Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы – художественная Уровень программы – базовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. • Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Актуальность программы: В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни - бисерные изделия вновь вошли в моду и стали необычайно актуальны. Правильно подобранные и профессионально изготовленные, они могут стать уникальными элементами интерьера, которые придадут особую атмосферу дому или офису, станут незаменимым аксессуаром (колье, серьги, браслеты, сумки, пояса), замечательным подарком (пасхальные яйца, цветы на проволочном каркасе). Программа «Фантазии из бисера» носит практико-ориентированный характер, направлена на трудовое и эстетическое воспитание детей, развитие их творческих способностей, формирование таких качеств личности, как усидчивость, целеустремлённость, терпение, аккуратность, способность планировать свои действия, экономно использовать имеющиеся ресурсы, знакомство детей с народным декоративноприкладным искусством. На занятиях дети учатся гармонично сочетать цвета, работать со схемой, что способствует развитию пространственно-логического мышления. Работа с бисером помогает развивать фантазию и воображение. Педагогическая целесообразность: Работа с бисером помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, дает возможность познакомиться с традициями художественного творчества. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, к культуре других народов, вооружает способностью понимать язык народного искусства. На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. В ходе обучения по данной программе обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивают эстетический и художественный вкус, формируют представление о декоративноприкладном искусстве. Обучение по программе знакомит детей с различными профессиями: конструктор-модельер, дизайнер, артменеджер, декоратор одежды и др. Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями и общеобразовательными предметами: - История – даются сведения из истории возникновения стекла, изготовления бисера; - ИЗО – подбор сочетаний различных цветов и красок, гармоничного использования материала для изготовления изделия; - Биология – используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, деревьев, животных и др.; - Черчение – умение «читать» и сочетать схемы по бисероплетению; - Математика, экономика – подсчёт бусинок для изготовления изделия, расчет стоимости используемого материала. Цель программы: Создание условий для духовно-нравственного и творческого развития детей при обучении основам бисероплетения. Задачи программы: 1. Образовательные: - формирование комплекса знаний в области бисероплетения, включающее основы цветовой грамоты, технологические основы бисероплетения (материалы, инструменты, приспособления и т.д.); - освоение техник бисероплетения; 2. Развивающие: - развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка; - развитие художественного вкуса, творческого воображения; - развитие образного и пространственного мышления; - развитие аналитических способностей (умение сопоставлять, сравнивать, выявлять общее, особенности); 3. Воспитательные: - духовно-нравственное воспитание средствами традиционной национальной и мировой культуры; - воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, трудолюбия; - привитие навыков работы в группе, доброжелательного отношения друг к другу. Срок реализации программы: 1 год Объём программы: 144 часа Возраст обучающихся: 7-14 лет Количество обучающихся в группе: 12-15 человек Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час – 45 минут), перерыв - 10 минут Форма организации образовательного процесса: групповая Форма обучения: очное обучение Формы проведения занятий: основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики Условия набора в объединение: Для занятий в объединении дети или их родители (или их законные представители) предоставляют: • заявление установленного образца; • согласие на обработку персональных данных. Ожидаемые результаты Предметные результаты: По итогам обучения по программе учащиеся должны знать: - правила техники безопасности; - основы композиции и цветоведения; - классификацию и свойства бисера; - основные приёмы бисероплетения; - условные обозначения и основные понятия; - последовательность изготовления изделий из бисера; - правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь: - гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; - составлять композиции, согласно правилам; - классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; - правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; - чётко выполнять основные приёмы бисероплетения; - пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами; - составлять рабочие рисунки самостоятельно; - изготавливать украшения, бонсай, плоские и объёмные фигурки из бисера на основе изученных приёмов. Личностные результаты: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: • составляют план и последовательность действий; • прогнозируют результат; • оценивают результат; • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Учебный план № Тема Кол-во часов Формы аттестации (контроля) теория практика всего Вводное занятие. Техника безопасности. Программа деятельности. Исторические сведения. Первичная диагностика. Материалы, инструменты, используемые при работе с бисером. Основы композиции и цветоведения. 2 - 2 Собеседование 1 1 2 Собеседование 1 1 2 Наблюдение, собеседование 4. Работа со схемой: чтение и составление. 1 3 4 Наблюдение, собеседование 5. 2 12 14 Наблюдение 6. Простые техники плетения. Цепочки. Изготовление комплекта украшений. 2 16 18 Наблюдение 7. Бонсай из бисера. Сакура. 4 34 38 Наблюдение 8. Топ из бусин. 4 30 34 Наблюдение 9. Брошь «Тюльпан». Подарок маме. 2 8 10 Наблюдение 1. 2. 3. 10. Новогодний декор из бисера. Снежинки на елку. 2 14 16 Наблюдение 11. . Итоговое занятие. Контроль знаний. Выставка работ. - 4 4 Тестирование, выполнение самостоятельной работы. Коллективное обсуждение 20 124 144 Всего: Содержание программы 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с программой объединения. Рассказ об истории бисероплетения как прикладного вида творчества с презентацией. Первичная диагностика. 2. Материалы, инструменты для бисероплетения. Теория: Виды бисера, качество материала, проверка качества. Инструменты для работы, выбор инструментов и материала. Сортировка и хранение бисера. Техника безопасности при работе с бисером, правильная посадка, положение рук во время работы. Практика: Организация рабочего места, задания на сортировку и проверку качества материала. 3. Цвет. Цветовой круг. Сочетание цветов. Основы композиции. Теория: Цветовая гамма, температура цвета и оттенков, сочетаемость цветов и оттенков. Создание композиции: цвет, количество, форма, расположение. Практика: Практическое задание на создание цветовых композиций. 4. Основы бисероплетения. Работа со схемой. Теория: Чтение и составление схем для плетения. Знакомство с простыми схемами для плетения. Планирование работы. Практика: Выполнение заданий на чтение и составление схем. 5. Простые техники плетения. Цепочки. Теория: Чтение схем простых цепочек, знакомство с основными техниками плетения. Практика: Изготовление простых цепочек несколькими видами техник плетения. 6. Изготовление комплекта украшений. Теория: Выбор изделия, планирование работы над украшением. Практика: Составление схемы изделия, подбор материала, изготовление украшений. 7. Бонсай из бисера. Сакура. Теория: Изучение истории бонсай. Виды. Планирование работы. Практика: Подбор материала. Изготовление дерева бонсай. 8. Топ из бусин. Теория: Подбор материала. Планирование работы. Практика: Изготовление топа. 9. Брошь «Тюльпан». Подарок маме. Теория: Подбор материала. Планирование работы. Практика: Изготовление броши. 10. Новогодний декор из бисера. Снежинки на елку. Теория: Выбор изделия, планирование работы над украшением. Практика: Плетение снежинок по схеме. 11. Итоговое занятие. Контроль знаний. Тестирование по темам программы. Оформление выставочных работ. Коллективное обсуждение работ. Подведение итогов. Комплекс организационно-педагогический условий Календарный учебный график (Приложение №4) Условия реализации программы • • • • • Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет для занятий, столы, стулья; доска-экран; компьютер; проектор; индивидуальные наборы инструментов и материалов (бисер, бусины, леска, проволока, нить, игла, ножницы, фурнитура) на каждого обучающегося. Информационное обеспечение: Интернет-сайты и видео мастер-классы по бисероплетению. Формы контроля В процессе реализации программы проводится контроль знаний, умений, навыков: • первоначальная диагностика знаний и умений детей – в начале обучения по программе (проводится в форме собеседования с целью выявления имеющегося прикладного опыта, мотивации к творческой деятельности – Приложение 1, Приложение 2); • промежуточный контроль – после первого полугодия обучения по программе проводится в форме наблюдения, собеседования с целью оценки усвоения обучающимися учебного материала, отслеживания активности обучающихся; • итоговый контроль – в конце обучения по программе (организуется в форме тестирования и творческой выставки с целью оценки уровня знаний, умений и компетенций, сформированных у обучающихся образовательной программы (Приложение 3.) в результате освоения Личностный рост ребенка отслеживается по следующим параметрам: • усвоение знаний по базовым темам программы; • овладение навыками, предусмотренными программой; • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Формы контроля: • собеседование; • тестирование; • самостоятельная творческая деятельность. При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения, учитывается его участие в выставках, конкурсах, фестивалях прикладного творчества. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: - высокий; - средний; - низкий. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Критериями оценки композиционного решения задания являются следующие: • 5 баллов – работа выполнена правильно, хорошо организовано пространство, найдено удачное решение для цветового оформления, работа гармонична и оригинальна; • 4 балла – работа немного перегружена или, наоборот, не хватает одного из основных элементов, цветовое решение хорошее; • 3 балла – работа выполнена с ошибками, очень перегружена деталями или, наоборот, не хватает нескольких необходимых элементов, сочетание цветов неудачно, работа лишена оригинальности. Методическое обеспечение программы Формы и методы организации учебной деятельности: В основу работы детского объединения положены теоретические и практические занятия. При этом практические занятия занимают ведущее место в программе, поскольку прикладное творчество требует длительной кропотливой работы над изделиями. Методы и приемы обучения: При проведении занятий используются методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, лекция); - наглядный (показ, демонстрация, экскурсия); - практический; - - репродуктивный метод (деятельность учащихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях); исследовательский (самостоятельный поиск эскизов). Педагогические технологии: - развивающее обучение, которое направлено на развитие потенциальных возможностей обучающихся, включая формирование механизмов мышления и памяти; - проблемное обучение, направленное на овладение обучающимися новыми навыками в процессе решения проблемной ситуации, что способствует формированию творческих способностей; - здоровьесберегающие технологии; - информационно-коммуникационные технологии, направленные на формирование навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения; - личностно-ориентированные технологии, которые направлены на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей обучающегося на основе использования, имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Литература Список используемой литературы для педагога: 1. Гулидова О. Деревья из бисера. – М.: АСТ, 2015. 2. Журушкина Ю. Бисер. Цветы и деревья. Основы бисерной флористики. Практическое руководство для начинающих. – М.: Эксмо, 2023. 3. Журушкина Ю.А., Смолина Е.С., Ковалева О.А. Бисер. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих, 2-е издание, испр. – М.: Эксмо, 2022. 4. Зайцева А. Бисер от А до Я. Полный курс по техникам работы. – М.: Бомбора, 2023. 5. Качалова Е.О. Цветы и деревья из бисера. Плетение для начинающих. – М.: АСТ, Кладезь, 2023. 6. Лейбова К. Объемные броши из бисера и кристаллов. 10 новых пошаговых мастерклассов. – М.: Контэнт, 2022. Список используемой литературы для учащихся: 1. Закирова М.Р. Как плести из бисера модные колечки и другие яркие украшения. Пошаговые мастер-классы для стильных девочек. – М.: Эксмо, 2024. 2. Сдобникова В. Яркий бисер. – М.: Контэнт, 2023. 3. Хоог К. Бижутерика. Научись плести стильные украшения из бисера. – М.: Контэнт, 2024. Приложение 1 Диагностика запросов и потребностей обучающихся объединения «Фантазии из бисера» Вопросы для собеседования С какой целью ты решил(а) изучать данный курс? Занимаешься ли ты каким-либо рукоделием дома (изготовление поделок, вышивка, бисероплетение и др.)? Технологию какого вида декоративно-прикладного творчества ты хотела бы изучить? Диагностика удовлетворения запросов и потребностей обучающихся объединения «Фантазии из бисера» Вопросы для собеседования 1. 2. 3. 4. Оправдались ли твои ожидания? Чему ты научилась за весь период обучения? Где ты сможешь применить полученные знания? Хотел бы ты продолжить обучение? Приложение 2 Диагностика удовлетворения запросов и потребностей родителей обучающихся объединения «Фантазии из бисера» Уважаемые родители! С целью эффективной организации образовательного процесса в объединении «Фантазии из бисера» просим Вас ответить на вопросы анкеты 1. Довольны ли Вы тем, что Ваш ребенок посещает объединение? 2. Как Вы узнаете о результатах работы ребенка? из беседы с ребенком из беседы с педагогом на творческих встречах с родителями на мероприятиях, проводимых в Центре из группы объединения в социальной сети 3. Довольны ли Вы тем объемом знаний, умений, которые ребенок получил в объединении? 4. Повлияли ли на Вашего ребенка положительным образом занятия в объединении, если да, то каким образом? 5. Используете ли Вы, как наказание, запрет на посещение занятий в Центре? 6. Ваши пожелания. Благодарим за сотрудничество! Приложение 3 Итоговый контроль знаний обучающихся объединения по программе «Фантазии из бисера» Из представленных вариантов выбрать верный 1. «Бусра» с арабского языка означает: А) фальшивый жемчуг; Б) стекло; В) бусы. 2. Из какого материала сделан бисер? А) бумага; Б) стекло; В) железо; Г) пластмасса; Д) пластилин; Е) керамические материалы. 3. Бисер – это: А) мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием; Б) шарики с отверстием разной формы; В) круглые или граненые шарики. 4. Как переводится с японского слово «бонсай»? А) выращенное в подносе Б) сохраняющий тепло В) сложенная бумага 5. Стеклярус - это: А) короткие трубочки; Б) крупные бусинки различной формы; В) круглые шарики. 6.Выполнение изделия начинается: А) с выбора бисера; Б) с разработки конструкции изделия; В) с разработки технологии изготовления изделия; Г) с разработки схемы изделия. 7. Родиной бисера является: А) Россия; Б) Древний Египет; В) Китай. 8. Основными правилами техники безопасности являются: А) не вкалывать иголку в одежду; Б) ни в коем случае не брать иголку в рот; В) хранить иголки в определенной месте (в специальной коробочке, подушечке и т.п.); Г) не держать ножницы лезвием вверх, близко к лицу, не размахивать; Д) все ответы верны. Приложение 4. Календарный учебный график по программе «Фантазии из бисера» для учащихся 7-14 лет Количество учебных недель: 36 Срок реализации программы: 1 год (1 сентября 2024 г. – 31 мая 2025 г.) Объём программы: 144 часа Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут) Праздничный и выходные дни: согласно календарю. Каникулярный период, согласно учебному графику: осенние каникулы, зимние каникулы, спортивные каникулы, весенние каникулы. Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. № п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия 1. Сентябрь 4 15:00-16:40 (среда, пятница) Знакомство с новым видом деятельности (инструктаж, лекция, просмотр иллюстраций, практические занятия) КолТема занятия во часов 2 часа Вводное занятие. Техника безопасности. Программа деятельности. Исторические сведения. 2. 6 Комбинированное (лекция, практические занятия) 2 часа 3. 11 Комбинированное (лекция, практические занятия) 2 часа Материалы, инструменты, используемые при работе с бисером. Основы композиции и цветоведения. Место проведения Форма контроля МАУ ДО ЦДЮТ, кабинет №9 Собеседование, Собеседование Наблюдение, собеседование 4. 13,18 5. Сентябрьоктябрь 6. Октябрь, ноябрь 7. Ноябрь, декабрь 8. Декабрь 9. 10. 20,25,2 7.09., 2,4,9,1 1.10. 16,18,2 3,25,30 .10, 1,6,8,1 3.11. 15,20,2 2,27,29 .11., 4,6,11. 12. 13,18,2 0,25 27 Январьфевраль 10,15,1 7,22,24 ,29,31. 01., 5,7,12, 14,19,2 1.02. Комбинированное (лекция, практические занятия) Комбинированное (лекция, практические занятия) 4 часа Работа со схемой: чтение и составление. Простые техники плетения. Цепочки. Наблюдение, собеседование Комбинированное (лекция, практические занятия) 18 часов Изготовление комплекта украшений. Наблюдение Комбинированное (лекция, практические занятия) 16 часов Новогодний декор из бисера. Снежинки на елку. Наблюдение Комбинированное (лекция, практические занятия) Обобщающее занятие 8 часов Топ из бусин. Наблюдение 2 часа Контроль знаний. 24 часа Топ из бусин. Выполнение самостоятельной работы Наблюдение Комбинированное (лекция, практические занятия) 14 часов Наблюдение 11. Февральмарт 12. Март-май 13. Май 14. Всего 26,28.0 2., 5,7,12. 03. 14,19,2 1,26,28 .03., 2,4,9,1 1,16,18 ,23, 25,30.0 4., 2,7,9,1 4,16.05 . 21 Комбинированное (лекция, практические занятия) 10 часов Брошь «Тюльпан». Подарок маме. Наблюдение Комбинированное (лекция, практические занятия) 38 часов Бонсай из бисера. Сакура. Наблюдение Обобщающее занятие 2 часа Тестирование 23 Обобщающее занятие 2 часа Итоговый контроль знаний. Выставка работ. 144 часа Коллективное обсуждение