Пояснительная записка Вид программы – комплексная Направленность программы – социально-гуманитарная Уровень программа – стартовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. • Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Обновляющаяся система образования выдвигает целый ряд важных задач перед педагогами и родителями. Решить эти задачи, удовлетворить разнообразные потребности общества и населения, призваны различные образовательные учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования. Программа студии развития ребёнка «Гармония» способствует решению проблем социальной адаптации дошкольников, предоставляя им новые возможности взаимодействия в пространстве Центра детского творчества как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются. При составлении программы использован многолетний опыт работы педагогов студии, а также опыт работы педагогов студий раннего развития России: школы раннего развития «Теремок» (для детей 3-6 лет)», г. Новокузнецк, 2005г.; студии раннего развития «Вундеркинд – страна открытий» (для детей 3-7 лет), МОУ ДОД ЦДТ г. Краснодар, 2003г. Отличительной особенностью программы студии раннего развития «Гармония» от вышеперечисленных программ является обучение детей 5 лет по следующим программам: «Умелые ручки»», «Безопасный город» (с использованием интерактивного оборудования), «Ритмика», «Лепка». Актуальность программы: программа направлена на создание условий для полноценного психического, физического, интеллектуального, творческого и социальноличностного развития ребенка в период дошкольного детства. Педагогическая целесообразность: основной идеей программы является концепция личностно-ориентированного образования, направленная на удовлетворение важнейших потребностей ребенка. Позиция педагогов студии исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития, как личности. Основным условием реализации образовательного процесса в студии развития «Гармония» является сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей. Основная задача родителей перед школой — выработать у ребенка мотивацию к обучению, помочь понять ребёнку, что учиться может быть очень даже интересно и полезно для него. Он должен сам захотеть получать знания. И именно студия развития готова помочь детям и родителям в этом. Программа студии предлагает насыщенное, качественное, образовательное содержание, которое соответствует познавательным интересам и потребностям современного ребенка. Цель программы: создание условий для максимального развития индивидуальных и возрастных качеств ребёнка, позволяющих развить в нём целостную личность, способную к успешной психологической адаптации к условиям школы. Задачи программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка; формирование навыков социального взаимодействия дошкольника с окружающими; укрепление физического и психического здоровья ребенка, сохранение его эмоционального благополучия; формирование мотивации дошкольника к обучению в школе Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации программы: 1 год Количество детей в группе: 10 - 12 человек Распределение учебных часов: 144 часа (1 учебный час – 30 минут) 1. «Умелые ручки» - 36 часов (1 час в неделю) 2. «Безопасный город» - 36 часов (1 час в неделю) 3. «Ритмика» - 36 часов (1 час в неделю) 4. «Лепка» - 36 часов (1 час в неделю) Формы организации занятий: групповая Форма обучения: очная Условия набора в объединение: Для занятий в студии развития «Гармония» родители обучающихся (или их законные представители) предоставляют: - заявление установленного образца; - согласие на обработку персональных данных. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа с включением минут отдыха и перерывом между занятиями 10 минут. При составлении расписания занятий учитывается целесообразное сочетание предметов, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка (занятия, требующие умственной, интеллектуальной нагрузки, чередуются с занятиями, связанными с двигательной активностью). Опыт педагогов, работающих в студии, показал, что при создании таких условий возможно эффективное обучение, воспитание и развитие любого ребёнка, поэтому набор детей в студию проводится без какого-либо отбора на основании запроса родителей и их заявлений. В группах занимаются дети с различными уровнями способностей, и главным результатом обучения в студии являются не столько успехи ребенка относительно других детей, сколько динамика его развития по отношению к самому себе. Ожидаемые результаты образовательного процесса Основными результатами личностного развития ребенка будут: - развитие уверенности в себе, в своих возможностях и силах; - умение подчинить свои мотивы мотивам группы; - формирование положительного отношения к окружающим людям; - способность к проявлению таких качеств как: отзывчивость, сопереживание, дружелюбие; - умение разрешать возникающие споры и конфликты; - умение принимать цель другого человека, ставить свою цель и руководствоваться ею в процессе деятельности; - формирование навыков самоконтроля в деятельности и поведении. Основными результатами социального развития ребенка будут являться: - активность в общении; - умение строить общение с учетом ситуации; - умение легко входить в контакт с детьми и педагогом; - умение пользоваться формами речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками; - умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы и отвечать на вопросы), умение завершить диалог. Основными результатами интеллектуального развития будут являться: - умение направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности; - умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой вид, с одного этапа деятельности на следующий этап; - умение объединять предметы и явления по существенным признакам и обозначать их обобщающим словом; - умение работать по заданному образцу, схеме; - способность к созданию оригинальных образов, применяемых в действительности; - умение слушать и понимать речь окружающих (взрослых и сверстников); - умение ясно и последовательно выражать свои мысли. Результаты обучения по программе Студии развития «Гармония»: После окончания обучения дети 5-6 лет должны знать: требования техники безопасности и правила личной гигиены при работе с различными художественными материалами; свойства различных материалов для изготовления поделок и технологию работы с данными материалами; назначения инструментов, используемых для изготовления поделок из различных материалов; жанры изобразительного искусства основные народные промыслы правила работы с интерактивной песочницей уметь: выполнять требования техники безопасности и правила личной гигиены при работе с различными пластическими и художественными материалами; пользоваться ручными инструментами для обработки различных материалов для поделок; пользоваться приёмами работы карандашом, кистью, мелками и др. материалами; выполнять задания, согласно инструкции при работе с интерактивной песочницей; соблюдать аккуратность в работе; раскрепощаться в движении, участвуя в игровом процессе; доводить начатое дело до конца; работать в коллективе, сохранять доброжелательную дружескую атмосферу. Формы диагностики результатов Педагогическая диагностика является важным компонентом целостного педагогического процесса студии развития. Она представляет собой одноуровневую систему отслеживания результатов образовательного процесса, так как студия работает без психологического сопровождения. На данном уровне педагогами студии проводится диагностика освоения обучающимися содержания образовательных программ по направлениям деятельности: первоначальная, промежуточная и итоговая диагностика по разделам программ (наблюдение, тестирование в занимательной форме, практические задания); итоговые занятия в объединениях студии; итоговое анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворения ожидаемых результатов обучения по программам; выпускной вечер, с демонстрацией детьми результатов обучения по программам студии развития «Гармония». Учебный план предмет «Ритмика» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема Вводное занятие Проверка знания, умений и навыков Партерная гимнастика Пространственная ориентировка и движение Упражнения по кругу Музыкально-ритмические упражнения Танцевальные этюды и игры Комплекс здоровьесберегающих упражнений Заключительное занятие Всего: Всего Практ. Теор. 1 2 4 4 0,5 1,5 3 3 0,5 0.5 1 1 Форма контроля. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 4 8 8 4 3 6 6 3 1 2 2 1 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 1 36 часов 0,5 26,5 0,5 9,5 Наблюдение Содержание Вводное занятие Теоретическая часть: Знакомство с обучающимися. Техника безопасности. Беседа с родителями и детьми. Краткое содержание курса. Практическая: Игра «Давай познакомимся». Проверка знаний, умений и навыков Теоретическая часть: Определение уровня подготовки путем собеседования Практическая: Выполнение упражнений Пространственная ориентировка и движение Теоретическая часть Объяснение и демонстрация упражнений изучаемых в разделе Практическая часть Понятие ориентировки в пространстве. Схема учебного зала, сценической площадки (по А. Я. Вагановой). Понятие «интервал», «линия». Индивидуальная ориентировка, ориентировка в пространстве, построения и фигурные передвижения: — различие правой и левой ног, рук, плечей; — повороты вправо и влево; — вперед, назад, в сторону; вперед и назад по диагоналям; вокруг себя на месте и по кругу; — построение в линии; — построение и перестроение в «шахматном» порядке; — построение и перестроение в колонну по одному, по два в пары и обратно; — перестроение из колонны в шеренгу и обратно; — построение и перестроение в диагональ; — построение в круг, сужение и расширение круга; — построение из круга в диагональ и наоборот; — построение из круга в одну или две линии; — «воротца», «змейка», «спираль»; — свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. Упражнения по кругу: Теоретическая часть: Понятие «Круг», «По часовой стрелке», «Против часовой стрелки». Практическая часть: - Выполнение упражнений: полька, подскок, бег с поджатыми, галоп (через правое, через левое плечо), прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге, перескоки. - Шаг на полу пальцах, внутренней и внешней стороне стопы. - Марш. Музыкально-ритмические упражнения Теоретическая часть - Знакомство с характером музыки. Прослушивание музыкального материала. Практическая часть - Подготовительные упражнения усложняются и совершенствуются: - Упражнение для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп; - Выпады вперед, в сторону; - Прыжки по I поз., по II поз., по VI поз. ног. Музыкально-ритмические движения: Положения ног: - 1-е свободное положение ног; - 2-е свободное положение ног; - 3-е свободное положение ног. - Положение корпуса; - Работа рук; - Сочетание ходьбы и бега; - Прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, на двух ногах, с ноги на ногу, в поворотах, отбрасывание ног назад; - Вынос вытянутой ноги вперед в сторону на носок и на каблук; - Сочетание прыжков с другими движениями; - Подскоки на месте и с продвижением; - Сочетание подскоков с другими движениями и ритмическими хлопками; - Галоп и шаг польки. - Музыкальные игры. - Музыкальные игры: "Гори, гори ясно", "Золотой петушок". - Активизация и развитие творческих способностей у детей Танцевальные этюды и игры Теоретическая часть Объяснение и демонстрация Практическая часть Танцевальные этюды: «Ойра-ойра» «Бесконечный галоп» «Карусель» «Хлопушка» «Лягушата» «Мы - моряки» «Хоровод «Колесо» «Зелененький вагончик» и др. Изучение ритмических и танцевальных этюдов может варьироваться по усмотрению педагога и зависит от подготовленности учащихся. Танцевальные игры: «Золотые ворота», «Ручеек», «Лавата», «Куча-мала», «Веселый паровозик», «Оркестр», «Правая-левая» и др. Комплекс здоровьесберегающих упражнений: Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Практическая часть: - Вытяжка - Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия - Комплекс упражнения на профилактику сколиоза Заключительное занятие Поведение итогов. Обсуждение. Определение уровня освоения программы Учебный план Студия развития «Гармония», 5 лет предмет «Лепка» № п/п 1. Раздел, тема Вводное занятие. Т/б Количество часов Формы Всего Теория Практика контроля 1 0,5 0,5 Собеседование, практическая работа 2. Лепка из пластилина 7 2 5 Практическая работа 3. Лепка из солёного теста 9 2 7 Тестирование, практическая работа 4. Лепка из глины 18 4 14 Практическая работа 5. Итоговое занятие 1 0,5 0,5 Тестирование, практическая работа Итого: 36 9 27 Содержание 1. Вводное занятие. Теоретическая часть: Техника безопасности на занятиях. Знакомство с технологией. Рассматривание образцов. Практическая часть: Картина на картоне из пластилина «Осенний пейзаж». Первоначальная диагностика. 2. Лепка из пластилина. Теоретическая часть: Знакомство с пластилином. Беседа на тему «Что растет в саду и в огороде?». Практическая часть: Лепка из пластилина вишни, яблока, клубники, малины, арбуза, капусты, тыквы. 3. Лепка из солёного теста. Теоретическая часть: Знакомство с соленым тестом. Беседа о животных и птицах. Народные игрушки. Дымковская роспись. Беседа о Восточных традициях Нового года. Беседа о лесных деревьях. Символы нового года. Практическая часть: Лепка поделок из соленого теста по образцу. Лепка лебедя, утки, кота, крокодила, льва. Лепка лошади (дымковская роспись). Лепка символа нового года. Лепка елки. Использование ножниц для создания рельефа поделки. Роспись готовых изделий красками. Промежуточная диагностика. 4. Лепка из глины. Теоретическая часть: Беседа о посуде. Показ способов лепки, декорирования. Беседа о праздниках 8 Марта, Масленица, Пасха. Беседа о жителях подводного мира. Практическая часть: Лепка блюдца из глины. Работа по образцу. Роспись красками. Лепка и роспись магнита «Кот». Подарок-сувенир на масленицу «Солнышко». Подарок маме на 8 марта. Лепка и роспись брелока «Обезьянка». Подводный мир. Лепка осьминога, рыбки, краба. Сувенир на Пасху. 5. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Учебный план Студия развития «Гармония» предмет «Безопасный город» № 1. Темы занятий Вводное занятие. Введение. Тема «Пешеходная азбука». Практика Всего Теория 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2. Тема «На пути в детский сад. Мой безопасный маршрут». 2 0,5 1,5 3. Тема «Безопасное поведение на дороге». 2 0,5 1,5 4. Тема «Транспорт». 2 1 0,5 0,5 1,5 0,5 5. Тема «Дорожное движение». 2 2 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 2 1 0,5 0,5 1,5 0,5 2 0,5 1,5 6. Тема «Безопасность дома». (промежуточная аттестация) Использование комплекса «Интерактивная песочница» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Опасные ситуации» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Отгадай загадку» из раздела игры «Опасные ситуации» Игра «Что где поедет?» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Расставь знаки» Игра «Регулировщики» Игра «Собери знак» Игра «Таксист» Игра «Сломанный светофор» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Опасно или нет?» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Это не игрушки!» 7. 8. 9. 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Чему мы научились за год. Теоретические знания. (итоговая аттестация) Практическое применение полученных ЗУН. 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 Итоговое мероприятие. Творческий отчет. 1 0,5 0,5 Итого: 36 11,5 24,5 Тема «Безопасность в лесу» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Собираемся в поход» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Игра «Съедобно или нет?» Игра-ситуация с использованием дидактического материала Презентация «Найди ответ». Игры «Опасные ситуации» «Что где поедет?» «Расставь знаки» «Регулировщики», «Собери знак», «Сломанный светофор». Игры «Опасно или нет?» «Это не игрушки!» «Собираемся в поход», «Съедобно или нет?» Игры-ситуации с использованием дидактического материала Содержание программы Студия развития «Гармония» предмет «Безопасный город» Тема 1. Вводное занятие. Введение. «Пешеходная азбука». 1). Теоретическая часть: Что мы помним о правилах поведения на улице из рассказов родителей и из занятий в детском саду. Что для человека значит дисциплина на улице. Фильм о причинах детского травматизма на улице и дороге в результате нарушения ПДД. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией транспортной площадки, игра-ситуация с использованием дидактического материала «Пешеход-водитель». Все обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности. 2). Теоретическая часть: повторение правил поведения на улице, проезжей части. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы. Игра «Опасные ситуации». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 3). Теоретическая часть: повторение правил поведения на улице, проезжей части. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы. Закрепление полученных ЗУН. Игра «Опасные ситуации». (Программное обеспечение интерактивной песочницы «Безопасность»). Тема 2. «На пути в детский сад. Мой безопасный маршрут». 1). Теоретическая часть: Безопасное движение пешеходов по улице и автомобильной дороге. Правила перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением транспорта. Практическая часть: Практические занятия: проекция макета города Ковдор в интерактивной песочнице. Разбор маршрутов «дом – детский сад – дом». Индивидуальное прохождение маршрута от дома до детского сада с применением дидактического материала. 2) Теоретическая часть: Самый безопасный пешеходный переход. Правила безопасного поведения при переходе улиц и дорог. Практическая часть: Практические занятия: проекция макета города Ковдор в интерактивной песочнице. Разбор маршрутов «Дом – ЦДЮТ – Дом». Индивидуальное прохождение маршрута от дома до Центра детского и юношеского творчества с применением дидактического материала. Тема 3. «Безопасное поведение на дороге». 1). Теоретическая часть: Дорожная разметка: «Регулируемый пешеходный переход», «Зебра», островки безопасности. Перекрёстки и переходы. Практическая часть: Игра «Отгадай загадку» из раздела игры «Опасные ситуации». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 2). Теоретическая часть: Улица, тротуар, проезжая часть (мостовая), двор, поведение во дворе, люди, машины на улице. Игры, в которые можно играть во дворе. Рекомендации по выбору мест их проведения. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией улиц Ковдора. Игры-ситуации с использованием дидактического материала «Моя улица», «Путешествие по району». Тема 4. «Транспорт». 1). Теоретическая часть: Транспортные средства – необходимые помощники современного человека. Специальности автомобилей. Специальный автотранспорт помогает людям в беде. Практическая часть: Игра «Что где поедет?» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 2). Теоретическая часть: Как разрешено двигаться по улицам автомобилям различного назначения. Правила поведения пешеходов на улицах с интенсивным движением. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией улиц Ковдора с интенсивным движением. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. 3) Теоретическая часть: Что такое группа учащихся. Как надо идти группе обучающихся по тротуару, обочине дороги и пешеходным переходам. Правила поведения группы на остановках общественного транспорта и в транспорте. Что такое колонна обучающихся и с какой целью она организуется. Предусмотренный правилами порядок движения колонны обучающихся по улице и дороге. Правила безопасного поведения обучающихся в колонне. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией улиц Ковдора. Отработка маршрута передвижения группы или колонны детей к месту экскурсии. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. Тема 5. «Дорожное движение». 1). Теоретическая часть: Зачем нужны дорожные знаки. На какие группы они делятся. Значение отдельных знаков, где они устанавливаются. Практическая часть: Игра «Расставь знаки». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 2). Теоретическая часть: Знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», опознавательные знаки «Транспортные средства, перевозящие группу детей», «Автомобиль, управляемый инвалидом». Практическая часть: Игра «Расставь знаки». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 3. Теоретическая часть: Знаки, светофоры, сигналы регулировщика, их назначение. Виды светофоров (по расположению сигналов, по назначению), назначение световых сигналов. Поведение пешеходов при том или ином сигнале светофора. Практическая часть: Игра «Регулировщики». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 4) Теоретическая часть: Пешеходные светофоры, транспортные светофоры. Сигналы машин (поворот, задний ход), как на них реагировать. Практическая часть: Игра «Регулировщики». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 5) Теоретическая часть: Знаки, их назначение. Практическая часть: Игра «Собери знак». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 6) Теоретическая часть: Схема улиц города Ковдор. Основные учреждения. Практическая часть: Игра «Таксист». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 7). Теоретическая часть: Схема улиц города Ковдор. Проезд для такси по знакам. Практическая часть: Игра «Таксист». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 8) Теоретическая часть: Светофоры, сигналы регулировщика, их назначение. Практическая часть: Игра «Сломанный светофор». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 9). Теоретическая часть: Светофоры, сигналы регулировщика, их назначение. Поведение пешеходов при том или ином сигнале светофора. Закрепление полученных знаний. Практическая часть: Игра «Сломанный светофор». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 10) Теоретическая часть: Светофоры, сигналы регулировщика, их назначение. Поведение пешеходов при том или ином сигнале светофора. Применение полученных знаний. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы. Отработка поведения пешеходов при том или ином сигнале светофора. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. Тема 6. «Безопасность дома». 1) Теоретическая часть: Один дома. Что такое «опасная это ситуация». Правила безопасного поведения дома. Практическая часть: Игра «Опасно или нет?» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 2). Теоретическая часть: Виды «опасных ситуаций». Службы спасения. Практическая часть: Игра «Опасно или нет?» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 3) Теоретическая часть: Промежуточная аттестация по пройденным разделам программы «Безопасный город». Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией комнат дома. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. 4). Теоретическая часть: Как происходит пожар. Что такое «пожароопасный» предмет. Практическая часть: Игра «Это не игрушки!» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 5). Теоретическая часть: Правила безопасного поведения дома. Правильное поведение при пожаре. Практическая часть: Игра «Это не игрушки!» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 6). Теоретическая часть: Безопасность в нашем доме. Закрепление полученных знаний по данной теме. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией комнат дома. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. Тема 7. «Безопасность в лесу». 1). Теоретическая часть: Собираемся в поход. Что нужно взять в лес. Практическая часть: Игра «Собираемся в поход». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 2). Теоретическая часть: Опасные ситуации в лесу. Как не попасть в опасные ситуации. Практическая часть: Игра «Собираемся в поход». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 3). Теоретическая часть: Опасный лес. Правила безопасного поведения в лесу. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией леса. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. 4). Теоретическая часть: Растения нашего леса. Виды несъедобных ягод и грибов Мурманской области. Редкие растения и грибы из Красной книги. Практическая часть: Игра «Съедобно или нет?» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 5). Теоретическая часть: Безопасность в лесу. Закрепление пройденного материала по теме. Практическая часть: Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией леса. Игра-ситуация с использованием дидактического материала. Тема 8. Чему мы научились за год. 1). Теоретическая часть: Итоговая аттестация предусматривает тестирование обучающихся по основным темам программы «Безопасный город». Практическая часть: Презентация «Найди ответ». Практическое применение полученных ЗУН. 2). Теоретическая часть: закрепление знаний по темам «Пешеходная азбука», «На пути в детский сад. Мой безопасный маршрут», «Безопасное поведение на дороге», «Транспорт», «Дорожное движение». Практическая часть: Игры «Опасные ситуации», «Что где поедет?» «Расставь знаки», «Регулировщики», «Собери знак» «Сломанный светофор». (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 3). Теоретическая часть: закрепление знаний по темам «Безопасность дома», «Безопасность в лесу» Практическая часть: Игры «Опасно или нет?» «Это не игрушки!» «Собираемся в поход» «Съедобно или нет?» (Программное обеспечение «интерактивной песочницы» «Безопасность»). 4). Итоговое мероприятие. Творческий отчет для родителей. Теоретическая часть: закрепление знаний по темам программы «Безопасный город». Практическая часть: в доступной форме пропагандировать ПДД и безопасные правила поведения дома и в лесу. Практическое занятие на поверхности интерактивной песочницы с проекцией различных ситуаций, изучаемых по программе. Учебный план предмет «Умелые ручки» Блок 1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Название темы Всего часов Теор. 2 0,5 1,5 Первоначальная диагностика /тестовый рисунок, собеседование/ самостоятельная работа, выставка «ОСЕННЯЯ ПАЛИТРА МИРА». Теплые и холодные цвета. Передача настроения цветом. Живопись, смешанная техника. «ПОДСОЛНУХ», ОСЕННИЙ ХОРОВОД», «ЦВЕТЫ». Творческая работа в смешанной технике. Оттиски листьев или фактурных тканей. Техника «Отпечатки». Теплые оттенки листьев на холодном фоне. «МОЙ ОСЕННИЙ ДВОРЕЦ», «БАБОЧКА». Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Холодная осень, теплая осень. Зависимость цвета и настроения. /Тушь, акварель/. «ЭТО ВКУСНОЕ СЛОВО НАТЮРМОРТ». Жанр натюрморта. Композиция, цвет, настроение. Творческая работа «Натюрморт с овощами и фруктами». Техника «Аппликация». «МАМИН ПОРТРЕТ» ко дню матери. Пропорции лица, образ, настроение. Живопись, смешанная техника. 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ 2 0,5 1,5 «ПРЕКРАСНОЕ МОИМИ ГЛАЗАМИ» «АНГЕЛ». Бумажная пластика. 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка Промежуточная аттестация, собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ «Первое путешествие в волшебную страну» Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ», «МОРСКОЙ БЕРЕГ», «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ». Творческая работа по воспоминаниям и впечатлениям лета. Техника рисунка живописная. Практ Формы контроля 1.8. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. «ЛЕПКА РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОЗУЛЬ». Обращение к истокам народного искусства. Материалы и инструменты: ржаная мука, вода, соль по вкусу, ножницы. «Любознательные гости в волшебной стране» «ХУДОЖНИКИ АНИМАЛИСТЫ». Творческая работа в смешанной технике «Кто не спит в ночном лесу?», «Совы», «Моё любимое животное» и др. Монотипия. «ЗИМНИЙ ЛЕС». Знакомство с выразительными возможностями линии. Красота линии: разнообразие кривых, прямых, динамичных, колючих, лиманных и округлых линий. «Разговор деревьев» творческая работа графическими материалами. Графика. «Я – СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ». Знакомство с героями «Лукоморья» или персонажами русских сказок. Творческая работа на тему сказок. Смешанная техника. «ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ». /Заяц, медведь, ёж, волк, собака, кошка и др. Материал: пластилин 3 3.1. «Юные волшебники» Объемная открытка «МОЙ БУКЕТ». Материалы: бумага, цветная бумага, золотой и серебряный фломастер. 3.2. «МАСЛЕНИЦА». Народное искусство и дети. Знакомство с главным принципом народного искусства – единым воплощением красоты и пользы; с национальными художественными промыслами. Творческая работа «Солнышко» «ЗАМКИ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ВОЛШЕБНИКОВ» Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Зависимость цвета и настроения. Насыщенность и светлота цвета. Смешанная техника. «Пасха» Лепка фигурок ангела, пасхального 3.3. 3.4. 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка 2 0,5 1,5 Собеседование, самостоятельная Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка 3.5. 3.6. цыплёнка, курочки способом работы из цельного куска. Материал: глина «ВЕСНА В ГОРОДЕ». Творческая работа по наблюдению. Художники-пейзажисты. /Акварель, гуашь, мелки/. «АВТОПОРТРЕТ», «ПОРТРЕТ». Портрет и автопортрет в искусстве. Пропорции лица и фигуры. Выбор цветовой гаммы. Чувства и настроение. Предлагаются темы: «Автопортрет с цветами», «Я и моё любимое животное», «Я рисую». Техника исполнения по выбору детей. Итоговый контроль. Итого: работа, совместный анализ работ 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 36 9 27 Собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка Итоговый контроль, собеседование, самостоятельная работа, совместный анализ работ, выставка Содержание программы Студия развития «Гармония» предмет «Умелые ручки» 1. Знакомство с языком искусства. «Первое путешествие в волшебную страну» 1.1. Тема: «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ», «МОРСКОЙ БЕРЕГ», «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ». Творческая работа по воспоминаниям и впечатлениям лета. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Теория: линия, тон, цвет, цветовая палитра Практика: выполнение творческой работы Задача: Формировать интерес и положительное отношение к рисованию Выявить уровень владения художественными материалами Научить правильно работать карандашами, мелками и красками Развивать интерес и желание рисовать Материалы: восковые мелки или масляная пастель, акварельные краски Формат: А4 – А3 1.2. Тема: «ОСЕННЯЯ ПАЛИТРА МИРА». Теплые и холодные цвета. Передача настроения цветом. Теория: теплые и холодные цвета, цветовая палитра Практика: выполнение композиции с применением резервирующего состава и солевой техники. Задача: Дать понятие об цвете, его свойствах и качествах Научить приёмам работы акварелью с применением различных техник /солевая техника, применение мелков в качестве резервирующего состава/ Развивать интерес и желание рисовать Материалы: бумага, акварельные краски, соль, восковые мелки. Формат: А4-А3 1.3. Тема: «ПОДСОЛНУХ», ОСЕННИЙ ХОРОВОД», «Цветы». Творческая работа в смешанной технике. Оттиски листьев или фактурных тканей. Техника «Отпечатки». Теплые оттенки листьев на холодном фоне. Теория: Краски, палитра художника, палитра природы, понятие фактура и текстура Практика: рисование на любую из предложенных тем Задача: Познакомить с техникой «Отпечатки» Развивать интерес и желание рисовать Материалы: бумага, клей, гуашевые краски, природные материалы, листья и др Формат: А4 – А3 1.4. Тема: «МОЙ ОСЕННИЙ ДВОРЕЦ», «БАБОЧКА».. Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Холодная осень, теплая осень. Контрастный теплохолодный рисунок узора. Зависимость цвета и настроения Теория: Теплая и холодная красочная гамма. Практика: Рисование осеннего пейзажа. Практическая самостоятельная работа Задача: Закрепление полученных знаний о цвете, тоне, фактуре Развивать интерес и желание рисовать Материалы: тушь, акварель. Формат: А4 – А3 1.5. Тема: «ЭТО ВКУСНОЕ СЛОВО - НАТЮРМОРТ». Жанр натюрморта. Композиция, цвет, настроение. Творческая работа «Натюрморт с овощами и фруктами или цветами». Техника «Аппликация». Теория: Оттенки тёплого цвета. Понятие «цветовая палитра», «силуэт» Практика: Выполнение композиции в жанре натюрморта в технике аппликации. Задача: Выполнение творческой работы в технике аппликации, закрепление изученных понятий о цветовой гамме, тоне, силуэте, фактуре. Дать понятие «декоративность» Научить пользоваться ножницами Материалы: бумага, кисти, клей, салфетки, цветная бумага, ножницы, фломастеры. Формат: А4 – А3 1.6. Тема: «МАМИН ПОРТРЕТ» ко дню матери. Пропорции лица, образ, настроение. Теория: строение головы и фигуры человека. Практика: создание творческой эмоциональной композиции Задача: Дать понятие об изображении человека, пропорциях фигуры и головы Создать эмоциональный рисунок Материал: бумага, гуашевые краски, восковые мелки. Формат: А3 1.7. Тема: «ПРЕКРАСНОЕ МОИМИ ГЛАЗАМИ» «АНГЕЛ». Бумажная пластика. Теория: конструирование из бумаги, бумажная пластика, работа с бумагой, её возможности Практика: создание бумажного ангела с применением различных способов вырезания и создания бумажной пластики. Декорировка изображения. Задача: Научить выполнять с помощью ножниц, бумаги и клея двухмерные или трёхмерные фигуры Материалы: бумага, цветная бумага, золотой и серебряный фломастер, клей. Формат: А4-А5 1.8. Тема: «ЛЕПКА РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОЗУЛЬ». Обращение к истокам народного искусства. Теория: виды народных промыслов. Северные традиции. Красота и целесообразность народного искусства. Практика: лепка из ржаного теста поморских козуль. Совместная работа детей с родителями /рождественские посиделки/. Задача: Познакомить с традициями поморского искусства Научить лепить «Рождественские козули» из ржаной муки Материалы и инструменты: ржаная мука, вода, соль по вкусу, ножницы. 2 раздел: «Любознательные гости в волшебной стране» 2.1. Тема: «ХУДОЖНИКИ АНИМАЛИСТЫ». Творческая работа в смешанной технике «Кто не спит в ночном лесу?», «Совы», «моё любимое животное» и др. Наблюдение за животными и птицами. Строение, повадки, характер, фактура шерсти и перьев. Теория: беседа о художниках-анималистах. Практика: выполнение композиции с животными в определённой среде. Задача: Познакомить с анималистическим жанром в искусстве Развивать любознательность и наблюдательность Познакомить детей с техникой цветной монотипии Воспитывать самостоятельность и творчество Материалы: смешанная техника. Возможно применение цветной монотипии с дорисовкой фломастерами или красками композиции. Формат: А4-А3 2.3. Тема: «ЗИМНИЙ ЛЕС». Знакомство с выразительными возможностями линии. Красота линии: разнообразие кривых, прямых, динамичных, колючих, лиманных и округлых линий. «Разговор деревьев» творческая работа графическими материалами по выбору Теория: Техника рисунка графическими материалами. Возможности различных линий. Понятия: линия, штрих, пятно, фактура. Практика: выполнение графической композиции. Задача: Экспериментирование с графическими художественными материалами Развитие воображения, фантазии, воспитание любви к природе и родному краю. Изучение силы штриха. Изучение возможностей штриха по форме. Рисунок контуром, а также штрихом разной интенсивности. Материалы: уголь, соус, пастель, восковые мелки). Формат: А3 2.3. Тема: «Я – СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ». Знакомство с героями «Лукоморья» или персонажами русских сказок. Творческая работа – иллюстрация на тему сказок. Теория: художники иллюстраторы Практика: создание образной композиции на заданную тему Задача: Развитие воображения, фантазии Познакомить с жанром иллюстрации Инициировать поиск изобразительно-выразительных методов и приёмов в рисовании Материалы: Материалы: гуашь, мелки. Формат: А3 2.4. Тема: «ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ»: заяц, медведь, ёж, волк, собака, кошка. Теория: материалы лепки. Различие скульптуры и лепки. Способы и приёмы слепки. Практика: лепка животных способом конструктивной лепки. Применение декоративных элементов в лепке. Задача: Знакомство с техникой конструктивной лепки Формирование технических умений и навыков работы с пластилином Материалы: пластилин, стеки. 3 раздел: «Юные волшебники» 3.1. Тема: Объемная открытка «МОЙ БУКЕТ». Теория: понятия «аппликация», «объёмная пластика», «конструирование» Практика: выполнение объёмной открытки к 8 марта. Задача: Знакомство с элементами конструирования из бумаги Развитие творческого воображения и фантазии Развитие эстетического восприятия, чувства формы, композиции Материалы: бумага, цветная бумага, золотой и серебряный фломастер. Формат: А4-А3 3.2. Тема: «МАСЛЕНИЦА». Народное искусство и дети. Знакомство с главным принципом народного искусства – единым воплощением красоты и пользы; с национальными художественными промыслами. Творческая работа «Солнышко». Теория: Народные праздники и традиции Практика: Создать декоративную тарелку с образом солнца, применяя различные Задача: Дать понятие о коллаже Создать художественный образ солнца Воспитывать самостоятельность и творчество Материалы: бумажная тарелка, краски, бусинки, бисер, нитки 3.3. Тема: «ЗАМКИ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ВОЛШЕБНИКОВ» Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Зависимость цвета и настроения. Насыщенность и светлота цвета. Теория: Закрепление понятия «Цветовая палитра, «Цветовая гамма», «Фактура». Практика: Создание композиции на заданную тему. Эмоциональное решение темы. Задача: Познакомить с видом изобразительного искусства «Архитектура» Развивать творческое воображение и самостоятельность Материалы: акварель, гуашь, фломастер, штампы. Формат: А3 3.4. Тема: «ПАСХА» Лепка фигурок ангела, пасхального цыплёнка, курочки способом работы из цельного куска. Теория: лепка из цельного куска вытягиванием. Применение декоративных элементов в изделии. Игрушки в народном искусстве. Практика: лепка и роспись фигур с применением последующего обжига и росписи. Задача: Знакомство с искусством глиняной игрушки Научить лепить из глины методом вытягивания Применить в работе декоративные элементы для создания фактуры и эстетичности изделия Материалы: глина, акриловые краски для росписи. 3.5. Тема: «ВЕСНА В ГОРОДЕ». Творческая работа по наблюдению и представлению. Материалы: тушь, акварель. Теория: Художники-пейзажисты. Техника акварельной техники с применением перового рисунка тушью или гелиевой ручкой. Практика: Создать эмоциональный рисунок в жанре городского пейзажа /сюжетная композиция/ Задача: Воспитывать любовь к природе и к её познанию. Создать эмоциональный городской пейзаж с фигурами Совершенствовать технику акварельной живописи Материалы: тушь, акварель, восковые мелки. Формат: А4– А3 3.6. Тема: «АВТОПОРТРЕТ» Портрет и автопортрет в искусстве. Пропорции лица и фигуры. Выбор цветовой гаммы. Чувства и настроение. Предлагаются темы: «Автопортрет с цветами», «Я и моё любимое животное», «Я рисую». Теория: Жанр портрета и автопортрета в изобразительном искусстве. Практика: Создать работу в жанре портрета в любой технике на основе изученных изобразительных техник и приёмов. Задача: Попытаться передать пропорции лица и фигуры Создать эмоциональный рисунок Выбрать самостоятельно технику исполнения задания Материалы: живописные или графические (по выбору юного художника). Формат: А4– А3 Итоговый контроль. Выставка работ. Условия реализации программы Календарный учебный график Количество учебных недель: 36 Срок реализации программы: 1 год Объём программы: 144 часа Программа включает предметы: 1. «Умелые ручки» - 36 часов 2. «Ритмика» - 36 часов 3. «Безопасный город» - 36 часов 4. «Лепка» - 36 часов Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (1 учебный час – 30 минут, с включением минут отдыха и перерывом между занятиями 10 минут) При составлении расписания занятий учитывается целесообразное сочетание предметов, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка (занятия, требующие умственной, интеллектуальной нагрузки, чередуются с занятиями, связанными с двигательной активностью). Распределение учебных часов: 1. «Умелые ручки» - 36 часов (1 час в неделю) 2. «Безопасный город» - 36 часов (1 час в неделю) 3. «Лепка» - 36 часов (1 час в неделю) 4. «Ритмика» - 36 часов (1 час в неделю) Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. Детям в студии отведены светлые, большие кабинеты, оборудованные мебелью, соответствующей возрасту, предусмотрены площадки для проведения физкультурных пауз во время занятий, выделено и оформлено место для демонстрации творческих достижений детей, продуманы зеленые зоны, кабинеты оформлены детскими работами, организован питьевой режим. Материально-техническое оснащение помещения для работы (кабинеты, залы учреждения); рабочие места (парты, стулья, скамеечки для ног, коврики для занятий); качественное освещение в соответствии с нормами; оборудование (ноутбуки, цветное МФУ, мультимедийный проектор, экран, телевизор, музыкальный центр, колонки, фотоаппарат, ширма, печь муфельная, кулер и т.д.); инструменты для занятий (ножницы, кисти, стеки, доски для лепки, баночки для воды и т.д.); материалы для занятий (офисная белая бумага, пластилин, соленое тесто, глина, краски (гуашь, акварель, акриловые); Методическое обеспечение программы По содержанию образования программа студии «Гармония» исходит из того, что одним из важнейших компонентов образования дошкольников является формирование социального опыта и опыта их деятельности, развитие основных психических процессов, формирование системы знаний и умение использовать их. Студия развития создает все необходимые условия для освоения дошкольниками образовательных программ: выбор оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания (игровые технологии, метод развития познавательной активности). Игра в студии является не только методом, но и формой организации педагогического процесса и основным видом деятельности детей. Использование игры позволяет педагогам студии успешно решать не только задачи усвоения программного материала, но и развивать у дошкольников произвольное внимание, умение слушать и слышать, формировать интерес к познавательной деятельности. Таким образом, направленность специальных заданий на занятиях студии подводит детей к овладению важными комплексными навыками - планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов. Подбор форм и видов работы на занятиях позволяет развивать различные аспекты произвольности ребенка, активизировать его внимание и интерес. При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Программа студии развития «Гармония» для детей 5-6 лет включает следующие направления деятельности: «Умелые ручки» – занятия способствуют развитию мелкой моторики и воображения детей. Они формируют усидчивость, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру. Включают в себя комплексную работу по рисованию, конструированию, аппликации. Ритмика – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Через занятия ритмикой ребенок учится воспринимать мир через призму музыки, а это очень важное развитие ребенка с эстетической точки зрения. Ритмика помогает сформировать правильную осанку и делает сильным мышечный каркас. При помощи занятий ритмикой ребенок социализируется, учиться общаться с другими детьми. У него вырабатывается четкая координация движений, что очень важно. Лепка - В дошкольном возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Одним из видов продуктивной деятельности и народного художественного творчества является лепка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, а также, ознакомление дошкольников с национальными особенностями лепки, обучение их элементарных приемам лепки посуды, игрушек, предметов интерьера. «Безопасный город» - программа направлена на изучение и закрепление навыков безопасного поведения на улицах города, знакомит с правилами дорожного движения, учит здоровому образу жизни. При реализации программы используются ИКТ-технологии. Пребывание в студии, общение со сверстниками и взрослыми, участие в деятельности Центра детского и юношеского творчества, способствует расширению социального опыта детей и проявляется в: развитии уверенности в себе, в своих возможностях и силах; развитии способов коммуникации в повседневной жизни; формировании умения выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого человека; воспитании правильного отношения к принятым нормам поведения и ответственности. Развитие социального опыта невозможно только в рамках учебного процесса, поэтому жизнь воспитанников студии и их родителей наполнена интересными событиями. Это семейные встречи, совместные праздники, анкетирование родителей, встречи со специалистами по запросу родителей, совместные мастерские по изготовлению праздничных сувениров, организации ярмарок, дни открытых дверей. Дети и родители участвуют в традиционных мероприятиях: «Посвящение в студийцы» «Новогодние фантазии» «Здравствуй, солнце!» Творческие встречи с родителями «День открытых дверей» «Выпускной студии «Гармония»» В начале учебного года в студии проводится общее родительское собрание, где родители знакомятся с целью и задачами программы студии, направлениями деятельности, ожидаемыми результатами, режимом работы студии на данный учебный год. В течение учебного года для родителей проводятся индивидуальные консультации, открытые занятия, что позволяет родителям увидеть своего ребёнка во взаимодействии с педагогами и детским коллективом, организацию работы педагогов с детьми на занятиях. Проводится первоначальное анкетирование родителей, анкетирование по итогам учебного года и для родителей выпускных групп. Анализ данных анкет позволяет судить об удовлетворении интересов и потребностей родителей детей студии, актуальности направлений деятельности студии, положительных результатах в развитии ребенка и т.д. Наблюдения за деятельностью детей, выводы из индивидуальных бесед с родителями, помогают педагогам ежегодно корректировать планирование занятий и программное содержание. Анкетирование ежегодно позволяет нам судить об уровне спроса работы студии в нашем городе у детей дошкольного возраста и их родителей. Учебно-методические материалы литература по направлениям деятельности студии методические разработки по темам программы; наглядные пособия (иллюстрации, репродукции, фотографии по темам; фотографии мероприятий, детских работ по темам занятий; разработки мероприятий (итоговые мероприятия, праздничные мероприятия, дни открытых дверей, открытые занятия, выпускные и т.д.); дидактические материалы; диагностические материалы по направлениям деятельности (анкеты, тесты, упражнения). Литература 1. Вакса О. «Детские праздники в семейном кругу». – Ярославль, Академия развития, 2003 г. 2. Велиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста». – СПб.: Речь, 2005 г. 3. Громова О. Е. «Спортивные игры для детей». – М.: Т. Ц. Сфера, 2002 г. 4. Давыдова О. И. «Работа в группе по подготовке к школе детей, не посещающих ДОУ». – СПб., Детство-Пресс, 2009 г. 5. Евладова Е.Б., Л.Г.Логинова, Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей». М.: «Владос», 2002. 6. Ёжикова Т. А. «В гости праздник к нам пришел». – Волгоград: Учитель, 2003 г. 7. Исаева С. А. «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие». – М.: Айрис - пресс, 2004 г. 8. Ковалёва Е. «Готовим ребенка к школе». – М.: Лист - Нью, 2002 г. 9. Козлова А. В. «Работа ДОУ с семьёй». – М.: ТЦ Сфера, 2004 г. 10. Колосовская О.В. «Игровой стретчинг» - сборник упражнений, игр, сказок, 2016г. 11. «Комплексная образовательная программа студии раннего развития «Вундеркинд – страна открытий» (для детей 3-7 лет), МОУДОД ЦДТ МО г. Краснодар, 2003 г. 12. «Комплексная образовательная программа школы раннего развития «Теремок» (для детей 3-6 лет)», г. Новокузнецк, 2005 г. 13. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М.: Линка – Пресс, 2003. 14. Лопатина А. «Сказочный справочник здоровья». – М.: Амрита - Русь, 2008 г. 15. Медведь Э.И. «Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования». Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 16. Озеров В.П. «Психомоторные способности человека». Дубна, «Феникс+», 2002 17. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 – 8 лет». – М.: Аркти, 2005г. 18. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002 г. 19. Узорова О. Физкультурные минутки (материал для проведения физкультурных пауз). М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006 г. – 94 с.: ил. Приложение 1 Промежуточный контроль для детей Студии развития «Гармония» по программе «Ритмика» Группа № ______ Дата проведения: ____________________________ № Ф.И. ребёнка п/п координаци я движений Практическая подготовка правильное умение баллы выполнение работать упражнени в й команде уровневая оценка 2 балла – ребенок овладел всеми необходимыми умениями и навыками, технически правильно использует приемы; 1 балл – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ от предусмотренных программой; 0 баллов – ребенок овладел менее чем ½ объема предусмотренных программой умений и навыков. Уровневая оценка образовательного результата Высокий уровень – 5-6 баллов Средний уровень – 3-4 балла Низкий уровень – 1-2 балла Приложение 2 Итоговый контроль для детей Студии развития «Гармония» по программе «Ритмика» Группа № ______ Дата проведения: ____________________________ № Ф.И. п/п ребёнка Практическая подготовка координаци я движений правильное выполнение упражнени й умение работать в команде баллы уровнев ая оценка 2 балла – ребенок овладел всеми необходимыми умениями и навыками, технически правильно использует приемы; 1 балл – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ от предусмотренных программой; 0 баллов – ребенок овладел менее чем ½ объема предусмотренных программой умений и навыков. Уровневая оценка образовательного результата Высокий уровень – 5-6 баллов Средний уровень – 3-4 балла Низкий уровень – 1-2 балла Приложение 3 Начальная диагностика по программе «Умелые ручки» для детей 5 лет 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Аккуратность в работе Умение пользоваться инструментами для работы Самостоятельность в работе Увлечённость процессом работы Список детей № п/п Проводится в начале обучения по рисункам, выполненным детьми самостоятельно Приложение 4 Протокол промежуточного контроля по дополнительной образовательной программе «Умелые ручки» возраст детей 5 лет Название объединения Студия развития «Гармония» Педагог ___________________________________ Группа _____ года обучения Предмет – изобразительное искусство Форма проведения: анкетирование, выставки, участие в конкурсах, наблюдение Члены аттестационной комиссии: 1. ____________________________________ 2. ____________________________________ 3. ____________________________________ Дата проведения _________________. Приложение5 Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю Объединение Студия развития «Гармония» для детей 5 лет № п/п Ф.И. ребёнка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Теоретическ ая подготовка ребёнка Практическая подготовка ребенка Общеучебные умения и навыки ребенка Учебнокоммуникат ивные умения Общ. кол-во баллов Таблица уровней художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей. Уровень % низкий средний высокий начало года I полугодие II полугодие