реализации программы: 1 год (1 сентября 2024 г. – 31 мая 2025 г.) Объём программы: 72 часа Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, перерыв - 10 минут Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. № п/п 1 2 3. Дата Форма занятия 03.09 04.09 Знакомство с новым видом деятельности (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, практические занятия) 10.09 11.09 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, практические занятия) 17.09 18.09 Комбинированное (инструктаж, лекция, Количество Тема занятия часов 2 Теория: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с 3D-ручкой. Возможности 3D-ручки Практика: Рисование простой фигуры. 2 Теория: История создания 3D-технологии. Основы моделирования. Практика: Работа на бумаге. Создание простой модели с помощью карандаша и линейки. 2 Теория: 3D-ручка: устройство, история Место проведения Кабинет № 5 ЦДЮТ Кабинет № 5 Форма контроля Собеседование. практическое упражнение просмотр иллюстраций, практические занятия) 4 24.09 25.09 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, практические занятия) 2 5 01.10 02.10 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, практические занятия) 2 15 08.10 09.10 2 16 15.10 16.10 17 22.10 23.10 21 29.10 Закрепление пройденного материала, практическая работа Закрепление пройденного материала, практическая работа Закрепление пройденного материала, практическая работа Комбинированное 2 2 2 появления. Виды 3D-ручки, виды пластика. Принцип работы 3D-ручки. Практика: Работа с. 3D-ручкой – практическое упражнение Теория: Основы рисования 3D-ручкой. Организация рабочего места. Практика: Практическое упражнение «Насекомые» Теория: Основы рисования 3D-ручкой. Способы заполнения межлинейного пространства. Практика: Практическое упражнение «Осенний листок» Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия по выбору учащегося Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия по выбору учащегося Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия по выбору учащегося Теория: Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 30.10 (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) 22 05.11 06.11 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) 2 23 12.11 13.11 2 24 19.11 20.11 25 26.11 27.11 26 03.12 04.12 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) Закрепление пройденного материала, 2 2 2 Техника рисования на плоскости. Координатная плоскость. Рисунки на плоскости. Практика: Практические задания по рисованию в координатной плоскости. Теория: Техника рисования на плоскости. Основные техники рисования на плоскости. Практика: Разработка своего рисунка. Теория: Техника рисования на плоскости. Цельный контур. Практика: Выполнение изделия по выбору. Теория: Техника рисования на плоскости. Техника закрашивания плоскости. Практика: Выполнение изделия по выбору. Теория: Техника рисования на плоскости. Практика: Выполнение задания, придуманного другим учащимся. Моделирование и художественное конструирование Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 практическая работа 27 10.12 11.12 Закрепление пройденного материала, практическая работа 2 28 17.12 18.12 Закрепление пройденного материала, практическая работа 2 24.12 Обобщающее занятие 25.12 14.01.2025г. Комбинированное 15.01 (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) 21.01 Комбинированное 22.01 (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практические занятия) 28.01 Комбинированное 29.01 (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 04.02 Комбинированное 05.02 (инструктаж, лекция, 2 35 36 37 38 39 2 2 2 2 Практика: изготовление изделия 10(Зимняя природа) Моделирование и художественное конструирование Практика: изготовление изделия (Зимняя природа) Моделирование и художественное конструирование Практика: изготовление изделия («Снежинка») Промежуточный контроль Теория: Техника рисования в пространстве. Основы чертежа. Практика: Практическое упражнение. Теория: Техника рисования в пространстве. Основы чертежа. Практика: Практическая работа «Качели» Теория: Техника рисования в пространстве. Основы чертежа. Практика: Практическая работа «Качели» Теория: Техника рисования в пространстве. Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Тестирование. Защита творческой работы. просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 40 11.02 12.02 2 46 18.02 19.02 47 25.02 26.02 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 2 48 04.03 05.03 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 2 2 Основы чертежа. Практика: Практическая работа «Качели» Теория: Техника рисования в пространстве. Основы чертежа. Практика: Практическая работа «Велосипед» Теория: Создание сложных моделей. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Практика: Практическая работа «Ажурный зонтик» Теория: Создание сложных моделей. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Практика: Практическая работа «Ажурный зонтик» Теория: Создание сложных моделей. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Практика: Практическая работа «Украшение для мамы» Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 49 11.03 12.03 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 2 50 18.03 19.03 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 2 55 25.03 26.03 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) 2 56 01.04. 02.04 2 57 08.04 09.04 Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое занятие) Комбинированное (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, шаблонов, практическое 2 Теория: Создание сложных моделей. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Практика: Практическая работа «Украшение для мамы» Теория: Создание сложных моделей. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Практика: Практическая работа «Герои любимого мультфильма» Теория: Комбинирование материалов в 3Dмоделировании. Материалы для комбинирования. Практика: Практическое задание по теме. Теория: Комбинирование материалов в 3D-моделировании. Практика: Практическая работа «Поздравительная открытка» Теория: Комбинирование материалов в 3Dмоделировании. Практика: Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 60 22.04 23.04 61 29.04 30.04 62 06.05 07.05 63 13.05 14.05 64 20.05 21.05 72 27.05 28.05 15.04 16.04занятие) Закрепление пройденного материала, практическая работа Закрепление пройденного материала, практическая работа Закрепление пройденного материала, практическая работа Закрепление пройденного материала, практическая работа Закрепление пройденного материала, практическая работа Обобщающее занятие 2 2 2 2 2 2 Практическая работа «В День Победы» Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия (Военная техника) Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия (Военная техника) Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия (Георгиевская лента) Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия (Виды спорта) Самостоятельное творчество. Практика: изготовление изделия (Виды спорта) Итоговый контроль Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Кабинет № 5 Тестирование, Защита творческой работы. Выставка. Приложение 2 Строение типовой 3D-ручки Приложение 3 Диагностика первоначальных умений и навыков учащихся Дата проведения:________________________________ Фамилия, имя обучающегося:___________________________________________ Приложение 4 Промежуточный контроль по программе «Волшебная 3D-ручка» Дата проведения:________________________________ Фамилия, имя обучающегося:___________________________________________ Теоретические задания: 1 Что такое 3D ручка? Ответ: 2 Назовите виды 3D ручек Ответ: 3 Назовите основные расходные материалы для «Горячих» 3D ручек Ответ: 4 Что нужно сделать по окончании работы? Ответ: 5 Назовите функции кнопок управления 3D ручки: Приложение 5 Итоговый контроль по результатам обучения по программе «Волшебная 3D-ручка» Дата проведения:________________________________ Фамилия, имя обучающегося:___________________________________________ Тест (выбери правильный вариант ответа) • Что такое 3Д – ручка? А) Инструмент для рисования пластиком, позволяющий создавать трёхмерные объекты. Б) Инструмент для выжигания. В) Объемная ручка. • Назови три вида пластика: А) ABS, PGA, KLS. Б) ABS, PLA, PCL. В) ADS, PLE, PSL. • Какой тип пластика самый безопасный для использования детьми? А) ABS Б) PCL В) PLA • Что такое сопло? А) Подставка для ручки. Б) Носик ручки. В) Бегунок переключения скорости ручки. • Что лучше использовать для заполнения формы поделки из пластика? А) Фольга. Б) Бумага. В) Пластилин. • Принцип работы горячей 3Д – ручки? А) Воздействие ультрафиолетовых лучей. Б) Охлаждение. В) Нагревание. • Что необходимо указать при разработке эскиза поделки? А) Количество деталей и их размеры. Б) Количество деталей. В) Размеры. • Режимы работы современной 3Д – ручки второго поколения: А) ABS. Б) ABS, PLA. В) ABS, PLA, PCL. Ключ к тесту «Итоговый контроль по программе «Волшебная 3D-ручка» 1 А 2 Б 3 В 4 Б 5 А 6 В 7 А 8 Б Приложение 6 Методические рекомендации к программе Ключевые понятия 3D ручка – это инструмент, способный рисовать в воздухе. На сегодняшний день различают 2 вида ручек: холодные и горячие. Первые печатают быстро затвердевающими смолами – фотополимерами. «Горячие» ручки используют различные полимерные сплавы в форме катушек с пластиковой нитью. Модель – это целевой образ объекта оригинала, отражающий наиболее важные свойства для достижения поставленной цели. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. (Википедия). Полезные советы для рисования 3D ручкой 3D ручка – это компактный и многофункциональный инструмент, который открывает новые грани воображения, мечтаний, творческих навыков, а также отличное подспорье для трехмерного проектирования. На что обращают внимание? Всё просто 6 вопросов и ответов! 1) Это просто? Да! Идея по созданию трехмерных объектов своими руками, при помощи простой ручки или портативного прибора, еще «вчера» казалась несбыточной мечтой. И вот ее сделали (3D ручку), это оказалась настолько просто и практично, что использовать 3D ручку может кто угодно, от мала до велика. ABS и PLA пластики – 2 материала, которыми рисует 3D ручка, представляет собой нить, диаметром 1,75 мм. Нить заправляем в ручку, нажимаем на кнопку и чудо начинается. Разогретый пластик выливается, следует и повторяет движение ваших рук и создает то, что Вы хотите. 2) Это удобно? Конечно! Легкость и удобство использования делают этот прибор похожим на обыкновенную шариковую ручку. Нужно иметь компьютер? нет! Нужно обладать знаниями графических программ? нет! Этому нужно долго учиться? нет! Для творчества с 3D ручкой нужно: желание, решимость, свободное время и хороший запас расходных материалов. На подготовку 3D ручки нужно буквально несколько мгновений, а само создание изделия рождается на Ваших глазах. Вы сами руководите процессом, сразу же можно использовать нарисованный элемент творчества - подарить, разместить на видное место, ну или переделать то, что не получилось с первого раза). 3) Это интересно? Естественно! Вам не помешает даже ваша фантазия. Не важно, умеете или просто любите Вы рисовать, или это Ваш первый опыт. Можете взять за основу трафареты, а можете создавать Ваш рисунок прямо «в воздухе» из головы. Конечно, имея навык рисования, результаты будут красивее и интересней. Если нет — 3D ручка Вас научит. 4) Это функционально? Разумеется! При имеющимся таланте или его развитии, имея художественную натуру и практику, у Вас есть возможность при помощи 3D ручки зарабатывать деньги. Рисуйте эксклюзивные и оригинальные поделки, фигуры, точные изделия, подарки, аксессуары — в общем, различные поделки, за которые люди готовы будут платить. И ещё, 3D ручка станет нужным инструментом для ремонта или усовершенствования других объектов, например сделанных из пластика и других материалов. Ручная работа позволяет исправить имеющиеся недостатки, добавить сложные и важные элементы к изделию, разнообразить его дизайн и добавить элементы которые под силу только человеческой руке. 5) Это отличный подарок? Ещё бы! Подарить игрушку, которая может не только чинить игрушки, но и создавать их это же мечта детства для ребенка и не только. 3D ручку назвать игрушкой сложно, но можно. Во-первых, техника объёмной печати не такая лёгкая, как может показаться на первый взгляд; во-вторых для эксплуатации нужно: время, тщательность, аккуратность и много усидчивости. Толк от 3D ручки для ребенка (и не только): желание творить, бережное отношение к своему труду, развитие воображения, 3D мышления и многое другое. Детское удивление и восторг вызывают краски, разноцветные карандаши, гуашь. А теперь представьте, на то, что «нарисованное» теперь можно взять в руку, поиграть с тем, что нарисовал, или создать свою коллекцию поделок (тем более цветов пластика великое множество и даже светящийся в темноте). И основное условие 3D ручкой может рисовать и ребёнок от 8 лет. 6) Это дешево? Правда. 3D ручка обойдётся на порядок (в 10 раз) дешевле самого доступного 3D принтера. Вы станете обладателем миниатюрного 3D-устройства, которое будет Вас радовать долгое время. Что касается пластика (расходной материал), — его цена вполне приемлема. Цена 1-го килограмма ABS-пластика в среднем составляет 1200 - 2000 рублей и его хватает для украшения своей квартиры или украшения кабинета сотнями миниатюрных и неминиатюрных изделий. Сравнение свойств ABS и PLA пластики Пластик ABS PLA Из чего изготовлен: На основе нефти На основе растительного материала (кукурузных хлопьев, сои и других) Распространенность: Популярный пластик, Не так сильно, поэтому его легко можно приобрести Запах: распространен, но среди пластиков на биологической основе является самым распространенным и популярным Некоторые статьи сообщают, о неприятном запахе от ABS пластика (но PLA пластик имеет хорошую это не совсем верное репутацию, а его запах утверждение, т.к. даже 3D напоминает запах поп-корна принтеры, менее вредны, чем перманентный маркер) Прочность: Твердый, ударопрочный и жесткий, также обладает хорошей гибкостью Твердый, но более хрупкий по сравнению с ABS пластиком. Больше подходит для рисования завитушек, спиралей и т.п. Термостабилизация: 225-250С зависит от типа 190-240С зависит от типа Уязвимость: Подвержены деградации, от Подвержены деградации, повышенной влаги, прямых от повышенной влаги, солнечных лучей, а так же прямых солнечных лучей, а перегрева во время так же перегрева во время рисования, PLA пластик рисования при этом этот более склонен к перегреву, пластик устойчив к которое может привести к воздействиям химикатов деградации и потери герметичности Липкость: У данного пластика низкая Более липок, по сравнению с липкость, этим пластиком ABS пластиком, PLA пластик можно работать с таким меньше подходит для работы материалом как бумага, при с бумагой, т.к. он к ней этом он может иногда хорошо пристает, за отходить с кусочками исключением может быть бумаги только полуглянцевая бумага Внешний вид: После рисования объекты выглядят глянцевыми Изделия из этого пластика могут быть, полупрозрачными и люминесцентными Окружающая среда и переработка: Т.к. PLA пластик, производится из У этого пластика класс биологических материалов переработки №7, а это (соя, кукуруза и т.д.), его не означает, что он может надо утилизировать, при этом быть переработан в другие данный пластик при пластмассовые соединениях с другими пиломатериалы материалами разлагается чуть дольше. Совет для старта: на начальном этапе использования 3D ручки лучше использовать ABS пластик, а при дальнейшем усложнении рисовании фигур и накопленном опыте можно начинать использовать PLA пластик. Общее заключение: лучше использовать два варианта, т.к. каждый из них имеет свои особенности, описанные выше, при помощи ABS и PLA пластиков, можно делать удивительные поделки, а в будущем сфера применения 3D ручки увеличится, за счет появления новых направлений рисования в пространстве. Задача Для каких целей используется ABS Рисовать острые углы, края Для рисования углов <90 Рисовать вертикально вверх Для рисования в воздухе прямо либо спирально + Для рисования от руки, соединения частей пластика друг с другом + Для придания гибкости рисунку + Для создания великолепных 3D рисунков по шаблону + Создавать конструкции Создавать гибкие конструкции Рисовать на бумаге, а затем легко открепить PLA + + Рисовать на бумаге, чтобы вышел объемный рисунок Для приклеивания 3D рисунка к бумаге + Рисовать в разных поверхностях Для рисования стеклянных, металлических, керамических и других + поверхностях Создавать прозрачные конструкции Для создания просвечивающих 3D рисунков + + Общее заключение: ABS пластиком можно рисовать вертикальные линии, он идеально подходит для рисования по трафаретам и создания гибких конструкций. PLA пластик требует больше времени для затвердевания, ввиду чего рисование в воздухе затруднительно. PLA хорошо подходит для декорирования, рисования на различных поверхностях