Пояснительная записка Направленность программы – социально-гуманитарная Тип программы – адаптированная Уровень программы – стартовый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, программа «Мой мир» обеспечивает включение образования данной группы учащихсяв качестве неотъемлемой части в систему дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества. Актуальность программы: образование детей с особыми потребностями - это необходимое условие создания коллектива, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Данная программа дает возможность каждому ребенку реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Ведущей идей программы является учёт, как потребностей, так и специальных условий, и поддержки, необходимых учащимся с ограниченными возможностями для достижения успеха. Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в интегрированном подходе. Дети с ограниченными возможностями здоровья, общаясь со здоровыми детьми, участвуя в совместной деятельности, учатся не бояться и не стесняться своего физического недостатка, учатся принимать помощь и оказывать её другим. Они имеют право на место в культурной жизни, на собственную творческую деятельность, открывая для себя радость творчества, они меняют свою позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретают более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. Таким детям для успешной адаптации в большей степени, нежели здоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности являются основным источником их получения. Более того, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем. Программа направлена на постоянное вовлечение детей в творческий процесс, который является для них способом активной жизненной позиции, самовыражения и осознания собственной личности. Организация учебного процесса осуществляется при учете неоднородности личности ребенка, применяя пути и средства, позволяющие построить обучение таким образом, чтобы дети в силу их возраста, заболеваний и возможностей овладели программным материалом. Обучение начальному техническому моделированию представляет собой систему, элементы которой дополняют и взаимно обуславливают друг друга. Важнейшими условиями развития способностей ребенка является регулярность занятий и востребованность результатов творчества со стороны общества. На занятиях дети знакомятся со свойствами различных материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами, знакомятся с правилами безопасной работы. В основу программы легло использование приемлемых для детей с ограниченными возможностями форм начально-технического моделирования: конструирование из плоских деталей, аппликация из бумаги, ткани, конструирование из природных и бросовых материалов. Кроме того, занятия начально-техническим моделированием способствуют развитию ряда сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки), развитию мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию. Наряду с этим происходит стимуляция умственной деятельности. Она выражается в формировании таких умений как ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда), предварительное планирование хода работы над изделием, текущий и заключительный самоконтроль. Большое значение придается исследованию предмета или изделия. Это помогает детям выделить в предметах или изделиях их признаки, осмыслить процесс изготовления, последовательность действия, прослеживать форму предмета и его частей, цвет, пространственные отношения, усвоению детьми основных свойств предметов и вырабатываются навыки самостоятельного анализа образца. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что на занятиях должна быть доверительная, спокойная обстановка. Работа с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом способствуют укреплению мелких мышц рук, развитию зрительно-двигательной координации. Основным этапом в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ и детейинвалидов является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Учащийся, начав ощущать себя личностью, включается в творческий процесс через участие в конкурсах, выставках, различных мероприятиях Центра детского творчества. Культурно-досуговая деятельность является важной составной частью социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это даёт возможность им войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплексов, включиться в творческую деятельность. При разработке программы использован опыт работы педагогов Цыгановой З.С., Малеевой Е.И. (программа «Начальное моделирование» для воспитанников коррекционных школ-интернатов), г. Мурманск. 2002; Васиной И.И. (общеобразовательная программа «Фитодизайн», блок «Минуты радости», г. Североморск, 2014) Отличие программы от существующих по данному направлению: изменено количество учебных часов по темам программы, внесены новые разделы. Возрастной состав обучающихся: 5 – 17 лет Срок реализации программы: 4 года Режим занятий: 36 ч. – 1 раз в неделю по 1 учебному часу Форма организации занятий: индивидуальная Условия набора в объединение: Для занятий в объединении «Мой мир» обучающиеся и их родители (законные представители) предоставляют заявление установленного образца и согласие на обработку персональных данных. Цель программы: социальная адаптация, формирование практических трудовых навыков, воспитание положительных качеств личности детей-инвалидов. Задачи программы: - включение ребёнка в продуктивную деятельность, овладение основами технологии начального технического моделирования, - развитие наблюдательности, воображения, речи, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки, - формирование организационных умений в труде, - привлечение детей в учебно-воспитательную деятельность учреждения. Условия реализации программы - учебный кабинет (комната); - качественное освещение; - компьютер (ноутбук); - видеоматериалы; - наборы для аппликации; - наборы цветной бумаги, картона, фетра; - пластилин, пластик, масса для лепки; - ножницы, карандаши, степлер, фломастеры, краски, кисточки, ткань, клей; - приборы для выжигания, фанера для выжигания; - наборы из фанеры для изготовления поделок; - наборы алмазной мозаики; - бросовый материал (пенопласт, кусочки поролона, разные коробки, пластиковые бутылки, колпачки, стаканчики, кондитерские упаковки и другое). - игротека (наборы пазлов, «Волшебная трасса», конструкторы – металлические и пластмассовые, куклы перчаточные и пальчиковые, игры – ходилки, детское домино, шашки, бадминтон). Ожидаемые результаты По окончании обучения по программе «Мой мир» 1 года обучения обучающиеся должны знать: - санитарно-гигиенические требования; - правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила и устройство настольных игр; - различия между бумагой и картоном. уметь: - с помощью педагога выбирать настольные игры; - узнавать и называть используемые настольные игры; - выполнять несложные изделия из бумаги, картона и природных материалов с помощью педагога; - составлять несложные картины-аппликации с помощью педагога; - принимать участие в мероприятиях объединения и учреждения. По окончании обучения по программе 2 года обучения обучающиеся должны знать: - санитарно-гигиенические требования; - правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила настольных игр; - свойства бумаги, картона, ткани, пластилина, природных материалов; - назначение некоторых сортов бумаги и картона; - инструменты для работы с различными материалами; уметь: - овладеть начальными навыками техники аппликации; - выполнять несложные изделия из бумаги и картона с помощью педагога; - подбирать материалы и инструменты для работы с помощью педагога; - принимать участие в мероприятиях объединения и учреждения. По окончании обучения по программе 3 года обучения обучающиеся должны знать: - санитарно-гигиенические требования; - правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила работы с шаблонами; уметь: - ориентироваться в задании по вопросам педагога; - выполнять изделия с помощью педагога и несложные изделия самостоятельно; - осуществлять необходимые контрольные действия; - узнавать и называть основные геометрические формы; - подбирать материалы и инструменты для работы (с частичной помощью педагога); - принимать участие в мероприятиях объединения и учреждения. По окончании обучения по программе «Мир моих увлечений» 4 года обучения обучающиеся должны знать: - свойства бумаги, картона, ткани, пластилина, природных материалов; - назначение некоторых сортов бумаги и картона; - инструменты для работы с различными материалами; - применение и назначение материалоотходов; - правила работы с шаблонами; - правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила безопасной работы с выжигательным прибором; - санитарно-гигиенические требования. уметь: - овладеть начальными навыками техники выжигания по дереву; - ориентироваться в задании по вопросам педагога; - выполнять изделия из бумаги, картона, ткани с помощью педагога и самостоятельно; - подбирать материалы и инструменты для работы (с частичной помощью педагога); - наносить рисунок для выжигания с помощью педагога; -принимать участие в мероприятиях объединения и учреждения. Формы диагностики результатов Диагностика результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме выставок работ учащихся. С целью определения результативности освоения программы во время учебных занятий используются методы собеседование и наблюдение. Проверка выполнения программы осуществляется педагогом по качественному уровню исполнения заданий, выполненных обучающимися. Для этого используется система отслеживания и корректировки. - «первый» уровень – самостоятельное выполнение работы на 1/2; - «второй» уровень – самостоятельное выполнение работы менее 1/2; № п/п Название темы 1 Вводное занятие. 2 Понятие о материалах и инструментах Учебный план 1 год обучения Количество часов Теория Практика Всего 1 1 1 3 4 Форма контроля Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. 3 4 5 6 7 8 Изготовление поделок из плоских деталей Аппликация из бумаги, ткани, природных материалов. Промежуточный контроль. Работа с различными материалами (пластилин, нитки) Игротека на столе Экскурсии прогулки по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы. Итоговое занятие. Промежуточный контроль. ИТОГО: Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. 1 3 4 1 5 6 1 3 4 Собеседование. Наблюдение. 0,5 11,5 12 1 3 4 Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. 0,5 0,5 1 7 29 36 Собеседование. Наблюдение. Выставка. Содержание программы 1 год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Введение в программу. План работы на год. Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми (первоначальная диагностика). 2. Понятие о материалах и инструментах (4 часа). Свойства бумаги. Различие бумаги по толщине. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Работа с бумагой на складывание. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги. Основные сорта бумаги. Правила пользования шаблонами. Понятие об аппликации. Правила составления аппликации. Практические занятия: Изготовление открытки. Вырезание отдельных деталей из разных сортов бумаги. Изготовление закладок для книг. Обводка по шаблону. Изготовление аппликации. 3. Изготовление поделок из плоских деталей (4 часа). Способы изготовления деталей и сборки самоделок из картона. Сборка самоделок из фанеры. Понятие об оригами. Изготовление самоделок из бумаги. Понятие о многодетальных изделиях. Скрепление картона стиплером, скотчем, бумагой. Отделка аппликативными украшениями. Практическая работа: Изготовление шаблона игрушки (обезьянка). Сборка игрушки из картона. Изготовление шаблона игрушки (слонёнок). Сборка игрушки из фанеры (петушок). Сборка игрушки из фанеры (лягушка). Изготовление игрушки из бумаги (журавлик). Изготовление игрушки из бумаги (лягушка). Изготовление игрушки из бумаги (тюльпан). Изготовление коробочки с крышкой. Изготовление игрушек из бумаги и картона. 4. Аппликация из бумаги, ткани, природных материалов (6 часов). Предметное понятие об аппликации. Правила составления аппликации. Понятие о сюжетной аппликации. Практическая работа: Изготовление аппликации «Новогодняя ёлочка» с использованием ткани, картона, пуговиц, фольги, шишек, ракушек, листьев. Изготовление панно «Аквариум». Технология работы над аппликацией. Изготовление аппликации из шаблонов (экскаватор). Промежуточный контроль. 5. Работа с различными материалами (4 часа). Пластилин. Свойства пластилина. Правила пользования пластилином. Правила составления аппликации пластилином. Применение ниток. Свойства и особенности ниток. История создания сувенира. Назначение сувенира. Практическая работа: Изготовление предметной аппликации из пластилина (динозавр). Правила составления аппликации пластилином. Изготовление предметной аппликации (корабль, дельфин). Изготовление из использованной стеклянной бутылки, пластилина и еловых шишек Новогодней ёлки. Изготовление из ниток игрушек и оберегов. Изготовление чехла для мобильного телефона. 6. Игротека на столе (12 часов). Настольные игры. Виды настольных игр. Практическая работа: Сборка картин из пазлов: «Маша и Медведь», «Умка», «Хоккей», «Волк и лиса». Игры-ходилки: «Страна Трям-здравствуйте», «По следам Бременских музыкантов». «Волшебная трасса». Детское лото: «Домашние животные», «Фрукты», «Рыбы». Конструкторы: Трактор, машины. Мозаика: Цветок, кораблик, домик. 7. Экскурсии и прогулки по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы, эко-десант (4 часа). Эко-десант на озеро Ковдоро, к памятнику Ф.Ф. Коновалову, к памятному знаку «Время выбрало нас». Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей на выставку «Умелые руки». Экскурсии: в музей под открытым небом на улице Озёрной, к памятному захоронению на улице Сухачева. Прогулка по городу: «Безопасный путь домой». Прогулка на стадион АО Ковдорский ГОК. Экскурсия в МАОУ ДО ДООПЦ в автокласс. Поездки в «Снежную деревню» г.Кировск и в школьный музей СОШ №4 п.Ёнский. Беседы: «Научись говорить: «Нет!», «Береги лес от пожара», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Здоровый образ жизни – это модно!». Тематические беседы в исторической гостиной: «Они сражались за Родину» пионеры-герои, «900 дней мужества», «Фронтовые треугольники», «Чернобыль». Поход: «Ура! Каникулы!». 8. Итоговое занятие (1 час). Промежуточный контроль. Выставка работ. Подведение итогов работы за год. № п/п Название темы Учебный план 2 год обучения Количество часов Теория Практика Всего 1 1 1 Вводное занятие. 2 Работа с бумагой и картоном. 1 9 10 3 1 9 10 4 Работа с природными материалами. Промежуточный контроль. Работа с тканью 1 5 6 5 Работа с конструктором 1 3 4 6 Экскурсии и прогулки по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы, эко-десант. Итоговое занятие. Промежуточный контроль. Выставка работ ИТОГО: 1 3 4 0,5 0,5 1 6,5 29,5 36 7 Форма контроля Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Содержание программы 2 год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Введение в программу. План работы на год. Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. 2. Работа с бумагой и картоном (10 часов). История возникновения бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Свойства бумаги и картона. Разница между бумагой и картоном. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Создание работ в технике «Мозаика». Работа с салфетками, аппликация из салфеток. Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полу объемная). Практическая работа. Лабораторная работа «Свойства бумаги и картона». Аппликация из геометрических фигур «Собака», «Аквариум». Закладки для книг «Птица с цветком». Аппликация из салфеток «Цветы для мамы». Аппликация «Рождественская ночь». Аппликация «Петушок». Новогодние украшения: ёлочки, шар, петушок, ангелочки, звёзды, цепи и др. 3. Работа с природным материалом. Промежуточный контроль. (10 часов). Общие сведения о природных материалах, их заготовке и обработке. Работа с природным материалом: деревянные бусины, ракушки, кофейные зёрна и др. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Изготовление с помощью кофейных зёрен ёжика, фоторамки. Изготовление из деревянных бусин украшений. 4. Работа с тканью (6 часов). Общие сведения о видах и свойствах ткани, способы её обработки. Изготовление оберегов из ткани. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Лабораторная работа «Виды и свойства ткани». Изготовление оберегов «День и ночь», «Вестница». Изготовление магнитов «Девочка», «Мальчик». Изготовление аппликации «Котёнок с клубочком». 5. Работа с конструктором (4 часа). Знакомство с видами конструкторов. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Изготовление моделей из металлического конструктора «Кресло», «Карусель», «Мельница», «Самолёт». Изготовление моделей из конструктора «Банчемс» - «Цветок», «Машина», «Кукла». 6. Экскурсии и прогулки по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы (4 часа). Эко-десант на озеро Ковдоро, к памятнику Ф.Ф. Коновалову, к памятному знаку «Время выбрало нас». Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей на выставку «Умелые руки». Экскурсии: в музей под открытым небом на улице Озёрной, к памятному захоронению на улице Сухачева. Прогулка по городу: «Безопасный путь домой». Прогулка на стадион АО Ковдорский ГОК. Экскурсия в МАОУ ДОД ДООПЦ в автокласс. Поездки в «Снежную деревню» г.Кировск и в школьный музей СОШ №4 п.Ёнский. Беседы: «Научись говорить: «Нет!», «Береги лес от пожара», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Здоровый образ жизни – это модно!». Тематические беседы в исторической гостиной: «Они сражались за Родину» пионеры-герои, «900 дней мужества», «Фронтовые треугольники», «Чернобыль». Поход: «Ура! Каникулы!» 7. Итоговое занятие. Промежуточный контроль. Выставка работ (1 час). Подведение итогов работы. Подготовка и проведение выставок детского творчества. Практическая работа. Выставка детского творчества. № п/п Название темы Учебный план 3 год обучения Количество часов Теория Практика Всего 1 1 1 Вводное занятие. 2 Работа с бумагой и картоном. 1 5 6 3 1 3 4 4 Работа с природным материалом. Промежуточный контроль. Работа с тканью. 1 3 4 5 Работа с ватой. 1 3 4 6 Выжигание по дереву. 1 9 10 7 Экскурсии по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы. Итоговое занятие. Промежуточный контроль. Выставка работ ИТОГО: 1 5 6 - 1 1 7 29 36 8 Форма контроля Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Содержание программы 3 год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Введение в программу. План работы на год. Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. 2. Работа с бумагой и картоном (6 часов). Организация рабочего места. Рациональные способы работы с материалом. Аппликация. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Изготовление праздничных открыток «С новым годом!», «23 февраля», «С праздником весны!», «С Днём Победы!». Аппликация мозаика из салфеток «Космос». Объёмная аппликация панно «У Новогодней ёлочки». Изготовление сувениров. Аппликация мозаика «Ёжик», «Кораблик». 3. Работа с природным материалом. Промежуточный контроль. (4 часов). Работа с природным материалом: семенами, крупой, растениями, шишками и др. Самостоятельное составление композиций, изготовление панно и аппликаций по образцу. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Рождественский венок из шишек. Аппликация из круп «Зимняя сказка». Декоративная тарелка. Ваза для цветов. Веник оберег. 4. Работа с тканью (4 часа). Изготовление салфеток из ткани. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Салфетка «Цветы». 5. Работа с ватой (4 часа). Изготовление панно из ваты. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Изготовление панно из ваты «В зимнем лесу». 6. Выжигание по дереву (10 часов). Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Обработка фанеры. Копирование рисунков. Виды выжигания (точечное, контурное, смешанное). Декоративная отделка изделий из фанеры. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Практическая работа. Выжигание предметных картинок «Котёнок», «Ёжик», «Собака». Выжигание сюжетных картинок «В мире сказок», «Маша и медведь». 7.Экскурсии по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы (6 часов). Эко-десант на озеро Ковдоро, к памятнику Ф.Ф. Коновалову, к памятному знаку «Время выбрало нас». Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей на выставку «Умелые руки». Экскурсии: в музей под открытым небом на улице Озёрной, к памятному захоронению на улице Сухачева. Прогулка по городу: «Безопасный путь домой». Прогулка на стадион АО Ковдорский ГОК. Экскурсия в МАОУ ДОД ДООПЦ в автокласс. Поездки в «Снежную деревню» г.Кировск и в школьный музей СОШ №4 п.Ёнский. Беседы: «Научись говорить: «Нет!», «Береги лес от пожара», «Чисто не там. где убирают, а там, где не сорят», «Здоровый образ жизни – это модно!». Тематические беседы в исторической гостиной: «Они сражались за Родину» пионеры-герои, «900 дней мужества», «Фронтовые треугольники», «Чернобыль». Поход: «Ура! Каникулы!» 8. Итоговое занятие. Промежуточный контроль. Выставка работ (1 час). Подведение итогов работы. Подготовка и проведение выставок детского технического творчества. № п/п Название темы Учебный план 4 год обучения Количество часов Теория Практика Всего Форма контроля 1 Вводное занятие. 1 - 1 2 Аппликация. 1 5 6 3 Выжигание по дереву 1 11 12 4 Работа с пластиком 1 3 4 5 Экскурсии по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы. Итоговое занятие. Выставка работ. Итоговая аттестация. ИТОГО 1 11 12 0 1 1 6 30 36 6 Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Собеседование. Наблюдение. Содержание программы 4 год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Введение в программу. План работы на год. Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. 2. Аппликация (6 часов). Организация рабочего месса. Рациональные способы работы с материалом. Аппликация - коллаж. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации - коллаж. Анализ образцов. Объёмная аппликация, изготовление праздничных открыток, сувениров. Работа с салфетками, аппликация из салфеток. Сведения о воздухе, летательных аппаратах. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Изготовление панно-коллаж «Лошади», «Под рождественской звездой». Аппликация из салфеток «Рождество», «Космос». Панно «Зима». Объёмная аппликация «Аквариум». 3.Выжигание по дереву (12 часов). Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Обработка фанеры. Копирование рисунков. Виды выжигания (точечное, контурное, смешанное). Декоративная отделка изделий из фанеры. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Практическая работа. Выжигание разделочных досок «Дед с бабой», «Ромашки», сюжетных картинок «Под водой», «Сказочный мир». Выжигание на деревянных гребнях. 4. Работа с пластиком (10 часов). Знакомство с пластиком, его свойствами. Изготовление заготовок из пластика, оформление их в композиции. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Изготовление творческой работы «Обитатели океана». 5.Экскурсии по городу, в музей, выездные экскурсии за пределы района, походы, беседы (12 часов). Эко-десант на озеро Ковдоро, к памятнику Ф.Ф. Коновалову, к памятному знаку «Время выбрало нас». Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей на выставку «Умелые руки». Экскурсии: в музей под открытым небом на улице Озёрной, к памятному захоронению на улице Сухачева. Прогулка по городу: «Безопасный путь домой». Прогулка на стадион АО Ковдорский горно-обогатительный комбинат. Экскурсия в МАОУ ДОД ДООПЦ в автокласс. Поездки в «Снежную деревню» г.Кировск и в школьный музей СОШ №4 п.Ёнский. Беседы: «Научись говорить: «Нет!», «Береги лес от пожара», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Здоровый образ жизни – это модно!». Тематические беседы в исторической гостиной: «Они сражались за Родину» пионеры-герои, «900 дней мужества», «Фронтовые треугольники», «Чернобыль». Поход: «Ура! Каникулы!» 6.Итоговое занятие. Выставка работ. Итоговая аттестация (2 часов). Подведение итогов работы. Практическая работа. Итоговая выставка. Итоговая аттестация. Методическое оснащение программы Программа «Мой мир» предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – умственно-отсталых детей и детей-инвалидов. Умственно отсталым детям присущ ряд специфических особенностей: они не обнаруживают готовности к обучению, не имеют навыков в произвольной организации своей деятельности, не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им материал. Все обучающиеся страдают нарушениями памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного, при изучении как наглядного, так и словесного материала. У умственно отсталых детей значительно заторможена мыслительная деятельность, они не владеют необходимыми компонентами этой деятельности: умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать, дифференцировать. Большие трудности у них вызывает самостоятельная работа даже по инструкции. Особенностью этой категории учащихся является то, что они могут достаточно успешно решать задачи наглядно-действенного характера, поэтому занятия в объединении значительно компенсируют многие недостатки умственной деятельности таких детей. На занятиях целесообразнее всего корригировать деятельность детей по нагляднопредметному образцу, так как она позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы. При изготовлении работы дети учатся анализировать образец. Ориентироваться в задании. Полный и точный анализ изделия и достаточная ориентировка в задании помогают детям правильно организовать последующую работу. В процессе занятий повышается уровень общего развития ребёнка, формируются знания об окружающем мире, развиваются умения наблюдать, группировать, обобщать и классифицировать предметы и явления, приходить к правильным выводам, суждениям, умозаключениям. В процессе занятий коррегируется и эмоционально-волевая сфера деятельности ребёнка. В силу особенностей психического развития детей данной категории особое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребёнку. Программа «Мой мир» дает возможность детям освоить технику работы с различными видами материала (бумага, природный материал, пластилин, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Формы демонстрации результатов Открытые учебные занятия, участие в выставках прикладного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья, участие в мероприятиях Центра детского творчества, участие в конкурсах прикладного творчества различного уровня очной и заочной формах. Календарный учебный график Программа «Мой мир» Количество учебных недель в году: 36 Срок реализации программы: 4 года Объём программы: 144 часа (36 часов в год) Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу Форма организации занятий: индивидуальная Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. Литература 1. Белых С.Л Управление исследовательской деятельностью ученика: Методическое пособие. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. 2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение 2008. 3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение 2010. 4. Ковалёва Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. М.: Просвещение 2008. 5. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с. 6. Майорова И.Г., Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. М.: Просвещение, 2007 7. Об образовании в Российской Федерации: Собрание законодательства Российской Федерации, 2014 8. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. М.: Просвещение 2008. 9. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с. 10. Русакова М.А. аппликация. М.: Просвещение, 2007 11. Сборник учебно-тематических планов объединений дополнительного образования детей / Под ред. Н.Г. Минько. – М.: Департамент образования, 2003. – 116 с. 12. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. 13. Стахурский А.Е., Тарасов Б.В. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение 2008. 14. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М.: Просвещение 2010. 15. «Педагогические технологии инклюзивного образования при работе с младшими школьниками в организациях дополнительного образования». – Киров Академия образования взрослых «Альтернатива», 2016. 16. Организация инклюзивного образования в организациях дополнительного образования. – Киров Академия образования взрослых «Альтернатива», 2016. 17. «Педагогические технологии инклюзивного образования при работе с подростками в организациях дополнительного образования». – Киров Академия образования взрослых «Альтернатива», 2016. 18. Зайцева А.А. Пирография уроки выжигания по дереву- М.: ЭКСМО, 2012 19. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву – М.: РИПОЛ классик, 2011. 20. Пойда О.В. Необычные поделки из обычных материалов. Мастерим вместе с детьми. Учебно-методическое пособие. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 21. Энциклопедия «Где? Что? Почему?». Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-наДону, 2016. 22. Энциклопедия «Отчего и Почему». Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-наДону, 2016. 23. Энциклопедия «Кошки». Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону, 2016. 24. Энциклопедия «Киты и дельфины». Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-наДону, 2016. 25. Энциклопедия «Динозавры». Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону, 2016.