Программа _Обучение игре на гитаре_24-25_уч.гг

Пояснительная записка
Направленность программы - художественная
Тип программы - модифицированная
Уровень освоения –базовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
 Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
 Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике.
Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе,
классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет детям в дальнейшем
самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся
«родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо,
различные старинные струнные инструменты.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и
любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала
обучения игре на гитаре. Детям можно предложить большой выбор музыкального
материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка,
популярные образцы классической музыки.
В целях формирования навыков ансамблевого музицирования второй час обучения
может быть в форме ансамбля. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяет
совместными усилиями создавать художественный образ, развивает умение слушать друг
друга, гармонический слух, формирует навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое
музицирование доставляет большое удовольствие обучающимся и позволяет им уже на
первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда
являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Цель программы:
развитие творческих возможностей и способностей детей средствами музыки.
Задачи программы:
• ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием
приемов игры;
• формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
• приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
• приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
• формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
• оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного
общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
• воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
• воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение соединяет в себе два взаимосвязанных направления:
- формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата,
- развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования,
подбора по слуху.
Возраст обучающихся:9 – 17 лет
Количество обучающихся в объединении:7-15 человек
Объем программы: 72 часа в год
Срок реализации программы: 3 года
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут)
Форма занятий - индивидуальная
Условия набора в объединение:
Для занятий в объединении «Обучение игре на гитаре» обучающиеся или их родители
(или их законные представители) предоставляют:
- заявление установленного образца
- согласие родителей на обработку данных
На обучение принимаются дети согласно возрасту, по желанию родителей и при
наличии свободных мест. В программе учитываются возрастные и индивидуальные
особенности детей. Создаются условия для художественного, эстетического воспитания,
духовно нравственного развития воспитанников.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения обучающийся должен
знать:
• строение инструмента, гитарную аппликатуру
• Музыкальный звукоряд, октава, название октав, названия основных ступеней
музыкального звукоряд

•
•
•
•
•
•

разновидность нот
запись нот на нотоносце
паузы, знаки увеличения звуков и пауз
скрипичный ключ
основные и производные ступени музыкального звукоряда
знаки альтерации, ключевые и случайные знаки альтерации, такт, тактовая
черта, затакт, размер, темп, условные обозначения
• буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов
уметь:
• правильно держать инструмент
• соблюдать постановку исполнительского аппарата
• исполнить хроматическую гамму в 1-ой позиции
• исполнить натуральные одно октавные мажорные гаммы(до мажор, соль
мажор)
• исполнить 2 этюда на различные виды техники
• играть небольшие пьесы в 1-й позиции
• исполнить две пьесы различного характера
• владеть двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо)
• ориентироваться в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без
применения барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G)
• уметь аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T)
• применять на практике натуральные флажолеты
По окончании второго обучения обучающийся:
• играет пьесы, различные по стилю, жанру
• применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты
• знаком с позиционной игрой
• владеет приемом барре
• знает основные музыкальные термины
• знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их
применять
• аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том
числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll
По окончании третьего года обучения обучающийся:
• разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары
• исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами
• использует приемы: арпеджиато, глиссандо, легато, стаккато, вибрато
• применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й
струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре
• подбирает по слуху
• играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях
• аккомпанирует, используя простые варианты фактуры
Формы и методы контроля. Критерии оценок
Программа предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Формами текущего и промежуточного контроля являются:
• участие в тематических вечерах, концертах для родителей, мероприятиях
культурно-просветительской, творческой деятельности Центра
Итоговый контроль по программе «Обучение игре на гитаре» проходит в форме зачета по
теории и отчетного концерта перед родителями в конце учебного года.

•
•
•

•

Критерии уровневой оценки
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе
аккомпанемента
степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений
Условия реализации программы
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
Учебно-практическое оборудование:
- помещение для занятий
- музыкальные инструменты (гитары)
- метроном
- подставки под ногу для обеспечения правильной посадки
- каподастры
Наглядно-плоскостные:
- доска
- наглядные методические пособия
- плакаты
- обучающие видеоматериалы

№ п/п
1

Учебный план
1 год обучения
Темы и содержание занятий
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Основы музыкальной грамоты.
Постановка исполнительского аппарата.
Освоение приемов тирандои апояндо.
Одноголосные народные песни и простые пьесы
песенного и танцевального характера.

Всего
часов
10

Теория

практика

2

8

Освоение основных видов арпеджио на открытых
струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am,
Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения
современных композиторов.
Исполнение двойных нот и аккордов правой
рукой. Подготовка к игре в ансамбле на
простейшем музыкальном материале
(фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения
и этюды. Произведения на фольклорной основе и
произведения современных композиторов.
Развитие начальных навыков смены позиций.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом
и в дуэтах. Упражнения и этюды. Произведения
на фольклорной основе и произведения
современных композиторов.
Всего:

2

3

4

№ п/п
1

2

3

4

Учебный план
2 год обучения
Темы и содержание занятий
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Основы музыкальной грамоты.
Гаммы: C-dur, G-durдвухоктавные с открытыми
струнами. Восходящее и нисходящее легато.
Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом
барре. Произведения современных
композиторов и обработки народных песен.
Развитие техники барре. Упражнения и этюды.
Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок
русских народных песен. Бардовская песня.
Гаммы F-dur, E-durдвухоктавные с открытыми
струнами. Упражнения и этюды (2 этюда на
различные виды техники).
Произведения зарубежных композиторов. Игра
в ансамбле, в том числе, с педагогом и в дуэтах.
Музыка из кинофильмов, произведения
старинных и современных композиторов.
Подбор на слух произведений, различных по
жанрам и стилям. Владение навыками
аккомпанемента. Игра в ансамбле, в дуэте
Всего:

10

2

8

16

2

14

36

4,5

31,5

72

10,5

61,5

Всего
часов
18

Теория

практика

3

15

18

3

15

20

2

18

16

1

15

72

9

63

№ п/п
1

2

3

4

Учебный план
3 год обучения
Темы и содержание занятий
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Основы музыкальной грамоты.
Две двухоктавные типовые гаммы по
аппликатуре А. Сеговии. Включение в план
произведений с элементами полифонии.
Произведения классической и народной
музыки, эстрадные и бардовские песни.
Совершенствование техники в различных видах
арпеджио и гамм. Концертные этюды.
Закрепление навыков игры в высоких позициях.
Подбор аккомпанемента к песням и романсам.
Игра в ансамбле.
Включение в репертуар несложных
произведений крупной формы и полифонии.
Изучение различных по стилям и жанрам
произведений. Подготовка итоговой
программы.
Совершенствование техники аккордовой игры,
барре, вибрации и легато. Произведения
зарубежной и русской классики. Итоговая
аттестация.
Всего:

Всего
часов
12

Теория

практика

3

9

36

4

32

14

2

12

10

1

9

72

9

63

Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие: (1 час)
1. Инструктаж по пожарной безопасности в ЦДЮТ
Теория: История инструмента и его конструкция
Практика: Правильная посадка, извлечение звука правой рукой, упражнения по
извлечению звука.
2. Освоение приемов тирандои апояндо. Одноголосные народные песни и простые
пьесы песенного и танцевального характера (9часов)
Основы музыкальной грамоты
Теория: Музыкальный звук, как наименьший структурный элемент музыки. Качества
музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность).
Музыкальный звукоряд, понятие октавного деления, октава, название октав, название
семи ступеней музыкального звукоряда. Понятие о ноте, графического обозначения звука,
элементы нотного знака, нотоносец, добавочные линии, запись нот на нотоносце,
разновидность нот по длительности. Написание нотных знаков, соответствующих
музыкальным звукам различной длительности, Нотоносец, добавочные линии. Написание

нотных знаков на заданных местах нотоносца. Определение места расположения нот на
нотоносце. Паузы. Знаки увеличения звуков и пауз, написание скрипичного ключа и его
смысловое назначение. Основные и произвольные ступени музыкального звукоряда.
Правила направления штилей нотных знаков. Группировка нот и их написание. Триоль.
Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и их написание. Ключевые и случайные знаки
альтерации. Тон, полутон. Расстояние между ступенями музыкального звукоряда. Ритм,
как организация временных соотношений музыкальных звуков. Такт, тактовая черта.
Условные обозначения темпа. Динамика, как важнейшее средство музыкальной
выразительности, динамический акцент и его обозначение в нотах. Знаки сокращённого
нотного письма. Расшифровка знаков сокращённого нотного письма. Характер
исполнения музыкального произведения и его обозначение в нотах.
Практика:
Выработка
правильного
звукоизвлечения,
упражнения.Изучение
музыкального строя шестиструнной гитары. Выработка правильного звукоизвлечения,
упражнения. Игра большим пальцем правой руки. Освоение начальных элементов
техники левой руки. Работа над координацией звеньев исполнительского аппарата.
Нахождение звуков на грифе гитары. Практическое освоение начальных элементов
исполнительской техники. Изучение аппликатуры гамм диапазоном в одну октаву. Разбор
ритмической структуры произведения. Соблюдение темпа и характера произведения.
Работа над сменой позиций. Соблюдение динамики произведения.
3. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные
флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. (10 часов)
Теория: Перевод и смысловая расшифровка иностранной музыкальной терминологии.
Понятие аппликатура, формирование начальных навыков нотного письма, его
разучивания и запоминания, изучение исполнительской техники, изучение аппликатуры
гамм, запись музыкального произведения в нотную тетрадь.
Практика: Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.
4. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в ансамбле
на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка).
Упражнения и этюды. (16 часов)
Теория: Повторение изученного теоретического материала. Основы музыкальной грамоты
Практика: Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в
ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка).
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных
композиторов.
5. Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в
ансамбле с педагогом и в дуэте (36)
Теория: Основы музыкальной грамоты.
Практика: Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов.
Задачи 1 года обучения
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту:
• современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись

• музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе
Практическая работа предполагает:
• Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления
• Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений
• Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях
• Ознакомление с настройкой инструмента.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных
произведений:
• народные песни
• пьесы танцевального характера
• этюды
• ансамбли с педагогом и в дуэте
Содержание программы
2 год обучения
1. Вводное занятие: (1 час.)
1. Инструктаж по пожарной безопасности в ЦДТ, содержание инструкций № 36, № 44
Теория: Понятие о музыкальном интервале в пределах октавы, название интервалов и их
устное и письменное построение.
Практика: Правильная посадка, извлечение звука правой рукой, упражнения по
извлечению звука.
2. Гаммы: G-dur, G-durдвухоктавные с открытыми струнами. Ознакомление с
приемом барре. Произведения современных композиторов и обработки народных
песен. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды (2 этюда на различные
виды техники).
Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом
и в дуэтах. (15 час)
Теория: Лад, как важнейший вид звуковысотной организации в музыке, определение лада
и его эмоциональная окраска. Тональность и её построение.
Практика: ГаммыC-dur. Упражнения и этюды на восходящее и нисходящее легато.
3.Развитие техники барре. (16 час.)
Теория:Приём баре.
Практика:Упражнения и этюды. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских
народных песен. Бардовская песня.
4.Гаммы F-dur, E-durдвухоктавные с открытыми струнами. Произведения
зарубежных композиторов. (20 час)
Теория: Тональность и её определение. Трезвучие и его построение в основном
обращении. Тип аккордов и их названия.
Практика:Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в
ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка).
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных
композиторов.

5. Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов.
(16 часов)Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям. Владение
навыками аккомпанемента. Игра в ансамбле, в дуэте.
Теория: Энгармонизм. Слуховой анализ музыкального произведения.
Практика:Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям. Владение
навыками аккомпанемента и игрой в ансамбле.
Задачи 2 года обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской
техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента:
• орнаментация за счет мелизмов
• усложнение ритмического рисунка
• исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах)
• умение играть в ансамбле
Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений.
Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар
ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен. Подбор
репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие: (1 час.)
Инструктаж по пожарной безопасности в ЦДЮТ, содержание инструкций № 36, № 44
Теория: Творчество выдающихся исполнителей гитарной музыки (аудио и вилео
материалы)
Практика:Двухоктавная типовая гамма по аппликатуре А. Сеговии.
2.Основы музыкальной грамоты. Включение в план произведений с элементами
полифонии. (11 час)
Теория: Триоль, квинтоль, секстоль, септоль
Практика:Двухоктавная типовая гамма по аппликатуре А. Сеговии.Произведения
классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.
3.Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Подбор
аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле (36 час)
Теория:Понятие ритмической синкопы, виды синкопы, динамическая синкопа.Изучение
различных по стилям и жанрам произведений
Практика: Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Игра в
ансамбле.
4. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии.
(14)
Теория:Мелизмы (форшлаг, мордент, группетто, трель)
Практика:Подготовка итоговой программы.

5. Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато.
Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация. (10 час)
Теория: Арпеджио и его обозначение
Практика: Подготовка итоговой программы.Произведения зарубежной и русской
классики.
Задачи 3 года обучения
Важным элементом 3 года обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики
публичных выступлений (сольных и ансамблевых):
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности;
• формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
музицирования;
• расширение кругозора учащихся путем ознакомления с произведениями
зарубежной и русской классики;
• решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе
совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма
и музыкальности
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа;
• приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений сольных и ансамблевых.
Методическое обеспечение программы
Для каждого года обучения определяются общие задачи, виды и формы работы с
учащимися; знания, умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в результате
обучения; вид и объем учебного материала, подлежащего обобщению и освоению,
зачетные требования и примерные исполнительские программы для отчетных
выступлений. Расписание учебных занятий и других мероприятий, проводимых с
учащимися, согласовано с расписанием в общеобразовательной школе и не нарушает
оптимальный режим для учащихся.
В процессе реализации программы используются современные педагогические
технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационнокоммуникационные.
Применение информационно - компьютерных технологий сопутствует
быстрейшему усвоению знаний в области изучения элементарной теории музыки. Показ
разновидностей нот, пауз, понятий такта, размера и т. д. в графическом изображении
музыкально- компьютерной программы, способствуют лучшему запоминанию учебного
материала у обучающихся. Экран компьютерного монитора, является наглядным
средством обучения и активизирует умственную деятельность, развивает память,
воображение и мышление.
Видео-материал, используемый в процессе обучения по программе, является
дополнительным методическим пособием при обучении игре на гитаре

1. Видео-школа в стиле джаз-рок автор Т. Мак-Калпин:
В видео – школе демонстрируется современный прием игры на электрогитаре «Тепинг»,
при котором применяется нетипичные приемы звукоизвлечения правой руки.
2.Видео-школа в стиле «блюз» автор Г. Мандейл.
В видео-школе ярко показаны примеры музыки в стиле «блюз», поясняется понятие
«блюзового тона», даны примеры гармонических вариантов применяемых в этом стиле,
показаны варианты 12-ти и 16-ти тактовых блюзовых квадратов.
3. Видео-школа в стиле «Уроки композиции» автор Чик-Корея.
В этой видео – школе проводится мастер – класс по сочинению собственных композиций.
4. Видео- школа в стиле «Уроки импровизации» автор А. ДиМеола.
В этой видео – школе даны примеры импровизации на определенные гармонии. Автор
рекомендует интересные мелодические последовательности в виде разнообразных гамм и
арпеджио на аккорды и гармонические линии в произведениях.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкальноигровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных
выступлений (сольных и ансамблевых).

•
•
•
•
•
•
•
•

Информационно-методическое сопровождение программы:
сборники по элементарной теории музыки
нотные приложения
школы игры на шестиструнной гитаре
карточки- тесты по теории музыки
аппликационные схемы
таблицы по теории и инструменту
аудио и видео пособия для развития техники игр
фонотека гитарной музыки.

Календарный учебный график
Программа «Обучение игре на гитаре»
Количество учебных недель в году: 36
Срок реализации программы: 3 года
Объём программы: 216 часов (72 часа в год)
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 1учебному часу (1 час – 45 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается
изменение расписания.

Литература
Литература для педагога:
1. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М.,
Классика-XXI, 2004
2. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3
/Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
5. Нотная литература
6. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения,
ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 /Сост. А. Гитман. - М., 2005
7. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и
этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., 2004
8. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных
школ. Вып.1/ Сост. А. Гитман. - М., 2011
Литература для обучающихся:
1. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 2002
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 2009
4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2009
5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2009
Электронные средства обучения:
1. видеофильмы https://www.youtube.com/user/rpoland
2. электронные учебники, учебные пособия, ноты для гитары http://www.notomania.ru/
Справочные и дополнительные материалы:
1. сообщество «Струноголизм» https://vk.com/strunoholism
2. справочники - словари http://www.abc-guitar.narod.ru/

Приложение 1
Вопросы по элементарной теории музыки
для обучающихся по программе
«Обучение игре на гитаре»

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

Первый год обучения
Основные названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си – C, D, E, F, G, A, B=H)
Расположение нот на клавиатуре фортепиано (самое наглядное представление)
Что такое регистр (высокий, средний, низкий)
Что такое «октава» и какие бывают октавы (показать на клавиатуре «большую»,
«малую», «первую», «вторую» и «третью» октавы)
Что такое скрипичный ключ «соль»
Расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе (в пределах от «до» 1й
октавы до «ля» второй)
Что такое «звукоряд», «гамма»
Что такое «лад» и какие бывают лады (мажор, минор, народные)
Как обозначаются ступени лада
Какие ступени лада/гаммы можно считать устойчивыми (I-III-V), а какие
неустойчивыми (II-IV-VI-VII)
Что такое «тоника»
Что такое «тон» и «полутон» в музыке
Строение мажорной гаммы
Какие бывают знаки альтерации («диез», «бемоль», «бекар») и как они
обозначаются в нотном тексте (#, b)
Чем отличаются «ключевые» знаки альтерации от «случайных»
Что такое тональность
Какие ключевые знаки в тональностях До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор и Ремажор
Что такое ритм
Какие бывают длительности нот и как они обозначаются в нотной записи (целая,
половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая)
С помощью каких знаков записываются паузы соответствующие вышеуказанным
длительностям
Что такое размер («метр»). Какие музыкальные размеры наиболее часто
используются для записи ритма (4/4, 3/4, 2/4, 6/8)
Второй год обучения
Ключевые знаки в тональностях До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор, Ре-мажор, Сибемоль-мажор.
Строение мажорной гаммы (2тона-полутон-3тона-полутон)
Строение минорной гаммы (тон-полутон-2тона-полутон-2тона)
Три вида минорной гаммы (натуральный, гармонический, мелодический)
Что такое «параллельный минор», и каково расстояние между их тониками
(3полутона)

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Каков порядок написания диезов и бемолей при ключе (#- фа до соль ре ля ми си,
b- си ми ля ре соль до фа)
Что такое консонанс и диссонанс
Что такое интервал (сочетание двух звуков)
Какие бывают интервалы (прима Ч1, секунда М2/Б2, терция М3/Б3, кварта Ч4,
тритон УВ4/УМ5, квинта Ч5, секста М6/Б6, септима М7/Б7, октава Ч8)
Какие из указанных интервалов считаются консонансами, а какие - диссонансами
Что такое аккорд (сочетание трех и более звуков, расположенных по терциям)
Какие бывают аккорды (трезвучия, септаккорды, нонаккорды)
Виды трезвучий и их построение (мажорные, минорные; Б3+М3, М3+Б3)
Что такое обращение трезвучий
Возможна ли смена размера в музыкальном произведении
Что такое «несимметричный» размер
Как группируются различные ритмические фигуры состоящие из различных
длительностей
Что такое «пунктирный ритм»
Что такое «галоп»
Что такое «синкопа»
Что такое «триоль»
Третий год обучения
Ключевые знаки в тональностях: До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор, Ре-мажор, Лямажор, Ми-мажор, Си-бемоль-мажор, Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль мажор
Что такое «лады народной музыки» (или «церковные лады»)
Пентатоника мажорная и минорная
Дорийский лад
Фригийский лад
Лидийский лад
Миксолидийский лад
Локрийский лад
Хроматические последовательности
Какие бывают составные интервалы (нона, децима, ундецима, тердецима,
квартдецима, квинтдецима)
Какие из указанных составных интервалов считаются консонансами, а какие –
диссонансами
Принцип обращения интервалов
Виды септаккордов и их построение (maj7, m7, 7)
Доминантсептаккорд и его обращения
Уменьшенные и увеличенные и трезвучия и септаккорды (dim)
Использование дополнительных надстроек в аккордах (sus2, sus4)
Основные гармонические функции (Т-S-D)
Альтернативные гармонические модели с использованием аккордов II-й, III-й, VI-й
и VII-й ступеней.
Что такое «свинг» и как интерпретировать запись ритма в джазовых произведениях
Что такое «квинтоль»
Что такое «конокол» и как его использовать для интерпретации сложных
ритмических фигур


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».