Пояснительная записка Направленность программы: техническая Тип программы: адаптированная Уровень программы: стартовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • • • • • • • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. Устав МАУ ДО ЦДЮТ. На занятиях по программе «Мастерок» ребёнок-инвалид знакомится с различными видами технического творчества, изготовлением простейших макетов, игрушек, поделок, сувениров из различных материалов, что непременно расширит кругозор ребёнка. Он узнаёт все об инструментах, необходимых для работы, освоит технологические приемы и способы обработки материалов. На занятиях объединения ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это возможность приобретения практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Всевозможные выставки помогут укрепить самооценку воспитанника, желание трудиться и совершенствоваться. Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Введение в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья занятий творчеством – это социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения ребенка и взрослого в этот период. Кроме того, педагогически организованное совместное занятие творчеством детей и педагога может компенсировать определенное отставание в развитии от сверстников. Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Введение в жизнь ребенка с ОВЗ занятий техническим творчеством – это социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения ребенка и взрослого в этот период. Кроме того, педагогически организованное совместное занятие техническим творчеством ребенка и педагога может компенсировать определенное отставание в развитии от сверстников. Отличительные особенности программы: главное в программе – не конкретные знания и умения, полученные ребенком с ОВЗ, а существенные компоненты развивающейся личности – направленность интересов, ценностные ориентиры, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношений к себе, людям, познание себя, самореализация, ведущие потребности и т.д. Цель программы: создание условий для успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через техническое творчество, формирование у ребёнка начальных навыков конструирования и моделирования. Задачи программы: Обучающие: • освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления изделий, приобретение умений применять полученные знания на практике; • приобретение знаний правил техники безопасности; • формирование умений добывать информацию; • развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ; • формирование специальных компетенций (освоение инструментария творчества, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления работ). Развивающие: • развитие у ребёнка творческого потенциала; • развитие образного мышления и воображения; • создание условий к саморазвитию обучающихся; • социальная адаптация ребёнка через участие в мероприятиях Центра детского и юношеского творчества Воспитательные: • духовно-нравственное воспитание; • воспитание аккуратности; • экологическое воспитание обучающегося. Возраст обучающихся: 11-12 лет Объем программы: 134 часа (1 год - 68 часов; 2 год – 66 часов) Срок реализации программы: 2 года Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут (по необходимости увеличивается количество перерывов) Форма обучения: очная Форма занятий: индивидуальная Ожидаемые результаты Предметные результаты: После окончания 1 года обучения обучающиеся должны знать: - простейшие приемы, используемые для различных видов творчества; - технику безопасности на занятиях; - технологический процесс изготовления поделок; - основные базовые элементы в разных видах деятельности; уметь: - соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности; - изготавливать и оформлять несложные поделки; - осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия; - подбирать гармоничные цвета и оттенки; - добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам. После 2 года обучения дети должны знать: ‾ основные базовые элементы в разных видах деятельности; ‾ технику безопасности на занятиях; ‾ особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, природный, бросовый материал, пластик), ‾ технологический процесс изготовления поделок ‾ название, свойства и назначение материалов, инструментов и приспособлений, обозначенных в программе. ‾ последовательность как вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, результат. уметь: - соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности; - переводить шаблоны на различный материал; - изготавливать изделия технического творчества по схеме, образцу. - правильно организовать рабочее место, соблюдать на нем процесс работы и после ее окончания доводить работу до конца, внимательно выслушать инструкцию педагога. - владеть техникой изготовления изделий в трёх видах технического творчества: оригами, конструирование из картона, поэтапность процесса изготовления игрушек и сувениров из бросового материала. Личностные результаты: - формирование умения вести диалог; - развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми; - развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности; - развитие творческой индивидуальности, логического мышления; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: - формирование первоначальных умений работать с различными источниками информации; - формирование рефлексивных умений; - формирование интереса к начальному техническому конструированию; - развитие возможностей для самореализации личности учащегося. Формы и критерии контроля 1) начальный контроль: знание простейших навыков вырезания по линии симметрии, сложения гармошкой; умения пользоваться шаблонами, трафаретами; навыки изготовления несложных изделий из бумаги. 2) промежуточный знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу; умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности; умение подбирать гармоничные цвета и оттенки; навыки сгибания и соединения деталей.; 3) итоговый контроль: знание терминологии опорных понятий; умение аккуратно и точно выполнять работу; умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога; навыки изготовления базовых форм Учебный план 1 год № Тема Всего часов 2 1 2 Вводное занятие. Первичная диагностика. «Волшебная бумага и картон»: - Оригами - конструирование поделок путём 8 сгибания квадратного листа бумаги - Рисунок, чертёж, эскиз. Контур и силуэт 2 (практическое сравнение). - объёмная подвесная игрушка «Паук» 2 Теория Практика 1 1 2 6 1 1 0,5 1,5 3 4 - Объёмная конусообразная игрушка из картона «Заяц» - игрушка цилиндрической формы из картона и цветной бумаги - органайзер цилиндрической формы из картонных втулок и картонных банок - конструирование «самолёт» из картона и вспомогательных деталей - изготовление фото рамки из плотного картона и фетра Моделирование игрушек и сувениров из бросового материала: - инопланетянин из пластиковых стаканов - игрушки из пластиковых капсул «киндерсюрприз» - изготовление объёмного панно из разноцветных пуговиц - объёмные цветы из ватных дисков Итоговое занятие Итого: 4 1 3 4 1 3 6 1 5 4 1 3 6 2 4 4 12 1 3 3 9 6 1 5 6 2 68 2 0,5 18 4 1,5 54 Содержание программы Тема: Вводное занятие. Цели и задачи, содержание программы. Понятие «Начальное техническое моделирование». Знакомство с образцами готовых изделий. Инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Правила пользования инструментов, их хранение. Правила техники безопасности и санитарной гигиены. Тема: «Волшебная бумага и картон»: - Оригами - конструирование поделок путём сгибания квадратного листа бумаги Теория: История возникновения «Оригами». Свойства бумаги, которые необходимы при конструировании изделий способом оригами. Практика: Базовые формы оригами. Изготовление поделок «Заяц», «Умка». - Рисунок, чертёж, эскиз. Контур и силуэт (практическое сравнение). Теория: Знакомство с рисунком, чертежом, эскизом. Что такое контур и силуэт. Практика: практическое сравнение. Использование необходимых инструментов и приспособлений. - Объёмная подвесная игрушка «Паук». Теория: знакомство с объёмом. Словарь. Подбор материала. Практика: Разметка фигур по линейке. Вырезание. Соединение деталей и оформление изделия. Анализ результата проделанной работы. - Объёмная конусообразная игрушка из картона «Заяц» Теория: Знакомство с конусом. Сравнение с геометрической фигурой «треугольник». Практика: Черчение круга с помощью циркуля. Вырезание. Сгибание круга пополам, деление ножницами по линии сгиба. Выполнение конуса из полукруга. Вырезание деталей (уши, глазки, нос, усы, хвост). Оформление работы. - Игрушка цилиндрической формы из картона и цветной бумаги Теория: знакомство с цилиндром. Нахождение предметов цилиндрической формы в комнате. Определение ширины и длины прямоугольника для цилиндра. Практика: Эскиз будущей работы. Разметка и черчение прямоугольника на картоне. Вырезание. Выполнение цилиндра. Обведение деталей по шаблону. Вырезание силуэтов деталей. Оформление изделия. - Органайзер цилиндрической формы из картонных втулок и картонных банок Теория: Рассматривание изделий цилиндрической формы. Что такое органайзер - словарь. Подготовка материала (картонные цилиндрические баночки, цветная бумага, клейкарандаш, линейка, карандаш, ножницы) Практика: Разметка прямоугольников из цветной бумаги, вырезание. Самостоятельное обклеивание баночек готовыми прямоугольниками из цветной бумаги. Соединение готовых баночек между собой. Распределение учебных принадлежностей в органайзере по своему усмотрению. - Конструирование «самолёт» из картона и вспомогательных деталей Теория: рассматривание макетов самолета. Разбор деталей (из каких частей состоит самолет). Определение размера самолета Практика: черчение корпуса, деталей с припуском для соединения. Вырезание всех деталей, проглаживание линий сгиба на картонных деталях с помощью ребра линейки. Сборка и соединение деталей. Анализ проделанной работы. - Изготовление фото рамки из плотного картона и фетра Теория: рассматривание образца рамки. Определение материалов, используемых в работе (картон, фетр). Практика: Выкраивание по шаблону (прорисовка и вырезание). Продавливание линий сгиба. Склеивание граней. Вырезание полосок из фетра для оформления. Оформление фоторамки. Тема: Моделирование игрушек и сувениров из бросового материала: - Инопланетянин из пластиковых стаканов Теория: рассматривание сувениров из пластиковых стаканов. Изучение свойств пластика. Сравнение с картоном. Практика: разметка линий вырезания на стакане маркером. Вырезание по намеченным линиям. Вырезание деталей для оформления из картона по готовым шаблонам с помощью педагога. Оформление игрушки-сувенира «инопланетянин». -Игрушки из пластиковых капсул «киндер-сюрприз» Теория: Беседа по технике безопасности при работе с шилом и ножницами, о широком применении пластмассы. Рассказ о том, как из бросового материала можно изготовить красивый сувенир и подарить своим близким. Практическая работа. Предложить выбрать персонаж (лошадь, бычок, цыплёнок и т.д.) Наметить фломастером места проколов шилом для соединения деталей. Показ соединения зубочисткой, проволокой, глаза приклеиваются с помощью клеевого пистолета только педагогом. По своему замыслу из ткани и ниток вырезают детали для оформления (волосы, хвост, грива, гребешок). - Изготовление объёмного панно из разноцветных пуговиц Теория: Изучение пуговиц, выполненных из разных материалов. Беседа об использовании пуговиц человеком. Практика: Изготовление картины из разноцветных пуговиц, придавая изображению объём. Зарисовка эскиза. Подбор пуговиц, сочетающихся по цветовой гамме и размерам. Оформление готовой работы. - Объёмные цветы из ватных дисков Теория: Обследование ватного диска. Сравнение с ватой из хлопка. Рассматривание изделий, выполненных из ватных дисков. Практика: Подбор материала для изготовления цветов КАЛЛА (проволока, тычинки, ватные диски, клей ПВА). Обведение листка по шаблону на фетре, вырезание по контуру. Выполнение первого цветка вместе с педагогом, остальные цветы ребенок выполняет самостоятельно. Скрепление тычинки со стебельком, нанизывание цветка. Соединение листочка со стеблем. Анализ готовой работы. Беседа по изготовлению цветов. Кому предназначен подарочный букет? Итоговое занятие. Теория: беседа по изученным темам, используемым инструментам. Практика: Оформление итоговой выставки работ по изученным темам. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год № Тема 1 2 Вводное занятие. Техника безопасности. «Волшебная бумага и картон»: - Оригами – повторение базовых форм. Изготовление конверта. - Оригами «Кораблик» - Оригами «Закладка» (лягушка, зайчик, поросенок) - изготовление корзины из картонных кругов Конструирование из различных материалов: Всего часов 2 Теория Практика 1 1 2 1 1 4 8 1,5 3 2,5 5 4 2 2 - объёмная открытка с сюрпризом - конструирование из бумаги и пенопластового шарика «Мышь» - изготовление игрушки «Котик», «Ёлочка» (картон, плоская деревянная палочка, пушистая проволока) - конструирование из бумажных стаканов (ваза, сувенир корова с выкройкой деталей из картона, декоративных деталей) 3 4 Моделирование игрушек и сувениров из фетра и фоамирана, ниток и бросового материала: - плетение куклы из ниток - плетение круглого шнура из разноцветных ниток - конструирование и моделирование фетровых игрушек и сувениров (подвесные игрушки) Итоговое занятие Итого: 4 4 1 1 3 3 8 3 5 6 2 4 6 6 2 2 4 4 10 4 6 2 66 0,5 23 1,5 43 Содержание программы 1. Тема: Вводное занятие. Цели и задачи. Содержание работы. Понятие «начально-техническое моделирование». Знакомство с образцами готовых изделий. Инструменты , применяемые при обработке различных материалов в НТМ. Правила пользования инструментами, их хранение. Правила техники безопасности и санитарной гигиены. Первоначальная диагностика 2. Тема: «Волшебная бумага и картон»: - Оригами - конструирование поделок путём сгибания квадратного листа бумаги Теория: повторение создания базовых форм в «Оригами». Свойства бумаги, которые необходимы при конструировании изделий способом оригами. Практика: Базовые формы оригами. Изготовление конверта способом оригами. - Изготовление фоторамки из плотного картона и фетра Теория: рассматривание образца рамки. Определение материалов, используемых в работе (картон, фетр). Практика: Выкраивание по шаблону (прорисовка и вырезание). Продавливание линий сгиба. Склеивание граней. Вырезание полосок из фетра для оформления. Оформление фоторамки. 3. Моделирование игрушек и сувениров из бросового материала: - Инопланетянин из пластиковых стаканов Теория: рассматривание сувениров из пластиковых стаканов. Изучение свойств пластика. Сравнение с картоном. Практика: разметка линий вырезания на стакане маркером. Вырезание по намеченным линиям. Вырезание деталей для оформления из картона по готовым шаблонам с помощью педагога. Оформление игрушки-сувенира «инопланетянин». - Игрушки из пластиковых капсул «киндер-сюрприз» Теория: Беседа по технике безопасности при работе с шилом и ножницами, о широком применении пластмассы. Рассказ о том, как из бросового материала можно изготовить красивый сувенир и подарить своим близким. Практическая работа. Выбор персонажа (лошадь, бычок, цыплёнок и т.д.) Показ соединения деталей зубочисткой, проволокой, приклеивание глаз с помощью клеевого пистолета (с помощью педагога). Вырезание из ткани и ниток деталей для оформления (волосы, хвост, грива, гребешок). - Изготовление объёмного панно из разноцветных пуговиц Теория: Изучение пуговиц, выполненных из разных материалов. Беседа об использовании пуговиц человеком. Практика: Изготовление картины из разноцветных пуговиц, придавая изображению объём. Зарисовка эскиза. Подбор пуговиц, сочетающихся по цветовой гамме и размерам. Оформление готовой работы. - Объёмные цветы из ватных дисков Теория: Обследование ватного диска. Сравнение с ватой из хлопка. Рассматривание изделий, выполненных из ватных дисков. Практика: Подбор материала для изготовления цветов КАЛЛА (проволока, тычинки, ватные диски, клей ПВА). Обведение листка по шаблону на фетре, вырезание по контуру. Выполнение первого цветка вместе с педагогом, остальные цветы ребенок выполняет самостоятельно. Скрепление тычинки со стебельком, нанизывание цветка. Соединение листочка со стеблем. Анализ готовой работы. Беседа по изготовлению цветов. Кому предназначен подарочный букет? 4. Итоговое занятие. Теория: Итоговый контроль (собеседование по изученным темам, используемым инструментам, итоговая выставка работ). Условия реализации программы Календарный учебный график (Приложение) Материально-техническое обеспечение: компьютер; стол, стул; оборудование для практических работ. материалы (картон, цветная бумага, карандаши, ватные диски, фоамиран, и др.). клей, кисточка, краски, Методическое и дидактическое обеспечение: методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; учебная, методическая, дополнительная литература; развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз); словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки). Литература Для педагога: 1. Анне Пипер и Андреа Фишер. Поделки из бумажной бечёвки. М., АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2007 2. Васина Н. Бумажная симфония. – Изд. «АИРИС - ПРЕСС», 2009 3. Гаврилова А. С. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. Ростов н/Д: Владис, 2013 4. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани). М. 2003. 5. Зайцева А. «Объёмный квиллинг» (подробные описания и базовые техники) – М.: Эксмо, 2012 6. Малышева А. Н. Подарки к праздникам. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. 7. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2010 8. Романина В. И.Дидактический материал по трудовому обучению 9. Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) — М. 2000. Для детей и родителей: 1. Гаврилова А. С. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. Ростов н/Д: Владис, 2013 2. Малышева А. Н. Подарки к праздникам. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. 3. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2010 Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных ресурсов; www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет; www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию; sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей; Приложение 1. Календарный учебный график Количество учебных недель: 36 Срок реализации программа: 2 года Объём программы: 134 часа; 1 год обучения – 68 часов, 2 год обучения – 66 часов Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (1 учебный час - 45 минут, перерыв – 10 минут. При необходимости, в занятие включать минуты отдыха ) Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. Во время каникул занятия или мероприятия проводятся согласно расписанию, составленному на период каникул. Календарный учебный график 2-й год № занятия, месяц 1 2 3-4 5-8 9-10 Тема занятия Вводное занятие. Техника безопасности. Первоначальная диагностика «Волшебная бумага и картон»: - Оригами – повторение базовых форм. Изготовление конверта. - Оригами «Кораблик» - Оригами «Закладка» (лягушка, зайчик, поросенок) - изготовление корзины из картонных кругов Конструирование из различных материалов: Всего часов Теория Практика 2 Собеседование, наблюдение 2 1 1 4 8 1,5 3 2,5 5 4 2 1 1 2 3 3 4 Формы аттестации. контроля Наблюдение, практическая работа 11-12 13-14 15-18 19-21 22-24 25-27 28-32 33 - объёмная открытка с сюрпризом 4 - конструирование из бумаги и пенопластового шарика «Мышь» 8 - изготовление игрушки «Котик», «Ёлочка» (картон, плоская деревянная палочка, пушистая проволока) 6 - конструирование из бумажных стаканов (ваза, сувенир корова с выкройкой деталей из картона, декоративных деталей) 3 5 2 4 Моделирование игрушек и сувениров из фетра и фоамирана, ниток и бросового материала: - плетение куклы из ниток - плетение круглого шнура из разноцветных ниток - конструирование и моделирование фетровых игрушек и сувениров (подвесные игрушки) 6 6 2 2 4 4 10 4 6 Итоговое занятие 2 0,5 1,5 Итого: 66 23 43 Наблюдение, практическая работа Наблюдение, выставка работ.