_Прогр. Кудесница 24-25г.

1

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью
художественной
культуры.
Произведения
прикладного
искусства
отражают
художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный
опыт народа, сохраняют историческую память.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные
художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Народное прикладное искусство – результат творчества многих поколений
мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по
своим национальным особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора
материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
Декоративно-прикладному искусству могут обучаться дети разной степени
одарённости, разного уровня развития, а также разного возраста, что требует особого
подхода к организации учебного процесса, выбору форм и методов проведения занятий.
Занятия декоративно-прикладным искусством дают возможность приобщения детей к
различным видам творчества, овладению навыками работы с различными материалами.
Структура
образовательного
процесса
позволяет
осуществлять вариативность
предметного содержания в интересах личности обучающегося с целью максимальной
реализации его творческого потенциала. Современный уровень познавательной
2

активности подрастающего поколения требует максимального охвата различных видов
творческой деятельности и применяемых техник исполнения.
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре
через изготовление декоративно-прикладных изделий.
Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не
только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в
том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость
предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Педагогическая целесообразность: в современных условиях, далеко не все черты
социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением,
становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные
качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит
уникальное значение творческого объединения «Кудесница». Участие созданных детьми
работ в выставках, конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного искусства - это
приобщение обучающихся к историческому наследию России через практическое
создание декоративно-прикладных работ.
Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: «Все
новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников
процесса в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские
посиделки за рукоделием. Дети учатся основным техникам сразу нескольких ремесел:
шитью, вышивке, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными
материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого
уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.
Занятия в творческой группе имеют и культурно-психологическое значение: дети
обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно
учатся церемониалу дарения.
Отличительные особенности программы
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они
характеризуются несколькими общими чертами, среди которых, в первую очередь,
необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность.
Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и
красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него
материале, и в характере декора. Одной из форм педагогической поддержки личностного,
жизненного и профессионального самоопределения обучающихся в рамках программы
«Кудесница», направленной на развитие их индивидуальных способностей, является
дифференцированный подход.
Цель программы:
развитие художественного и творческого потенциала обучающихся через освоение
различных технологий декоративно-прикладного искусства.

3

Задачи программы:
Обучающие:
- обучить различным технологиям создания авторских декоративно-прикладных
изделий;
- научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию
как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
- научить процессу стилизации природных форм в декоративные формы.
Развивающие:
- развивать навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных
техниках при создании предметов декоративно-прикладного творчества;
- развивать у обучающихся понимание художественно-выразительных особенностей
языка декоративно-прикладного искусства;
- развивать у обучающихся понимание взаимосвязи формы объекта с его
функциональным назначением, материалом, украшением, в процессе эстетического
анализа предметов декоративно-прикладного искусства;
- развивать у обучающихся внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к народным традициям;
- продолжить формирование у обучающихся интереса к культурному наследию
России через знакомство с лучшими образцами отечественного искусства.
- воспитание интереса и уважения к традициям народов мира.
Возраст обучающихся: 9-17лет
Количество обучающихся в группе: 7-8 человек
Объём программы: 132 часа
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час – 45 минут, перерыв – 10
минут)
Форма организации занятий: групповая
Форма обучения: очная
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
После окончания обучения по программе, обучающие должны
знать:

технологии выполнения декоративно-прикладных работ.

сведения о цвете и цветовых сочетаниях;

композиционное единство интерьера, внешнего образа;

основы дизайна интерьера, современные тенденции в мире моды;

основные виды декоративно-прикладного творчества;
уметь:
4

•

работать с инструментами и приборами при создании предметов декоративноприкладного творчества;
• анализировать задания и планировать последовательность их выполнения;
• применять индивидуальные композиционные решения при создании арт-объектов;
• применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные
техники и материалы;
• выполнять образцы по заданию и по собственному замыслу;
• коллективно трудиться над поставленной задачей.
владеть:
• терминологией по направлению деятельности;
• навыками работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
 приёмами и способами декорирования элементов различных стилей в техниках;
 простейшими приёмами построения творческих дизайн-проектов;
 навыками изготовления изделия по авторскому замыслу;
• навыками составления дизайнерского предмета на заданную тему.
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат; бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• составляют план и последовательность действий;
• прогнозируют результат;
• оценивают результат;
• самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
• выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Ожидаемый результат: приобщение обучающихся к историческому наследию России
через практическое создание работ.
Форма контроля
Первичный контроль проводится в начале занятий по программе в форме собеседования.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия в форме наблюдения.
Промежуточный контроль осуществляется в виде выставок, которые проводятся в конце
полугодия. В выставке участвуют лучшие работы, изготовленные детьми объединения за
прошедший период.
Итоговым контролем является участие декоративно-прикладных работ, созданных по
программе в течение учебного года, в конкурсах различного уровня (апрель-май).

5

Учебный план
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

9.

Название темы

теория практика всего формы
контроля
Вводное
занятие.
Техника 1
1
2
Собеседование,
безопасности
на
занятиях.
практическая
Первичная диагностика.
работа.
Знакомство с технологиями 7
7
14
создания
декоративноприкладных
изделий
из
традиционных
материалов.
Выбор технологии для создания
авторских
декоративноприкладных изделий.
Разработка
авторских 2
6
8
декоративно-прикладных
изделий. Эскизы.
Разработка
авторских 6
14
20
Собеседование.
декоративно-прикладных
выставка
изделий.
Конструирование
работ.
будущих
декоративноприкладных
изделий
из
различных
материалов.
Промежуточный контроль.
Создание
авторских 8
40
48
декоративно-прикладных
изделий
в
различных
технологиях
Оформление практической части 6
12
18
творческого проекта
Оформление
теоретической 6
10
16
части творческого проекта
Защита
проекта.
Итоговый 3
1
4
Защита
контроль.
проекта.
Выставка.
Итоговое занятие
1
1
2
Всего по программе:
40
92
132

Содержание программы
1. Вводное занятие. (2 уч. часа)
Теоретическая часть: Определение плана участия в конкурсах различного уровня в
течение учебного года. Виды выставок, конкурсов, фестивалей.
Практическая часть: Первоначальная диагностика навыков обучающихся. Вводный
инструктаж по технике безопасности.
6

2. Знакомство с технологиями создания декоративно-прикладных изделий из
традиционных материалов. (14 уч. часов)
Теоретическая часть: беседы, просмотр видеофильмов, литературы о различных
технологиях создания декоративно-прикладных изделий из традиционных материалов.
Практическая часть: выбор обучающимися технологии для создания авторских
декоративно-прикладных изделий, упражнения по работе в данной технологии.
3. Разработка авторских декоративно-прикладных изделий. Эскизы. (8 уч. часов)
Теоретическая часть: работа с интернет- ресурсами (примеры декоративно-прикладных
работ в различных технологиях).
Практическая часть: создание эскизов будущих декоративно-прикладных работ.
Определение тематики, размера, пропорций, цветового решения будущих декоративноприкладных изделий.
4. Разработка авторских декоративно-прикладных изделий. Конструирование
будущих декоративно-прикладных изделий из различных материалов. (20 уч. часов)
Теоретическая часть: знакомство с технологическими особенностями работы с
различными материалами (беседы, литература, интернет - ресурсы).
Практическая часть: практические упражнения по созданию декоративно-прикладных
изделий из пластилина, картона и т.д. Промежуточный контроль.
5. Создание авторских декоративно-прикладных изделий в различных технологиях
(48 ч)
Теоретическая часть: беседы, просмотр видеофильмов, литературы о технологиях
создания декоративно-прикладных изделий, изготавливаемых обучающимися группы.
Практическая часть: создание обучающимися декоративно-прикладных изделий в
различных технологиях.
6. Оформление практической части творческого проекта. (18 уч. часов)
Теоретическая часть: особенности оформления практической части проекта. Просмотр
примеров оформления творческих проектов. Практическая часть:Отбор фотоматериала с
этапами изготовления декоративно-прикладных изделий. Оформление в электронном
виде.
7. Оформление теоретической части творческого проекта. (16 часов)
Теоретическая часть: особенности оформления теоретической части проекта. Просмотр
примеров оформления творческих проектов. Практическая часть: Отбор теоретического
материала, оформление в электронном виде (аннотация, введение, цель и задачи,
теоретическая и практические части, выводы, ссылки, список литературы).
8.Защита проекта. (4 часа)
Теоретическая часть: Итоговый контроль. Презентация проекта в творческой группе,
мастер-класс.
Практическая часть: представление проектного продукта (декоративно-прикладных
изделий) на общей выставке творческой группы.
9. Итоговое занятие. (2 часа)
Теоретическая часть: обсуждение итогов работы по творческим проектам (рефлексия).
Практическая часть: демонстрация декоративно-прикладных изделий на общей выставке
творческой группы.

7

Условия реализации программы
Календарный учебный график
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 132 часа
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (1 час – 45 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
Каникулярный период: осенние каникулы,
зимние каникулы, весенние каникулы, дополнительные каникулы, летние каникулы.
Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается
изменение расписания.
Материально - техническое обеспечение программы:
- специально оборудованный учебный кабинет;
- доска; ментов и приспособлений для выполнения изделий;
- наличие швейного оборудования;
- наличие материальных ресурсов;
- наличие оборудования для влажно-тепловой обработки;
- выставочные образцы работ учащихся;
- наличие цифрового фотоаппарата, персонального компьютера, сканера, принтера.
- выставочные стенды;
- инструменты и приспособления для изготовления и оформления работ;
- ноутбук и проектор,
- столы, стулья;
- доска для создания графических работ, эскизов.
Методическое обеспечение
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм
проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание бесед о
технологиях ДПИ, выполнение индивидуальных декоративно-прикладных изделий,
защите творческих проектов. По ходу занятий учащиеся посещают выставки, обсуждают
особенности мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой,
раскрывающей секреты прикладного творчества.
Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой
предусмотрены методы дифференцированного и индивидуального подхода на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности
и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и
развитии творческих способностей детей различного возраста.
Средства дифференцированного подхода:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи педагога обучающимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные домашние задания.
8

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала
является формирование умения у обучающихся применять полученные ранее знания. При
этом на этапе освоения нового материала предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией.
Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог
посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Освоение программы делится на 3 вида деятельности:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией,
дополнительной конкретизацией;
- частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной
известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую обучающийся
должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом
своих знаний, найти способ изображения заданного.

9

Литература
Для педагога
1. Алексахин Н.Н.: Художественные промыслы России. - М.: Народное образование,
2005
2. Вышивка лентами. Издательство « Ниола-Пресс» Москва.2007.
3. Гангур Н.А. «Орнамент народной вышивки на Кубани» Краснодар, 2000.
4. Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 2001.
5. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества - Волгоград: Учитель,
2008.
6. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно - прикладное искусство в жизни
человека». - М., «Просвещение», 2003
7. Григорьева А. «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008.
8. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. СПб, 2001
9. Давыдов С.Г. «Батик» (энциклопедия ). - М., «АСТ-ПРЕСС», 2000
10. Забылин М. «Русский народ: его обычаи, предания, обряды». - М.: «ЭКСМО» 2003.
11. Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
12. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.:
Педагогическое общество России, 2005.
13. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учебное
пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005.
14. Ликсо Н.Л. «Бисер» - Минск.: «Харвест», 2010.
15. Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования.
Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО
Педагогические технологии, 2003.
16. Моисеенко Ю.Е. «Волшебный стежок» — Минск.: «Полымя», 2000.
17. Молотова В.Н.: Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ, 2010.
18. Пирс Х. «Объемная вышивка». - М.: «Ниола-Прес», 2008.
19. Постнова М. «Женское рукоделие» - Санкт-Петербург: «Золотой век», 2000.
20. Пухол-Ксикой Р., Касалс Х.Х. Трафаретная роспись – М.: Аст-пресс, 2003.
21. Резько И. «Вышивка лентами» — Минск.: «Харвест», 2009.
22. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. - М.. Изд-во Эксмо, 2003
23. Фиона У. Большой подарок для девочек. – М.: Росмэн-Пресс, 2013.
24. Чотти Д. «Вышивка шёлковыми лентами» - М: «АСТ-ПРЕСС», 2003.
Для родителей и детей:
1. Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 2001.
2. Фиона У. Большой подарок для девочек. – М.: Росмэн-Пресс, 2013.
3. Чотти Д. «Вышивка шёлковыми лентами» - М: «АСТ-ПРЕСС», 2003.
4. Моисеенко Ю.Е. «Волшебный стежок» — Минск.: «Полымя», 2000.
Интернет ресурсы
1.
2.
3.
4.

http://club.osinka.ru
http://www.rukukla.ru
http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами»
http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/
10

5. http://www. tehnologiya. narod. Ru
6. .http://www.kalinkapolinka.ru, http://kopilka.rv.ua,
7. http://glinki.net, http://www.liveinternet.ru.

11

Приложение 1
Критерии оценки творческих работ обучающихся при защите проекта
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении творческих работ:
- Раскрытие темы.
- Цветовое решение.
- Техника исполнения.
2. Владение различными техниками и приемами в области прикладного искусства:
- Использование современных и традиционных материалов
- Наличие культуры исполнительского мастерства
- Сохранение народных традиций при создании изделий из традиционных материалов.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».