Программа_ Ансамблевая_игра_24-25

–

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы - продвинутый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
•

•

•

•
•

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том
числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный
образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая
навыки ритмичной, синхронной игры. Ансамблевое музицирование доставляет большое
удовольствие ученикам и позволяет им уже на начальном этапе обучения почувствовать
себя настоящими музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным
стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и
любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала
обучения игре на гитаре. Воспитанникам можно предложить большой выбор
музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы,
эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки. «Ансамбль» может
выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам, хору, а также принимать участие
в театрализованных представлениях. Занятия в ансамбле способствуют накоплению опыта

коллективного музицирования, а также имеют большое воспитательное значение:
организуют и дисциплинируют учащихся, укрепляют их чувство ответственности и
развивают дружбу в коллективе, повышают у детей интерес к занятиям музыкой в целом.
Занятия в ансамбле посещают обучающиеся, которые в достаточной степени
овладели основными способами звукоизвлечения, необходимыми элементами и приемами
исполнительской техники и приобрели начальные навыки игры на инструменте. В составе
ансамбля могут быть дети 2-го, 3-го года обучения, а также выпускники. Партии
распределяются в зависимости от опыта и возможностей юного музыканта. Основной
работой в ансамбле является подбор репертуара и подготовка концертных номеров для
публичных выступлений.
Основные составы ансамблей, наиболее часто практикуемые – дуэты, трио. Реже –
квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, так и из
различных групп инструментов. Инструментальный состав, количество участников в
ансамбле могут варьироваться.
Смешанные составы могут включать в себя помимо классических гитар любые
струнные щипковые инструменты (электрогитара, укулеле, домра, бас-гитара и т.д.)
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Количество обучающихся в группе: 6-8 человек
Объем программы: 72 часа в год
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий: групповые
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
Цель программы:
развитие музыкально-творческих способностей воспитанников на основе приобретенных
ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи программы:
Обучающие
 формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в
ансамбле;
Развивающие
 развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в ансамбле;
 расширение кругозора учащихся путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма
и музыкальности;
Воспитательные
 решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе
совместного музицирования, оценивать игру друг друга);



приобретение учащимися опыта творческой деятельности
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

и

публичных

Ожидаемые результаты
По окончании обучения по программе учащиеся должны
знать:
 Базовые способы записи музыкальных партий в виде нот и табулатуры
 Ориентироваться в понятиях - «мелодия», «ритм», «аккомпанемент», «бас»
 Основные приемы звукоизвлечения – «тирандо» (щипок без опоры), «апояндо»
(щипок с опорой)
 Расположение нот на грифе гитары в диапазоне до 3-5 лада
 Знаки альтерации (ключевые и случайные), иметь представление о строении
мажорного и минорного лада, о понятиях «интервал», «аккорд», «арпеджио»
 Ритмические особенности различных стилей
 Расположение нот на грифе в диапазоне до 5-7 лада
 Буквенно-цифровые обозначения наиболее часто востребованных аккордов в
простейших аппликатурных формах
 Способы записи в нотном тексте динамических оттенков (пиано, форте, крещендо,
диминуэндо, сфорцандо), а также других средств музыкальной выразительности
 Все интервалы в пределах октавы
 Строение трезвучий и септаккордов, функциональные аккордовые
последовательности
 Иметь представление о понятиях «модуляция» и «отклонение»
 Свободно ориентироваться в буквенно-цифровых обозначениях аккордов и их
аппликатурных формах, исполняемых в разных позициях, в том числе и с
использованием баррэ
 Расположение нот на грифе в диапазоне до 12 лада, с учетом возможности
понижения строя 6-й струны в «ре» для увеличения диапазона и дополнительного
удобства игры в некоторых тональностях
уметь:
 Уверенно исполнять басовые партии большим пальцем правой руки
 Простые мелодические партии, используя прием «апояндо» с чередованием
указательного и среднего пальцев правой руки
 Играть простые арпеджио приемом «тирандо» с использованием всех рабочих
пальцев правой руки
 Самостоятельно разучивать и исполнять партии по табулатурам
 Читать с нотного листа простейшие басовые партии
 Разучивать и уверенно исполнять аккомпанирующие партии, состоящие из
интервалов, аккордов и арпеджио, а также солирующие мелодические партии
среднего уровня сложности
 Читать с нотного листа простые аккомпанирующие партии
 Разучивать и исполнять относительно сложные солирующие мелодические,
полифонические и аккомпанирующие партии





Читать с нотного листа любые партии среднего уровня сложности
Репертуарный план должен включать в себя не менее четырех/пяти произведений
Подбирать на слух мелодии и гармонические последовательности и, при желании,
импровизировать на заданную тему (джазовый стандарт, народная или эстрадная
песня)
Формы диагностики результатов

Отслеживание результатов обучения по программе «Ансамблевая игра» проходит в
форме отчетного концерта перед родителями в конце учебного года, участия в творческих
мероприятиях Центра.
Одним из основных параметров успешного обучения является устойчивый интерес к
занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым обучающимся,
сохранности контингента групп. Эти показатели вносятся в журнал учета работы педагога
дополнительного образования, учитываются при составлении анализа работы педагога за
полугодие и за весь учебный год, что позволяет корректировать свою работу.

Формы и методы контроля. Критерии оценок
Основными видами контроля обучения являются:
 текущий контроль
 промежуточный контроль
 итоговый контроль
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер
При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность
- качество выполнения предложенных заданий
- инициативность и проявление самостоятельности
- темпы продвижения
Промежуточный контроль определяет успешность развития и степень освоения учебных
задач на определенном этапе
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
 тестирование
 участие в тематических вечерах
 концерт для родителей
 мероприятия культурно-просветительской, творческой деятельности Центра
детского и юношеского творчества
Итоговый контроль: отслеживание результатов обучения по программе «Ансамблевая
игра» проходит в форме тестирования и отчетного концерта перед родителями в конце
учебного года.
Уровень освоения

Критерии оценивания выступления

программы
Высокий «В»

Средний «С»
Низкий «Н»

№
п/п
1
2.
3.
4.
5.
6.

7.

технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в
техническом плане, так и в художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, невыразительная игра, отсутствие свободы
игрового аппарата и т.д.

Учебный план
Темы и содержание занятий Теория Практика Всего
часов
Вводное занятие. Инструктаж
1
1
по технике безопасности
Музыкальная литература и
5
5
элементарная теория музыки
Ансамблевая игра
40
40
Работа со звукоусиливающей
аппаратурой
Работа над музыкальными
произведениями
Концертная деятельность

Итоговое занятие. Итоговый
контроль.
Всего:

1

1

2

3

18

21

2

2

1

1

62

72

10

Формы контроля
Собеседование,
прослушивание

Концерты для
родителей и
мероприятия
Центра
(отчетный
концерт)

Содержание программы
1. Вводное занятие: (1 час)
Теория: Инструктаж по пожарной безопасности в ЦДЮТ, содержание инструкций №36,
№44. История гитарного искусства (1 час)
2. Музыкальная литература (5 часов)
Теория:






Подбор репертуара с прослушиванием аудиозаписей ансамблевой музыки в
различных жанрах инструментальной музыки и просмотром видеозаписей
концертной инструментальной музыки.
Знакомство с основными понятиями: «мелодия», «ритм», «аккомпанемент», «бас»,
«музыкальная фактура» и т.д.
Особенности записи партий в виде табулатуры, в виде нотного текста.

3. Ансамблевая игра (40часов)
Практика (40 часов)
 Достижение более совершенного звучания ансамбля
 Сведение партий
 Игра с метрономом
 Игра полиритмических рисунков аккомпанирующей группы
 Соблюдение динамики произведений
 Достижение баланса в ансамбле
 Игра с драм-машиной (компьютерная ударная установка)
 Прогон репертуара
4. Работа со звукоусиливающей аппаратурой (2 часа)
Теория: (1 час)
 Техника безопасности при работе со звукоусиливающей аппаратурой
 Назначение и принципы работы различной звукоусиливающей аппаратуры
Практика: (1 час)
 Настройка эквалайзера на гитаре со звукоснимателем
 Включение и настройка гитарного усилителя
5. Работа над музыкальными произведениями (21 час)
Теория: (3 часа)
 Повторение азов нотной грамоты
 Изучение расположения нот на грифе гитары (лады I-V)
Практика: (18 часов)
 Запись своей партии в нотную тетрадь
 Выбор оптимальной аппликатуры и приемов звукоизвлечения
 Разбор ритмической структуры произведения
 Соблюдение знаков сокращенного нотного письма
 Соблюдение ключевых и случайных знаков альтерации
 Соблюдение темпа и характера произведения
 Работа над сменой позиций
 Работа над динамикой произведения
6. Концертная деятельность (2 часа)
7. Итоговое занятие. Итоговый контроль (отчетный концерт, 1 час)

Условия реализации программы





Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран

Учебно-практическое оборудование:
Материальные

- Помещение для занятий, соответствующее санитарно-эпидемиологическим
нормам

- музыкальные инструменты (гитары)

- метроном

- подставки под ногу для обеспечения правильной посадки

- каподастры
Наглядно-плоскостные

- доска

- наглядные методические пособия

- обучающие видеоматериалы
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
 словесный
 наглядный практический
 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Методы воспитания:
 убеждение
 поощрение
 упражнение
 стимулирование
 мотивация
Формы организации образовательного процесса:
 индивидуально-групповая
 групповая
Формы организации учебного занятия:
 концерт
 конкурс
 наблюдение
 открытое занятие
 практическое занятие

Педагогические технологии:
 технология группового обучения
 технология дифференцированного обучения
 коммуникативная технология обучения
 технология коллективной творческой деятельности
 здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
 задания
 упражнения
 тесты
Информационно-методическое сопровождение программы:
 нотные приложения
 школы игры на шестиструнной гитаре
 карточки- тесты по теории музыки
 аппликационные схемы
 таблицы по теории и инструменту
 аудио и видео пособия для развития техники игр
 фонотека гитарной музыки
 видео уроки для дистанционного обученияъ
Календарный учебный график
Программа «Ансамблевая игра»
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 72 часа
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 1 час (1 час – 45 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается
изменение расписания.

Литература
Литература для педагога:
1. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М.,
Классика-XXI, 2004
2. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3
/Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
5. Нотная литература
6. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения,
ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 /Сост. А. Гитман. - М., 2005
7. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и
этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., 2004
8. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных
школ. Вып.1/ Сост. А. Гитман. - М., 2011
Литература для обучающихся:
1. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 2002
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2009
4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2009
5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2009
Электронные средства обучения:
1. видеофильмы https://www.youtube.com/user/rpoland
2. электронные учебники, учебные пособия, ноты для гитары http://www.notomania.ru/
Справочные и дополнительные материалы:
1. материалы для углубленного изучения для детей
2. сообщество «Струноголизм» https://vk.com/strunoholism
3. справочники - словари http://www.abc-guitar.narod.ru/

Приложение 1
Вопросы по элементарной теории музыки
для обучающихся по программе
«Ансамблевая игра»































(1 часть)
Основные названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си – C, D, E, F, G, A, B=H)
Расположение нот на клавиатуре фортепиано (самое наглядное представление)
Что такое регистр (высокий, средний, низкий)
Что такое «октава» и какие бывают октавы (показать на клавиатуре «большую»,
«малую», «первую», «вторую» и «третью» октавы)
Что такое скрипичный ключ «соль»
Расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе (в пределах от «до» 1й
октавы до «ля» второй)
Что такое «звукоряд», «гамма»
Что такое «лад» и какие бывают лады (мажор, минор, народные)
Как обозначаются ступени лада
Какие ступени лада/гаммы можно считать устойчивыми (I-III-V), а какие
неустойчивыми (II-IV-VI-VII)
Что такое «тоника»
Что такое «тон» и «полутон» в музыке
Строение мажорной гаммы
Какие бывают знаки альтерации («диез», «бемоль», «бекар») и как они
обозначаются в нотном тексте (#, b)
Чем отличаются «ключевые» знаки альтерации от «случайных»
Что такое тональность
Какие ключевые знаки в тональностях До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор и Ремажор
Что такое ритм
Какие бывают длительности нот и как они обозначаются в нотной записи (целая,
половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая)
С помощью каких знаков записываются паузы соответствующие вышеуказанным
длительностям
Что такое размер («метр»). Какие музыкальные размеры наиболее часто
используются для записи ритма (4/4, 3/4, 2/4, 6/8)
(2 часть)
Ключевые знаки в тональностях До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор, Ре-мажор, Сибемоль-мажор.
Строение мажорной гаммы (2тона-полутон-3тона-полутон)
Строение минорной гаммы (тон-полутон-2тона-полутон-2тона)
Три вида минорной гаммы (натуральный, гармонический, мелодический)
Что такое «параллельный минор», и каково расстояние между их тониками
(3полутона)
Каков порядок написания диезов и бемолей при ключе (#- фа до соль ре ля ми си,
b- си ми ля ре соль до фа)
Что такое консонанс и диссонанс
Что такое интервал (сочетание двух звуков)





































Какие бывают интервалы (прима Ч1, секунда М2/Б2, терция М3/Б3, кварта Ч4,
тритон УВ4/УМ5, квинта Ч5, секста М6/Б6, септима М7/Б7, октава Ч8)
Какие из указанных интервалов считаются консонансами, а какие - диссонансами
Что такое аккорд (сочетание трех и более звуков, расположенных по терциям)
Какие бывают аккорды (трезвучия, септаккорды, нонаккорды)
Виды трезвучий и их построение (мажорные, минорные; Б3+М3, М3+Б3)
Что такое обращение трезвучий
Возможна ли смена размера в музыкальном произведении
Что такое «несимметричный» размер
Как группируются различные ритмические фигуры состоящие из различных
длительностей
Что такое «пунктирный ритм»
Что такое «галоп»
Что такое «синкопа»
Что такое «триоль»
(3 часть)
Ключевые знаки в тональностях: До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор, Ре-мажор, Лямажор, Ми-мажор, Си-бемоль-мажор, Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль мажор
Что такое «лады народной музыки» (или «церковные лады»)
Пентатоника мажорная и минорная
Дорийский лад
Фригийский лад
Лидийский лад
Миксолидийский лад
Локрийский лад
Хроматические последовательности
Какие бывают составные интервалы (нона, децима, ундецима, тердецима,
квартдецима, квинтдецима)
Какие из указанных составных интервалов считаются консонансами, а какие –
диссонансами
Принцип обращения интервалов
Виды септаккордов и их построение (maj7, m7, 7)
Доминантсептаккорд и его обращения
Уменьшенные и увеличенные и трезвучия и септаккорды (dim)
Использование дополнительных надстроек в аккордах (sus2, sus4)
Основные гармонические функции (Т-S-D)
Альтернативные гармонические модели с использованием аккордов II-й, III-й, VI-й
и VII-й ступеней.
Что такое «свинг» и как интерпретировать запись ритма в джазовых произведениях
Что такое «квинтоль»
Что такое «конокол» и как его использовать для интерпретации сложных
ритмических фигур.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».