_Театральная студия Кураж 2024-2025 гг

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Тип программы: модифицированная
Уровень программы: базовый
Одной из важнейших составляющих воспитания подрастающего поколения является
развитие в них духа коллективизма, а также вовлечение в творческую деятельность,
посредством которой в детях формируется осознание прекрасного, понятия добра и зла
путем изучения художественных образов, воплощаемых в постановках, а также правильное
представление о людях и разных культурных, этнических, языковых группах. Участие в
театральной труппе является не только досуговой деятельностью, но и важным
педагогическим элементом, входящим в систему дополнительного образования.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей,
так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Театральная студия как творческое объединение располагает
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей,
открывает возможности для самореализации обучающихся. При реализации программы
создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его
культуры.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи».

Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».

Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Актуальность программы: В настоящее время театральная деятельность – наиболее
доступная форма приобщения детей к искусству. Театральное искусство действенно, близко
к игре. Игра для ребёнка – способ переработки полученных из окружающего мира
впечатлений, знаний, подлинная социальная практика. В игре, следуя требованиям роли,
ребёнок приобретает способность представлять себя на месте другого в воображаемой
ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнёра. Каждое литературное

произведение, сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость). Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогу с помощью театральной деятельности оказывать позитивное влияние на
детей. С помощью средств театра можно воспитать эмоционально отзывчивую и
восприимчивую личность.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать,
ставить внутренние цели, стремиться к ним. Программа предоставляет условия для
проведения педагогом профориентационной работы.
Реализация программы отвечает важной задаче системы образования – вовлечение
максимального количества детей в художественную деятельность, где они проходят этап
социализации.
Новизна программы заключается в том, что в большинстве своем занятия направлены
на практическое освоение театрального искусства, благодаря чему каждый артист может
лично для себя отмечать свой прогресс, совершенствовать свои навыки и иметь
расширенный опыт публичных выступлений.
При разработке программы был использован опыт педагогов:
Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника»; А.В. Луценко, А.Б. Никитиной,
С.В. Клубкова, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным
коллективом; Е.А. Ивановой «Театральная студия» (программа дополнительного
образования творческого объединения); И.С. Козловой «Театральные технологии,
обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной
деятельности»; Г.Н.Токарева, С.П. Батосской (методическое пособие в помощь начинающим
руководителям театральной студии).
Отличительной особенностью программы
Программа включает 2 предмета: «Актёрское мастерство» и «Сценическое движение»
(на 1 году обучения по программе)..
В программу «Актёрское мастерство введены темы:
- Театральные традиции и школы;
- Самостоятельная разработка сценария;
- Самостоятельная постановка мини-спектаклей;
- Художественное оформление спектакля (самостоятельное изготовление реквизита,
декораций, программок, афиш, элементов костюма);
Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Построение программ по темам: «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По
страницам истории театра», «Сценическое движение» даёт педагогам возможность
вариативно выстраивать работу с детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование
учащегося на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Срок реализации программы: 2 года
Объём программы: 1 год -180 часов, 2 год -216 часов;
«Актёрское мастерство» – 1 год – 144 часа; 2 год – 216 часов;

«Сценическое движение»: 1 год – 36 часов.
Возраст учащихся: 9–17 лет
Режим занятий:
1 год обучения: «Актёрское мастерство» – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 1 раз в
неделю по 1 часу (1 час – 45 минут); Сценическое движение» – 1 раз в неделю по 1 учебному
часу (1 час - 45 минут)
2 год обучения: «Актёрское мастерство» – 3 раза в неделю по 2 учебных часа (1 час –
45 минут).
Форма организации занятий: групповая, в микрогруппах (при подготовке к
спектаклям)
Количество обучающихся: 12-15 человек
Форма обучения: очная
Условия набора в объединение:
Для занятий в объединении дети или их родители (законные представители)
предоставляют:

Заявление установленного образца;

Согласие на обработку персональных данных.
Цель программы:
Удовлетворение образовательных
потребностей
учащихся
в
самореализации и совершенствовании художественных способностей
театрального искусства.

творческой
средствами

Задачи:
Обучающие:
- формирование необходимых представлений о театральном искусстве;
- формирование актерских способностей – умение взаимодействовать с
партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
- формирование речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- формирование практических навыков пластической выразительности с учетом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
Развивающие:
- развитие интереса к знаниям по теории и истории театрального искусства;
- развитие артистических качеств детей средствами сценического движения;
- развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие
способностей каждого ребёнка;
Воспитательные:
- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
Ожидаемые результаты
По окончании обучения по программе 1-го года обучения учащиеся должны

знать:
- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
уметь:
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- четко следовать сценарию и сценарной задачи;
- создавать точные и убедительные образы.
По окончании обучения по программе 2-го года обучения учащиеся должны:
Знать:
- основные методы и способы работы с текстом, сценическим образом;
- расширенные приемы по развитию речи, сценического движения, артистизма;
- основные принципы составления сценария и работы с аудиторией
- условные обозначения взаимодействия коллектива во время представления;
- законы сценического действия;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
Уметь:
- самостоятельно выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики
в группе и проводить разминки;
- импровизировать и создавать «случайные» образы;
- взаимодействовать и создавать «внутренние механизмы» в коллективе
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
Формы диагностики результатов
Диагностика
результатов
образовательной
деятельности
по
программе
осуществляется в соответствии с системой оценки.
Для промежуточной и итоговой проверки усвоения программного материала
применяются:
- задания, которые позволяют выявить степень усвоения знаний, умений и навыков
обучающихся. Задания содержат диагностику (контроль) знаний и умений каждого
подраздела в процессе прохождения тем программы. Форма проведения – собеседование по
вопросам. В состав задания включены также самостоятельные практические творческие
работы, призванные выявить сформированные у обучающихся умения и навыки.
Оценка выполнения заносится в протокол
Также с целью проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых в объединении,

обучающимся предлагаются различные виды дидактических игр: кроссворды, конкурсные
игры «Театральный ринг», что позволяет в занимательной форме выяснить и оценить
теоретические и практические знания обучающихся и стимулирует интерес к обучению.
С целью анализа эффективности программы разработана диагностика личностного
развития обучающегося.
Одним из основных параметров успешного обучения является устойчивый интерес к
занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым обучающимся,
сохранности контингента групп. Эти показатели вносятся в журнал учета работы педагога
дополнительного образования, учитываются при составлении анализа работы педагога за
полугодие и за весь учебный год, что позволяет корректировать свою работу.
Итогом обучения по программе является постановки спектаклей (коллективная
работа) и выполнение творческого проекта по выбранной теме.
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение программы
1.
учебный кабинет для занятий по актерскому мастерству
2.
музыкальная аппаратура: музыкальный центр
3.
компьютер
4.
экран,
5.
столы, стулья
6.
ширмы;
7.
костюмы для выступлений – в зависимости от сценария и сценарного задания;
8.
реквизит – в зависимости от сценария и сценарного задания;
9.
флеш-накопитель объемом 32 гб.
Дидактические материалы
презентации, видеоуроки, записи мастер-классов, инфографика, методические
рекомендации, развивающие игры, наборы сценариев, анкеты, тестовые задания,
конспекты занятий, литература по истории театра и драматургические произведения,
видеоматериалы, фрагменты спектаклей.
Учебный план
по программе «Актёрское мастерство» 1 год обучения
№ Тема занятия

Теория

1. Вводное занятие. Техника 4
безопасности.
Профессиональная этика
театральной культуры
2. История театра. Театр как 10
вид
искусства.
Театральные традиции и

Практика

Всего

4

8

10

20

Формы
контроля
Беседа, опрос

Беседа, опрос,
творческая
работа

школы
3. Работа с сценариями и 8
разделением ролей

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа

22

30

4. Основы
театрального 6
искусства,
развитие
артистических
навыков.
Артистический
голос.
Развитие связок и силы
голоса
5. Игры
для
развития 8
артистичности
–
на
пластику,
риторику,
взаимодействие
между
актерами
6. Подготовка постановок и 8
спектаклей

44

50

20

28

Беседа,
творческая
работа

32

40

7. Итоговое занятие

1

1

2

Беседа,
творческая
работа
Контрольная
работа

Всего часов

35

145

180

Содержание программы
«Актёрское мастерство» 1 год обучения
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Профессиональная этика
театральной культуры.
Теория: Введение в программу. План работы на год. Знакомство с правилами
внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Организационные
вопросы. Первоначальная диагностика.
Практика: Обсуждение рабочих вопросов по работе объединения на 2023-2024 год.
Составление плана работы. Прохождение первоначального диагностического теста.
2. История театра. Театр как вид искусства. Театральные традиции и школы
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место
театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол,
радио- и телетеатр.
Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», народные обряды и
традиции- песни, пляски, посвящённые Яриле; игры, празднества). Скоморохи – первые
профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со
стороны государства и церкви.
Практика: Просмотр видео-спектаклей, шоу-программ, радио-спектаклей. Организация
и проведение обрядовых мероприятий («Проводы зимы», «Масленица» и др.) просмотр

кинопостановки. Анализ постановки.
3. Работа над сценарием и разделение ролей
Теория: Введение в драму. Основы драматургии. Выразительные средства режиссуры,
"Мизансцена". Основы системы Станиславского. Мастерство актера и режиссера. Сценарнорежиссерские
основы
художественно-педагогической
деятельности.
Разработка
драматургического произведения. Создание творческого коллектива (режиссер, постановщик,
декоратор, сценарист, актерский состав). Сценарий – как основа постановки.
Практика: Работа над ролью, взаимодействие актеров. Проведение тренингов доверия и
открытости. Обработка отдельных сцен драматического произведения с использованием
приемов импровизации. Чтение по ролям. Распределение действий на сцене. «Начитка»
сценария.
4. Основы театрального искусства, развитие артистических навыков.
Артистический голос.
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным
и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство
актера.
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные
действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст.
Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий, возможности актера
«превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию,
партнеров.
Практика: Отработка приемов развития: речи, жеста, мимики, позы. Осмысление
положения на сцене. Выполнение упражнений на развитие воображения. Выполнение этюдов.
Просмотр и анализ спектаклей с использованием компьютерных технологий.
5. Игры для развития артистичности – на пластику, риторику, взаимодействие
между актерами
Теория: Дидактические игры как основа развития артистических навыков детей и
подростков в театральной студии «Кураж». Влияние игры на обучение и освоение знаний,
навыков будущих артистов.
Практика: Игры на развитие внимания («Имена», «Цвета»,
«Краски», «Садовник и
цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
Игры на развитие языковой догадки «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик»,
«Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино
или домино изречений», «Из нескольких – одна»
Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, правильной артикуляции.
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или
стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и
оправдание»).
6. Подготовка постановок и спектаклей
Теория: Работа с текстом, сцена речи, пластика. Правила поведения на сцене. Работа с
декорациями. Разработка костюмов, сцены, декораций, реквизита, взаимодействие со сценой.

Практика: Чтение сценария, распределение по ролям, разработка образа. Работа над
образом. Организация постановки. Репетиции по сценарию с творческой группой актеров.
Подготовка к выступлению. Показы готовых спектаклей.
Выступление на социально значимых площадках города: в доме престарелых,
библиотеке, в доме-интернате для инвалидов и т.п.; возложение цветов, чествование ветеранов,
выступление на патриотических мероприятиях города, района.
7. Итоговое занятие. Творческий отчёт (спектакль)
Подведение итогов года, итоговое занятие. Выполнение итогового контрольного теста.

Учебный план
по программе «Сценическое движение» 1 год обучения

№п/п
Название темы

Количество часов
Теория Практика Всего

Формы
контроля

Вводное занятие. Инструктаж
по
технике
безопасности.
Первичная диагностика
2.
Основы
сценического
движения.
Координация
движений, равновесие, баланс
3.
Развитие
гибкости
и
подвижности тела
4.
Осанка и походка

0,5

0,5

1

1

3

4

Практические
упражнения

1

2

3

1

3

4

Развитие ритмичности. Темпоритм физического действия
6.
Движение и речь

1

2

3

1

2

3

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения

Развитие
гибкости,
подвижности и выразительности
рук
Работа с предметами (палка,
веревка, мяч). Взаимодействие с
партнером.
Сценические падения, прыжки
Приемы сценической борьбы
Характер и характерность в
создании пластического образа
Итоговое занятие

1

2

3

1

4

5

Практические
упражнения

2

3

5

0,5

3,5

4

0,5

0,5

1

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Контрольный

1.

5.

7.

8.

9.
10.
11.

Собеседование

Практические
упражнения

опрос
Всего:

10,5

25,5

36

Содержание программы
«Сценическое движение» 1 год обучения
1.
Вводное занятие:
Теория: Ознакомление с планом работы коллектива. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Диагностика умений, навыков и особенностей физического развития
учащихся.
2.
Основы сценического движения. Координация движений, равновесие,
баланс
Теория: Роль актера в сценическом творчестве. Воспитание пластической культуры
актера. Содержание и методика работы по предмету. Движение как выразительное средство
актера – центр тяжести, статика, динамика, инерция, импульс, энергия, амплитуда, скорость;
равновесие, баланс.
Практика: Упражнения стоя на ногах или одной ноге, удержание равновесия на одном
плече или на одной руке. Конструирование сложных позиций со снятием точки опоры,
поддерживающей равновесие тела.
3.
Развитие гибкости и подвижности тела
Теория: Вычленение индивидуальных проблем каждого учащегося. Разработка
стратегии исправления устранимых недостатков и компенсации, смягчения или прикрытия
тех из них, которые не могут быть устранены.
Практика: Выполнение комплекса гимнастических упражнений, способствующие
укреплению мышц спины, общему укреплению и развитию сердечно-сосудистого и
дыхательного аппарата.
Упражнения
– в потягивании, скручивании, прогибе, вращении;
- в ходьбе, в прыжках, в беге;
- в равновесии: наклоны, прогибы, вращения, прыжки; повышение чувства равновесия
(тренировка вестибулярного анализатора), повышение устойчивости тела (оперирование
центром тяжести);
- фиксирование позиции;
-на мышечную память, освобождение мышц (произвольное управление мышечными
напряжениями; попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц и частей
тела в различных положениях; расслабление отдельных групп мышц без предварительного
их напряжения; расслабление одних мышц при одновременном напряжении других;
«переливание» напряжений и расслаблений из одних мышц в другие; полное расслабление
всех мышц с падением и без падения; выработка волевого, а затем и подсознательного
контроля за мышечными напряжениями);
- на ощущение центра тяжести.

4. Осанка и походка
Теория: Что такое правильная осанка. От чего зависит соблюдение правильной
осанки. Что подразумевается под правильной походкой.
Практика: Упражнения:
- на гибкость (упражнения для развития пассивной и активной гибкости) и растяжку;
- на силу (укрепление мышц рук, плечевого пояса, шеи, спины, брюшного пресса и
ног; динамические упражнения; упражнения для развития взрывной силы; статические
(изометрические) упражнения) и выносливость;
- на координацию (повышение точности организации движений во времени и
пространстве, совершенствование многоплоскостного внимания, повышение скорости
освоения новых движений, умений и навыков.
- координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух и трех
плоскостях и со сменой плоскостей; сочетание координационных упражнений для рук с
различными движениями ног) и реакцию;
- на прыгучесть и подвижность стопы.
5. Развитие ритмичности. Темпо-ритм физического действия
Теория: Понятия темп, ритм. Восприятие и воспроизведение ритма, гибкость,
подвижность, координация и быстрота реакции.
Практика: Упражнения на развитие ритмичности – способности воспринимать
различные ритмы и воспроизводить их движениями тела. Ходьба, движения под музыку
различных жанров и эпох. Тренинги на развитие способности улавливать темпо-ритм
сценической жизни. Развитие ловкости как средства действовать в правильных темпо-ритмах
физических действий.
6. Движение и речь
Теория: Пояснение способности свободно и уверенно соединять движение и речь при
выполнении активной задачи в действии.
Практика: Упражнения:
- дыхание и звучание в активной позиции;
- перераспределение мышечного напряжения для обеспечения дыхания и звучания в
движении и статистике;
- соединение непрерывности движения;
- звуковой посыл как продолжение действия;
- чередование и соединение движения и слова.
7. Развитие гибкости, подвижности и выразительности рук
Теория: Руки – как важный элемент в физическом аппарате актера, специфические
особенности движения рук. Недостатки жеста
Практика: отработка позиций рук, упражнения на включение жестов в сценическое
движение актера.
8. Работа с предметами (палка, веревка, мяч). Взаимодействие с партнером.
Теория: Особенности работы с предметами, техника выполнения упражнений.
Способность видеть, чувствовать, понимать и контролировать движения партнера с учетом
его индивидуальных особенностей и возможностей в соответствии с задачей,
постановленной в данном упражнении.
Практика: Упражнения, развивающие фантазию и находчивость актера при
обыгрывании предмета в сценическом действии. Постижение основ взаимодействия с
предметом - освоение «классических» техник законов, принципов: элементы манипуляции и

балансирования - работа с гимнастическим реквизитом. Упражнения с мячом; с палкой,
тростью; со скакалкой, веревкой; со стулом, столом; с гимнастическим обручем; с предметом
по выбору учащегося.
Упражнения в паре:
- на сопротивление и борьбу; - с предметами; - на бесконтактное взаимодействие и
распределение в пространстве; - - различные способы переноски актера (партнера); - реакция
и развитие движения после толчка, броска, удара и других сигналов.
9. Сценические падения, прыжки. Приемы сценической борьбы
Теория: Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений.
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений
Практика: Прыжки через куб, скамейку, свободный прыжок с приземлением на одну
ногу без опоры. Свободный прыжок с приземлением на обе ноги. Прыжок с приземлением на
обе ноги и падением на бок. Группировка. Подготовительное упражнение к падению на бок.
Подготовительное упражнение к падению «скручиваясь». Подготовительное упражнение для
– «падения вперед», различные способы преодоления препятствий.
Подготовительные упражнения по борьбе. Сценическая пощечина. Этюды. Изучение
техники боевой стойки. Передвижения в боевой стойке.
10. Характер и характерность в создании пластического образа
Теория: Типы характерности: врожденная, возрастная, индивидуальная и пр.
Практика: Преодоление актерской характерности. Поиск характерных движений,
жестов. Наблюдение в процессе поиска характерности, этюды на «воображение и фантазию».
11. Заключительное занятие. Итоговая диагностика:
Контроль знаний, умений и навыков в словесной форме и в форме наблюдения.
Выполнение упражнений, изученных по программе.
Учебный план
«Актёрское мастерство», 2 год обучения
№ Тема занятия
Теория
Практика
Всего
1. Вводное занятие. Техника 4
безопасности.
Профессиональная этика
театральной культуры
2. Театральная игра
10

4

8

20

30

3.

Культура и техника речи

6

34

40

4.

Работа с сценариями и 6
разделением ролей

44

50

5.

Основы
театрального 5
искусства,
развитие
артистических навыков.

41

46

Формы
контроля
Беседа, опрос

Беседа, опрос,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа

6.

7.

Артистический
голос.
Развитие связок и силы
голоса
Подготовка постановок и 4
спектаклей

36

40

Итоговое занятие

1

1

2

Всего часов

36

180

216

Беседа,
творческая
работа
Итоговая
работа,
собеседование,
презентация
портфолио

Содержание программы
«Актёрское мастерство», 2 год обучения
1.
Вводное занятие:
Теория: Ознакомление с планом работы коллектива. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Диагностика умений, навыков и особенностей физического развития
учащихся.
2.
Театральная игра:
Теория: Что такое искусство. Театр как вид искусства. Знакомство с театральными
профессиями. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.
Знакомство с правилами поведения в театре. Театральный словарик-антракт.
Практика: Упражнение на развитие внимания, воображения. Игровой тренинг «Нос,
пол, потолок». Упражнение «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии» ,
« Телефон», « Летает-не летает»
3.
Культура и техника речи:
Теория: Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Развитие
коммуникативных навыков. Речь как главный инструмент артиста. Развитие
артикуляционного аппарата. Расширение словарного запаса – залог успешного будущего.
Практика: Словесные игры, чтение по ролям, артикуляционная и дыхательная
гимнастика.
4.
Работа со сценарием и разделением ролей:
Теория: Основы создания сценария. Понятие сюжета и фабулы. Раскрытие персонажа
– как сделать персонажа глубоким и проработанным. Жанры театра, различия. Пьеса –
готовый сценарий.
Практика: Импровизация и игра «вживую». Создание набросков сюжета и сценария.
Диалоги – важнейшая часть представления.
5.
Основы театрального искусства, развитие артистических навыков.
Артистический голос. Развитие связок и силы голоса:
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным
и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство
актера. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные
действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст.

Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий, возможности актера
«превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию,
партнеров.
Практика: Отработка приемов развития: речи, жеста, мимики, позы. Осмысление
положения на сцене. Выполнение упражнений на развитие воображения. Выполнение
этюдов. Просмотр и анализ спектаклей с использованием компьютерных технологий.
6.
Подготовка постановок и спектаклей: \
Теория: Работа с текстом, сцена речи, пластика. Правила поведения на сцене. Работа с
декорациями. Разработка костюмов, сцены, декораций, реквизита, взаимодействие со сценой.
Практика: Чтение сценария, распределение по ролям, разработка образа. Работа над
образом. Организация постановки. Репетиции по сценарию с творческой группой актеров.
Подготовка к выступлению. Показы готовых спектаклей. Выступление на социально
значимых площадках города: в доме престарелых, библиотеке, в доме-интернате для
инвалидов и т.п.; возложение цветов, чествование ветеранов, выступление на
патриотических мероприятиях города, района.
7. Итоговое занятие. Творческий отчёт (спектакль)
Подведение итогов года, итоговое занятие. Выполнение итогового контрольного теста.
Методическое обеспечение программы
Формы и методы организации учебной деятельности
В педагогическом процессе используются следующие методы обучения:
1.По источнику передачи и восприятию информации:
‾ словесный (беседа, рассказ, диалог);
‾ наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов,
фотоматериалы, показ педагога,
‾ практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией,
через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые занятия, конкурсы, фестивали,
семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с
объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их
индивидуальных способностей.
- исследовательский – вместе с обучающимися формулирование проблемы обучающиеся самостоятельно ее разрешают. Оказание помощи при возникновении
затруднений. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности.
Используется при разработке спектаклей.
Для стимулирования у обучающихся мотивации к приобретению знаний, умений и
навыков используются следующие приемы: поощрение, создание ситуации успеха,

побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение
творческих заданий.
Формы демонстрации результатов
1.
Открытые учебные занятия в форме:
‾
традиционного занятия;
‾
творческого отчета.
2.
Участие обучающихся в:
‾
конкурсах театрального творчества;
‾
мероприятиях Центра детского и юношеского творчества
‾
мероприятиях и культурных программах на территории Ковдорского
муниципального округа

Литература
Для педагога
1.
Алябьева Е.А Психогимнастика. М., «Творческий центр Сфера», 2003
2.
Буткевич И.О. К игровому театру, М. «ГИТИС», 2005.
3.
Горбачёв Н.А. Театральные сезоны в школе. М., «Школьная Пресса», 2003
4.
Менежева Л.А. Творчество педагога дополнительного образования, М.,
«Мозаика-Синтез», 2007
5.
Нахимовский М.А. Наш классный театр. М., «Аркти», 2003
6.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2004.
7.
Сарычева З.И. И мастерство, и вдохновенье, изд-во «Педагогические
технологии», 2006
8.
Сборник учебно-тематических планов объединений дополнительного
образования детей / Под ред. Н.Г. Минько. – М.: Департамент образования, 2003
9.
Чурилова З.В. Методика и организация театральной деятельности. М. Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС. 2003
10.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. С.-П., «Речь», 2006
11.
Севостъянов А.И. Техника речи. М. «Владос», 2001
12.
Усачёв А.А. Загадки Курочки Рябы. Ярославль, «Академия развития», 2005
Для обучающихся
1.
Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2.
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по
курсу "Сценическая речь". - М.: ГИТИС, 2004.
3.
Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4.
Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5.
Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6.
Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002
7.
Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
8.
Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: Просвещение, 2003.

Приложение 1
Первоначальная диагностика творческих способностей детей:
1. Графический тест

Ключ к тесту:
1. Страстный оптимист.
Обладатель этой характеристики – любящий человек, который ищет понимание,
глубоко чувствует и ценит прочную человеческую связь. На людях такой человек обычно
легкий на подъем и не усложняет жизнь мыслями о ее трудностях.
2. Стабильный и скрытный.
Снаружи данный тип личности кажется счастливчиком везунчиком. Внутри же всё
гораздо запутаннее. Такого человека немного тяжело читать, и, вероятно, он так делает
умышленно, поскольку не хочет выставлять свои чувства напоказ. Это достаточно зрелый
человек, который может не только брать, но и отдавать людям. Общество является нужным
для него. Этому человеку нравится протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
3. Безудержный и непредсказуемый.
Непредсказуемость обладателя данного характера делает его подобным самой яркой
лампочке в комнате. По жизни этот человек словно моторчик, который никогда не
останавливается. Иначе говоря, это человек-идея. В нём всегда соревнуются обычное
положение вещей и перемены. Человек этого типа никогда не принимает что-либо как
данность.
4. Мудрый и открытый.
Это мудрый человек, способный получить удовольствие от хорошей книги. Ему
нравится блуждать в чужих мирах. Он - глубокий мыслитель и гибкий человек, который
открыт для новых идей и изменений, но при этом всегда остаётся порядочным и честным.

Самое важное для этого типа личности - оставаться верным себе. Он умён, обладает
широким кругозором, очень независимый. Часто очень многим в себе гордится, однако не
выставляет это напоказ.
5. Сопереживающий везунчик.
Это сочувствующий тип - скромный, вдумчивый и добрый человек, которому нужны
перспективы. Он всегда старается привнести немного добра в этот мир и верит, что каждый
день надо стараться двигаться в этом направлении. Возможно, не получится изменить мир,
перевернуть его кардинально, но данный тип, безусловно, меняет жизнь людей. И ему
нередко везет.
6. Позитивная личность.
Трудно не заинтересоваться таким солнечным и оптимистичным человеком. Он
активно интересуется миром вокруг, пытается наполнить каждый момент весельем, редко
унывает. У него отличное чувство юмора, все смеются над его шутками. Позитивная
личность привлекает только тех людей, которые наслаждаются жизнью. Такой человек
любит окружать себя радостью.
7. Энергичный и успешный.
Окружающим может показаться, что это - хаотичный человек, но этот человек,
безусловно, знает, как работать в многозадачном режиме. Он целеустремленный и полон
мотивации. Жаждет успеха, и всегда следует своим мечтам. Ответственно принимает
решения.
8. Правильный и добросердечный.
Это правильный и добросердечный тип личности. Люди рядом с таким человеком
расслаблены. От природы данный тип личности легок на подъем. Он вы ценят уникальность
каждого человека, любит жизнь и всем довольны. Когда он улыбается или смеётся, ему
действительно смешно и радостно. Друзья ценят доброе сердце такого человека, и для него
это лучший комплимент.
9. Добрый и понимающий.
У такого человека вас широкий взгляд на жизнь. Он – понимающий, умеет прощать.
Обычно предпочитает тихую, размеренную жизнь. Ему не нравится шум в окружающем
мире, и он не знает, что такое много спокойствия. Иметь свободное время, чтобы просто
поразмыслить о мире, - это роскошь, которой дорожит добрый и понимающий тип личности.

2. Графический тест

Ключ к тесту:
1 тип – «руководитель»
Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской
деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать
даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития.
Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими
удерживают в определенных границах. Нужно помнить, что проявление данных качеств
зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные
черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития
могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже,
если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
2 тип – «ответственный исполнитель»
Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных
решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий
профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и
другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к
правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения
как следствие перенапряжения.
3 тип – «тревожно-мнительный»
Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных
навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной
профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь
также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят

беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются
повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
4 тип – «ученый»
Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом»,
отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным
равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся
синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура,
мультипликация и т.д.
5 тип – «интуитивный»
Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой
ее истощаемостью.
Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно
выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают
повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о
других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает
возможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем,
т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их
свободы.
6 тип – «изобретатель, конструктор, художник»
Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие
богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами
технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы,
так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют
никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.
Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
7 тип – «эмотивный»
Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело
переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть
потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие,
сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате
становится затруднительной реализация их собственных способностей.
8 тип – «нечувствительный к переживаниям других»
Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует
переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление
на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он
считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно,
когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
3. Задание для творческого прослушивания
1. Переставьте стул из одного конца комнаты в другой, как будто это:
А). Таз, до краёв заполненный водой;
Б). Словно вы идёте по минному полю;
В). Так, будто вы – Чарли Чаплин.

2. Прочитайте стихотворение А. Барто «Идёт бычок качается…» так:
А). Словно вы рассержены на младшего брата;
Б). Словно вы хвастаетесь перед ребятами;
В). Словно вы оправдываетесь перед товарищами.
3. Изобразите походку человека:
А). Который ночью оказался в лесу;
Б). Который только что хорошо пообедал;
В). Который неудачно пнул кирпич;
Г). Которому жмут ботинки;
Д). У которого начался острый приступ радикулита.

Приложение 2
Итоговый контрольный тест:
1.На эмблеме какого театра изображена чайка?

МХАТ

ТЮЗ

Большой театр
2. Перечислите Синтетические искусства.

Живопись

Графика

Театр
3. Когда отмечается Международный день театра?

27 апреля

27 марта

27 августа

27 мая
4. Вид комедии положений с куплетами и танцами

Водевиль

Драма

Мелодрама
5. Один из ведущих жанров драматургии

Водевиль

Драма

Мелодрама
6. Определите основные средства актерского перевоплощения:

Бутафория

Маска

Занавес

Костюм
7. Самая древняя форма кукольного театра:

Ритуально-обрядовый театр

Народный сатирический кукольный театр

Кукольный театр для детей
8. К какому виду относятся куклы-марионетки?

К настольным куклам

К напольным куклам

К теневым куклам
9. Что является средством выразительности театрального искусства?

Слово

Звуко-интонация

Освещение

Игра актеров
10. Первый ярус зрительного зала в театре:

Бельэтаж.


Портер.

Амфитеатр
11. Места в зрительном зале, расположенные за партером:

Бельэтаж.

Партер

Амфитеатр
12. Исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино:

Бутафор

Сценарист

Актёр
13. Создатель литературной основы будущих постановок в театре:

Драматург

Режиссер

Художник
14. Элементы декорационного оформления спектакля:

Кулисы

Эскизы

Декорации
15. Выразительные средства сценографии:

Композиция

Свет

Пространство сцены
16. Виды сценического оформления:

Изобразительно-живописный

Архитектурно-конструктивный

Художественно-образный

Приложение 3
Календарный учебный график
«Актёрское мастерство»
По предмету «Актерское мастерство» для обучающихся
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 2 года
Режим проведения занятий: 1 год обучения -2 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю по 1 часу; 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.
(1 час - 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.

№
1.

2.

Дата (№
занятия)
Сентябрь:
1-4

Сентябрь:
5-9
Октябрь:
1-5

Тема учебного занятия

1 год обучения
Часы

Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Профессиональная этика театральной культуры.
Введение в программу. План работы на год.
Знакомство с правилами внутреннего распорядка.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы. Первоначальная
диагностика
История театра. Театр как вид искусства.
Театральные традиции и школы
Знакомство с особенностями современного театра
как вида искусства. Место театра в жизни общества.
Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства: драматический театр, музыкальный театр
(опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радиои телетеатр.

8 часов

20
часов

Содержание деятельности
Теоретическая часть: общение по теме занятия.
Проведение инструктажа по правилам безопасности.
Изучение кодексов этики театральной культуры,
отличия этики театра от других профессий.
Практическая часть: Обсуждение рабочих вопросов
по работе объединения на 2023-2024 год. Составление
плана
работы.
Прохождение
первоначального
диагностического теста.
Теоретическая часть: Народные истоки
театрального искусства («обряд инициации»,
народные обряды и традиции- песни, пляски,
посвящённые Яриле; игры, празднества). Скоморохи
– первые профессиональные актеры на Руси, их
популярность в народе. Преследование скоморохов
со стороны государства и церкви.

Практическая часть: просмотр видео-спектаклей,
шоу-программ, радио-спектаклей. Организация и
проведение обрядовых мероприятий («Проводы
зимы», «Масленица» и др.) просмотр кинопостановки.
Анализ постановки.
3.

Октябрь:
6-8
Ноябрь:
1-9
Декабрь:
1-3

Работа с сценариями и разделением ролей
Сценарий – как основа постановки. Основы системы
Станиславского. Мастерство актера и режиссера.
Сценарно-режиссерские основы художественнопедагогической деятельности

30
часов

Теоретическая часть:
Введение в драму. Основы драматургии .
Выразительные средства режиссуры, "Мизансцена"..
Разработка драматургического произведения.
Создание творческого коллектива (режиссер,
постановщик, декоратор, сценарист, актерский состав).
Практическая часть:
Работа над ролью, взаимодействие актеров.
Проведение тренингов доверия и открытости.
Обработка отдельных сцен драматического
произведения с использованием приемов
импровизации. Чтение по ролям. Распределение
действий на сцене. «Начитка» сценария.

4.

Декабрь:
4-9
Февраль:
1-8
Март:
1-9
Апрель:
1-2

Основы театрального искусства, развитие
артистических навыков. Артистический голос.
Развитие связок и силы голоса.
Знакомство с драматургией, декорациями,
костюмами, гримом, музыкальным и шумовым
оформлением. Стержень театрального искусства –
исполнительское искусство актера.

50
часов

Теоретическая часть: Развитие требований к
органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая
выразительность речи. Словесные воздействия как
подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки
словесных действий, возможности актера
«превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая часть:
Отработка приемов развития: речи, жеста, мимики,
позы. Осмысление положения на сцене. Выполнение
упражнений на развитие воображения. Выполнение
этюдов.Просмотр и анализ спектаклей с
использованием компьютерных технологий.

5.

Апрель:
3-8
Май:
1-8

Игры для развития артистичности – на пластику,
риторику, взаимодействие между актерами
Изучение дидактики и применение практических
упражнений для развития детей.

6.

1 занятие
в неделю
по средам

Подготовка постановок и спектаклей
Обособленный блок занятий, направленный
исключительно на практическое освоение и
подготовку постановок.

35
занятий:
Сентябрь:
4 занятия
Октябрь: 4

28
часов

35часо
в

Теоретическая часть:
Дидактические игры как основа развития
артистических навыков детей и подростков в
театральной студии «Кураж». Влияние игры на
обучение и освоение знаний, навыков будущих
артистов.
Практическая часть:
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета»,
«Краски», «Садовник и цветы», «Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или
нелепица»).
Игры по развитию языковой догадки «Рифма»,
«Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую
половину», «Творческий подход», «По первой букве»,
«Литературное домино или домино изречений», «Из
нескольких – одна»
Работа над упражнениями, направленными на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата,
правильной артикуляции.
Игры со словами, развивающие связную образную
речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что
похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!»,
«Обвинение и оправдание»).
Теоретическая часть:
Работа с текстом, сцена речи, пластика. Правила
поведения на сцене. Работа с декорациями. Разработка
костюмов, сцены, декораций, реквизита,
взаимодействие со сценой.
Практическая часть:
Чтение сценария, распределение по ролям,
разработка образа. Работа над образом. Организация
постановки. Репетиции по сценарию с творческой

занятия
Ноябрь:
5 занятий
Декабрь:
4 занятия
Январь:
1 занятие
Февраль:
5 занятий
Март:
4 занятия
Апрель:
4 занятия
Май:
5 занятий
7.
Май:

группой актеров. Подготовка к выступлению. Показы
готовых спектаклей.
Выступление на социально значимых площадках
города: в доме престарелых, библиотеке, в домеинтернате для инвалидов и т.п.; возложение цветов,
чествование ветеранов, выступление на
патриотических мероприятиях города, района.

Итоговое занятие. Творческий отчёт (спектакль)
Подведение итогов года, итоговое занятие.
Выполнение итогового контрольного теста.

2 часа

Теоретическая часть – беседа
Практическая часть – выполнение заданий,
публичное выступление, выполнение контрольной
работы

Всего – 180 часов
2 год обучения
№
1.

Дата (№
Тема учебного занятия
занятия)
Сентябр
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
ь:
Профессиональная этика театральной культуры.
1-4
Введение в программу. План работы на год.
Знакомство с правилами внутреннего распорядка.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы. Первоначальная
диагностика

Часы

Содержание деятельности

8 часов

Теоретическая часть: общение по теме занятия.
Проведение инструктажа по правилам безопасности.
Изучение кодексов этики театральной культуры,
отличия этики театра от других профессий.
Практическая часть: Обсуждение рабочих вопросов
по работе объединения на 2024-2025 год. Составление
плана
работы.
Прохождение
первоначального
диагностического теста.

2.

Сентябр
ь:
5-9
Октябрь
:
1-5

Октябрь

3.
:

4.

2. Театральная игра
Основы театрального мастерства и актерских
навыков. Разработка потенциала. Определение уровня
способностей и направлений ребенка. Развитие
базовых качеств и навыков артиста

3. Культура и техника речи
Развитие артикуляционного и речевого аппарата.
6-8
Основные приемы развития речи и построение
Ноябрь: принципов культурного межличностного общения.
1-9
Преодоление робости и боязни публичных
Декабрь: выступлений
1-3

Декабрь:
4. Работа с сценариями и разделением ролей
4-9
Сценарий – как основа постановки. Основы системы
Февраль Станиславского. Мастерство актера и режиссера.
:
Сценарно-режиссерские основы художественно1-8
педагогической деятельности
Март:
1-9
Апрель:
1-2

30
часов

40
часов

50
часов

Теоретическая часть: Что такое искусство. Театр
как вид искусства. Знакомство с театральными
профессиями. Знакомство с гардеробом, зрительным
залом, сценой, оркестровой ямой. Знакомство с
правилами поведения в театре. Театральный словарикантракт.
Практическая часть Упражнение на развитие
внимания, воображения. Игровой тренинг «Нос, пол,
потолок». Упражнение «Штирлиц», «Снежный ком»
на тему «Театральные профессии» , « Телефон», «
Летает-не летает»
Теоретическая часть:: Совершенствовать средства
выразительности в передаче образа. Развитие
коммуникативных навыков. Речь как главный
инструмент артиста. Развитие артикуляционного
аппарата. Расширение словарного запаса – залог
успешного будущего.
Практическая часть: Словесные игры, чтение по
ролям, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Теоретическая часть:
Введение в драму. Основы драматургии .
Выразительные средства режиссуры, "Мизансцена"..
Разработка драматургического произведения.
Создание творческого коллектива (режиссер,
постановщик, декоратор, сценарист, актерский состав).
Практическая часть:
Работа над ролью, взаимодействие актеров.
Проведение тренингов доверия и открытости.
Обработка отдельных сцен драматического
произведения с использованием приемов
импровизации. Чтение по ролям. Распределение
действий на сцене. «Начитка» сценария.

5.

Апрель:
3-8
Май:
1-8

6.

7.

Май:
9

5.Основы театрального искусства, развитие
артистических навыков. Артистический голос.
Развитие связок и силы голоса.
Знакомство с драматургией, декорациями,
костюмами, гримом, музыкальным и шумовым
оформлением. Стержень театрального искусства –
исполнительское искусство актера.

46
часов

Теоретическая часть: Развитие требований к
органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая
выразительность речи. Словесные воздействия как
подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки
словесных действий, возможности актера
«превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая часть:
Отработка приемов развития: речи, жеста, мимики,
позы. Осмысление положения на сцене. Выполнение
упражнений на развитие воображения. Выполнение
этюдов.Просмотр и анализ спектаклей с
использованием компьютерных технологий.

6.Подготовка постановок и спектаклей
Обособленный блок занятий, направленный
исключительно на практическое освоение и
подготовку постановок.

40
часов

Теоретическая часть:
Работа с текстом, сцена речи, пластика. Правила
поведения на сцене. Работа с декорациями. Разработка
костюмов, сцены, декораций, реквизита,
взаимодействие со сценой.
Практическая часть:
Чтение сценария, распределение по ролям,
разработка образа. Работа над образом. Организация
постановки. Репетиции по сценарию с творческой
группой актеров. Подготовка к выступлению. Показы
готовых спектаклей.
Выступление на социально значимых площадках
города: в доме престарелых, библиотеке, в домеинтернате для инвалидов и т.п.; возложение цветов,
чествование ветеранов, выступление на
патриотических мероприятиях города, района.

7.Итоговое занятие. Творческий отчёт (спектакль)
Подведение итогов года, итоговое занятие.

2 часа

Теоретическая часть – беседа
Практическая часть – выполнение заданий,

Выполнение итогового контрольного теста.

публичное выступление, выполнение итогового теста,
представление творческого портфолио

Всего – 216 часов

Календарный учебный график
По предмету «Сценическое движение»
Количество учебных недель: 36
Объём программы: 36 часов
Срок реализации программа: 1 год (в рамках программы 1 года обучения)
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
1 год обучения
№

Месяц

Занятие Тема учебного занятия

Всего
часов
технике 1

1.

Сентябрь

1

Вводное занятие. Инструктаж по
безопасности. Первичная диагностика

2.

Сентябрь

2-4

3.

Октябрь

5

4.

Октябрь

6-8

Основы сценического движения. Координация
движений, равновесие, баланс
Основы сценического движения. Координация
движений, равновесие, баланс
Развитие гибкости и подвижности тела

5.

Ноябрь

9-12

6.

Ноябрь

13

Осанка и походка
Развитие ритмичности. Темпо-ритм физического
действия

3
1
3
4
1

Содержание деятельности
Теория – беседа по теме
Практика –выполнение упражнений для
диагностики
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений

7.

Декабрь

14-15

8.

Декабрь

16-17

Развитие ритмичности. Темпо-ритм физического 2
действия
Движение и речь
2

9.

Январь

18

Движение и речь

10.

Январь

Развитие
гибкости,
выразительности рук
19-21
22-25

11.

Февраль

12.

Март

26

13.

Март

27-29

14.

Апрель

30-31

15.

Апрель

32-33

16.

Май

34-35

17.

Май

36

Всего – 36 часов

1
подвижности

и

3

Работа с предметами (палка, веревка, мяч).
Взаимодействие с партнером.
Работа с предметами (палка, веревка, мяч).
Взаимодействие с партнером.
Сценические падения, прыжки Приемы
сценической борьбы
Сценические падения, прыжки Приемы
сценической борьбы
Характер и характерность в создании
пластического образа
Характер и характерность в создании
пластического образа
Заключительное занятие, итоговый контроль

4
1
3
2
2
2
1

Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Теория – беседа по теме
Практика – разминка, выполнение упражнений
Контроль знаний, умений и навыков в словесной
форме и в форме наблюдения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».