Муниципальное казенное учреждение
Управление образования Ковдорского муниципального округа
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Ковдорского муниципального округа
«Центр детского и юношеского творчества»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАУ ДО ЦДЮТ
Протокол №3
от 16.10.2025г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАУ ДО ЦДЮТ
№ 206
от 24.11.2025г.
Врио директора_________/Титова С.В./
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Новогодние сладости»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1 месяц
Автор-составитель:
Чигирева. М.Н, педагог
дополнительного образования;
г. Ковдор
2025
Пояснительная записка
Направленность программы - социально-гуманитарная
Уровень программы – стартовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Краткосрочная программа «Новогодние сладости» призвана погрузить ребенка в
предпраздничную творческую атмосферу, где он сможет не только научиться готовить
любимые лакомства, но и откроет для себя мир полезных альтернатив, осознанного
потребления и кулинарного искусства. В предновогодний период в предверии зимних
праздников, традиционно связанных с изобилием десертов, особенно актуально
формирование у детей понимания, что «вкусно» может быть синонимом «полезно». Как
говорил Гиппократ: «Пусть пища будет вашим лекарством», и эта программа учит, как
применить этот принцип к созданию праздничного меню.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у детей
культуры здорового питания даже в контексте праздничных гастрономических традиций.
Программа отвечает естественному интересу детей к кулинарии и кондитерскому делу,
предоставляя им безопасные и адаптированные инструменты для творчества. Возможность
реализации в очном и дистанционном форматах делает программу гибкой и доступной, что
соответствует вызовам современного образования.
Отличительные особенности программы заключаются в ее двойной
направленности: погружение в новогоднюю тематику и одновременное развитие навыков
осознанного выбора продуктов. Программа
ориентированный и интерактивный характер.
носит
ярко
выраженный
практико-
Новизна программы состоит в интеграции традиционных новогодних мотивов
(пряники, мармелад, конфеты) с технологиями здорового питания (использование
цельнозерновой муки, натуральных подсластителей, фруктовых пюре).
Цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся комплекса знаний,
практических умений и ценностного отношения к приготовлению полезных новогодних
сладостей, способствующих развитию кулинарной грамотности и здоровых пищевых
привычек.
Задачи программы:
•
•
•
Обучающие:
Обучить технологии приготовления не менее 8 видов полезных новогодних десертов
Сформировать знания о безопасных и санитарных нормах работы на кухне.
Познакомить с основными принципами рационального питания и свойствами
полезных ингредиентов (сухофрукты, орехи, семена, цельнозерновая мука, специи).
Развивающие:
•
•
•
Развивать творческие способности, эстетический вкус и фантазию при создании и
оформлении десертов.
Развивать навыки планирования, самоорганизации и работы с информацией
(рецептами).
Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Воспитательные:
•
•
•
Воспитывать осознанное и ответственное отношение к своему питанию.
Формировать культуру труда и аккуратность.
Прививать интерес к кулинарии как к форме творчества и элементу семейных
традиций.
Предполагаемые результаты:
•
•
•
•
Обучающиеся будут знать:
Правила безопасности и гигиены при работе на кухне.
Основные принципы полезного питания и вред избытка сахара.
Свойства и назначение полезных ингредиентов (сухофрукты, орехи, мед, специи).
Технологию приготовления изученных блюд.
•
•
•
•
Обучающиеся будут уметь:
Самостоятельно и под руководством готовить полезные новогодние десерты.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Творчески оформлять и презентовать готовые блюда.
Организовывать свое рабочее место и убирать его после занятия.
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Количество обучающихся в группе: 7-8 человек
Объём программы: 8 часов
Срок реализации программы: 1 месяц
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, перерыв – 10 минут
Форма организации образовательного процесса: групповая
Условия реализации программы:
1. Оборудование: холодильник, плита бытовая электрическая, жарочный шкаф,
микроволновая
печь,
электрочайник,
электромясорубка,
миксер,
овощерезка,
соковыжималка, электровафельница, весы Кухонная машина Bosch
кухонный инвентарь: набор кастрюль, набор сковородок;
приспособления: набор ножей, терки, венчик, формы кондитерские, доски
разделочные, скалки, сита, дуршлаг, противни из нержавеющей стали, банки для
консервирования, яйцерезки, ложки разливные, ложки соусные,
2. Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор.
Учебный план
«Новогодние сладости»
№
1
2
3
4
Раздел
Вводное занятие.
Безопасная кухня и
волшебные конфеты
Знакомство с
программой. Правила
безопасности, гигиены.
Изучение пользы
сухофруктов и орехов
Новогодний мармелад:
Витаминные
фигурки
Приготовление
фруктового мармелада
(из
сока/пюре)
без
сахара.
«Ёлочки-имбирные
человечки». История
пряников и полезные
специи. Приготовление
и украшение полезных
пряников из
цельнозерновой муки с
минимальным
количеством сахара.
Праздничное ассорти:
Накрываем сладкий
стол. Итоговое занятие.
Принципы сервировки и
презентации. Создание
композиции из всех
Количество часов
всего
теория
практика
2
0.5
1,5
Формы контроля
Собеседование
Беседа
Демонстрация
Практическая
работа.
2
0.5
1,5
Объяснение
Наблюдение
Практическая
работа
2
0.5
1,5
Обсуждение
Практическая
работа
2
0.5
1.5
Проектная
деятельность
Презентация
Дегустация.
приготовленных
десертов.
Подведение итогов
работы по программе.
.
Итого:
8
2
6
Содержание программы «Новогодние сладости»
Занятие 1: Вводное занятие. «Безопасная кухня и волшебные конфеты»
Теория (20-25 минут):
Знакомство с программой «Новогодние сладости».
Инструктаж по технике безопасности: правила работы с электроприборами (блендер),
режущими предметами, духовым шкафом.
Санитарно-гигиенические нормы: важность мытья рук, фруктов и поддержания чистоты
на рабочем месте.
Польза ингредиентов: чем полезны сухофрукты (финики, курага) и орехи? (источник
натуральной энергии, витаминов и клетчатки).
Практика (40-45 минут):
Приготовление «Энергетических шариков».
Измельчение сухофруктов и орехов в блендере.
Смешивание массы и формовка шариков.
Обваливание в кокосовой стружке, какао или кунжуте.
Занятие 2: «Новогодний мармелад: Витаминные фигурки»
Теория (20-25 минут):
Что такое мармелад и как его делают полезным?
Знакомство с желирующими веществами: пектин (фруктовый) vs. желатин. Обсуждение
пользы пектина.
Изучение натуральных красителей и ароматизаторов: фруктовые соки (апельсин, вишня) и
пюре.
Практика (40-45 минут):
Приготовление фруктового мармелада без сахара.
Смешивание фруктового пюре/сока с пектином и натуральным подсластителем (сироп
топинамбура/стевия).
Нагрев и помешивание массы до загустения.
Разлив по силиконовым формам (елочки, звезды, снежинки).
Охлаждение и извлечение готового мармелада.
Занятие 3: «Ёлочки-имбирные человечки»
Теория (20-25 минут):
Краткая история пряников.
Знакомство с полезными специями: корица, имбирь, мускатный орех (их аромат и полезные
свойства).
Изучение альтернатив обычной муке (цельнозерновая, овсяная) и сахару (мед, кленовый
сироп).
Практика (40-45 минут):
Приготовление и украшение полезных пряников.
Замес пряничного теста.
Раскатка теста и формовка фигурок с помощью формочек (человечки, елочки, звездочки).
Выпекание.
Приготовление и нанесение глазури из греческого йогурта или белка нута для украшения.
,
Занятие 4: «Праздничное ассорти: Накрываем сладкий стол»
Теория (15-20 минут):
Основы сервировки и праздничного дизайна.
Как создать красивую композицию? Правила сочетания цветов и текстур.
Искусство презентации: как красиво подать свои десерты.
Практика (50-55 минут):
Создание композиции из всех приготовленных десертов.
Упаковка и сервировка: размещение энергетических шариков, мармелада и пряников на
общем подносе или индивидуальных тарелках.
Украшение стола еловыми веточками, мандаринами, праздочным декором.
Фотосессия готовых работ.
Дегустация и совместное чаепитие. Обмен впечатлениями о программе.
Практический результат: красиво накрытый праздничный сладкий стол, созданный руками
детей.
Методическое оснащение программы
Формы и методы организации учебной деятельности:
Основными формами учебной деятельности по программе являются тематические
беседы, обсуждение, выполнение практических заданий.
Программа предполагает теоретическую и практическую деятельность.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- демонстрационный метод
- задание
- инструктаж
- групповой метод
- практический метод
- фронтальный метод
- ситуационный метод
- игровой метод
- соревновательный метод.
Формы реализации методов:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает изложение материала с
применением картинок, схем, фотографий, видео-уроков, ссылок на сайты по теме
занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа презентаций, видео.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.
Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических карт, объяснения
технологического кулинарного процесса, объяснения правил техники безопасности и
санитарной гигиены.
Практический метод – реализуется в форме приготовления кулинарных изделий.
Диагностика образовательного результата
Формы контроля
Согласно учебному плану предусмотрены входящая диагностика, и итоговый контроль.
В начале освоения программы проводится входящая диагностика, в ходе которой
выясняется первоначальный уровень знаний с целью адаптации образовательной программы
к полученным данным.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе для оценки
результатов освоения тем программы. Диагностика проводится в форме выполнения
самостоятельной практической работы по теме: «Новогодние сладости»
Литература
Литература для педагога:
1. Бедарева Т. – «100 рецептов без заморочек для мам, пап, сыночков и дочек: Пошаговые
фоторецепты». – М.: Новое Небо, 2021.– 288 с.
2. Мотина А. И. "Выпечка без глютена. — М.: Эксмо, 2024. —114 с.
3. Савельева Д. Д. Осознанная кулинария. Полезный конструктор завтраков, обедов и
ужинов на каждый день/ Д.Д. Савельева — М.: Издательство АСТ, 2025. — 114 с.
4. Фадеева Н.И. – «У ребенка лишний вес? Книга для сознательных родителей. Еда без
вреда» – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 197 с.
Литература для детей:
1 Боровская Элга. – «Готовлю сама. Кулинарная книга для современных
девчонок.Белгород: Клуб семейного досуга», 2009. – 320 с.
2 Мялинчиков. С. В. – «Энциклопедия с развивающими заданиями. Маленький шеф» –
М.; ТМ «УМка», 2021. – 48 с.
3 Сотникова Т. Автор – составитель. – «Новогодний стол Очень красиво!». – М.:
Эксмо, 2016. – 64.с.
4 Фадеева Н.И. – «Еда без вреда. Вкусные подсказки. Книга для сознательных детей» –
М.: Альпина Паблишер, 2017. – 104 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
Программа ««Новогодние сладости»»
Педагог: Чигирева М.Н.
Количество учебных недель: 4
Срок реализации программы: 1 месяц
Объём программы: 8 часов
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа (1 час – 45 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю
№
Месяц
Форма занятия
занят
ия
1
ноябрь
Комбинированное
Кол-во
Тема занятия.
часов
Теория, практика
2
Вводное занятие: «Безопасная
кухня и волшебные конфеты»
Первичная диагностика.
Инструктаж по технике
безопасности и правилам
санитарии.
Форма контроля
Собеседование
Демонстрация
Практическая
работа.
Разговор о вреде белого
сахара
Практическая работа:
Приготовление конфет из
сухофруктов и семечек, как
полезная альтернатива
магазинным конфетам.
,
2
декабрь
Комбинированное
2
Новогодний мармелад:
Витаминные фигурки
Приготовление фруктового
мармелада (из сока/пюре) без
сахара.
2
«Ёлочки-имбирные
Анализ работ.
человечки». История пряников Обсуждение
и полезные специи. Практика:
приготовление и украшение
полезных
пряников
из
цельнозерновой муки.
(лекция, просмотр
иллюстраций,
практические
занятия)
3
декабрь
Комбинированное
(лекция, просмотр
иллюстраций,
практические
занятия)
Анализ работ.
Обсуждение
4
декабрь
Комбинированное
(лекция, просмотр
иллюстраций,
практические
занятия)
2
Праздничное ассорти:
Накрываем сладкий стол.
Итоговое занятие. Принципы
сервировки и презентации.
Создание композиции из всех
приготовленных десертов.
Итого: 8 часов
Проектная
деятельность
Презентация
Дегустация
Приложение 2
Диагностика
запросов и потребностей обучающихся объединения «Новогодние сладости»
Вопросы для собеседования
•
•
•
•
С какой целью ты решил(а) изучать данный курс?
Занимаешься ли ты приготовление пищи дома?
Какие блюда ты обычно готовишь дома?
Технологию приготовления каких блюд ты хотел бы изучить?