Программа _ Мозаика_ 24-25гг

Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная
Тип программы – адаптированная
Уровень программы - стартовый
Признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и
молодежи с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, программа
обеспечивает включение образования данной группы учащихсяв качестве неотъемлемой
части в систему дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества.
Современные требования общества к развитию личности детей с ОВЗ и детейинвалидов, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения. Этому способствует дополнительное образование, позволяющее создавать
условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством
индивидуализации процесса воспитания и обучения.
В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого
ребенка в образовательное пространство.
Одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Дети
включаются в творческую деятельность с удовольствием, так как она реализует их
любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.
Творчество является могучим средством обучения, воспитания и развития.
Использование на занятиях с детьми с ОВЗи детьми-инвалидамимозаики будет
способствовать улучшению мелкой моторики и памяти, помогает развитию фантазии,
воображения, развивает аккуратность, усидчивость, терпение. Такие занятия будут
способствовать более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. К
тому же любая вещь, сделанная своими руками, всегда доставляет больше радости.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
•

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

•

приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

•

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

•

письмом Минпросвещения России от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,

обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным
развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число
десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны»);
•

уставом МАУ ДО ЦДЮТ.

При составлении программы был использован опыт авторов: Клеменковой Е.Ю.,
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Мастерство без границ»,
г.Надым, 2019г.; Сологуб Е.С., Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа для детей-инвалидов «Слышу, понимаю, говорю», г. Санкт-Петербург, 2017 г.,
Соловьёвой Т.Е., Авторская программа «Мозаика» г. Ейск, 2010 г., а также собственный
опыт педагога при реализации летней краткосрочной дополнительной адаптированной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Весёлая мозаика».
Отличительной особенностью программыявляется её адаптированность под
запросы конкретного ребенка. Программа ориентирована на создание условий для
умственного и творческого развития личности обучающегося.
Актуальность программы: Вовлечение детей с ОВЗи детей-инвалидов в занятия по
программе «Мозаика» эффективно позволяет решать проблемы укрепления их
физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности,
улучшения психоэмоционального состояния и развития.
Занятия творчеством содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного
мышления, восприятия, творческого потенциала личности, формирования эстетической
культуры, его эмоциональной отзывчивости.
Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в том, чтозанятия детей
мозаикой дают множество возможностей для формирования личности ребёнка. Кроме
развития мелкой моторики рук, она дарит возможности игры с цветом, что помогает
развитию художественных способностей, фантазии и творчества. Умение выкладывать
рисунки по схемам — развивает способность зрительно-моторной координации
движений, что немаловажно для подготовки детей к письму. Счёт количества нужных
деталей и рядов в рисунке обязательно поможет в развитии математических способностей
ребёнка, его интеллекта. При работе с мозаикой у детей вырабатываются такие качества
характера, как терпение и сосредоточенность, аккуратность и внимание.
Цель программы:
активизация коммуникативной сферы детей с ОВЗи детей-инвалидов с целью интеграции
их в социальную среду через занятиядекоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
- обучать детей целенаправленной работе с мозаикой;
- обучать детей читать схемы изображений;
- закреплять знание основных, промежуточных цветов и оттенков;
- содействовать развитию моторики рук, зрительной памяти, глазомера;
- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;
- развивать творческую активность, проявление инициативы и любознательности;
- формировать мотивации к обучению;
- развивать коммуникативные навыки и умения;
- поощрять развитие творчества в игре;

- воспитывать у детей уважение к труду;
- воспитывать регуляцию волевой сферы детей.
Возраст детей – 9-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы:36 учебных часов
Режим занятий: 1 раз в неделю 1 учебный час
Форма организации работы:индивидуальная
Условия реализации программы
- Учебные столы
- Стулья
- Ноутбук с выходом в Интернет
- Бусины для термомозаики
- Основы для термомозаики
- Термобумага или пекарская бумага
- Пинцеты
- Утюг
- Плотная тканевая подстилка для глажки
- Схемытермомозаики
- Готовые наборы термомозаики
- Груз для выравнивания остывающих фигурок, моделей
- Сетевой фильтр
- Клеевой пистолет
- Деревянные доски для оформления творческой работы
- Материалы для декорирования творческих работ (деревянные спилы, пластиковые
трубочки, ракушки)
Дидактический материал
При реализации программы используются образцы изделий по всем модулям
программы, информационные дидактические материалы, раздаваемые обучающимся для
самостоятельной работы в процессе учебных занятий, использование которых направлено
на помощь обучающимся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в
процессе выполнения творческих работ.
Ожидаемые результаты реализации программы
Предметные
После окончания программы, обучающиеся будут
знать:
-технологию изготовления плоских и объемных изображений при помощи
термомозаики;
- технику безопасности на занятиях
- основные базовые элементы в разных видах деятельности
- правила безопасного плавления бусин;
- этапы работы над творческим проектом.
уметь:
- соблюдать технику безопасностина занятиях
- добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам

- разрабатывать схему и создавать по ней плоские изображения растений и
животных;
- выступать перед аудиторией с презентацией своего изделия.
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной культуры;
- формирование установки на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому
труду, бережному отношению к материальным ценностям;
- формирование позитивного отношения к другим членам коллектива;
- развитие творческой активности, инициативности и любознательности.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать свои действия с помощью педагога
- формирование умения воспринимать, анализировать, сравнивать окружающие
предметы и явления, ориентироваться в действительности, проектировать действия и
поведения человека в различных ситуациях;
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к
обучению;
- формирование активной жизненной позиции в условиях инклюзивного
образования;
- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом.
Формы контроля
Мониторинг освоения программы обучающимися проводится в течение реализации
программы в форме собеседования, наблюдения, выполнения практических работ.
Оценивание уровня усвоения программного материала детьми с ОВЗ проводится по
следующим показателям:
- соблюдение техники безопасности при выполнении любых видов работ
- знание наименований различных инструментов и приспособлений, применяемых
при выполнении работ на занятии
- усвоение знаний и навыков по базовым темам программы
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности
Демонстрация образовательных результатов по итогам реализации программы
осуществляется в форме творческой работы.
Учебный план
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
Вводное занятие

Количество часов
Форма
контроля
всего
теория практика
2
1
1
собеседование

2

Мир растений

8

1

7

3

Мир насекомых

6

1

5

4

Мир животных и птиц

14

1

13

наблюдение,
творческая
работа
наблюдение,
творческая
работа
наблюдение,
творческая

5

Творческая работа (по выбору 2
«Домик в деревне», «На лесной
опушке»)

0

2

6

Экскурсия
в
Ковдорский 2
краеведческий музей
Презентация творческой работы
2

0,5

1,5

0

2

Итого

4,5

31,5

7

36

работа
наблюдение,
самостоятельн
ая творческая
работа
Выставка
работ на
отчётном
мероприятии
учреждения

Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планом
работы объединения, инструментами, материалами и оборудованием.
Практика:
Обучающиеся знакомятся с оборудованием и материалами,
рассматривают иллюстрации на тему «Термомозаика».
2. Мир растений (8 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок растений.
Практика:Изготовление моделей растений в технике термомозаики.
3. Мир насекомых (6 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок насекомых в технике
термомозаики.
Практика: Изготовление моделей, фигурок насекомых в технике термомозаики
4. Мир животныхи птиц (14 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок животных в технике
термомозаики.
Практика: Изготовление моделей, фигурок животных в технике термомозаика.
5. Творческая работа (по выбору «На лесной опушке», «Домик в деревне») (2
часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, оформляют творческую работу.
6. Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей (2 часа)
7.Презентация творческой работы (2 часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, проводят презентацию
выполненной творческой работы.
Методическое обеспечение программы
Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с
использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного непрозрачного стекла –
смальты, кусочков бумаги, древесины, яичной скорлупы, опилок и т.д. техника
изготовления таких украшений носит название «мозаика».
Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне еще 2000 лет до нашей эры
украшали различные строения мозаикой. Множество примеров мозаичного искусства
можно найти в Киеве (фрески Софийского собора), в Америке (искусство индейцев), в
Бухаре и Самарканде. Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов,
который внес большой вклад в оформление Исаакиевского собора. В современную эпоху
выдающиеся настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Киева и

других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий,
стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и
торжественность.
Простота, новизна и декоративность мозаики радуют каждого, а особенно детей.
Она пробуждает фантазию, учит мечтать и экспериментировать, знакомит ребенка с
азбукой и важнейшими закономерностями композиции, помогает совершенствовать
технические умения, создает благоприятные возможности для сочетания художественного
и трудового обучения, организации индивидуального и коллективного труда.
Термомозаика, как и просто мозаика, способствует улучшению мелкой моторики и
памяти, помогает развить фантазию и воображение, учит подбирать цвета, а также
развивает аккуратность, усидчивость и терпение. Термомозаика доставит больше радости,
чем просто мозаика, т. к. поделки из нее, в отличие от обычной мозаики, можно
сохранить. Готовыми поделками можно играть, их можно дарить родным и друзьям или
повесить на стену для украшения детской комнаты. А подарок, сделанный своими руками,
доставит радость и сделавшему его и тому, кому его подарят. Также можно создать героев
для любимой сказки.
Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление,
воображение.
Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается
целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.
В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить
ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не
только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать
и понимать интересы другого человека.
Организация образовательного процесса
Занятия по программе проходят очно, 1 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию
работы объединения «Мозаика».
Методы обучения и воспитания
При реализации программы используются следующие методы обучения: словесный,
наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
При реализации программы используются методы воспитания: убеждение, пример,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса - индивидуальные занятия.
Формы организации учебного занятия - рассказ, беседа, обсуждение, практическая
работа, демонстрация, выставка, мастер-класс, презентация.
Педагогические технологии:
Для реализации программы применяются технологии личностно-ориентированного
подхода, технология сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии,
элементы технологии свободного воспитания, здоровьесберегающие образовательные
технологии.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: избранные психологические труды /
Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2006.
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни,2002.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри
нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.- М.: Речь, 2005.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь,
2006.
Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова//
Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.
Энциклопедия поделок для больших и маленьких. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
Баранова И.А. Познай мир. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
Жданова Л.И. Альбом твоих аппликаций. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
Раскраски-узоры. – М.: Росмэн-Пресс, 2005

Интернет-ресурсы:
Группы в социальной сети в Контакте:
1. https://vk.com/ttt_mozaika,
2. https://vk.com/birds.animals,
3. https://vk.com/laplandzap

––

Календарный учебный график
Адаптированная программа «Мозаика»
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 36 часов
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (1 час – 45 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
Каникулярный период: осенние каникулы: 24.10.2024 – 30.10.2024,
Зимние каникулы: 26.12.2024 – 08.01.2025, весенние каникулы: 27.03.2025 – 02.04.2025,
дополнительные каникулы: 13.02.2025 – 19.02.2025, летние каникулы: 01.06.2025 –
31.08.2025
Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается
изменение расписания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».