Пояснительная записка Направленность программы – художественная Тип программы – модифицированная Уровень программы – базовый Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело, выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и легкость движений, красота и пластичность радует и танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества. Каждый желающий научиться танцевать может освоить минимум движений, использовать их и получить при этом настоящее удовольствие. Систематические занятия танцами развивают фигуру и вырабатывают красивую осанку, делают все движения грациозными, а внешность элегантной. Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО ЦДЮТ. При составлении данной образовательной программы был рассмотрен опыт работы педагогов: Краснова В.И. и Красновой Т.Г; Голубевой А.Г; Бажутиной Г.Г. и Айзиной Ю.В.; Скробот А.А., образовательная программа «Школы русского танца» и программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Бальный танец» и «Хореографический кружок». Отличительные особенности программы: 1. Использование метода ассоциативной игры при занятиях с младшими школьникамидля адаптации детей в новом коллективе и наибольшей восприимчивости учебного материала; 2. Изменено количество учебных часов на темы программы. Актуальность программы: организация полезно - досуговой деятельности детей, сохранение и укрепление здоровья детей. Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства. Задачи программы: - формирование начальных знаний, умений и навыков в области хореографии; - развитие образного мышления и фантазии; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся; - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; Возраст обучающихся: 7-10; 11-17 лет Срок реализации программы – 4 года Форма организации занятий: групповая Режим занятий: 1 год обучения – 216 ч. – 3 раза в неделю по 2 учебных часа 1 час - 3 раза в неделю – изучение хореографии 1час - 3 раза в неделю – постановочная, репетиционная работа 2 год обучения – 216 ч. – 3 раза в неделю по 2 учебных часа 1 час - 3 раза в неделю – изучение хореографии 1час - 3 раза в неделю – постановочная, репетиционная работа 3 год обучения – 216 ч – 3 раза в неделю по 2 учебных часа 1 час - 3 раза в неделю – изучение хореографии 1час - 3 раза в неделю – постановочная, репетиционная работа 4 год обучения – 216 ч – 3 раза в неделю по 2 учебных часа 1 час - 3 раза в неделю – изучение хореографии 1час - 3 раза в неделю – постановочная, репетиционная работа Количество обучающихся: 1 год обучения –12-15 человек 2 год обучения –10-12 человек 3 год обучения – 10-12 человек 4 год обучения – 10-12 человек Условия набора в объединение: Для занятий в танцевальном коллективе родители (или их законные представители) предоставляют: - заявление установленного образца. - согласие на обработку персональных данных Условия реализации программы Материально-техническое оснащение: • зал для проведения занятий, • магнитофон, • • • • • • гимнастические маты для выполнения упражнений, станки, коврики для партерной гимнастики, форма для занятий, фонотека классических, народных и современных произведений, костюмерная комната для хранения сценических костюмов Ожидаемые результаты, способы определения результативности по программе хореографического коллектива «Карусель» определяются в зависимости от года обучения (возрастной группы) и степени усвоения программы. Ожидаемые результаты После окончания 1 года обучения, обучающиеся должны знать: • Первоначальные хореографические навыки: (положения рук и ног по позициям, построение на середине зала, постановка корпуса, выворотность ног, первоначальная работа со станком). • Упражнения партерной гимнастики уметь: • Выполнять хореографические связки и отрывки танцевальных композиций с помощью педагога • Выполнять упражнений по диагонали и по кругу • Выполнять упражнения партерной гимнастики После 2 года обучения, обучающиеся должны знать: • Основы общих двигательных навыков: конкретности и точности движений, правильность распределения мышечных усилий, ритмичности, музыкальности; правило работы дыхательного аппарата • Синхронное исполнение различных элементов и умение работать с музыкальными долями и под счет. • Элементов классической хореографии (на середине зала). • Элементы партерной гимнастики. • Правила работы у станка (осанка, выворотность, положение рук, ног и спины) уметь: • Выполнять основные элементы классической хореографии на середине зала и у станка • Выполнять хореографические связки и отрывки танцевальных композиций самостоятельно • Выполнять упражнения на середине зала, диагонали и по кругу самостоятельно После окончания 3 года обучения, обучающиеся должны знать: • Точное владение двигательными навыками: конкретность, точность движений, исполнения • Упражнения на гибкость и растяжку • Основные различия различных направлений хореографии (народность, направление, стилистика) уметь: • Выполнять с помощью педагога основные акробатические элементы • Выполнять самостоятельно упражнения на растяжку и гибкость • Самостоятельно или с помощью педагога исполнять элементы классической хореографии • Самостоятельно или с помощью педагога исполнять элементы народного танца • Работать с партнером и в команде • Выполнять простые основные упражнения при работе со станком • Выполнять вращения После окончания 4 года обучения, обучающиеся должны знать: • Упражнения у станка • Упражнения на середине зала • Различать понятия такт, доли в музыкальной композиции • Основы актерского мастерства при исполнении танцевальной композиции • Основы классической хореографии у станка и на середине зала • Основы современного танца • Основы народного танца • Элементы партерной гимнастики • Упражнения по кругу • Танцевальные связки • Виды и типы вращений • Правила и технику безопасности при выполнении упражнений • Основную хореографическую терминологию уметь: • Самостоятельно выполнять упражнения у станка • Самостоятельно выполнять элементы гимнастики и аэробики • Самостоятельно исполнять элементы народного танца • Самостоятельно исполнять элементы классического танца • Самостоятельно исполнять элементы современной хореографии • Самостоятельно выполнять танцевальные связки и переходы • Передавать настроение и характер танцевальной композиции • Самостоятельно выполнять элементы партерной гимнастики • Самостоятельно составлять танцевальные связки В процессе обучения используются следующие методы: - словесный; - репродуктивный; - частично-поисковый. Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах: - личностно- ориентированном подходе; - признании самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения; - культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие и культурные способности ребёнка; самостоятельной работы). Формы диагностики результатов Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля - вводный, который проводится в начале учебного года и предназначен для выявления первоначальных знаний, умений и навыков детей (практическое упражнение); - текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по пройденному разделу программы (практические упражнения, тестирование); - промежуточный, проводится после каждого года обучения по программе; - итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы (практическое упражнение, тестирование, итоговое мероприятие). Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить индивидуальную работу с детьми по каждому разделу программы, оказать необходимую консультативную помощь родителям. Диагностика первоначальных, промежуточных и итоговых навыков по хореографии, полученных на занятиях объединения, отражена в таблицах (приложение к программе). Учебный план 1 год обучения № 1. 2. 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема Вводное занятие Первоначальная диагностика (вводная) Проверка знаний, умений и навыков Партерная гимнастика Упражнения по кругу Элементы эстрадного танца Музыкально-ритмические упражнения Основы классической хореографии (на середине зала) Развитие танцевального шага Работа с фонограммой Постановочная работа Репетиционная работа Заключительное занятие Всего часов: Всего Практика Теория 2 2 1,5 1 0.5 1 4 3 1 21 21 18 17 16 16 14 15 5 5 4 2 36 30 6 17 9 34 32 3 14 7 30 26 2 3 2 4 6 1 216 175,5 40,5 Форма контроля. Наблюдение, собеседование Наблюдение, собеседование Наблюдение, собеседование Содержание программы 1 год обучения 1. Вводное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с обучающимися. Техника безопасности. Беседа с родителями и детьми. Краткое содержание курса. Практическая часть: Игра «Давай познакомимся». 2. Первоначальная диагностика. Теоретическая часть: Проверка имеющихся (первоначальных) знаний и умений. Оценка степени одаренности. Практическая часть: Скорость выполнения заданий и правильность их выполнения. 3. Проверка знаний. Теоретическая часть: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме (собеседование) в течении учебного года. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в течении года: Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья, упражнения по кругу, упражнения по диагонали, выполнение танцевальных номеров. 4. Партерная гимнастика. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений изучаемых в разделе. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Упражнения на растяжку: - Упражнения: «Лягушка», «Коробочка», «Мостик», «Березка», «Лодочка», кувырок вперед, кувырок назад, «Бревнышко», «Коромысло» 5. Упражнения по кругу. Теоретическая часть: Понятие «Круг», «По часовой стрелке», «Против часовой стрелки». Практическая часть: - Выполнение упражнений: полька, подскок, бег с поджатыми, галоп (через правое, через левое плечо), прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге, перескоки. - Шаг на полу пальцах, внутренней и внешней стороне стопы. - Марш. 6. Музыкально-ритмические упражнения. Теоретическая часть: - Музыкальные размеры - 4/4, 2/4, 3/4. - Знакомство с характером музыки. Прослушивание музыкального материала. Практическая часть: - Подготовительные упражнения усложняются и совершенствуются: - Упражнение для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп; - Выпады вперед, в сторону; - Прыжки по I поз., по II поз., по VI поз. ног. Музыкально-ритмические движения: Положения ног: - 1-е свободное положение ног; - 2-е свободное положение ног; - 3-е свободное положение ног. - Положение корпуса; - Работа рук; - Сочетание ходьбы и бега; - Прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, на двух ногах, с ноги на ногу, в поворотах, отбрасывание ног назад; - Вынос вытянутой ноги вперед в сторону на носок и на каблук; - Сочетание прыжков с другими движениями; - Подскоки на месте и с продвижением; - Сочетание подскоков с другими движениями и ритмическими хлопками; - Галоп и шаг польки. - Музыкальные игры. - Музыкальные игры: "Гори, гори ясно", "Золотой петушок". - Активизация и развитие творческих способностей у детей 7. Элементы эстрадного танца. Теоретическая часть: - Знакомство с особенностями эстрадного танца и разъяснение отличий от классического и народно-сценического танцев. Практическая часть: - Основное положение. Разминка. - Движения на основе разноименной координации. Чередование мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки. - Танцевальные комбинации. - Дорожки шагов. - Вращения. 8. Развитие танцевального шага. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на развитие эластичности мышц ног. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: - Складка, наклоны вперед на вытянутые ноги, парные растяжки. - Подготовка к шпагатам. - Пилатес. 9. Основы классической хореографии (на середине зала). Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений изучаемых в разделе. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: - Позиции ног, рук, спины, головы, плечевого пояса Постановка ног - Первая позиция - Вторая позиция - Третья позиция - Четвертая позиция - Пятая позиция - Шестая позиция Постановка рук - Первая позиция - Вторая позиция - Третья позиция - Подготовительная позиция - Смешанные позиции Эллементы: - plié 10. Работа с фонограммой. Теоретическая часть: Беседа, объяснение музыкального характера и знакомство с ним. Понятие в музыке «Пауза», «Музыкальное развитие», ритм, темп, музыкальная доля. Практическая часть: Набор игр и упражнений, направленных на понимание и восприимчивость обучающимися музыки. - «Повторяй за мной» - «Музыка-стоп» - «Угодай…» - «хлопушки-топотушки» 11. Постановочная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация набора упражнений. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Постановка танцевальных номеров 12. Репетиционная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Отработка танцевальных номеров - «Русский перепляс» 13. Заключительное занятие. Теоретическая часть: Проводится в виде открытого занятия. Приветствие, знакомство с гостями, объяснение материала. Итоговая диагностика: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме и в форме наблюдения. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в течении года. Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья, упражнения по кругу, упражнения по диагонали, выполнение танцевальных номеров. Выполнение элементов изученных в программе за год. Демонстрация. Учебный план 2 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Тема Всего Вводное занятие Проверка знаний Партерная гимнастика Упражнения по кругу Музыкально-ритмические упражнения Элементы эстрадного танца Развитие танцевального шага Основы классической хореографии (у станка) Основы классического танца Основы народного танца Вращения Основы актерского мастерства Работа с фонограммой Постановочная работа Репетиционная работа Заключительное занятие Всего часов: Практ. Теор. 2 6 21 10 8 6 10 25 1 4 17 8 6 4 8 20 1 2 4 2 2 2 2 5 27 14 20 16 6 23 20 2 216 19 10 16 10 4 14 15 1,5 157,5 8 4 4 6 2 9 5 0,5 58,5 Форма контроля Наблюдение Содержание программы 2 год обучения 1. Вводное занятие. Теоретическая часть: Техника безопасности. Краткое содержание курса на год. Беседа с родителями. Практическая часть: Игры на раскрепощение 2. Проверка знаний, умений и навыков. Теоретическая часть: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме (собеседование) в течении учебного года. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в прошедшем году или в течении года: Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья, упражнения по кругу, исполнение танцевальных номеров. 3. Партерная гимнастика Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений изучаемых в разделе. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Упражнения на растяжку: - Упражнение «Гребцы» - Шпагат (параллельный) - Шпагат (на правую ногу) - Шпагат (на левую ногу) -Упражнения: «Лягушка», «Коробочка», «Мостик», «Березка», «Лодочка», кувырок вперед, кувырок назад, «Бревнышко», «Коромысло» 4. Упражнения по кругу. Теоретическая часть: Понятие «Круг», «По часовой стрелке», «Против часовой стрелки». Практическая часть: - Выполнение упражнений: полька, подскок, бег с поджатыми, галоп (через правое, через левое плечо), прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге, перескоки. - Шаг на полу пальцах, внутренней и внешней стороне стопы. - Марш. 5. Музыкально-ритмические упражнения. Теоретическая часть: - Музыкальные размеры - 4/4, 2/4, 3/4. - Знакомство с характером музыки. Прослушивание музыкального материала. Практическая часть: - Подготовительные упражнения усложняются и совершенствуются: - Упражнение для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп; - Выпады вперед, в сторону; - Прыжки по I поз., по II поз., по VI поз. ног. Музыкально-ритмические движения: Положения ног: - 1-е свободное положение ног; - 2-е свободное положение ног; - 3-е свободное положение ног. - Положение корпуса; - Работа рук; - Сочетание ходьбы и бега; - Прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, на двух ногах, с ноги на ногу, в поворотах, отбрасывание ног назад; - Вынос вытянутой ноги вперед в сторону на носок и на каблук; - Сочетание прыжков с другими движениями; - Подскоки на месте и с продвижением; - Сочетание подскоков с другими движениями и ритмическими хлопками; - Галоп и шаг польки. - Музыкальные игры. - Музыкальные игры: «Гори, гори ясно», «Золотой петушок». - Активизация и развитие творческих способностей у детей 6. Элементы эстрадного танца. Теоретическая часть: - Знакомство с особенностями эстрадного танца и разъяснение отличий от классического и народно-сценического танцев. Практическая часть: - Основное положение. Разминка. - Движения на основе разноименной координации. Чередование мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки. - Танцевальные комбинации. - Дорожки шагов. - Вращения. 7. Развитие танцевального шага. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на развитие эластичности мышц ног. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: - Складка, наклоны вперед на вытянутые ноги, поза героя, парные растяжки. - Пилатес. 8. Основы классической хореографии. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений изучаемых в разделе. Помощь в выполнении элементов. - Позиции ног, рук, спины. Постановка ног - Первая позиция - Вторая позиция - Третья позиция - Четвертая позиция - Пятая позиция Постановка рук - Первая позиция - Вторая позиция - Третья позиция - Четвертая позиция Эллементы: - plié - Battementstendus 9. Основы классического танца. Теоретическая часть: «Классический танец - азбука хореографии». Элементарные сведения о классическом танце. Постановка корпуса ног, рук, правила азбуки классического танца. Такт и затакт. Практическая часть: Поклон: руки из подготовительного положения, наклон головы вперед – для девочек. Для мальчиков только наклон головы. - позиции рук I, II, III; - позиции ног I, II, III, V; - упражнения для рук; - I форма рогtdebгаs; - шаги на полупальцах. Allegro. - прыжки по VI позиции; - прыжки по I позиции с сокращенными стопами; - подготовительный прыжок и sotte по VI поз, руки в подготовительном положении. - «ручеек» 10. Основы народного танца. Теоретическая часть: Исторические корни русского танца. Особенности музыки – медленные хороводные и быстрые плясовые народные мелодии. Практическая часть: Экзерсис на середине зала. Хороводный шаг: - на всей стопе; - на полу пальцах; - с продвижением вперед, назад, в повороте, в рисунке; - топающий шаг на всей стопе и с продвижением вправо, влево; - припадание по VI позиции; - простые поклоны; -использование рисунка в хороводах: «Змейка»; «Круг»; «Ручеек»; «Колонна»; «Цепочка»; «Улитка». - Танцевальные игры на русском материале «Заплетись плетень» (Брянская область), «Змейка с воротцами». 11. Вращения. Теоретическая часть: Объяснение и основные правила выполнения. Понятие-точка. Практическая часть: Выполнение упражнений: - Шене 12. Основы актерского мастерства. Теоретическая часть: - Работа над развитием воображения, эмоциональной памяти, наблюдательности. Практическая часть: - Составление музыкальных образов и композиций. - Темы для самостоятельной работы. Придумать движения по темам, предложенным преподавателем. - Создание образов под заданный музыкальный материал (изображение зверей, птиц, растений). 13. Работа с фонограммой. Теоретическая часть: Беседа, объяснение музыкального характера и знакомство с ним. Понятие в музыке «Пауза», «Музыкальное развитие», ритм, темп, музыкальная доля. Практическая часть: Набор игр и упражнений, направленных на понимание и восприимчивость обучающимися музыки. - «Повторяй за мной» - «Музыка-стоп» - «Угадай…» - «Хлопушки-топотушки» 14. Постановочная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация набора упражнений. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Постановка танцевальных номеров 15. Репетиционная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Отработка танцевальных номеров - «Русский перепляс» 16. Заключительное занятие. Теоретическая часть: Проводится в виде открытого занятия. Приветствие, знакомство с гостями, объяснение материала. Итоговая диагностика: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме и в форме наблюдения. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в течении года. Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья, упражнения по кругу, упражнения по диагонали, выполнение танцевальных номеров. Выполнение элементов изученных в программе за год. Учебный план 3 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Вводное занятие Контроль знаний и умений Партерная гимнастика Развитие танцевального шага Упражнения по кругу Классическая хореография (у станка) Классический танец Народный танец Всего Практ. Теор. 2 6 6 8 6 20 1,5 4 5 6 5 16 0.5 2 1 2 1 4 22 22 16 16 6 6 Форма контроля Наблюдение 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Основы современного танца Вращения Основы актерского мастерства Работа с фонограммой Постановочная работа Репетиционная работа Заключительное занятие Всего часов: 30 18 10 6 24 34 2 216 22 14 6 5 14 28 1,5 160 8 4 4 1 10 6 0,5 56 Содержание программы 3 год обучения 1. Вводное занятие. Теоретическая часть: Техника безопасности. Краткое содержание курса на год. Практическая часть: Игры на раскрепощение 2. Проверка знаний, умений и навыков. Теоретическая часть: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме (собеседование) в течении учебного года. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в прошедшем году или в течении года: Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья упражнения по кругу, исполнение танцевальных номеров. 3. Партерная гимнастика. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, изучаемых в разделе. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Упражнения на растяжку: - Упражнение «Гребцы» - Шпагат (параллельный) - Шпагат (на правую ногу) - Шпагат (на левую ногу) - Упражнения: «Лягушка», «Коробочка», «Мостик», «Березка», «Лодочка», кувырок вперед, кувырок назад, «Бревнышко», «Коромысло» 4. Развитие танцевального шага. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на развитие эластичности мышц ног. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: - Складка, наклоны вперед на вытянутые ноги, поза героя, парные растяжки. - Пилатес. 5. Упражнения по кругу. Теоретическая часть: Понятие «Круг», «По часовой стрелке», «Против часовой стрелки». Практическая часть: - Выполнение упражнений: полька, подскок, бег с поджатыми, галоп (через правое, через левое плечо), прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге, перескоки. - Шаг на полу пальцах, внутренней и внешней стороне стопы. - Марш. 6. Классическая хореография (у станка). Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация Практическая часть: Балетная гимнастика. Все движения повторяются в более усложненном варианте. - Увеличивается темп исполнения и количество повторений. Основной упор делается на силовые упражнения и упражнения растяжки. Изменяется музыкально-ритмическая структура движений. Экзерсис у станка. Упражнения исполняются лицом к станку из I позиции ног в сторону в медленном темпе: - постановка корпуса лицом к станку в VI позиции ног; - Demiplie по VI позиции; - Releve на полупальцах по VI позиции; Наклоны и повороты головы у станка: - вниз-вверх, вправо-влево; Позиции ног I, II, III, V. - Demiplie по I, II, V позиции. - Releve I, II, III, V. 7. Классический танец. Теоретическая часть: - Пластика-основа хореографии. - Основные условия движения человека Практическая часть: - Раrtеrr. Совершенствование и усложнение движений, использование более сложных, силовых упражнений: - сидя; - постановка корпуса; - упражнения для стоп: круговое вращение стоп (веер); - упражнения для втягивания коленей; - сокращение стоп; - держась руками за пальцы и потянуть на себя (пятки от пола оторвать) - Relevelent - поочерёдное поднятие и опускание ног; - одновременное поднимание и опускание ног (положение сидя); - поднимание и опускание ног с отрывом рук от пола - упражнение для группировки мышц в воздухе; - подъем обеих ног на 90°; - с помощью рывка подъем корпуса до упора на локтях и всё обратно («Стойка», «Березка»). - поочередный подъем ног: одновременный; по точкам; с разножкой. «Классический танец - азбука хореографии». Элементарные сведения о классическом танце. Постановка корпуса ног, рук, правила азбуки классического танца. Такт и затакт Экзерсис на середине. Поклон: руки из подготовительного положения, наклон головы вперед – для девочек. Для мальчиков только наклон головы. - позиции рук I, II, III; - позиции ног I, II, III, V; - упражнения для рук; - I форма рогtdebгаs; - шаги на полупальцах. Allegro. - прыжки по VI позиции; - прыжки по I позиции с сокращенными стопами; - подготовительный прыжок и sotte по VI поз, руки в подготовительном положении. 8. Народный танец. Теоретическая часть: Исторические корни русского танца. Особенности музыки – медленные хороводные и быстрые плясовые народные мелодии. Практическая часть: Экзерсис на середине зала. Хороводный шаг: - на всей стопе; - на полупальцах; - с продвижением вперед, назад, в повороте, в рисунке; - топающий шаг на всей стопе и с продвижением вправо, влево; - припадание по VI позиции; - простые поклоны; - использование рисунка в хороводах: «Змейка»; «Круг»; «Ручеек»; «Колонна»; «Цепочка»; «Улитка». - Танцевальные игры на русском материале - Вращения 9. Музыкально-ритмические упражнения. Теоретическая часть: - Музыкальные размеры - 4/4, 2/4, 3/4. - Знакомство с характером музыки. Прослушивание музыкального материала. Практическая часть: - Подготовительные упражнения усложняются и совершенствуются: - Упражнение для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп; - Выпады вперед, в сторону; - Прыжки по I поз., по II поз., по VI поз. ног. Музыкально-ритмические движения: Положения ног: - 1-е свободное положение ног; - 2-е свободное положение ног; - 3-е свободное положение ног. - Положение корпуса; - Работа рук; - Сочетание ходьбы и бега; - Прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, на двух ногах, с ноги на ногу, в поворотах, отбрасывание ног назад; - Вынос вытянутой ноги вперед в сторону на носок и на каблук; - Сочетание прыжков с другими движениями; - Подскоки на месте и с продвижением; - Сочетание подскоков с другими движениями и ритмическими хлопками; - Галоп и шаг польки. - Музыкальные игры. - Музыкальные игры: «Гори, гори ясно», «Золотой петушок». - Активизация и развитие творческих способностей у детей 10. Вращения. Теоретическая часть: Объяснение и основные правила выполнения. Понятие-точка. Практическая часть: выполнение упражнений: -Шене -Блинчик 11. Основы актерского мастерства. Теоретическая часть: - Работа над развитием воображения, эмоциональной памяти, наблюдательности. Практическая часть: - Составление музыкальных образов и композиций. - Темы для самостоятельной работы. Придумать движения по темам, предложенным преподавателем. - Создание образов под заданный музыкальный материал (изображение зверей, птиц, растений). 12. Работа с фонограммой. Теоретическая часть: Беседа, объяснение музыкального характера и знакомство с ним. Понятие в музыке «Пауза», «Музыкальное развитие», ритм, темп, музыкальная доля. Практическая часть: Набор игр и упражнений, направленных на понимание и восприимчивость обучающимися музыки. - «Повторяй за мной» - «Музыка-стоп» - «Угадай…» - «хлопушки-топотушки» 13. Постановочная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация набора упражнений. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Постановка танцевальных номеров 14. Репетиционная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Отработка танцевальных номеров: - «Русский перепляс» 15. Заключительное занятие. Теоретическая часть: Проводится в виде открытого занятия. Приветствие, знакомство с гостями, объяснение материала. Итоговая диагностика: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме и в форме наблюдения. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в течении года. Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья, упражнения по кругу, упражнения по диагонали, выполнение танцевальных номеров. Выполнение элементов изученных в программе за год. Учебный план 4 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема Вводное занятие Контроль знаний и умений Партерная гимнастика Развитие танцевального шага Упражнения по кругу Упражнения на сохранение и укрепление здоровья Эстрадный танец Классическая хореография ( у станка) Классический танец Народный танец Современный танец Вращения Основы актерского мастерства Работа с фонограммой Постановочная работа Репетиционная работа Заключительное занятие Всего Практ. Теор. 2 6 10 10 10 8 1,5 4 5 5 5 3 0.5 2 1 1 1 1 10 12 5 10 1 2 14 14 16 14 8 6 30 44 2 12 12 12 12 6 5 20 37 1,5 2 2 4 2 2 1 10 7 0,5 Форма контроля Наблюдение Выполнение практических заданий, собеседование Всего часов: 216 176 40 Содержание программы 4 год обучения Четвертый год обучения является- финальным. Именно этот год обучения является показателем освоения программы детьми и эффективность обучения на протяжении предыдущих четырех лет. Вводное занятие. Теоретическая часть: Техника безопасности. Краткое содержание курса на год. Беседа с родителями. Практическая часть: Игры на раскрепощение Проверка знаний, умений и навыков. Теоретическая часть: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме (собеседование) в течение учебного года. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в прошедшем году или в течении года: Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья упражнения по кругу, исполнение танцевальных номеров. Партерная гимнастика. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, изучаемых в разделе. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Упражнения на растяжку: - Упражнение «Гребцы» - Шпагат (параллельный) - Шпагат (на правую ногу) - Шпагат (на левую ногу) - Упражнения: «Лягушка», «Коробочка», «Мостик», «Березка», «Лодочка», кувырок вперед, кувырок назад, «Бревнышко», «Коромысло». Развитие танцевального шага. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на развитие эластичности мышц ног. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: - Складка, наклоны вперед на вытянутые ноги, поза героя, парные растяжки. - Пилатес. Упражнения по кругу. Теоретическая часть: Понятие «Круг», «По часовой стрелке», «Против часовой стрелки». Практическая часть: - Выполнение упражнений: полька, подскок, бег с поджатыми, галоп (через правое, через левое плечо), прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге, перескоки. - Шаг на полу пальцах, внутренней и внешней стороне стопы. - Марш. Классическая хореография (у станка). Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация Практическая часть: Балетная гимнастика. Все движения повторяются в более усложненном варианте. - Увеличивается темп исполнения и количество повторений. Основной упор делается на силовые упражнения и упражнения растяжки. Изменяется музыкально-ритмическая структура движений. Экзерсис у станка. Упражнения исполняются лицом к станку из I позиции ног в сторону в медленном темпе: - постановка корпуса лицом к станку в VI позиции ног; - Demiplie по VI позиции; - Releve на полупальцах по VI позиции; Наклоны и повороты головы у станка: - вниз-вверх, вправо-влево; Позиции ног I, II, III, V. - Demiplie по I, II, V позиции. - Releve I, II, III, V. Классический танец. Теоретическая часть: - Пластика-основа хореографии. - Основные условия движения человека Практическая часть: - Раrtеrr. Совершенствование и усложнение движений, использование более сложных, силовых упражнений: - сидя; - постановка корпуса; - упражнения для стоп: круговое вращение стоп (веер); - упражнения для втягивания коленей; - сокращение стоп; - держась руками за пальцы и потянуть на себя (пятки от пола оторвать) - Relevelent - поочерёдное поднятие и опускание ног; - одновременное поднимание и опускание ног; - поднимание и опускание ног с отрывом рук от пола - упражнение для группировки мышц в воздухе; - подъем обеих ног на 90°; - с помощью рывка подъем корпуса до упора на локтях и всё обратно («Стойка», «Березка»). - поочередный подъем ног: одновременный; по точкам; с разножкой. «Классический танец - азбука хореографии». Элементарные сведения о классическом танце. Постановка корпуса ног, рук, правила азбуки классического танца. Такт и затакт Экзерсис на середине. Поклон: руки из подготовительного положения, наклон головы вперед – для девочек. Для мальчиков только наклон головы. - позиции рук I, II, III; - позиции ног I, II, III, V; - упражнения для рук; - I форма рогtdebгаs; - шаги на полупальцах. Allegro. - прыжки по VI позиции; - прыжки по I позиции с сокращенными стопами; - подготовительный прыжок и sotte по VI поз, руки в подготовительном положении. Народный танец. Теоретическая часть: Исторические корни русского танца. Особенности музыки – медленные хороводные и быстрые плясовые народные мелодии. Практическая часть: Экзерсис на середине зала. Хороводный шаг: - на всей стопе; - на полупальцах; - с продвижением вперед, назад, в повороте, в рисунке; - топающий шаг на всей стопе и с продвижением вправо, влево; - припадание по VI позиции; - простые поклоны; - использование рисунка в хороводах: «Змейка»; «Круг»; «Ручеек»; «Колонна»; «Цепочка»; «Улитка». - Танцевальные игры на русском материале - Вращения Вращения. Теоретическая часть: Объяснение и основные правила выполнения. Понятие-точка. Практическая часть: выполнение упражнений: -Шене -Блинчик Развитие танцевального шага. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на развитие эластичности мышц ног. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: - Складка, наклоны вперед на вытянутые ноги, поза героя, парные растяжки. - Пилатес. Основы актерского мастерства. Теоретическая часть: - Работа над развитием воображения, эмоциональной памяти, наблюдательности. Практическая часть: - Составление музыкальных образов и композиций. - Темы для самостоятельной работы. Придумать движения по темам, предложенным преподавателем. - Создание образов под заданный музыкальный материал (изображение зверей, птиц, растений). Работа с фонограммой. Теоретическая часть: Беседа, объяснение музыкального характера и знакомство с ним. Понятие в музыке «Пауза», «Музыкальное развитие», ритм, темп, музыкальная доля. Практическая часть: Набор игр и упражнений, направленных на понимание и восприимчивость обучающимися музыки. - «Повторяй за мной» - «Музыка-стоп» - «Угадай…» - «хлопушки-топотушки» Постановочная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация набора упражнений. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Постановка танцевальных номеров Репетиционная работа. Теоретическая часть: Объяснение и демонстрация танцевальных связок. Корректировка. Помощь в выполнении элементов. Практическая часть: Отработка танцевальных номеров - «Русский перепляс» Заключительное занятие. Теоретическая часть: Проводится в виде открытого занятия. Приветствие, знакомство с гостями, объяснение материала. Итоговая диагностика: Проведение контроля знаний, умений и навыков в словесной форме и в форме выполнения практических заданий. Практическая часть: Выполнение упражнений, изученных в течении года. Упражнения на середине зала, упражнения на сохранение и укрепление здоровья, упражнения по кругу, упражнения по диагонали, выполнение танцевальных номеров. Выполнение элементов, изученных в программе за год. Методическое обеспечение программы Контроль знаний: Контроль знаний проводится в следующих формах: - наблюдение - собеседование - практические задания - отчётные мероприятия В процессе обучения используются следующие методы: - словесный; - репродуктивный; - частично-поисковый. Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах: - личностно - ориентированном подходе; - признании самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения; - культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие и культурные способности ребёнка; самостоятельной работы); - самостоятельное выполнение упражнений; Формы демонстрации результатов Открытые учебные занятия в форме: - традиционного занятия; Участие обучающихся в: - мероприятиях Центра детского творчества, отчётных концертах Литература 1. Балет Петербурга, Петрограда, Ленинграда. - М.: Ленинградский музей театрального и музыкального искусства, 2015. - 877 c. 2. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. М.: Лань, Планета музыки, 2013. - 624 c. 3. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 416 c. 4. Безуглая, Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие / Г.А. Безуглая. - М.: Планета музыки, Лань, 2015. - 272 c. 5. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. - М.: Искусство, 2013. - 240 c. 6. Крылов, В. Н. Памятка по современному танцу / В.Н. Крылов, Г.И. Беляев. - М.: ГосФилармония на КМВ, 2015. - 795 c. 7. Рассел, Джесси Лезгинка (танец) / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 929 c. 8. Слонимский, Ю. В честь танца / Ю. Слонимский. - М.: Искусство, 2017. - 402 c. 9. Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства / А.А. Сапогов. М.: Лань, Планета музыки, 2014. - 264 c. 10. Ткаченко, Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М.: Искусство, 2016. - 684 c. 11. Штемпель, Наталья Наталья Штемпель. Урок классического танца. Учебное пособие / Наталья Штемпель. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 172 c. Приложение №1 Промежуточная диагностика умений и навыков детей хореографического коллектива «Карусель» 1 год обучения Практическая подготовка (1-3 балла) Упражнения на Упражнения середине зала по кругу Теоретическая подготовка (1-3 балла) Партерная гимнастика Исполнение танцевальной композиции Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла- справляется самостоятельно 2 балла- справляется с помощью педагога 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем. Содержание: Теоретическая подготовка: -Знание техники безопасности при выполнении пластических упражнений и в портерной гимнастике. -Умение объяснить для чего необходима разминка, в чем содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: Умение выполнять упражнения: - Партерная гимнастика (шпагат, коробка, русалка, мост, кольцо, самолет) - Упражнения по кругу (галоп, подскок, бег с поджатыми, марш) - Упражнения на середине зала (набор ритмических упражнения, дорожка шагов, танцевальные комбинации) - Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Обще учебные знания и умения: - Правила поведения в центре детского творчества и в зале. - Правила поведения при чп. Приложение №2 Промежуточная диагностика умений и навыков детей хореографического коллектива «Карусель» 2 год обучения Практическая подготовка (1-3 балла) Упражнения на Упражнения середине зала по кругу Теоретическая подготовка (1-3 балла) Элементы Исполнение классическо танцевальной й композиции хореографии Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла- справляется самостоятельно 2 балла- справляется с помощью педагога 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем. Содержание: Теоретическая подготовка: -Знание техники безопасности при выполнении пластических упражнений и в портерной гимнастике. -Умение объяснить для чего необходима разминка, в чем содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: Умение выполнять упражнения: - Партерная гимнастика (шпагат, коробка, русалка, мост, кольцо, самолет) - Упражнения по кругу (галоп, подскок, бег с поджатыми, марш) - Упражнения на середине зала (набор ритмических упражнения, дорожка шагов, танцевальные комбинации) - Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Обще учебные знания и умения: - Правила поведения в центре детского творчества и в зале. - Правила поведения при чп. Приложение №3 Промежуточная диагностика умений и навыков детей хореографического коллектива «Карусель» 3 год обучения Практическая подготовка (1-3 балла) МузыкальноЭлементы Элементы ритмические классическо народного упражнения й танца хореографии Теоретическая подготовка (1-3 балла) Исполнение танцевальной композиции Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла- справляется самостоятельно 2 балла- справляется с помощью педагога 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем. Содержание аттестации: Теоретическая подготовка: -Знание техники безопасности при выполнении пластических упражнений и в портерной гимнастике. -Умение объяснить для чего необходима разминка, в чем содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: Умение выполнять упражнения: - Музыкально –ритмические упражнения (выполнение различных музыкальноритмических связок, сочетание ходьбы и бега, движения под музыку, музыкальные игры) - Элементы классической хореографии (основные позиции ног, рук; положение корпуса; музыкальность исполнения элементов) - Элементы народного танца (отличительные особенности; шаг; повороты и вращения; положения рук и ног) - Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Обще учебные знания и умения: - Правила поведения в центре детского творчества и в зале. - Правила поведения при ЧП. Приложение №4 Промежуточная диагностика умений и навыков детей хореографического коллектива «Карусель» 4 год обучения Практическая подготовка (1-3 балла) МузыкальноЭлементы Элементы ритмические классическо народного упражнения й танца хореографии Теоретическая подготовка (1-3 балла) Современная хореография Содержание промежуточного контроля: Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла- справляется самостоятельно 2 балла- справляется с помощью педагога 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем. Содержание аттестации: Теоретическая подготовка: -Знание техники безопасности при выполнении пластических упражнений и в портерной гимнастике. -Умение объяснить для чего необходима разминка, в чем содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: Умение выполнять упражнения: - Музыкально –ритмические упражнения (выполнение различных музыкальноритмических связок, сочетание ходьбы и бега, движения под музыку, музыкальные игры) - Элементы классической хореографии (основные позиции ног, рук; положение корпуса; музыкальность исполнения элементов) - Элементы народного танца (отличительные особенности; шаг; повороты и вращения; положения рук и ног) - Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Обще учебные знания и умения: - Правила поведения в центре детского творчества и в зале. - Правила поведения при чп. Приложение №5 Итоговая диагностика умений и навыков детей хореографического коллектива «Карусель» Практическая подготовка (1-3 балла) Упражнен Упражнен Партерная ия на ия по гимнастика середине кругу зала Теоретическая подготовка (1-3 балла) Классическая хореография Исполнение танцевально й композиции Уровень освоения программы (критерии оценки): 3 балла- справляется самостоятельно 2 балла- справляется с помощью педагога 1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем. Содержание: Теоретическая подготовка: -Знание техники безопасности при выполнении пластических упражнений и в портерной гимнастике. -Умение объяснить для чего необходима разминка, в чем содержание того или иного упражнения. Практическая подготовка: Умение выполнять упражнения: - Партерная гимнастика (шпагат, коробка, русалка, мост, кольцо, самолет) - Упражнения по кругу (галоп, подскок, бег с поджатыми, марш) - Упражнения на середине зала (набор ритмических упражнения, дорожка шагов, танцевальные комбинации) - Элементы классической хореографии (основные позиции ног, рук; положение корпуса; музыкальность исполнения элементов) - Исполнение танцевальной композиции (скорость освоения новых танцевальных элементов и качество их выполнения). Обще учебные знания и умения: - Правила поведения в центре детского творчества и в зале. - Правила поведения при чп. Приложение №6 Календарный учебный график Программа «Карусель» 1 год обучения Количество учебных недель: 36 Срок реализации программы: 4 года Объём программы: 216 часов Режим проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 часа Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. № Месяц Форма п/п занятия 1 Сентябрь Очная Кол. часов 2 2 Сентябрь Очная 2 3 Сентябрь Очная 2 4 Сентябрь Очная 2 5 Сентябрь Очная 2 6 Сентябрь Очная 2 7 Сентябрь Очная 2 8 Сентябрь Очная 2 9 Сентябрь Очная 2 Тема занятия Вводное занятие (Техника безопасности, правила поведения в зале и цдт.) Проверка первоначальных знаний и умений Партерная гимнастика (Введение в предмет. Правила исполнения элементов. Техника безопасности.) Партерная гимнастика (Упражнение-бабочка, бревнышко, складка.) Партерная гимнастика (Упражнение-лодочка, самолетик, березка) Партерная гимнастика (Упражнение-самолетик) Партерная гимнастика (Упражнение-складка на прямые ноги. Прямо, на правую, на левую ногу) Партерная гимнастика (Подготовка к шпагату. Пилатес.) Партерная гимнастика (Поперечный шпагат. Форма контроля Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная Наклоны на правую и левую ногу. Наклон вперед.) Партерная гимнастика (Подготовка к шпагату на правую и левую ногу. Пилатес) Партерная гимнастика (Упражнение-березка. Поднятие таза от пола.) Партерная гимнастика (Общая растяжка. Комплекс упражнений. Поднятие таза ) Обобщение. Повторение изученного по теме «Партерная гимнастика». Упражнения по кругу (Введение в тему. Знакомство с основными упражнениями. Краткое содержание комплекса). Упражнения по кругу (Упражнения –полу пальцы, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг на пятках). Упражнения по кругу (Упражнение – марш). 10 Сентябрь Очная 2 11 Сентябрь Очная 2 12 Сентябрь Очная 2 13 Октябрь Очная 2 .14 Октябрь Очная 2 15 Октябрь Очная 2 16 Октябрь Очная 2 Упражнения по кругу (Упражнение подскок). 17 Октябрь Очная 2 18 Октябрь Очная 2 19 Октябрь Очная 2 Упражнения по кругу (Упражнение – бег с поджатыми). Упражнения по кругу (Упражнение - бег с выбрасываем ног вперед. Упражнения по кругу (Упражнение- галоп). 20 Октябрь Очная 2 Упражнения по кругу (Прыжки) работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная 21 Октябрь Очная 2 22 Октябрь Очная 2 23 Октябрь Очная 2 24 Октябрь Очная 2 25 Октябрь Очная 2 26 Ноябрь Очная 2 27 Ноябрь Очная 2 28 Ноябрь Очная 2 29 Ноябрь Очная 2 30 Ноябрь Очная 2 31 Ноябрь Очная 2 32 Ноябрь Очная 2 Упражнения по кругу (Упражнение-полька (основы). Упражнения по кругу (Шаг-полька) Обобщение. Повторение изученного по теме «Упражнения по кругу. Элементы эстрадного танца (Введение) Элементы эстрадного танца (Дорожка шагов) Элементы эстрадного танца (Танцевальные комбинации) Элементы эстрадного танца (Объединение танцевальных комбинаций с дорожками шагов) Элементы эстрадного танца (Повороты и прыжки на месте) Элементы эстрадного танца (Повороты и прыжки в сторону) Элементы эстрадного танца (Чередование прыжков, приседаний, поворотов) Элементы эстрадного танца (Объединение изученных элементов в танцевальную комбинацию) Обобщение. Повторение изученного по теме «Элементы эстрадного работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа 33 Ноябрь Очная 2 34 Ноябрь Очная 2 35 Ноябрь Очная 2 36 Ноябрь Очная 2 37 Ноябрь Очная 2 38 Ноябрь Очная 2 39 Ноябрь Очная 2 40 Декабрь Очная 2 41 Декабрь Очная 2 42 Декабрь Очная 2 танца» Музыкально-ритмические упражнения (Введение в тему) Музыкально-ритмические упражнения (Хлопки и притопы в ритм) Музыкально-ритмические упражнения (Комплекс ритмических упражнений) Музыкально-ритмические упражнения (Дорожка ритмических шагов. Движение плечами, руками). Музыкально-ритмические упражнения (Имитация ритма руками. Ритмические упражнения ногами) Музыкально-ритмические упражнения (Ритмические упражнения ногами и бедрами) Музыкально-ритмические упражнения (Подскоки на месте и пропадания) Обобщение. Повторение изученного. Основы классической хореографии (на середине зала) Основы классической хореографии (на середине зала) (Введение в предмет. Техника безопасного выполнения упражнений) Основы классической хореографии (на середине зала) (Основное положение корпуса, ног, рук.) Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа 43 Декабрь Очная 2 44 Декабрь Очная 2 45 Декабрь Очная 2 46 Декабрь Очная 2 47 Декабрь Очная 2 48 Декабрь Очная 2 49 Декабрь Очная 2 50 Декабрь Очная 2 51 Декабрь Очная 2 Основы классической хореографии (на середине зала)- (Основные позиции ног. (1,2,3,4,5,6) Основы классической хореографии (на середине зала) (Позиция ног-1.отработка). Основы классической хореографии (на середине зала) (Позиция ног 2отработка и закрепление). Основы классической хореографии (на середине зала) (Позиция ног 3,4 – отработка и закрепление) Основы классической хореографии (на середине зала) (Позиция ног 5 – отработка и закрепление.) Основы классической хореографии (на середине зала) (Позиция ног-6. Повторение всех изученных позиций ног и закрепление.) Основы классической хореографии (на середине зала) (Позиции рук. Знакомство с основными позициями - 1,2,3, подготовительная, смешанные позиции). Основы классической хореографии (на середине зала). (Позиции рук 1,2,3, подготовительная – отработка и закрепление позиций рук.) Основы классической хореографии (на середине зала) (Смешанные позиции рук – отработка и закрепление.) Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа 52 Декабрь Очная 2 53 Декабрь Очная 2 54 Январь Очная 2 55 Январь Очная 2 56 Январь Очная 2 57 Январь Очная 2 58 Январь Очная 2 59 Январь Очная 2 60 Январь Очная 2 Основы классической хореографии (на середине зала). (Одновременная работа рук и ног в различных позициях. Правила перехода и смены позиций.) Основы классической хореографии (на середине зала). (Положение корпуса и тела при выполнении различных позиций рук и ног. Положение тела при переходах.) Проверка знаний и умений. (Уровень освоения пройденного материала) Основы классической хореографии (на середине зала). (Подготовка к demi-plié (основые правила выполнения. Техника безопасности при выполнении упражнения) Основы классической хореографии (на середине зала). Основы классической хореографии (на середине зала) Упражнение- плие (plié). Основы классической хореографии (на середине зала) (Plie из 1,2 позиций.) Обобщение. Повторение изученного в разделе основы классической хореографии. Развитие танцевального шага Развитие танцевального шага Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная 61 Январь Очная 2 62 Январь Очная 2 63 Январь Очная 2 64 Февраль Очная 2 65 Февраль Очная 2 66 Февраль Очная 2 67 Февраль Очная 2 68 Февраль Очная 2 69 Февраль Очная 2 сокращение и натянутость стопы («утюгистрелочки»), положение ног вместе, затем открыв ноги в сторону максимально широко Развитие танцевального шага растяжка на правую и левую ногу, сидя (Наклоны вперёд, в сторону, левая нога в это время согнута в колене впереди затем сзади.) Развитие танцевального шага (Растяжка на правую и левую ноги лёжа на спине.) Развитие танцевального шага. (Упражнение-бабочка с наклонами вперед). Развитие танцевального шага (Упражнение – поза героя). Развитие танцевального шага (Поперечный шпагат и наклоны вперед с задержкой на 10, 15 счетов). Развитие танцевального шага (Комплексная растяжка ног). Обобщение. Повторение изученного в разделе «Развитие танцевального шага.» Работа с фонограммой (развитие чувства ритма) Работа с фонограммой (Прослушивание фонограммы. Поиск работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа основного ритма и темпа). Работа с фонограммой (Прослушивание фонограммы. Выполнение простых упражнений под музыку.) Работа с фонограммой (Прослушивание фонограммы. Поиск основной идеи танца. Импровизация). Работа с фонограммой. (Обобщение. Подготовка к постановочной работе) Постановочная работа (введение) Постановочная работа (Объяснение основной мысли танца. Деление детей н подгруппы. Поиск «своего места»). Постановочная работа (Закрепление мест. Пути перестроения). Постановочная работа ( Основные танцевальные связки) Постановочная работа (Работа в паре или сольно) 70 Февраль Очная 2 71 Февраль Очная 2 72 Февраль Очная 2 73 Февраль Очная 2 74 Февраль Очная 2 75 Февраль Очная 2 76 Март Очная 2 77 Март Очная 2 78 Март Очная 2 79 Март Очная 2 80 Март Очная 2 Постановочная работа (Работа с образом) 81 Март Очная 2 Постановочная работа (Изучение танцевальных движений) Постановочная работа (Изучение танцевальных связок) Постановочная работа (Поиск характера героя танцевального номера) Постановочная работа (Работа со зрителем). Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа 82 Март Очная 2 83 Март Очная 2 84 Март Очная 2 85 Март Очная 2 86 Март Очная 2 87 Март Очная 2 88 Апрель Очная 2 89 Апрель Очная 2 90 Апрель Очная 2 91 Апрель Очная 2 92 Апрель Очная 2 93 Апрель Очная 2 94 Апрель Очная 2 95 Апрель Очная 2 96 Апрель Очная 2 Постановочная работа (Изучение танцевальных движений) Постановочная работа (Изучение танцевальных движений) Постановочная работа (Изучение танцевальных движений) Постановочная работа (Изучение танцевальных движений и построений) Постановочная работа (Изучение танцевальных движений и построений) Постановочная работа (Изучение танцевальных движений и перестроений) Постановочная работа (Изучение танцевальных движений и перестроений) Постановочная работа. (Завершение постановки) Репетиционная работа Репетиционная работа (Отработка танцевального номера. Точность исполнения) Репетиционная работа (Исправление ритмических недочетов танцевального номера) Репетиционная работа (Исправление недочетов в движениях) Репетиционная работа (Построение командной работы) Репетиционная работа (Отработка синхронности в движениях) Репетиционная работа (Отработка образа и характера «персонажа») Репетиционная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. 97 Апрель Очная 2 98 Апрель Очная 2 99 Апрель Очная 2 100 Апрель Очная 2 101 Май Очная 2 102 Май Очная 2 103 Май Очная 2 104 Май Очная 2 105 Май Очная 2 (Совмещение движений и синхронности) Репетиционная работа (Отработка командной работы при передвижении) Репетиционная работа (Отработка командной работы при передвижении. Синхронность выполнения) Репетиционная работа (Отработка командной работы при передвижении. Синхронность выполнения) Репетиционная работа (Отработка командной работы при передвижении. Синхронность выполнения) Репетиционная работа (Отработка командной работы при передвижении. Синхронность выполнения) Репетиционная работа (Отработка командной работы при передвижении. Синхронность выполнения) Репетиционная работа (Индивидуальная работа с отстающими) Репетиционная работа (Подготовительная работа) Репетиционная работа. (Подготовительная работа. Окончательная Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение. Самостоятельная работа 106 Май Очная 2 107 Май Очная 2 108 Май Очная 2 работа над образом) Репетиционная работа. (Подготовка к заключительному занятию). Проверка знаний и умений. (Проверка степени освоения изученного материала. Заключительное занятие. Наблюдение. Самостоятельная работа Наблюдение Наблюдение. Самостоятельная работа Приложение 7 Методические рекомендации Шпагат 1. Растяжку можно выполнять только после хорошего разогрева. В качестве разогрева подойдет любое кардио на 20-30 минут. Перед растяжкой на шпагат вы должны чувствовать, что ваше тело разогрето. 2. Если вы хотите быстро сесть на продольный шпагат, то старайтесь растягиваться дважды в день: утром и вечером. Утренняя растяжка хоть и тяжелая, но очень эффективная. Вечером же вам будет тянуться легче — к концу дня мышцы более податливые и гибкие. 3. Упражнения для продольного шпагата лучше выполнять в статических позах. Старайтесь по минимуму использовать пульсирующие упражнения вверх-вниз, это может привести к растяжениям. 4. В каждой позе задерживайтесь не менее чем на 30 секунд. Постепенно можете увеличивать и продолжительность упражнений, и амплитуду движения. 5. Во время растяжки нужно сфокусироваться на ощущениях в своем теле. Вы должны чувствовать мягкое растяжение в мышцах, но не боль. Если вы почувствовали резкую боль, уменьшите амплитуду упражнения или прекратите занятие. Планка: как выполнять + 45 вариантов планок 6. Если вы занимаетесь растяжкой в прохладном помещении, одевайтесь теплее. Даже после хорошего разогрева мышцы имеют свойство быстро остывать при низкой температуре в комнате, а это затрудняет растяжку. 7. Во время выполнения упражнений на продольный шпагат всегда держите спину прямой, не округляйте ее. Макушку тяните вверх и при наклонах старайтесь опускаться к ногам животом, а не головой. 8. Фиксировать результаты можно сантиметровой лентой, измерив расстояние от паховой области до поверхности пола в момент максимальной растяжки. 9. Если вы забросили растяжку на несколько дней, будьте готовы откатиться назад в результатах. Самое важное в растяжке на шпагат — это регулярность. 10. Не ставьте себе никаких определенных сроков по шпагату (неделя, месяц, три месяца). У всех разная физиология, поэтому кто-то может сесть на продольный шпагат быстро, а кому-то понадобится год регулярных занятий для достижения результатов. Игры на развитие чувства ритма (рекомендации для родителей) Хлопаем в ладоши. Игра «Хлопаем в ладоши» должна начинаться с простых «ладушек», потом взрослый может просить ребенка повторить отбиваемый им ритм - сначала простой, а потом все сложнее. Это научит ребенка внимательно следить за последовательностью звуков и пауз и пытаться их воспроизвести. Когда он научится хорошо повторять, можно усложнять задачу, обращать внимание на длительность пауз и интенсивность хлопков, можно пытаться воспроизвести ритмический рисунок любимых песен. Музыкальные игры, направленные на развитие чувства ритма Игры с бубном Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне. Необходимое оборудование: бубен. Ход игры. Взрослый нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Взрослый голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном. ♦ Ну-ка, детки, все ко мне, Да не стойте в стороне! Расскажу я вам потешки Со стихами вперемешку. ♦ Как у наших у ворот Удивляется народ: Комар в бубен бьет, С комарихою поет. ♦ Тут такие чудеса — С решетом пришла лиса. Стала воду носить, Хвостом тесто месить. ♦ А за нею — серый волк, В пирогах он знает толк. Волк лисичке помогает, Тесто в решете мешает. ♦ Из лесу медведь ревет, Кадку меда он несет: «Заходи, народ честной, Будет пир у нас горой!» ♦ Я на том пиру была, Мед из кадки пила. Песни пела, Пироги ела. До ночи плясала, Пока не устала. Как луна взошла, Я домой пошла. Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку взрослого. Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи. Игра с дождём Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение. Необходимое оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик». Ход игры. Взрослый знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать. Примечание. Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания: Как, кап, кап, Буль, буль, буль — Капают дождинки. Кап, кап, кап, Буль, буль, буль — Словно серебринки. Мячики Цель игры: развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом. Необходимое оборудование: музыкальная запись. Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх. На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются. Примечание. В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить. Эхо Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма у детей. Необходимое оборудование: набор карандашей. Ход игры. Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Взрослый спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить. Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы. Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол руководителя игры садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками. Игралки-повторялки Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти. Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков). Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок. Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки. Угадай, кто идет Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки. Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги». Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет руководитель игры. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой. «Индивидуальные задания» 1.«Рисунок пальцами» Двое или несколько ребят становятся друг перед другом и поочерёдно «рисуют» в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать нарисованное. 2. «Сочини сказку» В сказках всегда происходят разные события и чудеса. Мы будем внимательно слушать своих товарищей, которые будут говорить по фразе, выстраивая сюжет сказки. Например, первый говорит: «Алёнушка собирала в лесу грибы», второй: «Она собрала уже почти целое лукошко», третий … 3. «Общая работа» Различные виды работ выполняют вместе два ребёнка: поднимают и, перенося воображаемое бревно; гребут «катаясь на лодке»: «пилят дрова» двуручной пилой; качают воду при помощи пожарной помпы и др. 4. «Рассказ – картинка» Сейчас мы нарисуем картину. Каждый из вас по очереди должен сказать слово или предложение, чтобы у вас получилась словесная картина. Например, один говорит слово «скамейка», второй – «парк» и т.д. Чем больше деталей, тем лучше.