Программа_Мастерок_24-25 г.

Пояснительная записка
Направленность программы: техническая
Тип программы: адаптированная
Уровень программы: стартовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
•

•

•

•
•

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.

На занятиях по программе «Мастерок» ребёнок-инвалид знакомится с различными
видами технического творчества, изготовлением простейших макетов, игрушек, поделок,
сувениров из различных материалов, что непременно расширит кругозор ребёнка. Он
узнаёт все об инструментах, необходимых для работы, освоит технологические приемы и
способы обработки материалов. На занятиях объединения ребёнок делает выбор, свободно
проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это возможность приобретения
практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты,
гармонии. Всевозможные выставки помогут укрепить самооценку воспитанника, желание
трудиться и совершенствоваться.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Введение в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья занятий
творчеством – это социально педагогическое явление, эффективность которого
обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной
деятельности, интенсивностью общения ребенка и взрослого в этот период. Кроме того,
педагогически организованное совместное занятие творчеством детей и педагога может
компенсировать определенное отставание в развитии от сверстников.

Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только
конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Введение в жизнь ребенка с ОВЗ
занятий техническим творчеством – это социально педагогическое явление,
эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и
образовательной деятельности, интенсивностью общения ребенка и взрослого в этот
период. Кроме того, педагогически организованное совместное занятие техническим
творчеством ребенка и педагога может компенсировать определенное отставание в
развитии от сверстников.
Отличительные особенности программы: главное в программе – не конкретные
знания и умения, полученные ребенком с ОВЗ, а существенные компоненты
развивающейся личности – направленность интересов, ценностные ориентиры, мотивы
ребенка; опыт общения и анализ отношений к себе, людям, познание себя,
самореализация, ведущие потребности и т.д.
Цель программы:
создание условий для успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья через техническое творчество, формирование у ребёнка начальных навыков
конструирования и моделирования.
Задачи программы:
Обучающие:
• освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления
изделий, приобретение умений применять полученные знания на практике;
• приобретение знаний правил техники безопасности;
• формирование умений добывать информацию;
• развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ;
• формирование специальных компетенций (освоение инструментария
творчества, новых технологий работы с различными материалами, навыки
оформления работ).
Развивающие:
• развитие у ребёнка творческого потенциала;
• развитие образного мышления и воображения;
• создание условий к саморазвитию обучающихся;
• социальная адаптация ребёнка через участие в мероприятиях Центра детского
и юношеского творчества
Воспитательные:
• духовно-нравственное воспитание;
• воспитание аккуратности;
• экологическое воспитание обучающегося.
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Объем программы: 134 часа (1 год - 68 часов; 2 год – 66 часов)
Срок реализации программы: 2 года

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
одного занятия составляет 45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10
минут (по необходимости увеличивается количество перерывов)
Форма обучения: очная
Форма занятий: индивидуальная
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
После окончания 1 года обучения обучающиеся должны
знать:
- простейшие приемы, используемые для различных видов творчества;
- технику безопасности на занятиях;
- технологический процесс изготовления поделок;
- основные базовые элементы в разных видах деятельности;
уметь:
- соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами
ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
- изготавливать и оформлять несложные поделки;
- осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
- подбирать гармоничные цвета и оттенки;
- добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам.
После 2 года обучения дети должны
знать:
‾ основные базовые элементы в разных видах деятельности;
‾ технику безопасности на занятиях;
‾ особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр,
природный, бросовый материал, пластик),
‾ технологический процесс изготовления поделок
‾ название, свойства и назначение материалов, инструментов и приспособлений,
обозначенных в программе.
‾ последовательность как вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, результат.
уметь:

- соблюдать правила безопасного труда при работе с различными
инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
- переводить шаблоны на различный материал;
- изготавливать изделия технического творчества по схеме, образцу.
- правильно организовать рабочее место, соблюдать на нем процесс работы и
после ее окончания доводить работу до конца, внимательно выслушать
инструкцию педагога.
- владеть техникой изготовления изделий в трёх видах технического
творчества: оригами, конструирование из картона, поэтапность процесса
изготовления игрушек и сувениров из бросового материала.

Личностные результаты:
- формирование умения вести диалог;
- развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
- развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
- развитие творческой индивидуальности, логического мышления;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
- формирование первоначальных умений работать с различными источниками
информации;
- формирование рефлексивных умений;
- формирование интереса к начальному техническому конструированию;
- развитие возможностей для самореализации личности учащегося.

Формы и критерии контроля
1) начальный контроль:

знание простейших навыков вырезания по линии симметрии, сложения гармошкой;
 умения пользоваться шаблонами, трафаретами;
 навыки изготовления несложных изделий из бумаги.
2) промежуточный
 знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу;
 умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности;
 умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;
 навыки сгибания и соединения деталей.;
3) итоговый контроль:
 знание терминологии опорных понятий;
 умение аккуратно и точно выполнять работу;
 умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
 навыки изготовления базовых форм
Учебный план
1 год
№

Тема

Всего
часов
2

1
2

Вводное занятие. Первичная диагностика.
«Волшебная бумага и картон»:
- Оригами - конструирование поделок путём 8
сгибания квадратного листа бумаги
- Рисунок, чертёж, эскиз. Контур и силуэт 2
(практическое сравнение).
- объёмная подвесная игрушка «Паук»
2

Теория

Практика

1

1

2

6

1

1

0,5

1,5

3

4

- Объёмная конусообразная игрушка из
картона «Заяц»
- игрушка цилиндрической формы из картона
и цветной бумаги
- органайзер цилиндрической формы из
картонных втулок и картонных банок
- конструирование «самолёт» из картона и
вспомогательных деталей
- изготовление фото рамки из плотного
картона и фетра
Моделирование игрушек и сувениров из
бросового материала:
- инопланетянин из пластиковых стаканов
- игрушки из пластиковых капсул «киндерсюрприз»
- изготовление объёмного панно из
разноцветных пуговиц
- объёмные цветы из ватных дисков
Итоговое занятие
Итого:

4

1

3

4

1

3

6

1

5

4

1

3

6

2

4

4
12

1
3

3
9

6

1

5

6
2
68

2
0,5
18

4
1,5
54

Содержание программы
Тема: Вводное занятие.
Цели и задачи, содержание программы. Понятие «Начальное техническое моделирование».
Знакомство с образцами готовых изделий. Инструменты, применяемые при обработке
различных материалов. Правила пользования инструментов, их хранение. Правила
техники безопасности и санитарной гигиены.
Тема: «Волшебная бумага и картон»:
- Оригами - конструирование поделок путём сгибания квадратного листа бумаги
Теория: История возникновения «Оригами». Свойства бумаги, которые необходимы при
конструировании изделий способом оригами.
Практика: Базовые формы оригами. Изготовление поделок «Заяц», «Умка».
- Рисунок, чертёж, эскиз. Контур и силуэт (практическое сравнение).
Теория: Знакомство с рисунком, чертежом, эскизом. Что такое контур и силуэт.
Практика: практическое сравнение. Использование необходимых инструментов и
приспособлений.
- Объёмная подвесная игрушка «Паук».
Теория: знакомство с объёмом. Словарь. Подбор материала.
Практика: Разметка фигур по линейке. Вырезание. Соединение деталей и оформление
изделия. Анализ результата проделанной работы.

- Объёмная конусообразная игрушка из картона «Заяц»
Теория: Знакомство с конусом. Сравнение с геометрической фигурой «треугольник».
Практика: Черчение круга с помощью циркуля. Вырезание.
Сгибание круга пополам, деление ножницами по линии сгиба. Выполнение конуса из
полукруга. Вырезание деталей (уши, глазки, нос, усы, хвост). Оформление работы.
- Игрушка цилиндрической формы из картона и цветной бумаги
Теория: знакомство с цилиндром. Нахождение предметов цилиндрической формы в
комнате. Определение ширины и длины прямоугольника для цилиндра.
Практика: Эскиз будущей работы. Разметка и черчение прямоугольника на картоне.
Вырезание. Выполнение цилиндра. Обведение деталей по шаблону. Вырезание силуэтов
деталей. Оформление изделия.
- Органайзер цилиндрической формы из картонных втулок и картонных банок
Теория: Рассматривание изделий цилиндрической формы. Что такое органайзер - словарь.
Подготовка материала (картонные цилиндрические баночки, цветная бумага, клейкарандаш, линейка, карандаш, ножницы)
Практика: Разметка прямоугольников из цветной бумаги, вырезание. Самостоятельное
обклеивание баночек готовыми прямоугольниками из цветной бумаги. Соединение
готовых баночек между собой. Распределение учебных принадлежностей в органайзере по
своему усмотрению.
- Конструирование «самолёт» из картона и вспомогательных деталей
Теория: рассматривание макетов самолета. Разбор деталей (из каких частей состоит
самолет). Определение размера самолета
Практика: черчение корпуса, деталей с припуском для соединения. Вырезание всех
деталей, проглаживание линий сгиба на картонных деталях с помощью ребра линейки.
Сборка и соединение деталей. Анализ проделанной работы.
- Изготовление фото рамки из плотного картона и фетра
Теория: рассматривание образца рамки. Определение материалов, используемых в работе
(картон, фетр).
Практика: Выкраивание по шаблону (прорисовка и вырезание). Продавливание линий
сгиба. Склеивание граней. Вырезание полосок из фетра для оформления. Оформление
фоторамки.
Тема: Моделирование игрушек и сувениров из бросового материала:
- Инопланетянин из пластиковых стаканов
Теория: рассматривание сувениров из пластиковых стаканов. Изучение свойств пластика.
Сравнение с картоном.
Практика: разметка линий вырезания на стакане маркером. Вырезание по намеченным
линиям. Вырезание деталей для оформления из картона по готовым шаблонам с помощью
педагога. Оформление игрушки-сувенира «инопланетянин».
-Игрушки из пластиковых капсул «киндер-сюрприз»

Теория: Беседа по технике безопасности при работе с шилом и ножницами, о широком
применении пластмассы. Рассказ о том, как из бросового материала можно изготовить
красивый сувенир и подарить своим близким.
Практическая работа.
Предложить выбрать персонаж (лошадь, бычок, цыплёнок и т.д.) Наметить фломастером
места проколов шилом для соединения деталей. Показ соединения зубочисткой,
проволокой, глаза приклеиваются с помощью клеевого пистолета только педагогом. По
своему замыслу из ткани и ниток вырезают детали для оформления (волосы, хвост, грива,
гребешок).
- Изготовление объёмного панно из разноцветных пуговиц
Теория: Изучение пуговиц, выполненных из разных материалов. Беседа об использовании
пуговиц человеком.
Практика: Изготовление картины из разноцветных пуговиц, придавая изображению объём.
Зарисовка эскиза. Подбор пуговиц, сочетающихся по цветовой гамме и размерам.
Оформление готовой работы.
- Объёмные цветы из ватных дисков
Теория: Обследование ватного диска. Сравнение с ватой из хлопка. Рассматривание
изделий, выполненных из ватных дисков.
Практика: Подбор материала для изготовления цветов КАЛЛА (проволока, тычинки,
ватные диски, клей ПВА). Обведение листка по шаблону на фетре, вырезание по контуру.
Выполнение первого цветка вместе с педагогом, остальные цветы ребенок выполняет
самостоятельно. Скрепление тычинки со стебельком, нанизывание цветка. Соединение
листочка со стеблем. Анализ готовой работы. Беседа по изготовлению цветов. Кому
предназначен подарочный букет?
Итоговое занятие.
Теория: беседа по изученным темам, используемым инструментам.
Практика:
Оформление итоговой выставки работ по изученным темам.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год
№

Тема

1
2

Вводное занятие. Техника безопасности.
«Волшебная бумага и картон»:
- Оригами – повторение базовых форм.
Изготовление конверта.
- Оригами «Кораблик»
- Оригами «Закладка» (лягушка, зайчик,
поросенок)
- изготовление корзины из картонных кругов
Конструирование из различных
материалов:

Всего
часов
2

Теория

Практика

1

1

2

1

1

4
8

1,5
3

2,5
5

4

2

2

- объёмная открытка с сюрпризом
- конструирование из бумаги и
пенопластового шарика «Мышь»
- изготовление игрушки «Котик», «Ёлочка»
(картон, плоская деревянная палочка,
пушистая проволока)
- конструирование из бумажных стаканов
(ваза, сувенир корова с выкройкой деталей из
картона, декоративных деталей)
3

4

Моделирование игрушек и сувениров из
фетра и фоамирана, ниток и бросового
материала:
- плетение куклы из ниток
- плетение круглого шнура из разноцветных
ниток
- конструирование и моделирование
фетровых игрушек и сувениров (подвесные
игрушки)
Итоговое занятие
Итого:

4
4

1
1

3
3

8

3

5

6

2

4

6
6

2
2

4
4

10

4

6

2
66

0,5
23

1,5
43

Содержание программы
1. Тема: Вводное занятие.
Цели и задачи. Содержание работы. Понятие «начально-техническое моделирование».
Знакомство с образцами готовых изделий. Инструменты , применяемые при обработке
различных материалов в НТМ. Правила пользования инструментами, их хранение.
Правила техники безопасности и санитарной гигиены. Первоначальная диагностика
2. Тема: «Волшебная бумага и картон»:
- Оригами - конструирование поделок путём сгибания квадратного листа бумаги
Теория: повторение создания базовых форм в «Оригами». Свойства бумаги, которые
необходимы при конструировании изделий способом оригами.
Практика: Базовые формы оригами. Изготовление конверта способом оригами.
- Изготовление фоторамки из плотного картона и фетра
Теория: рассматривание образца рамки. Определение материалов, используемых в работе
(картон, фетр).
Практика: Выкраивание по шаблону (прорисовка и вырезание). Продавливание линий
сгиба. Склеивание граней. Вырезание полосок из фетра для оформления. Оформление
фоторамки.
3. Моделирование игрушек и сувениров из бросового материала:
- Инопланетянин из пластиковых стаканов
Теория: рассматривание сувениров из пластиковых стаканов. Изучение свойств пластика.
Сравнение с картоном.
Практика: разметка линий вырезания на стакане маркером. Вырезание по намеченным
линиям. Вырезание деталей для оформления из картона по готовым шаблонам с помощью
педагога. Оформление игрушки-сувенира «инопланетянин».

- Игрушки из пластиковых капсул «киндер-сюрприз»
Теория: Беседа по технике безопасности при работе с шилом и ножницами, о широком
применении пластмассы. Рассказ о том, как из бросового материала можно изготовить
красивый сувенир и подарить своим близким.
Практическая работа.
Выбор персонажа (лошадь, бычок, цыплёнок и т.д.) Показ соединения деталей
зубочисткой, проволокой, приклеивание глаз с помощью клеевого пистолета (с помощью
педагога). Вырезание из ткани и ниток деталей для оформления (волосы, хвост, грива,
гребешок).
- Изготовление объёмного панно из разноцветных пуговиц
Теория: Изучение пуговиц, выполненных из разных материалов. Беседа об использовании
пуговиц человеком.
Практика: Изготовление картины из разноцветных пуговиц, придавая изображению объём.
Зарисовка эскиза. Подбор пуговиц, сочетающихся по цветовой гамме и размерам.
Оформление готовой работы.
- Объёмные цветы из ватных дисков
Теория: Обследование ватного диска. Сравнение с ватой из хлопка. Рассматривание
изделий, выполненных из ватных дисков.
Практика: Подбор материала для изготовления цветов КАЛЛА (проволока, тычинки,
ватные диски, клей ПВА). Обведение листка по шаблону на фетре, вырезание по контуру.
Выполнение первого цветка вместе с педагогом, остальные цветы ребенок выполняет
самостоятельно. Скрепление тычинки со стебельком, нанизывание цветка. Соединение
листочка со стеблем. Анализ готовой работы. Беседа по изготовлению цветов. Кому
предназначен подарочный букет?
4. Итоговое занятие.
Теория: Итоговый контроль (собеседование по изученным темам, используемым
инструментам, итоговая выставка работ).
Условия реализации программы
Календарный учебный график (Приложение)
Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

стол, стул;

оборудование для практических работ.

материалы (картон, цветная бумага,
карандаши, ватные диски, фоамиран, и др.).

клей,

кисточка,

краски,

Методическое и дидактическое обеспечение:
 методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания
и рекомендации к практическим занятиям;
 учебная, методическая, дополнительная литература;
 развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс
физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма,

дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация
мышц туловища, релаксация мышц глаз);
 словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны,
выкройки).

Литература
Для педагога:
1. Анне Пипер и Андреа Фишер. Поделки из бумажной бечёвки. М., АРТ – РОДНИК,
издание на русском языке, 2007
2. Васина Н. Бумажная симфония. – Изд. «АИРИС - ПРЕСС», 2009
3. Гаврилова А. С. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. Ростов н/Д: Владис,
2013
4. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона,
волокнистых материалов и ткани). М. 2003.
5. Зайцева А. «Объёмный квиллинг» (подробные описания и базовые техники) – М.:
Эксмо, 2012
6. Малышева А. Н. Подарки к праздникам. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
7. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2010
8. Романина В. И.Дидактический материал по трудовому обучению
9. Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) — М. 2000.
Для детей и родителей:
1. Гаврилова А. С. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. Ростов н/Д:
Владис, 2013
2. Малышева А. Н. Подарки к праздникам. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
3. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2010
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных
ресурсов;
www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию;
sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей;

Приложение 1.
Календарный учебный график
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программа: 2 года
Объём программы: 134 часа; 1 год обучения – 68 часов, 2 год обучения – 66 часов
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (1 учебный час - 45 минут, перерыв – 10 минут. При необходимости, в занятие
включать минуты отдыха )
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. Во время каникул занятия или мероприятия проводятся согласно
расписанию, составленному на период каникул.
Календарный учебный график
2-й год
№
занятия,
месяц
1

2
3-4
5-8
9-10

Тема занятия
Вводное занятие. Техника безопасности.
Первоначальная диагностика
«Волшебная бумага и картон»:
- Оригами – повторение базовых форм.
Изготовление конверта.
- Оригами «Кораблик»
- Оригами «Закладка» (лягушка, зайчик,
поросенок)
- изготовление корзины из картонных кругов
Конструирование из различных
материалов:

Всего часов

Теория

Практика

2

Собеседование,
наблюдение

2

1

1

4
8

1,5
3

2,5
5

4

2
1
1

2
3
3

4

Формы аттестации.
контроля

Наблюдение,
практическая работа

11-12
13-14
15-18
19-21

22-24
25-27
28-32
33

- объёмная открытка с сюрпризом
4
- конструирование из бумаги и пенопластового
шарика «Мышь»
8
- изготовление игрушки «Котик», «Ёлочка»
(картон, плоская деревянная палочка,
пушистая проволока)
6
- конструирование из бумажных стаканов
(ваза, сувенир корова с выкройкой деталей из
картона, декоративных деталей)

3

5

2

4

Моделирование игрушек и сувениров из
фетра и фоамирана, ниток и бросового
материала:
- плетение куклы из ниток
- плетение круглого шнура из разноцветных
ниток
- конструирование и моделирование фетровых
игрушек и сувениров (подвесные игрушки)

6
6

2
2

4
4

10

4

6

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итого:

66

23

43

Наблюдение,
практическая работа

Наблюдение, выставка
работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».