Пояснительная записка «Прошла война! Прошла страда, Но боль взывает к юдям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!» А. Твардовский Направленность программы – художественная Тип программы – модифицированная Уровень программы – продвинутый Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав МАУ ДО ЦДЮТ. Программа творческой группы «Музы не молчали» разработана и реализуется к празднованию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945г.). Работая в творческой группе по подготовке проекта, учащимся представится возможность познакомиться с музыкой, поэзией, документальной кинохроникой, которые в годы суровых испытаний и годы священной войны не молчали, а вели в бой, становились оружием, разящим врагов нашей Родины. В проекте используются песни, стихи, сочинения художественной литературы, видеоматериалы, в основу которых легли реальные события Великой отечественной войны. Большое внимание в программе (проекте) уделено сбору информации, изучению литературы, знакомство с биографией композиторов. Основные этапы содержания занятий включают в себя работу над песенным материалом, литературно-художественным прочтением композиции и актёрской игрой. Итогом программы (проекта) является концертное исполнение литературно-музыкальной композиции «Музы не молчали».Сюда входит исполнение песен ВОВ, стихи и отрывки из литературных произведений авторов того времени. По сути, это музыкально-театральный мини-спектакль, главным в котором являются музыка и песни ВОВ.В сценарии может происходить дополнение, или заменаотдельных вокальных, литературных, либо хореографических номеров, которые соответствуют подготовленности детей и их физиологическим мутационным особенностям. Время выступления может варьироваться от 20 до 30 минут. Перспектива программы (проекта): встречи и выступления перед ветеранами ВОВ и тружениками тыла, а также просветительская деятельность (исполнение) в общеобразовательных учреждениях, библиотеках, музее, ДИПИ,праздничных мероприятиях к «Дню Победы». Цель программы: воспитание патриотических чувств детей посредством музыки и поэзии. Задачи программы: - определить значение и роль музыки в годы Великой отечественной войны. - собрать материал о песнях, звучавшей в годы Великой отечественной войны. - ощутить историческую значимость композиторов и поэтов, творивших во время ВОВ. - совершенствовать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся. - развивать чувство гордости за отечественную музыку и историю страны. Актуальность программы. Данная программа является продолжением в обучении, развитии вокально-сценических способностей подготовленных детей 12-15 лет. Особенность её в том, что онаразработана для реализации результатов обучения во время праздничных мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Новизна программыв первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального и группового педагогического воздействия на формирование патриотических качеств обучающихся. Отличается тем, что позволяет через дополнительное образование расширить возможности совершенствования вокальноактёрских способностей. А содержание программы (проекта) «Музы не молчали» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса детей посредством изучения материала времён ВОВ. Вокальные номера могут быть использованы как в общей композиции, так и отдельно участвовать в других концертных и конкурсных мероприятиях патриотической направленности. Возможно участие в программе (проекте) хореографических коллективов с отдельными танцевальными номерами. Возрастной состав обучающихся – 12-17 лет Количество обучающихся: 1 год обучения: 5-8 человек; 2 год обучения: 5-8 человек; Распределение учебных часов: 1 год обучения: 72 часа 2 год обучения: 72 часа Срок реализации программы – 2 года Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная Формы контроля Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Это наблюдение, диагностика, опрос, концертные и конкурсные выступления. Методическое обеспечение программы Методической составляющей является сборники, пособия и исследования исторических событий ВОВ, музыкальные сборники композиторов-песенников, поэтов и писателей того времени: К.Симонова, А.Твардовского, В Блантера, Д.Шостаковича, А.Новикова, М.Матусовского. Также современных авторов -В.Осошник, М.Фрадкин, А.Королькевич, А.Петряшева и др.В программе активно используются рекомендации по развитию вокально-технических навыков Д.Огороднова. Авторские методические приёмы и рекомендации Г.Исаевой, И. Цукановой, О. Донской, и других современных педагоговвокалистов. Ожидаемые результаты после освоения программы После окончания 1 года обучения, обучающиеся должны знать и уметь: - жанры вокальной музыки; - произведения песенного жанра военных лет; - композиторов и поэтов-песенников ВОВ; - петь чисто и слаженно унисон и многоголосие; - работать в сценическом образе; пластично двигаться; - передавать эмоции исполняемых произведений; показать целостность музыкальной композиции; После окончания 2 года обучения, обучающиеся должны знать и уметь: - жанры вокальной музыки; - произведения песенного жанра военных лет; - петь без сопровождения; - петь легким звуком, без напряжения; - спеть выразительно, осмысленно; - работать в сценическом образе; пластично двигаться; - показать целостность музыкальной композиции; - участвовать в конкурсах патриотической направленности. Учебный план 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Содержание занятий Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Обзор проекта. Подбор репертуара и поэтического текста. Знакомство с поэтами и композиторамипесенниками Великой Отечественной войны. Работа над музыкальной частью проекта. Подбор репертуара и музыкального сопровождения. Подбор поэтического текста. Определение чтецов-исполнителей. Всего часов Теор ия 1 1 Пра кти ка - Форма контроля 2 6 1 2 1 4 2 4 2 2 2 Прослушивание 4 2 2 Наблюдение Беседа Собеседование 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Подбор и работа над репертуаром. Работа над текстом. Работа над песней. Актёрская работа. Эмоциональный образ в тексте. Работа с песней и литературным текстом. Соединение текста и песни. Эмоциональный образ песни. Интонация текста. Работа над репертуаром. Сценическое движение. Работа над сценами. Соединение и работа с фонограммами. Подготовка демонстрационного видеоматериала. Соединение частей композиции. Генеральные прогоны. Концертные выступления. Участие в конкурсах. Повторение репертуара. Запись демоверсии проекта. 6 6 4 1 1 5 6 3 8 - 8 2 1 8 3 3 3 1 1 1 1 1 8 2 3 2 3 2 2 - 3 2 2 2 - 2 Итого: 72 Прослушивание Наблюдение Прослушивание Наблюдение Конкурсные выступления Прослушивание Содержание программы 1 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Обзор проекта. Знакомство с темой и структурой проекта.Подбор репертуара и поэтического текста. Знакомство с поэтами и композиторами-песенниками Великой Отечественной войны. Исторические события. Кто такие композиторы и поэты-песенники. Их роль в подъёме и поддержке патриотического духа солдат во время Великой Отечественной войны. Работа над музыкальной частью проекта. Отбор музыкального сопровождения театральных сцен. Подбор репертуара и музыкального сопровождения. Подбор тематического репертуара, соответствующего возрасту и вокально-техническим данным учащихся. Музыкальные заставки. Подбор поэтического текста. Определение чтецов-исполнителей. Стихи и проза, отрывки из писем и воспоминаний фронтовиков.Исследования статистических данных о войне. Подбор и работа над репертуаром. Подбор песен войны и современных песенных композиций времён Великой Отечественной войны. Разбор по сложности исполнения. Разучивание мелодии, работа над интонацией и ритмом. Работа над артикуляцией и дикцией литературного текста. Вокальная работа: чистота интонирования, динамика, дыхание. Работа над текстом. Работа над песней. Артикуляция и дикция: правильное произношение литературно-поэтического текста. Чтение стиха с выражением и правильной интонацией. Разбор песни по музыкальным фразам, образ песни, эмоциональная подача, работа над дыханием. Актёрская работа. Эмоциональный образ в тексте.Проживание литературного стиха; работа над образами чувств разлуки, гордости за Родину; любви к родному дому, семье; отваги и смелости; защиты родной страны от врага. Работа с песней и литературным текстом. Соединение текста и песни. Разучивание мелодии, чистота интонации, динамика, ритм. Работа в ансамбле: многоголосие, унисон, строй. Прочтение литературного текста: артикуляция и дикция. Интонация стиха, фразировка, эмоциональная передача текста. Соединение текста и песни по фрагментам. Эмоциональный образ песни. Разбор содержания песни. Определение кульминации, структуры и формы. Исторический разбор и анализ песни. Интонация текста. Произношение и говорение. Правильные акценты и интонация поэтического текста. Работа над репертуаром. Разучивание мелодии, чистота интонации, работа в ансамбле и соло. Динамика, кульминация, нюансы, ведение музыкальных фраз, работа с фонограммой «минус». Сценическое движение. Работа над сценами. Пластика движений, владение в пространстве, распределение постановки на сцене. Работа над сценами композиции. Соединение и работа с фонограммами. Техническое обеспечение фонограммами «Минус 1». Прослушивание сопровождение, определение кульминации, пение с фонограммой. Подготовка демонстрационного видеоматериала. Отбор видео документальных кадров ВОВ, для сопровождения поэтических номеров и заставок. Соединение частей композиции. Работа над целостностью театральных сцен, соединение всех частей, работа со звукооператором. Генеральные прогоны. Репетиции и заключительные прогоны всего выступления. Концертные выступления. Участие в конкурсах. Повторение репертуара. Запись демоверсии проекта. Повторение песен и стихов. Запись песен и сцен проекта в студии звукозаписи. Учебный план 2 год обучения № Содержание занятий Всего часов Теория Практи ка 2 1 1 4 2 2 Форма проведения контроля Собеседовани е 2 - 2 4. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика голосового аппарата. Работа над литературным текстом и сценарием. Повторение музыкального сопровождения. Прослушивание. Работа над песенным репертуаром. 16 - 16 Прослушиван ие Наблюдение 5. Работа над литературным текстом по ролям. 8 - 8 Прослушиван 1. 2. 3. ие, наблюдение Работа над театрализацией и постановкой сцен композиции. Подготовка демонстрационного видеоматериала. Актёрская работа. Эмоциональный образ песни и подачи литературного текста. 8 2 6 6 2 4 8 - 8 Сведение сцен композиции, видеоматериалов, фонограмм. 8 - 8 10. Генеральные прогоны 4 - 4 11. Концертные выступления. Участие в конкурсах. 6 - 6 6. 7. 8. 9. Итого: Собеседовани е, Наблюдение Прослушиван ие, наблюдение Концертные выступления, участие в конкурсах 72 Содержание программы 2 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика голосового аппарата. Инструктаж по технике безопасности. Обзор проекта. Диагностика голосового аппарата. Работа над литературным текстом и сценарием. Прочтение текста сценария, повторение стихов. Чтение с выражением, с чёткой артикуляцией и дикцией. Повторение музыкального сопровождения. Сопровождение иллюстрационного материала, музыкального фона и заставок. Работа над песенным репертуаром. Разучивание мелодии, чистота интонации, работа в ансамбле и соло. Динамика, кульминация, нюансы, ведение музыкальных фраз, работа с фонограммой «минус». Работа над литературным текстом по ролям. Распределение ролей между обучающимися. Чтение литературного текста по ролям. Работа над образом. Работа над театрализацией и постановкой сцен композиции. Актёрские этюды. Постановка сцен и движение актёров-детей при исполнении стихов и песен. Подготовка демонстрационного видеоматериала. Подбор и составление видеотеки, документальных кадров с исторических мест и событий для демонстрации во время исполнения сцен. Актёрская работа. Эмоциональный образ песни и подачи литературного текста. Проживание литературного стиха; работа над образами чувств разлуки, гордости за Родину; любви к родному дому, семье; отваги и смелости; защиты родной страны от врага. Сведение сцен композиции, видеоматериалов, фонограмм. Работа над целостностью театральных сцен, соединение всех частей, работа со звукооператором. Работа с фонограммами, видеоматериалами. Генеральные прогоны. Репетиции и заключительные прогоны всего выступления. Концертные выступления. Участие в конкурсах. Список литературы 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М., 2000 2. Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного вокала. – Р-Д, 2009 3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей-М., 2006 4. Королькевич А. «А музы не молчали» - Л: Лениздат, 1965 5. Менабени А. Методика обучения сольному пению. - М. «Просвещение» 1987 6. ОгородновД.. Музыкальнопевческое воспитание детей в общеобразовательной школе, - К. - «МузычнаУкрайина», 1989. 7. «Песни войны и Победы» Клуб 36.6, 2010 8. Стрельникова А. Дыхательная гимнастика. - М., 2005 9. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. - М.: Классикс стиль, 2005 10. Репертуарные сборники песен и музыкальные пособия. Интернет-ресурсы 1. Материалы сайта http://www.myshared.ru/slide/238195/ 2. Фонограммы: https://www.labirint.ru/books/277909/http://xminus.pro/track/292837 Календарный учебный график Программа «Музы не молчали» Количество учебных недель в году: 36 Срок реализации программы: 2 года Объём программы: 72 часа Режим проведения занятий:занятия по предметам, согласно учебному расписанию и году обучения по программе. Формы организации занятий: групповая Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается изменение расписания. Приложение 1 Репертуарный план 1. В.Осошник «А закаты алые» 2. А.Александров «Священная война» 3. Д.Шостакович 7 симфония «Ленинградская» (тема нашествия) 4. В.Высоцкий «Так случилось, мужчины ушли» 5. М.Фрадкин «У деревни Крюково» 6. А.Новиков «Смуглянка» 7. Б.Мокроусов «Песенка фронтового шофёра» 7. К.Симонов «Жди меня» 8. М.Исаковский «Огонёк» 9. Попурри из военных песен 10. А.Петряшева «Я хочу, чтобы не было войны» 11. М.Ножкин «Последний бой» 12. Д.Тухманов «День Победы»