Программа _Робототехника_ 24-25 уч. гг

Пояснительная записка
Направленность программы – техническая
Тип программы – модифицированная
Уровень программы – базовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
 Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
 Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
В последнее десятилетие значительно увеличился интерес к образовательной
робототехнике. Робототехника в образовании – это междисциплинарные занятия,
интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику. Робототехника
представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных
способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений,
раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что -либо
самостоятельно создают или изобретают. Такую стратегию обучения помогает реализовать
образовательная среда Лего.
Потребности рынка труда в специалистах технического профиля выдвигают актуальную
задачу обучения детей основам робототехники. Технологическое образование является одним
из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую
технологию. Робототехника находится на стыке перспективных областей знания: механика,
электроника, автоматика, конструирование, программирование, схемотехника и технический
дизайн. Если говорить коротко, то смысл предлагаемой технологии, ее ядро – приобретение
знаний детьми в процессе изготовления робота. Робототехника отражает все грани научнотехнического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной
технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых
исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей
знаний.
Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на
формирование учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у
школьников способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к
продолжению образования в учебных заведениях любого типа. Актуальность и мотивация для
выбора подростками данного вида деятельности - практическая направленность программы,

возможность углубления и систематизации знаний из курса основного образования. Работа с
образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры
узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия по
данной программе формируют специальные технические умения, развивают аккуратность,
усидчивость, организованность, нацеленность на результат. При построении модели робота
затрагивается множество проблем из разных областей знания - от теории механики до
психологии.
Очень важным представляется работа в коллективе и развитие самостоятельного
технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию,
изучают принципы работы многих механизмов.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий,
специально разработанных фирмой LEGO для преподавания технического конструирования на
основе своих конструкторов. Настоящая программа предлагает использование образовательных
конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию,
моделированию и компьютерному управлению на занятиях робототехники. Также совместно с
конструкторами используются ноутбуки (компьютеры). Важно отметить, что компьютер
используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление
управляющих алгоритмов для собранных моделей, программирование роботов. Учащиеся
получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации
механизмов, моделировании работы систем с использованием среды программирования.
•
•
•
•
•
•

LEGO позволяет учащимся:
совместно обучаться в рамках одной команды;
распределять обязанности в своей команде;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных объектов и процессов;
видеть реальный результат своей работы.

Новизна программы: в занимательной форме обучающиеся знакомятся с основами
робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за
шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через
эксперимент, постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели,
датчики, источники питания и микроконтроллеры.
Актуальностьипрактическая значимость данной программы обусловливается тем,
что полученные на занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и
практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей
профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня,
школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах.
Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал
обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем
мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся смогут не
только создавать роботов посредством конструктора LEGO, следуя предлагаемым пошаговым
инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире.
Полученное знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности)
выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений,
поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является
целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет детям шаг за шагом
раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В
процессе конструирования и программирования, учащиеся получают дополнительное
образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Особенность программы. Программа построена на обучении в процессе практических
занятий,деятельность направленана конструирование и программирование Lego-моделей, в том
числе разработанных по собственным замыслам; умение анализировать и сравнивать различные
модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в
итоге к созданию конкурентоспособной модели.
Программа составлена на основе специальной литературы по данному виду
технического творчества и опыта работы педагога.
Цель программы:
развитие навыков конструирования и логического мышления обучающихся через занятия
робототехникой.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Ознакомить с основными принципами механики;
2.
Ознакомить
с
основами
программирования
в
компьютерной
среде
моделированияLEGOMINDSTORMSEV3 иLEGOSPIKEPRIME;
3. Формировать умение работать по предложенным инструкциям;
4. Формировать умение творчески подходить к решению задачи;
5. Обогащать познавательный запас учащихся научными понятиями;
6. Способствовать формированию функциональной грамотности.
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление,
внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности;
2. Развивать умение довести решение задачи до работающей модели;
3. Развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений
Воспитательные:
1. Формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
2. Формировать культуру общения в группе.
3. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к труду;
4. Формировать потребности в творческом и познавательном досуге.
Возрастной состав обучающихся–10-12 лет
Количество обучающихся–8-10 человек
Набор детей – свободный
Состав группы – постоянный
Форма организации занятий – групповая, микрогруппа
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Срок реализации программы – 2 года
Объём программы - 288 часов (144 часа в год)
Виды занятий:лекция, беседа, контрольный опрос, практические занятия, выполнение
самостоятельной работы, творческой работы, выставка, конкурс, фестиваль.

Условия набора в объединение:
для занятий в объединении «Робототехника» родители обучающихся (их законные
представители) предоставляют заявление установленного образца, согласие на обработку
персональных данных.
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•

Условия реализации программы
учебный кабинет, оборудованный в соответствии с нормами
учебные парты, стулья
стул (с возможностью регулировки высоты)
стеллаж, шкаф для хранения конструкторов
доска белая магнитная, для письма маркерами (служит также экраном)
медиапроектор
принтер, сканер
подключение к сети Интернет (модем, локальная сеть)
программное обеспечение на компьютерах – системное и прикладное (операционная
система Windows, офисный пакет программ MicrosoftOffice, различные прикладные
лицензионные или свободно распространяемые программы, программное обеспечение
LEGO MINDSTORMS Education EV3)
Ноутбук- 5 шт.(системные требования для установки программного обеспечения:
Windows 8/10, двухядерный процессор 2,0 ГГц или более мощный, оперативная память
2Гб или больше)
Набор элементов для конструирования роботов (всего 5 роботов):
• Расширенный комплект для робототехники LEGO Mindsorms EV3 арт. LEV3A4, в
составе:
LEGO Mindsorms EV3 – 4 робота,
ресурсный набор LEGO Mindsorms EV3 – 2 шт.,
зарядное устройство – 4 шт.;
• Стартовый комплект оборудования робототехники LegoMindstorms EV3 (4554445517) арт. EV3S2 в составе:
LEGO Mindsorms EV3 – 1 робот, зарядное устройство – 1 шт.;
Дополнительный набор элементов для конструирования роботов:
Ресурсныйнабор LEGO MINDSTORMS Education EV3 арт. 45560 – 3шт.
Датчик цвета – 10 шт.
ИК-датчик – 2 шт.
ИК-маяк (ИК-излучатель) – 2 шт.
LEGO 45678 Базовый набор SPIKE Prime – 5 роботов.
Поля для соревнований роботов LEGO Mindstorms EV3 арт. in0010 – 1 комплект.
Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности

По окончании 1 года обучения обучающиеся должны
знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов LEGO MINDSTORMS EducationEV3;
- принципы работы датчиков: касания, цвета, расстояния;
- блоки компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок
переключателей;
- порядок создания алгоритма программы;
- способы передачи программ;
- виды подвижных и неподвижных соединений;
уметь:
- проводить сборку роботов с применением LEGO конструкторов;

-

создавать программы для робототехнических средств;
прогнозировать результаты работы;
планировать ход выполнения задания;
рационально выполнять задание;
руководить работой своей группы;

Предметные результаты:
По окончании 2 года обучения обучающиеся должны
знать:
- основные компоненты конструкторовLEGO SPIKE Prime;
- порядок создания алгоритма программыLEGO SPIKE Prime;
- способы передачи программ;
- применение созданных программ;
- конструктивные особенности различных моделей роботов;
- основные приемы конструирования роботов;
- основные языки программирования роботов;
уметь:
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по
разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать программы на компьютере для различных роботов;
- создавать программы на компьютере в разных средах программирования;
- корректировать программы при необходимости;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания,
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других
объектов и т.д.).
Личностными результатами обучения по программе «Робототехника» является
формирование следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценитькак хорошие или плохие;
• называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
• самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами обучения по программе «Робототехника» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
• определять, различать и называть детали конструктора,
• конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной
схеме и самостоятельно строить схему;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
• уметь работать по предложенным инструкциям.
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:

•
•
•
•

уметь работать в паре и в коллективе;
уметь рассказывать о модели;
уметь работать над проектом в команде,
эффективно распределять обязанности.

Формы аттестации/контроля:
• собеседование
• контрольный опрос
• наблюдение
• самостоятельная работа
• творческая работа
• выставка
• конкурс
• фестиваль
Диагностика образовательного результата
Контроль знаний обучающихся объединения - неотъемлемая часть образовательного
процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их
совместной творческой деятельности.
Виды контролязнаний:
• текущий,
• промежуточный,
• итоговый.
С целью изучения запросов и потребностей обучающихся в начале реализации
программы проводится собеседование. Также проводится собеседование с детьми по
окончанию обучения по программе с целью выявления удовлетворения их запросов и
потребностей.
На первом занятии проводится диагностика первоначальных знаний для определения
начальной подготовленности обучающихсяв форме собеседования.
Выполнение заданий по теории, практике, оценка общеучебных знаний, умений и
навыков оцениваются по 5-тибальной системе. По итогам определяется уровень знаний
обучающихся (приложение 1).
Текущий контроль осуществляется по каждой изученному разделу программы с целью
контроля за усвоением теоретического и практического материала по данному разделу. Формы
проведения: собеседование, наблюдение.
Промежуточный контроль знаний по теории и практике проводится по изученным
темам после 1 полугодия. Формы проведения: контрольный опрос, самостоятельная творческая
работа.
Результаты заносятся в протокол промежуточного контроля знаний (приложение 2).
Итоговый контроль знаний по теории и практике проводится по изученным темам по
окончании обучения по программе. Формы проведения: контрольный опрос, самостоятельная
творческая работа.
Результаты заносятся в протокол итогового контроля знаний (приложение 3).
По итогам контроля знаний определяется уровень освоения программы,
результативность образовательного процесса, выявляются наиболее способные обучающиеся,
планируется работа по индивидуальным образовательным маршрутам, оценивается развитость
общения обучающихся, умение оценивать и корректировать результат своего труда.

Учебный план
1 года обучения
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Диагностика первоначальных знаний
Знакомство с конструктором LEGO
Mindstorms EV3
Конструирование и
программированиеLEGO Mindstorms
EV3

Теория
2

Практика
-

Всего
2

Форма контроля
Собеседование

1
4

1
4

2
8

Собеседование
Собеседование

10

32

42

Знакомство с конструктором LEGO
SPIKEPRIME
Конструирование и
программированиеLEGOSpikePRIME

4

4

8

Собеседование,
контрольный
опрос,
наблюдение,
самостоятельная
творческая работа
Собеседование

8

28

36

7.

Создание творческих проектов

10

22

32

8.

Повторение изученного материала

2

6

8

9.

Промежуточная аттестация

2

2

4

1
44

1
100

2
144

1.
2.
3.
4.

5.
6.

10. Заключительное занятие
Итого:

Собеседование,
контрольный
опрос,
наблюдение,
самостоятельная
творческая работа
Собеседование,
контрольный
опрос,
наблюдение,
самостоятельная
творческая
работа, конкурс
Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая работа
Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая
работа, выставка
Собеседование

Учебный план
2 года обучения

1.
2.

Тема
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности
Конструирование и
программирование роботов
LEGOSPIKEPRIME

Теория
2

Практика
-

Всего
2

Форма контроля
Собеседование

4

16

20

Собеседование,
контрольный
опрос, наблюдение,

3.

Конструирование и
программирование роботов
LEGOMINDSTORMSEV3

4

16

20

4.

Знакомство с языками
программирования
Создание творческих проектов

2

6

8

4

70

74

6.

Повторение изученного
материала

2

8

10

7.

Итоговый контроль знаний

2

2

4

8.

Заключительное занятие
Итого:

1
23

1
121

2
144

5.

самостоятельная
творческая работа
Собеседование,
контрольный
опрос, наблюдение,
самостоятельная
творческая работа
Собеседование
Собеседование,
контрольный
опрос, наблюдение,
самостоятельная
творческая работа,
конкурс
Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая работа
Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая работа,
выставка
Собеседование

Содержание программы
1 года обучения
1. Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).
Сообщение цели и задач программы обучения, проведение беседы о правилах поведения
в кабинете, пожарной безопасности, действиях в случае чрезвычайных ситуаций. Знакомство с
правилами внутреннего распорядка в Центре детского и юношеского творчества. Вводный
инструктаж по технике безопасности.
2. Диагностика первоначальных знаний (2 часа).
Проводится собеседование с обучающимися с целью выявления имеющихся знаний в
области конструирования, робототехники и работы с компьютером.
3. Знакомство с конструктором LEGO Mindstorms EV3 (8 часов).
Правила организации рабочего места. Правила работы с конструктором. Знакомство с
деталями конструктора. Состав конструктора. Название деталей, варианты соединений деталей.
Конструкции вокруг нас.
Оборудование для робототехники, комплекты. Инженерные проекты. Космические
проекты. Знакомство с комплектами.
4. Конструирование и программированиеLEGO Mindstorms EV3 (42 часа).
Конструирование базовой модели робота «Робот-пятитминутка». Различные
конструкторские решения.

Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3. Окно программы, панели
инструментов. Составление программы. Передача программы. Запуск программы.
Корректировка программы.
Составление простейших программ по шаблону. Отладка роботов. Влияние различных
параметров на работу модели робота.
Знакомство с датчиками. Датчик цвета. Гироскопический датчик. Датчик касания.
Ультразвуковой датчик. ИК-датчик, ИК-излучатель. Сборка моделей. Демонстрация моделей.
Прочность конструкции и способы повышения прочности.
Практические работы: «Движение вперед-назад», «Плавный поворот», «Препятствие,
объезд препятствия», «Черная линия», «Перекрестки», «Обнаружение предмета», «Захват
предмета, перемещение», «Счетчики (с датчиком касания)», «Танец роботов», «Парковка»,
«Транспортировка грузов», «Манипулятор», «Сортировщик».
Соревнования роботов: «Кегельринг», «Скоростная траектория», «Гонки роботов».
5. Знакомство с конструктором LEGO SPIKEPRIME (8 часов).
Правила организации рабочего места. Правила работы с конструктором. Знакомство с
деталями конструктора. Состав конструктора. Название деталей, варианты соединений деталей.
Конструкции вокруг нас.
Промежуточныйконтроль
Проводится в форме контрольного опроса по теории и выполнения самостоятельной
творческой работы по практике. Вопросы составлены по изученным темам программы за 1-е
полугодие.
6. Конструирование и программированиеLEGOSPIKEPRIME (36 часов).
Программное обеспечение LEGO SpikePRIME. Окно программы, панели инструментов.
Составление программы. Передача программы. Запуск программы. Корректировка программы.
Составление простейших программ по шаблону. Отладка роботов. Влияние различных
параметров на работу модели робота.
Знакомство с датчиками. Датчик цвета. Датчик касания. Ультразвуковой датчик. Сборка
моделей. Демонстрация моделей. Прочность конструкции и способы повышения прочности.
Практические работы: «Движение», «Обнаружение предмета», «Препятствие, объезд
препятствия», «Черная линия».
Соревнования роботов: «Кегельринг», «Езда по черной линии».
5. Создание творческих проектов (32 часа).
Обсуждение с обучающимися вариантов возможных проектов. Определение темы.
Обсуждение конструкторских конструкций.
Разработка собственных проектов. Конструирование и программирование роботов.
Самостоятельная разработка проектов.
Возможные темы творческих проектов: «Робот-помощник», «Умный дом»,
«Роботизированный комплекс» и другие.
Представление и защита проектов.
6. Повторение (10 часов).
Повторение изученного материала в течение года по теории и практике.
7. Промежуточная аттестация за 1 год обучения по программе(4 часа).
Проводится в форме контрольного опроса по теории и выполнения самостоятельной
творческой работы по практике. Вопросы составлены по изученным темам программы в
течение года.

8.Заключительное занятие (2 часа).
Подведение итогов по программе за 1 год обучения, сообщение учебного плана на 2 год
обучения.
Содержание программы
2 года обучения
1. Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).
Сообщение цели и задач программы обучения, проведение беседы о правилах поведения
в кабинете, пожарной безопасности, действиях в случае чрезвычайных ситуаций. Знакомство с
правилами внутреннего распорядка в Центре детского и юношеского творчества. Вводный
инструктаж по технике безопасности.
2. Конструирование и программированиеLEGOSpikePRIME (20 часов).
Программное обеспечение LEGO SpikePRIME. Окно программы, панели инструментов.
Составление программы. Передача программы. Запуск программы. Корректировка программы.
Составление простейших программ по шаблону. Отладка роботов. Влияние различных
параметров на работу модели робота.
Знакомство с датчиками. Датчик цвета. Датчик касания. Ультразвуковой датчик. Сборка
моделей. Демонстрация моделей. Прочность конструкции и способы повышения прочности.
Практические работы: «Движение», «Обнаружение предмета», «Препятствие, объезд
препятствия», «Черная линия».
Соревнования роботов: «Кегельринг», «Езда по черной линии».
3. Конструирование и программированиеLEGOMINDSTORMSEV3 (20 часов).
Составление простейших программ по шаблону. Отладка роботов. Влияние различных
параметров на работу модели робота.
4. Знакомство с языками программирования (8 часов).
Языки программирования, примеры. Выбор языка программирования для выполнения
конкретной задачи. Написание простейших программ.
Практическая работа.
Промежуточная аттестация.
Проводится в форме контрольного опроса по теории и выполнения самостоятельной
творческой работы по практике. Вопросы составлены по изученным темам программы за 1-е
полугодие.
5. Создание творческих проектов (74 часа)
Обсуждение с обучающимися вариантов возможных проектов. Определение темы.
Обсуждение конструкторских конструкций.
Разработка собственных проектов. Конструирование и программирование роботов.
Самостоятельная разработка проектов.
Возможные темы творческих проектов: «Шагающий робот», «Сортировщик», «Чистый
город» и другие.
Представление и защита проектов.
6. Повторение (10 часов).
Повторение изученного материала в течение года по теории и практике.
7. Итоговый контроль знаний (4 часа).

Проводится в форме контрольного опроса по теории и выполнения самостоятельной
творческой. Вопросы составлены по изученным темам программы за весь период обучения.
8. Заключительное занятие (2 часа).
Подведение итогов по программе за 2 года обучения. Собеседование.
Методическое оснащение программы
Формы и методы организации учебной деятельности
Наряду с традиционным учебным занятием, в работе
широко используются
нетрадиционные формы занятий, к которым относятся: занятие-игра, занятие-соревнование,
занятие-путешествие, викторина. Нетрадиционные формы занятий помогают в формировании
основных понятий программы обучения, адаптации учебного материала к возрастным
особенностям обучающихся, применении полученных ими знаний в жизни, развитии
интеллекта, эрудиции, расширении кругозора.
Для стимулирования у обучающихся мотивации к приобретению знаний, умений и
навыков используются следующие методы воспитания: убеждение, поощрение, создание
ситуации успеха, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий.
В образовательном процессе используются методы обучения:
• словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, диалог);
• письменные работы (опорный конспект);
• практический (выполнение заданий по темам);
• репродуктивный (выполнение практических работ);
• наглядный метод (таблицы, схемы);
• частично-поисковый (сообщение части знаний, а часть обучающиеся находят
самостоятельно, выполнение творческой работы);
• метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск
ответа на поставленную проблему).
Для осуществления образовательного процесса используются элементы педагогических
технологий:
• личностно-ориентированного обучения,
• коллективной творческой деятельности,
• исследовательского (проблемного) обучения,
• проектного обучения,
• развивающего обучения,
• информационно-коммуникационные технологии.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
• конспекты занятий, мероприятий,
• материалы для проведения бесед по здоровому образу жизни,
• карточки-задания,
• карточки контроля знаний,
• опорные конспекты по темам программы,
• базовые схемы сборки роботов.
Физкультминутки и упражнения для глаз проводятся с обучающимися на каждом занятии
Материалы постоянно обновляются, корректируются (Приложение 6-8).

Литература
Для педагога:
•
•
•

Руководство пользователя конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Справочная система программного обеспечения для учителя системы программирования
LegoEducationMindstorms EV3.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. М.: Наука, 2011. —264 с.

Для детей и родителей:
•
•

Руководство пользователя конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. М.: Наука, 2011. —264 с.

Интернет-ресурсы для педагога, детей и родителей:
•
•
•
•

Как сделать робота: схемы, микроконтроллеры, программирование [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://myrobot.ru/stepbystep.
Международные соревнования роботов WorldRobotOlympiad (WRO) [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://wroboto.ru/competition/wro.
Программы «Робототехника»: Инженерные кадры России [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.robosport.ru.
Сайт компании «Образовательные решения ЛЕГО» [Сайт]. Режим доступа:
http://education.lego.com/ru-ru.

Календарный учебный график
Количество учебных недель: 36
Срок реализации программы: 2 года
Объём программы: 288часов
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (1 час – 45 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
Во время каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается
изменение расписания.
1 год обучения

1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Месяц
Тема
Сентябрь Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Сентябрь Диагностика первоначальных знаний
Знакомство с конструктором LEGO
MindstormsEV3
Сентябрь Состав конструктора
LegoMindstormsEV3
Сентябрь Организация рабочего места
Сентябрь Оборудование для робототехники
Сентябрь Работа с конструктором
Конструирование и
программирование
LegoMindstormsEV3

Сентябрь Конструирование. Конструкторские
решения
Сентябрь Базовая модель робота
Октябрь Программное обеспечение
LegoMindstormsEV3
Октябрь Программа: составление, запуск,
корректировка
Октябрь Движение вперед-назад
Октябрь Движение с поворотами
Октябрь Движение в цикле
Октябрь Отладка роботов
Октябрь Датчики: виды, принципы работы
Октябрь Датчик касания
Октябрь Гироскопический датчик
Ноябрь Ультразвуковой датчик
Ноябрь Датчик цвета
Ноябрь Езда по черной линии с одним датчиком
цвета
Ноябрь Езда по черной линии с двумя датчиками
цвета

Теория Практика
2
1
3

1
5

1

1

1
1
10

1
1
2
32

1

1

1
1

1
1

1

1

2
-

2
2
2
2
2
2
2
2
2

-

2

Форма контроля
Собеседование
Собеседование
Собеседование,
наблюдение

Собеседование,
контрольный
опрос,
наблюдение,
самостоятельная
творческая
работа

22.

Ноябрь

23.
24.

Ноябрь
Ноябрь

25.

Ноябрь

26.
27.

Ноябрь
Декабрь
Декабрь

28.
29.
30.

Декабрь
Декабрь
Декабрь

31.
32.

Декабрь
Декабрь

33.

Декабрь

34.

Январь

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Январь
Январь
Январь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль

49.

Февраль

50.

Март

Конструкторские решения. Сборка
роботов
Отладка роботов (Езда по черной линии)
Соревнования роботов "Езда по черной
линии"
Конструкторские решения. Сборка
роботов
Отладка роботов (Кегельринг)
Как победить в соревнованиях?
Знакомство с конструктором LEGO
SpikePRIME
Состав конструктораLEGO SpikePRIME
Организация рабочего места
Работа с конструктором
Конструирование и
программирование LEGOSpikePRIME

1

1

-

2
2

1

1

2
2

2
4

1
1
6

1
1
2
30

Базовая модель робота
Конструирование. Конструкторские
решения
Программное обеспечение
LEGOSpikePRIME
Программа: составление, запуск,
корректировка
Движение роботов
Плавный поворот
Движение в цикле
Датчик касания
Датчик цвета
Датчик ультразвука
Езда по черной линии
Отладка роботов
Слалом (объезд препятствий)
Отладка роботов
Соревнования роботов
Корректировка программ
Демонстрация моделей роботов
Как победить в соревнованиях?
Создание творческих проектов

1
1

1
1

1

1

1

1

2
8

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24

Творческий проект: каким он может
быть?
Разработка идеи проекта

2

-

2

-

Собеседование,
наблюдение

Собеседование,
контрольный
опрос,
наблюдение,
самостоятельная
творческая
работа

Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая
работа,
выставка

51.
52.
53.
54.
55.

Март
Март
Март
Март
Март

56.

Март

57.
58.

Март
Апрель

59.
60.
61.
62.
63.

Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель

64.

Апрель

65.
66.
67.
68.
69.

70.
71.
72.

Апрель
Апрель
Май
Май
Май

Май
Май
Май

Изучение различных моделей роботов
Сборка роботов (базовая модель)
Сборка роботов (движение)
Сборка роботов (датчики)
Сборка роботов (прочность
конструкции)
Сборка роботов (устойчивость
конструкции)
Сборка роботов (исследование моделей)
Сборка роботов (конструкторские
решения)
Программирование роботов
Корректировка программы
Создание презентации проекта
Представление творческих проектов
Выставка и демонстрация моделей
роботов
Как создать успешный проект?
Повторение

2
-

2
2
2
2

-

2

-

2
2

-

2
2
2
2
2

2
2

8

Повторение (теория)
Повторение (движение роботов)
Повторение (работа с датчиками)
Повторение (отладка роботов)
Повторение (корректировка программ)
Промежуточная аттестация

2
2

2
2
2
2
2

Промежуточная аттестация (теория)
Промежуточная аттестация (практика)
Заключительное занятие
Итого:

2
1
37

2
1
107

Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая
работа

Контрольный
опрос,
самостоятельная
творческая
работа,
выставка
Собеседование

Приложение 1
Мониторинг
результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе «Робототехника»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.
Теоретическа
я подготовка

2.
Практическая
подготовка

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний
обучающихся
программным
требованиям;
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям,
креативность в
выполнении
практических
заданий

Степень выраженности
оцениваемого качества
Высокий уровень (100-80%) –
обучающийся освоил
практически весь объём
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период; специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием
Средний уровень (79-50%) –
объём усвоенных знаний
составляет более ½;
обучающийся сочетает
специальную терминологию с
бытовой
Низкий уровень (менее 50%)
– обучающийся овладел менее
чем ½ объёма знаний,
предусмотренных
программой; обучающийся
избегает употреблять
специальные термины
Высокий уровень (100-80%) –
Ребенок действует
самостоятельно,
воспроизводит конструкцию
правильно по образцу, схеме,
не требуется помощь
взрослого. Самостоятельно
создает развернутые замыслы
конструкции, может
рассказать о своем замысле,
описать ожидаемый результат,
назвать некоторые из
возможных способов
конструирования.
Самостоятельно осуществляет
программирование робота.
Вносит необходимые
корректировки в программу
управления роботом.

Баллы
4-5

Формы
проведения
аттестации
(контроля)
Собеседование,
контрольный
опрос

2-3

0-1

4-5

Наблюдение,
творческая
работа,
самостоятельная
работа

3. Общеучебные умения и
навыки

Понимание
учебной задачи.
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям.
Умение
пользоваться

Средний уровень (79-50%) –
Ребенок допускает
незначительные ошибки в
конструировании по образцу,
схеме, но самостоятельно
«путем проб и ошибок»
исправляет их. Способы
конструктивного решения
находит в результате
практических поисков. Может
создать условную
символическую конструкцию,
но затрудняется в объяснении
ее особенностей.
Самостоятельно осуществляет
программирование робота.
Допускает незначительные
ошибки. Вносит необходимые
корректировки в программу
управления роботом.
Низкий уровень (менее 50%)
– Допускает ошибки в выборе
и расположении деталей в
постройке, готовая постройка
не имеет четких контуров.
Требуется постоянная помощь
взрослого. Неустойчивость
замысла – ребенок начинает
создавать один объект, а
получается совсем иной и
довольствуется этим.
Нечеткость представлений о
последовательности действий
и неумение их планировать.
Объяснить способ построения
ребенок не может.
Самостоятельно осуществлять
программирование робота не
может, необходима помощь
педагога.
Высокий уровень (100-80%) –
обучающийся освоил
практически весь объём
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период, не испытывает
особых трудностей
Средний уровень (79-50%) –
объём усвоенных навыков
составляет более ½,
обучающийся работает с
информационными

2-3

0-1

4-5

2-3

Наблюдение

схемами,
памятками,
ресурсами сети
Интернет.

источниками с помощью
педагога

Низкий уровень (менее 50%)
– обучающийся овладел менее
чем ½ объёма навыков,
испытывает серьёзные
затруднения при работе с
информационными
источниками, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога
Уровень знаний:
Высокий уровень (100-80%) – 12-15 баллов
Средний уровень (79-50%) – 8-11 баллов
Низкий уровень (менее 50%) – 0-7 баллов

0-1

Приложение 2
Промежуточная аттестация
по дополнительной общеобразовательной программе
«Робототехника»
Вопросы для контрольного опроса по теории:
Правила организации рабочего места.
Правила работы с конструктором.
Состав конструктора. Название деталей.
Варианты соединений деталей. Виды конструкций.
Принцип работы датчиков.
Программное обеспечение.
Окно программы, панели инструментов.
Название блоков программы.
Правила написания программы.
Передача программы. Запуск программы.
Корректировка программы.
Этапы создания проекта.
Создание модели по замыслу.
Задание для самостоятельной творческой работы
Конструирование базовой модели робота «Робот-пятитминутка». Использование
различных конструкторских решений.
Составление программы для езды по черной линии. Отладка робота. Влияние различных
параметров на работу модели робота.
Выполнение практического задания.

Приложение 3
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся
__________________учебного года
Название объединения____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________
№ группы _______ Год обучения ___1_____
Дата проведения _____________
Форма проведения _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Содержание аттестации ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Члены аттестационной комиссии: __________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Результаты промежуточной аттестации
№

Фамилия, имя
обучающегося

Теоретичес Практическ Общеучеб- Итоговая Уровень
кая
ая
ные
оценка
освоения
подготовка подготовка
знания,
программы
умения

Уровень освоения программы:
высокий – чел. %
средний – чел. %
низкий –
чел. %
Педагог _________________
Члены аттестационной комиссии ______________
_____________
_____________

Приложение 4
Итоговый контроль знаний
по дополнительной общеобразовательной программе
«Робототехника»
Вопросы для контрольного опроса по теории:
Правила организации рабочего места.
Правила работы с конструктором.
Состав конструктора. Название деталей.
Варианты соединений деталей. Виды конструкций.
Принцип работы датчиков.
Программное обеспечение.
Окно программы, панели инструментов.
Название блоков программы.
Правила написания программы.
Передача программы. Запуск программы.
Корректировка программы.
Этапы создания проекта.
Создание модели по замыслу.
Задание для самостоятельной творческой работы
Создание творческого проекта. Конструирование модели робота по замыслу.
Использование различных конструкторских решений.
Составление программы для езды робота. Отладка робота. Влияние различных
параметров на работу модели робота.
Представление проекта.

Приложение 5
Протокол
итогового контроля обучающихся
__________________учебного года
Название объединения____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________
№ группы _______ Год обучения ________
Дата проведения _____________
Форма проведения _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Содержание аттестации ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Члены аттестационной комиссии: ___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Результаты итоговогоконтроля
№

Фамилия, имя
обучающегося

Теоретичес Практическ Общеучеб- Итоговая Уровень
кая
ая
ные
оценка
освоения
подготовка подготовка
знания,
программы
умения

По результатам итоговой аттестации _______ обучающихся закончили обучение по программе.
Оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году) _____
Уровень освоения программы:
высокий – чел. %
средний – чел. %
низкий –
чел. %
Педагог _________________
Члены аттестационной комиссии ____________
_____________
_____________

Приложение 6
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК
Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ
различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или
систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким либо причинам выполнить нет возможности.
Физкультминутка общего воздействия
1 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед.
Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой
вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются
размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к
животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз.
Темп средний.
2 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - 2 - дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3 - 4 - то же, но
круги наружу. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 - 3 - круг правой рукой
вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на
пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки
на пояс. 4 - и.п. 1 - 4 - то же влево. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
3 комплекс
1. И.п. - стойка ноги врозь, 1 - руки назад. 2 - 3 - руки в стороны и вверх, встать на носки. 4
- расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом
туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 - и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить
6 - 8 раз. Дыхание не задерживать.
4 комплекс
1. И.п. - руки в стороны. 1 - 4 - восьмеркообразные движения руками. 5 - 8 - то же, но в
другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Дыхание
произвольное.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - 3 - три пружинящих движения тазом вправо,
сохраняя и.п. плечевого пояса. 4 - и.п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
Дыхание не задерживать.
3. И.п. - о. с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 руки за голову. 4 - и.п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных

кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата
вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения,
особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое
кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти
вперед. 3 - 4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками
назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3. И.п. - сидя на стуле. 1 - 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 - 4 - голову
наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2 комплекс
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом
туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив
себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз.
Темп быстрый.
3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево.
Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3 комплекс
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо,
голову повернуть налево. 2 - и.п. 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. - о.с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение
рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп
быстрый.
3. И.п. - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 - голову наклонить влево. 4 и.п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4 комплекс
1. И.п. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны. 1 - 3 - три рывка согнутыми руками внутрь: правой
перед телом, левой за телом. 4 - и.п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп
быстрый.
3. И.п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и.п. 5 голову повернуть направо. 6 - и.п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и.п. Повторить 4 - 6 раз.
Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных
мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.
1 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с,
расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1 - 2 - два пружинящих рывка назад согнутыми
руками. 3 - 4 - то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 4 - четыре последовательных круга руками назад. 5 - 8 - то
же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить
расслаблением. Темп средний.
2 комплекс
1. И.п. - о.с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз.
Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1 - 4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие
воронкообразные движения. 5 - 8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти
кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - тыльной стороной кисти на пояс. 1 - 2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3
- 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно.
Темп медленный.
3 комплекс
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 - дугой кверху расслабленно
правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и.п. 3 4 - то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - 4 - зигзагообразными движениями руки в
стороны. 5 - 6 - руки вперед. 7 - 8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы
плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 - 8 раз.
Темп средний.
4 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - дугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки
за голову, голову наклонить вперед. 3 - "уронить" руки. 4 - и.п. Повторить 4 - 6 раз. Темп
средний.
2. И.п. - руки к плечам, кисти в кулаках. 1 - 2 - напряженно повернуть руки предплечьями
и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и.п.
Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук.
Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить
вперед. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное
кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений кровои лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
1 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 - и.п. 3 - 4 - то же в другую
сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и.п. 3 - наклон вперед, руки впереди. 4 - и.п.
Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 3 - круговые движения тазом в одну
сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2 комплекс
1. И.п. - о.с. 1 - выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 - толчком левой
приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз.
Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1 - 2 - присед на носках, колени врозь, руки вперед - в стороны. 3 - встать на
правую, мах левой назад, руки вверх, 4 - приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть
руками. 5 - 8 - то же с махом правой ногой назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз,
левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз.
Темп средний.
3 комплекс
1. И.п. - руки скрестно перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону, руки дугами
книзу, в стороны. 2 - и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны. 1 - полуприсед на правой,
левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону.
Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3. И.п. - выпад левой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто
расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
4 комплекс
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз.
Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах
руками влево. 2 - то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4 - 6 раз.
Темп средний.
2. И.п. - руки в стороны. 1 - 2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 - выпрямляя ноги,
наклон вперед, руками коснуться пола. 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко
повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 8 раз. Темп средний.

Приложение 7
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном
дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза,
расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не
доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем
посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с
фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль
на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5
раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и
посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6.
Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами
вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть
вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать
движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6.
Повторить 3 - 4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на
счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4,
опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет
1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в
левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2
раза.

Приложение 8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».