Программа _Новогодние Сладости_ 2025 гг

Муниципальное казенное учреждение
Управление образования Ковдорского муниципального округа
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Ковдорского муниципального округа
«Центр детского и юношеского творчества»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАУ ДО ЦДЮТ
Протокол №3
от 16.10.2025г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАУ ДО ЦДЮТ
№ 206
от 24.11.2025г.
Врио директора_________/Титова С.В./

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Новогодние сладости»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1 месяц

Автор-составитель:
Чигирева. М.Н, педагог
дополнительного образования;

г. Ковдор
2025

Пояснительная записка
Направленность программы - социально-гуманитарная
Уровень программы – стартовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Краткосрочная программа «Новогодние сладости» призвана погрузить ребенка в
предпраздничную творческую атмосферу, где он сможет не только научиться готовить
любимые лакомства, но и откроет для себя мир полезных альтернатив, осознанного
потребления и кулинарного искусства. В предновогодний период в предверии зимних
праздников, традиционно связанных с изобилием десертов, особенно актуально
формирование у детей понимания, что «вкусно» может быть синонимом «полезно». Как
говорил Гиппократ: «Пусть пища будет вашим лекарством», и эта программа учит, как
применить этот принцип к созданию праздничного меню.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у детей
культуры здорового питания даже в контексте праздничных гастрономических традиций.
Программа отвечает естественному интересу детей к кулинарии и кондитерскому делу,
предоставляя им безопасные и адаптированные инструменты для творчества. Возможность
реализации в очном и дистанционном форматах делает программу гибкой и доступной, что
соответствует вызовам современного образования.
Отличительные особенности программы заключаются в ее двойной
направленности: погружение в новогоднюю тематику и одновременное развитие навыков

осознанного выбора продуктов. Программа
ориентированный и интерактивный характер.

носит

ярко

выраженный

практико-

Новизна программы состоит в интеграции традиционных новогодних мотивов
(пряники, мармелад, конфеты) с технологиями здорового питания (использование
цельнозерновой муки, натуральных подсластителей, фруктовых пюре).
Цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся комплекса знаний,
практических умений и ценностного отношения к приготовлению полезных новогодних
сладостей, способствующих развитию кулинарной грамотности и здоровых пищевых
привычек.
Задачи программы:
•
•
•

Обучающие:
Обучить технологии приготовления не менее 8 видов полезных новогодних десертов
Сформировать знания о безопасных и санитарных нормах работы на кухне.
Познакомить с основными принципами рационального питания и свойствами
полезных ингредиентов (сухофрукты, орехи, семена, цельнозерновая мука, специи).
Развивающие:

•
•
•

Развивать творческие способности, эстетический вкус и фантазию при создании и
оформлении десертов.
Развивать навыки планирования, самоорганизации и работы с информацией
(рецептами).
Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Воспитательные:

•
•
•

Воспитывать осознанное и ответственное отношение к своему питанию.
Формировать культуру труда и аккуратность.
Прививать интерес к кулинарии как к форме творчества и элементу семейных
традиций.
Предполагаемые результаты:

•
•
•
•

Обучающиеся будут знать:
Правила безопасности и гигиены при работе на кухне.
Основные принципы полезного питания и вред избытка сахара.
Свойства и назначение полезных ингредиентов (сухофрукты, орехи, мед, специи).
Технологию приготовления изученных блюд.

•
•
•
•

Обучающиеся будут уметь:
Самостоятельно и под руководством готовить полезные новогодние десерты.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Творчески оформлять и презентовать готовые блюда.
Организовывать свое рабочее место и убирать его после занятия.
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Количество обучающихся в группе: 7-8 человек

Объём программы: 8 часов
Срок реализации программы: 1 месяц
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, перерыв – 10 минут
Форма организации образовательного процесса: групповая
Условия реализации программы:
1. Оборудование: холодильник, плита бытовая электрическая, жарочный шкаф,
микроволновая
печь,
электрочайник,
электромясорубка,
миксер,
овощерезка,
соковыжималка, электровафельница, весы Кухонная машина Bosch
кухонный инвентарь: набор кастрюль, набор сковородок;
приспособления: набор ножей, терки, венчик, формы кондитерские, доски
разделочные, скалки, сита, дуршлаг, противни из нержавеющей стали, банки для
консервирования, яйцерезки, ложки разливные, ложки соусные,
2. Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор.
Учебный план
«Новогодние сладости»
№
1

2

3

4

Раздел
Вводное занятие.
Безопасная кухня и
волшебные конфеты
Знакомство с
программой. Правила
безопасности, гигиены.
Изучение пользы
сухофруктов и орехов
Новогодний мармелад:
Витаминные
фигурки
Приготовление
фруктового мармелада
(из
сока/пюре)
без
сахара.
«Ёлочки-имбирные
человечки». История
пряников и полезные
специи. Приготовление
и украшение полезных
пряников из
цельнозерновой муки с
минимальным
количеством сахара.
Праздничное ассорти:
Накрываем сладкий
стол. Итоговое занятие.
Принципы сервировки и
презентации. Создание
композиции из всех

Количество часов
всего
теория
практика
2
0.5
1,5

Формы контроля
Собеседование
Беседа
Демонстрация
Практическая
работа.

2

0.5

1,5

Объяснение
Наблюдение
Практическая
работа

2

0.5

1,5

Обсуждение
Практическая
работа

2

0.5

1.5

Проектная
деятельность
Презентация
Дегустация.

приготовленных
десертов.
Подведение итогов
работы по программе.
.
Итого:

8

2

6

Содержание программы «Новогодние сладости»
Занятие 1: Вводное занятие. «Безопасная кухня и волшебные конфеты»
Теория (20-25 минут):
Знакомство с программой «Новогодние сладости».
Инструктаж по технике безопасности: правила работы с электроприборами (блендер),
режущими предметами, духовым шкафом.
Санитарно-гигиенические нормы: важность мытья рук, фруктов и поддержания чистоты
на рабочем месте.
Польза ингредиентов: чем полезны сухофрукты (финики, курага) и орехи? (источник
натуральной энергии, витаминов и клетчатки).
Практика (40-45 минут):
Приготовление «Энергетических шариков».
Измельчение сухофруктов и орехов в блендере.
Смешивание массы и формовка шариков.
Обваливание в кокосовой стружке, какао или кунжуте.
Занятие 2: «Новогодний мармелад: Витаминные фигурки»
Теория (20-25 минут):
Что такое мармелад и как его делают полезным?
Знакомство с желирующими веществами: пектин (фруктовый) vs. желатин. Обсуждение
пользы пектина.
Изучение натуральных красителей и ароматизаторов: фруктовые соки (апельсин, вишня) и
пюре.
Практика (40-45 минут):
Приготовление фруктового мармелада без сахара.
Смешивание фруктового пюре/сока с пектином и натуральным подсластителем (сироп
топинамбура/стевия).
Нагрев и помешивание массы до загустения.
Разлив по силиконовым формам (елочки, звезды, снежинки).
Охлаждение и извлечение готового мармелада.
Занятие 3: «Ёлочки-имбирные человечки»
Теория (20-25 минут):
Краткая история пряников.
Знакомство с полезными специями: корица, имбирь, мускатный орех (их аромат и полезные
свойства).
Изучение альтернатив обычной муке (цельнозерновая, овсяная) и сахару (мед, кленовый
сироп).
Практика (40-45 минут):
Приготовление и украшение полезных пряников.
Замес пряничного теста.
Раскатка теста и формовка фигурок с помощью формочек (человечки, елочки, звездочки).

Выпекание.
Приготовление и нанесение глазури из греческого йогурта или белка нута для украшения.
,
Занятие 4: «Праздничное ассорти: Накрываем сладкий стол»
Теория (15-20 минут):
Основы сервировки и праздничного дизайна.
Как создать красивую композицию? Правила сочетания цветов и текстур.
Искусство презентации: как красиво подать свои десерты.
Практика (50-55 минут):
Создание композиции из всех приготовленных десертов.
Упаковка и сервировка: размещение энергетических шариков, мармелада и пряников на
общем подносе или индивидуальных тарелках.
Украшение стола еловыми веточками, мандаринами, праздочным декором.
Фотосессия готовых работ.
Дегустация и совместное чаепитие. Обмен впечатлениями о программе.
Практический результат: красиво накрытый праздничный сладкий стол, созданный руками
детей.

Методическое оснащение программы
Формы и методы организации учебной деятельности:
Основными формами учебной деятельности по программе являются тематические
беседы, обсуждение, выполнение практических заданий.
Программа предполагает теоретическую и практическую деятельность.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- демонстрационный метод
- задание
- инструктаж
- групповой метод
- практический метод
- фронтальный метод
- ситуационный метод
- игровой метод
- соревновательный метод.
Формы реализации методов:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает изложение материала с
применением картинок, схем, фотографий, видео-уроков, ссылок на сайты по теме
занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа презентаций, видео.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.
Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических карт, объяснения
технологического кулинарного процесса, объяснения правил техники безопасности и
санитарной гигиены.
Практический метод – реализуется в форме приготовления кулинарных изделий.

Диагностика образовательного результата
Формы контроля
Согласно учебному плану предусмотрены входящая диагностика, и итоговый контроль.
В начале освоения программы проводится входящая диагностика, в ходе которой
выясняется первоначальный уровень знаний с целью адаптации образовательной программы
к полученным данным.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе для оценки
результатов освоения тем программы. Диагностика проводится в форме выполнения
самостоятельной практической работы по теме: «Новогодние сладости»

Литература
Литература для педагога:
1. Бедарева Т. – «100 рецептов без заморочек для мам, пап, сыночков и дочек: Пошаговые
фоторецепты». – М.: Новое Небо, 2021.– 288 с.
2. Мотина А. И. "Выпечка без глютена. — М.: Эксмо, 2024. —114 с.
3. Савельева Д. Д. Осознанная кулинария. Полезный конструктор завтраков, обедов и
ужинов на каждый день/ Д.Д. Савельева — М.: Издательство АСТ, 2025. — 114 с.
4. Фадеева Н.И. – «У ребенка лишний вес? Книга для сознательных родителей. Еда без
вреда» – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 197 с.

Литература для детей:
1 Боровская Элга. – «Готовлю сама. Кулинарная книга для современных
девчонок.Белгород: Клуб семейного досуга», 2009. – 320 с.
2 Мялинчиков. С. В. – «Энциклопедия с развивающими заданиями. Маленький шеф» –
М.; ТМ «УМка», 2021. – 48 с.
3 Сотникова Т. Автор – составитель. – «Новогодний стол Очень красиво!». – М.:
Эксмо, 2016. – 64.с.
4 Фадеева Н.И. – «Еда без вреда. Вкусные подсказки. Книга для сознательных детей» –
М.: Альпина Паблишер, 2017. – 104 с.

Приложение 1
Календарный учебный график
Программа ««Новогодние сладости»»
Педагог: Чигирева М.Н.
Количество учебных недель: 4
Срок реализации программы: 1 месяц
Объём программы: 8 часов
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа (1 час – 45 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут)
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю
№

Месяц

Форма занятия

занят
ия

1

ноябрь

Комбинированное

Кол-во

Тема занятия.

часов

Теория, практика

2

Вводное занятие: «Безопасная
кухня и волшебные конфеты»
Первичная диагностика.
Инструктаж по технике
безопасности и правилам
санитарии.

Форма контроля

Собеседование
Демонстрация
Практическая
работа.

Разговор о вреде белого
сахара
Практическая работа:
Приготовление конфет из
сухофруктов и семечек, как
полезная альтернатива
магазинным конфетам.
,
2

декабрь

Комбинированное

2

Новогодний мармелад:
Витаминные фигурки
Приготовление фруктового
мармелада (из сока/пюре) без
сахара.

2

«Ёлочки-имбирные
Анализ работ.
человечки». История пряников Обсуждение
и полезные специи. Практика:
приготовление и украшение
полезных
пряников
из
цельнозерновой муки.

(лекция, просмотр
иллюстраций,
практические
занятия)
3

декабрь

Комбинированное
(лекция, просмотр
иллюстраций,
практические
занятия)

Анализ работ.
Обсуждение

4

декабрь

Комбинированное
(лекция, просмотр
иллюстраций,
практические
занятия)

2

Праздничное ассорти:
Накрываем сладкий стол.
Итоговое занятие. Принципы
сервировки и презентации.
Создание композиции из всех
приготовленных десертов.

Итого: 8 часов

Проектная
деятельность
Презентация
Дегустация

Приложение 2
Диагностика
запросов и потребностей обучающихся объединения «Новогодние сладости»
Вопросы для собеседования
•
•
•
•

С какой целью ты решил(а) изучать данный курс?
Занимаешься ли ты приготовление пищи дома?
Какие блюда ты обычно готовишь дома?
Технологию приготовления каких блюд ты хотел бы изучить?


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».