Пояснительная записка Направленность программы – художественная Тип программы – модифицированный Уровень программы – продвинутый Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • письмом Минпросвещения России от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»); • уставом МАУ ДО ЦДЮТ. В современной популярной музыке эстрадно-джазовое направление занимает очень важное место. Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой и т.п., но и своими законами аранжировки. В основу данного направления положено практическое и теоретическое освоение специфики пения в эстрадно-джазовой манере. Оно заключается в выработке определённой подаче, манере и искусстве импровизации, направленных на решение вокально-технических и художественно-исполнительских задач. Даёт возможность расширить границы творческого самовыражения в вокальном искусстве, раскрывая творческий потенциал певца-вокалиста. Чтобы постичь тайны вокального искусства, необходимо развивать в себе музыкальное мышление, обогащать свой музыкальный вкус. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивало их огромную популярность у широкого круга слушателей. Учитывая современные тенденции развития вокально-эстрадного искусства, можно заключить, что обучение эстрадно-джазовому пению должно осуществляться на достаточно высоком уровне, так как эстрадное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта. Актуальность программы обусловлена необходимостью общества и требованиям, предъявляемым реальной действительностью более углублённо постичь специфику эстрадно-джазовой импровизации, интересом к данной манере исполнения, встать на более высокий уровень развития певца-вокалиста. А также, для тех, кто освоил предыдущую программу продвинутого уровня «Вокальный ансамбль «Акцент», даёт возможность продолжить усовершенствовать вокальную технику в эстрадно-джазовой манере. Для желающих, подготовиться к творческому экзамену в профильные ВУЗы и колледжи искусств. Модифицированная программа по предмету «эстрадно-джазовое пение» составлена на основе примерной программы «Эстрадное пение» (повышенный уровень) для ДМШ эстрадно-джазовых школ и эстрадно-джазовых отделений ДШИ (Москва 2005), составитель Т.А. Хасанзянова и авторской программы «Обучение по специальности «Пение» для ДМШ и гимназий искусств (Санкт-Петербург, 2003), составитель Б.А.Сергеев. Данная программа «Этрадно-джазовое пение» является начальным звеном в системе музыкального воспитания будущих эстрадных певцов, поэтому основным назначением учебного предмета является: -знакомство с различными произведениями вокальной эстрадно-джазовой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора обучающихся; -знакомство и овладение специфической техникой эстрадно-джазового пения, соответствующего современным требованиям. Образовательная программа «Эстрадно-джазовое пение» предназначена для детей с определённой степенью музыкальной и вокальной подготовки, имеющих предыдущий вокальный опыт и подготовку в различных структурах образования и культуры. Преподаватель осуществляет дифференцированный подход к обучению детей, различных по возрасту, вокальным, музыкальным и другим индивидуальным данным. Цель программы: раскрытие вокальных возможностей обучающегося через практическое овладение голосовых приёмов эстрадно-джазового пения для дальнейшей концертной деятельности. - - Задачи программы: обучить детей необходимым вокально-техническим и исполнительским навыкам эстрадно-джазового исполнительства с учетом специфики и своеобразия данного жанра, раскрыть индивидуальный тембр звучания голоса обучающихся, развить творческие способности детей, использовать межпредметные связи, выработать потребность в вокальном исполнении на высоком художественном уровне, воспитать эстрадные навыки поведения на сцене. Возраст детей: 15-17 лет Срок реализации программы: 2 года Объём программы: 216 часов Формы организации занятий: индивидуальная Распределение учебных часов по предметам (на одного ребенка в год): Сольное пение (индивидуальные занятия) – 72 часа Техника пения с микрофоном – 36 часов Условия реализации программы - фортепиано - стеллажи для учебных пособий и методической литературы, слайдов, видеокассет, CD/DVD дисков - звуковоспроизводящая аппаратура - компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, CD/DVD – выдающих нотным и поэтическим текстовый материал - дидактический материал: схемы строения голосового аппарата, вокально-технические упражнения (пособия, нотный материал) Методическое обеспечение программы Для обучения физиологическим принципам в работе голосового аппарата в рабочую программу включены упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению: - дыхательной гимнастики индийских йогов, - дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, - фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, - методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса. - методика школы «ImproviNation» И.Цукановой и др. В основе педагогического процесса лежат следующие педагогические принципы: - единство технического и художественно-эстетического развития обучающихся; - постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; - использование музыкально-образного, ассоциативного мышления - индивидуальный подход к обучающимся. Принцип индивидуального подхода к ученику особенно важен для выявления индивидуальной исполнительской манеры. При обучении необходимо учитывать: - физиологию организма: строение голосового аппарата; - особенности данного возрастного периода; - общее развитие обучающегося, его кругозор; - его интересы при подборе репертуара, т.к. эстрадно-джазовое пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер; - погодные условия, влияющие на общее состояние и чистоту интонирования. Каждое индивидуальное занятие по обязательно включает следующие формы и методы работы: разогрев голосового аппарата поющего через исполнение специально подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер и различной сложноости в вокально-техническом отношении; формирование навыков эстрадно-джазового пения с помощью вокально-тренировочного материала (исполнение разного рода мелодико-ритмических фигураций, попевок, гармонических последовательностей и т.п.) под сопровождение фортепиано и a cappella, отработку штрихов и приемов; работу над вокальным произведением (выбор произведения, разучивание мелодического и поэтического материала, драматургическое решение песни через определение формы и кульминационных моментов и т.д.); работу с вокально-усилительной аппаратурой (смена акустических параметров голоса требует дополнительной корректировки звучания голоса: более легкого звука, четкой дикции, бесшумного вдоха и др.); на заключительном этапе работы над произведением необходимо вводить элементы постановки концертного номера, а именно выбор необходимых мизансцен, обозначение стилистики сценического поведения через мимику, жесты и телодвижения, при необходимости использование хореографических средств. Уровень усвоения полученных знаний и навыков эстрадно-джазового пения контролируется в течение всего времени обучения. Систематический контроль включает в качестве промежуточного контроля, а итоговой формой контроля служит зачётный концерт по предмету «эстрадно-джазовое пение». Дополнительными мероприятиями для выявления достигнутого уровня эстрадно-джазового исполнительства могут быть: концерты внутри образовательного учреждения, городские и областные мероприятия; вокальные конкурсы и фестивали и др. В конце реализации 1 года обучения по программе учащиеся должны: владеть вокально-музыкальной терминологией. исполнять произведения без сопровождения (a cappella), следить за чистотой интонации пользоваться специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато, работать над драматургией произведения, сценическим поведением, анализировать собственное исполнение в студии звукозаписи. исполнять произведения a cappella, под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму с применением микрофонов различных модификаций самостоятельно распеваться В конце реализации 2 года обучения по программе обучающиеся должны: - владеть процессом записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи - самостоятельно разбирать и прорабатывать музыкальный материал, используя знания по сольфеджио, сценическому движению, актерскому мастерству - самостоятельно работать с вокально-техническими средствами в студии звукозаписи - использовать импровизационные навыки в звуке и мелодическом ряду - самостоятельно анализировать выступления на прослушиваниях - работать над качеством звука - вырабатывать индивидуальные исполнительские качества - вырабатывать свою манеру исполнения - подчинять все вокально-технические навыки исполнительскому мастерству - использовать вокально-технические и исполнительские навыки в подготовке концертных выступлений зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, слайды с нотным и поэтическим текстом. Учебный план «Эстрадно-джазовое пение» предмет «Сольное пение» 1 год Содержание занятий 1. Вводное занятие. Диагностика голосового аппарата, его характеристика, диапазон. Инструктаж по ТБ и ПБ Количество часов теория практика всего 1 1 2 2. Строение и механизм работы голосового аппарата. Гигиена певческого голоса. 4 6 10 3. Певческая установка (стоя, сидя). Дыхание, упражнения на 2 дыхание. 8 10 4 . Импровизация, способы звуковедения, звукообразование. Различные виды вокальной техники. 5. Знакомство с произведениями и исполнителями эстрадноджазовой школы. Манера исполнения. 4 6 10 2 6 8 6. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. - 4 4 7. Средства исполнительской выразительности. Образ музыкального произведения. 2 8 10 8. Работа над репертуаром (применение всех вокальных навыков, приобретённых в ходе занятий) - 12 12 9. Культура поведения на эстраде. - 2 2 10. Концертные выступления, творческие встречи. Итоговый контроль знаний, умений, навыков 2 2 4 17 55 72 Итого: № 1. 1. 2. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Эстрадно-джазовое пение» предмет «Сольное пение» 1 год Название раздела, содержание Количество часов Вводное занятие. Диагностика голосового аппарата и подготовка его к работе :характеристика, состояние, проверка диапазона. Инструктаж по технике безопасности. Строение и механизм работы голосового аппарата. Гигиена певческого голоса. Теория (4ч.) Схема строения печеского голосового аппарата. Гигиена и режим голоса, мероприятия для сохранения певческого аппарата в здоровом состоянии. Практика (6 ч.). Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как основа теория 1 практика 1 4 6 всего 2 10 вокальной техники. 3. 3. Певческая установка (стоя, сидя). Дыхание, упражнения на дыхание. Теория (2ч.) Понятие гигиены и режима голоса, мероприятия для сохранения певческого аппарата в здоровом состоянии. Певческое дыхание – как основа вокальной техники. Практика (8ч.) Вокально-технические упражнения: упражнения для развития дыхания, интонации, дикции, опоры и подачи звука, диапазона. 2 8 10 4. 4. Импровизация, способы звуковедения, звукообразование. Различные виды вокальной техники. Теория (4ч.) Понятие джазовой импровизации, способ звукоизвлечения, манера исполнения, своеобразие тембра, скэт. Виды атак звука. Практика (6ч.) Упражнения на устойчивость интонации, опевания, импровизация. Атака мягкая, придыхательная, твёрдая. Мелизмы. 4 6 10 5. 5. Знакомство с произведениями и исполнителями эстрадно-джазовой школы. Манера исполнения. Теория(2ч.)Знакомство с корифеями джазовой школы. Л.Армстронг. Э.Фитцджеральд, Ф.Синатра Практика (6ч.) Вокальные упражнения: свинг, импровизация, эмиссия звука, экспрессия. 2 6 8 6. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Практика (4ч.) упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.) Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. - 4 4 7. Средства исполнительской вырази тельности. Образ музыкального произведения Теория (2ч.) Тембр, динамика, темп, кульминация частная и общая, регистры, поэтический текст. Практика (8ч.) Кульминация песни, филирование звука, вокальные приёмы для усиления эмоционального раскрытия песни. 2 8 10 8. Работа над репертуаром (применение всех вокальных навыков, приобретённых в ходе - 12 12 9. 10. занятий) Практика (12ч.) Чистота интонации, эмиссия звука, атака звука, нюансы, ритм, выполнение штрихов, вибрато, импровизация, манера пения. Культура поведения на эстраде. Практика (2ч.) Культура сценического поведения, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений. Концертные выступления, творческие встречи. Итоговый контроль знаний, умений, навыков Теория(2ч.) собеседование Практика (2 ч.) Выступление на праздниках , концертах, демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном, с вокальной аппаратурой. Умение слышать и исполнять песню, сохраняя баланс голоса и звука. - 2 2 2 2 4 17 55 72 Учебный план «Эстрадно-джазовое пение» предмет «Сольное пение» 2 год Содержание занятий 1. Вводное занятие. Диагностика голосового аппарата, его характеристика, диапазон. Инструктаж по ТБ и ПБ Количество часов теория практика всего 1 1 2 2. Строение и механизм работы голосового аппарата. Гигиена певческого голоса. 4 6 10 3. Певческая установка (стоя, сидя). Дыхание, упражнения на дыхание. 2 8 10 4 . Импровизация, способы звуковедения, звукообразование. Различные виды вокальной техники. 5. Знакомство с произведениями и исполнителями эстрадноджазовой школы. Манера исполнения. 4 6 10 2 6 8 6. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. - 4 4 7. Средства исполнительской выразительности. Образ музыкального произведения. 2 8 10 8. Работа над репертуаром (применение всех вокальных навыков, приобретённых в ходе занятий) - 12 12 9. Культура поведения на эстраде. - 2 2 10. Концертные выступления, творческие встречи. Итоговый контроль знаний, умений, навыков Итого: № 6. 1. 7. 2. 2 2 4 17 55 72 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Эстрадно-джазовое пение» предмет «Сольное пение» 2 год Название раздела, содержание Количество часов Вводное занятие. Диагностика голосового аппарата и подготовка его к работе :характеристика, состояние, проверка диапазона. Инструктаж по технике безопасности. Строение и механизм работы голосового аппарата. Гигиена певческого голоса. Теория (4ч.) Схема строения печеского голосового аппарата. Гигиена и режим голоса, мероприятия для сохранения певческого аппарата в здоровом состоянии. Практика (6 ч.). Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как основа вокальной техники. теория 1 практика 1 всего 2 4 6 10 8. 3. Певческая установка (стоя, сидя). Дыхание, упражнения на дыхание. Теория (2ч.) Понятие гигиены и режима голоса, мероприятия для сохранения певческого аппарата в здоровом состоянии. Певческое дыхание – как основа вокальной техники. Практика (8ч.) Вокально-технические упражнения:упражнения для развития дыхания, интонации, дикции, опоры и подачи звука, диапазона. 2 8 10 9. 4. Импровизация, способы звуковедения, звукообразование. Различные виды вокальной техники. Теория (4ч.) Понятие джазовой импровизации, способ звукоизвлечения, манера исполнения, своеобразие тембра, скэт. Виды атак звука. Практика (6ч.) Упражнения на устойчивость 4 6 10 интонации, опевания, импровизация. Атака мягкая, придыхательная, твёрдая. Мелизмы. 10. 5. Знакомство с произведениями и исполнителями эстрадно-джазовой школы. Манера исполнения. Теория(2ч.) Знакомство с исполнителями джазовой школы. Л.Армстрон,. Э.Фитцджеральд, Ф.Синатра Практика (6ч.) Вокальные упражнения: свинг, импровизация, эмиссия звука, экспрессия. 2 6 8 6. 7. 8. 9. 10. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Практика (4ч.) упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.) Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Средства исполнительской вырази тельности. Образ музыкального произведения Теория (2ч.) Тембр, динамика, темп, кульминация частная и общая, регистры, поэтический текст. Практика (8ч.) Кульминация песни, филирование звука, вокальные приёмы для усиления эмоционального раскрытия песни. Работа над репертуаром (применение всех вокальных навыков, приобретённых в ходе занятий) Практика (12ч.) Чистота интонации, эмиссия звука, атака звука, нюансы, ритм, выполнение штрихов, вибрато, импровизация, манера пения. Культура поведения на эстраде. Практика (2ч.) Культура сценического поведения, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений. Концертные выступления, творческие встречи. Итоговый контроль знаний, умений, навыков Теория(2ч.) собеседование Практика (2 ч.) Выступление на праздниках, концертах, демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном, с вокальной аппаратурой. Умение слышать и исполнять песню, сохраняя баланс голоса и звука. Итого: - 4 4 2 8 10 - 12 12 - 2 2 2 2 4 17 55 72 Календарный учебный график Программа «Эстрадно-джазовое пение» Количество учебных недель в году: 36 Срок реализации программы: 2 года Объём программы: 216 часов Программа включает предметы: - сольное пение (индивидуальные занятия) – 72 часа - техника пения с микрофоном – 36 часов Режим проведения занятий: - сольное пение (индивидуальные занятия) – 1 раз в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) - техника пения с микрофоном - 1 раз в неделю по 1 часу Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю: 04.11.2024, 01.01.2025-08.01.2025, 23.02.2025, 08.03.2025, 01.05.2025, 09.05.2025 Каникулярный период: осенние каникулы: 24.10.2024 – 30.10.2024, Зимние каникулы: 26.12.2024 – 08.01.2025, весенние каникулы: 27.03.2025 – 02.04.2025, дополнительные каникулы: 13.02.2025 – 19.02.2025, летние каникулы: 01.06.2025 – 31.08.2025 Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. Методическая литература. 1.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004г. 2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983. 3.Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г. 4.Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2 5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».СПб.: Изд. «Лань»,2000г. 6. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 7. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г. 8.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г. 9.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования.М.: АСТ,2005г. 10.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос. 11.Риггс, С. Школа для вокалистов «Как стать звездой» / С. Риггс. – Москва, 2000. 12.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005. 13. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы ДМШ (2-я редакция). – СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г. 14. Чугунов Ю. Гармония в джазе. –М.: Изд. «Советский композитор», 1985г. 15. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г. 16. Шевченко Н. Эстрадное сольфеджио.(.) Примерный репертуарный план (1 год обучения) Музыкальные композиции современных отечественных и зарубежных авторов. Ретро, эстрадно- джазовые композиции, обработки народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение). Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала . Вокально-технические упражнения (эстрадно-джазовая школа) «Летела стрела» (братья Гибб) «Сулико» (гр.нар.песня, обработка Н.Катамадзе) «Ночь в Тунисе» (Э.Фитцджеральд) «Hallelujah» (Л.Коэн) «You lost me» (К.Агиллера) «Шопен» (Е.Ваенга) «Perhaps» (Pussycat Dolls) «Я вернусь» (Ани Лорак) «Последняя поэма» (А.Рыбников) «Прасковья» (С. и В.Крестовские, р/п «Чик Флик») «Колыбельная» (П.Гагарина) Примерный репертуарный план (2 год обучения) Музыкальные композиции современных отечественных и зарубежных авторов. Ретро, эстрадно- джазовые композиции, обработки народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение). Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала . Вокально-технические упражнения (эстрадно-джазовая школа): «Ну зачем»» (Cosa sei) (К.Кавлерян, «Премьер Министр») «Леди звезда» (Г.Витке, В.Началов) «Ночь в Тунисе» (Э.Фитцджеральд) «Hallelujah» (Л.Коэн) «You lost me» (К.Агиллера) «Ау» (А Розенбаум) «Perhaps» (Pussycat Dolls) «Снилось мне» (К.Никольский) «Пятый океан» («Премьер министр») «Smile» (Ч.Чаплин)