Содержание программы
Пояснительная записка
Диагностические материалы
Учебный план
Содержание учебного плана
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Тип программы – модифицированная
Уровень программы – стартовый
Ритм, организация музыки во времени.
Основу ритма составляют соотношения длительностей (звуков и пауз), реализующиеся
в различных ритмических фигурах (любых последовательностях длительностей).
Длительности и акценты составляют ритм на уровне мотивов, тактов, тактовых групп и
других мелких структурных единиц музыкальной формы.
Чувство ритма — это не только про музыку или танцы. Это о том, как наше тело чувствует
звуки и как наш разум реагирует на ритмические паттерны. Даже если вы никогда не мечтали
стать профессиональным музыкантом или танцором, развить чувство ритма будет весьма
полезно. Оно улучшает координацию, помогает лучше понимать музыку и, конечно, делает
наши движения более выразительными и гармоничными.
•
•
•
•
•
•
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки
РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
При составлении данной образовательной программы был рассмотрен опыт работы
педагогов: Краснова В.И. и Красновой Т.Г; Голубевой А.Г; Бажутиной Г.Г. и Айзиной Ю.В.;
Скробот А.А., образовательная программа «Школы русского танца» и программы для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Бальный танец» и
«Хореографический кружок».
Отличительные особенности программы:
Использование метода ассоциативной игры при занятиях с младшими школьниками для
адаптации детей в новом коллективе и наибольшей восприимчивости учебного материала.
Актуальность программы:
организация полезно - досуговой деятельности детей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель программы:
Создание условий для ритмического развития обучающихся, их творческих способностей и
укрепления здоровья.
Задачи программы:
формирование начальных знаний, умений и навыков в области хореографии;
развитие образного мышления и фантазии;
развитие индивидуальных творческих способностей, обучающихся;
формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры
общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Направленность программы – художественная
Объём программы: 72 часа
Срок реализации программы – 1 год
Форма организации занятий: групповая
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа - 45 минут, перерыв - 10 минут
Количество обучающихся: 12-15 человек
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Условия набора в объединение:
Для занятий ритмикой родители (или их законные представители) предоставляют:
- заявление установленного образца;
- согласие на обработку персональных данных.
•
•
•
•
•
•
•
•
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
зал для проведения занятий;
магнитофон;
гимнастические маты для выполнения упражнений;
станки;
коврики для партерной гимнастики;
форма для занятий;
фонотека классических, народных и современных произведений;
костюмерная комната для хранения сценических костюмов.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения используются следующие методы:
- словесный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Обучение детей основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно - ориентированном подходе;
- признании самобытности и уникальности каждого воспитанника объединения;
- культур сообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их
ориентация на общечеловеческие и культурные способности ребёнка; самостоятельной
работы);
- самостоятельное выполнение упражнений.
•
•
•
•
Ожидаемые результаты
Должны знать:
Основные понятия и терминологию;
Технику безопасности при выполнении упражнений;
Здоровьесберегающие упражнения;
Комплекс ритмических упражнений.
•
•
•
•
•
Должны уметь:
Выполнять здоровьесберегающие упражнения с помощью педагога;
Ориентироваться в пространстве;
Выполнять комплекс ритмических упражнений с помощью педагога;
Выполнять упражнения в паре и команде;
Двигаться в ритме.
Формы диагностики результатов: Диагностика умений и навыков проводится в виде
наблюдения и опроса в связи с возрастом учащихся.
Результаты контроля
№
Фамилия, имя
обучающегося
Практическая
работа
Теоретическая
подготовка
Общеучебные
умения и навыки
Итоговая
оценка
Уровень
знаний
1
Уровень знаний: по 5- бальной системе (12-15 баллов – высокий, 8-11 баллов – средний, до 7
баллов – низкий).
Содержание промежуточного контроля
Уровень освоения программы (критерии оценки):
3 балла- справляется самостоятельно;
2 балла- справляется с помощью педагога;
1 балл – справляется с трудом (даже при помощи педагога) или не справляется совсем.
Содержание аттестации:
Теоретическая подготовка:
-Умение объяснить для чего необходима разминка, в чем содержание того или иного
упражнения.
Практическая подготовка:
Умение выполнять упражнения:
- Музыкально – ритмические упражнения (выполнение различных музыкально-ритмических
связок, сочетание ходьбы и бега, движения под музыку, музыкальные игры)
Общеучебные знания и умения:
- Правила поведения в зале.
- Правила поведения при ЧП.
Учебный план по программе «Ритм»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Всего
Практ.
Теор.
Вводное занятие
Проверка знаний, умений и навыков
Пространственная ориентировка и
движение
Музыкально-ритмические
упражнения
1
4
8
0,5
3
6
0,5
1
2
Форма
контроля.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
26
20
6
Наблюдение
Ритмические игры
18
14
14
10
4
4
Наблюдение
Наблюдение
1
72 часа
0,5
54
0,5
18
Наблюдение
Комплекс здоровьесберегающих
упражнений
Заключительное занятие
Всего:
Содержание учебного плана:
1. Вводное занятие
Теоретическая часть:
Знакомство с обучающимися. Техника безопасности. Беседа с родителями и детьми. Краткое
содержание курса.
Практическая:
Игра «Давай познакомимся».
2. Проверка знаний, умений и навыков
Теоретическая часть:
Определение уровня подготовки путем собеседования.
Практическая:
Выполнение упражнений.
3. Пространственная ориентировка и движение
Теоретическая часть
Объяснение и демонстрация упражнений изучаемых в разделе
Практическая часть
Понятие ориентировки в пространстве. Схема учебного зала, сценической площадки (по А. Я.
Вагановой). Понятие «интервал», «линия». Индивидуальная ориентировка, ориентировка в
пространстве, построения и фигурные передвижения: — различие правой и левой ног, рук,
плечей; — повороты вправо и влево; — вперед, назад, в сторону; вперед и назад по диагоналям;
вокруг себя на месте и по кругу; — построение в линии; — построение и перестроение в
«шахматном» порядке; — построение и перестроение в колонну по одному, по два в пары и
обратно; — перестроение из колонны в шеренгу и обратно; — построение и перестроение в
диагональ; — построение в круг, сужение и расширение круга; — построение из круга в
диагональ и наоборот; — построение из круга в одну или две линии; — «воротца», «змейка»,
«спираль»; — свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу
или круг.
4. Музыкально-ритмические упражнения
Теоретическая часть
- Знакомство с характером музыки. Прослушивание музыкального материала.
Практическая часть
- Подготовительные упражнения усложняются и совершенствуются:
- Упражнение для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп;
- Выпады вперед, в сторону;
- Прыжки по I поз., по II поз., по VI поз. ног.
Музыкально-ритмические движения:
Положения ног:
- 1-е свободное положение ног;
- 2-е свободное положение ног;
- 3-е свободное положение ног.
- Положение корпуса;
- Работа рук;
- Сочетание ходьбы и бега;
- Прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, на двух ногах, с ноги на ногу, в
поворотах, отбрасывание ног назад;
- Вынос вытянутой ноги вперед в сторону на носок и на каблук;
- Сочетание прыжков с другими движениями;
- Подскоки на месте и с продвижением;
- Сочетание подскоков с другими движениями и ритмическими хлопками;
- Галоп и шаг польки.
5. Ритмические игры
Теоретическая часть
Объяснение и демонстрация.
Практическая часть
Танцевальные этюды:
«Ойра-ойра» ;
«Бесконечный галоп»;
«Карусель»;
«Хлопушка»;
«Лягушата»;
«Мы - моряки»;
«Хоровод» «Колесо»;
«Зелененький вагончик» и др.
Изучение ритмических и танцевальных этюдов может варьироваться по усмотрению педагога
и зависит от подготовленности учащихся.
Танцевальные игры: «Золотые ворота», «Ручеек», «Лавата», «Куча-мала», «Веселый
паровозик», «Оркестр», «Правая-левая» и др.
6.
Комплекс здоровьесберегающих упражнений:
Теоретическая часть:
Объяснение и демонстрация упражнений, направленных на сохранение и укрепление
здоровья.
Практическая часть:
- Вытяжка;
- Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия;
- Комплекс упражнения на профилактику сколиоза.
7.
Заключительное занятие
Поведение итогов. Обсуждение. Определение уровня освоения программы.
Список литературы:
1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. - М.: Лань,
Планета музыки, 2016. - 416 c.
2. Безуглая, Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие / Г.А.
Безуглая. - М.: Планета музыки, Лань, 2015. - 272 c.
3. Жак-Далькроз Э. Учебное пособие «Ритм».- М.: Лань, Планета музыки, 2024.- 216 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических
работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. - М. : Айрис -пресс, 2008. - 112с
5. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. - М.: Искусство, 2013. 240 c.ф
6. Крылов, В. Н. Памятка по современному танцу / В.Н. Крылов, Г.И. Беляев. - М.:
ГосФилармония на КМВ, 2015. - 795 c.
7. Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства / А.А. Сапогов. - М.: Лань,
Планета музыки, 2014. - 264 c.
8. Ткаченко, Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М.: Искусство, 2016. - 684 c.
(Приложение №1)
Календарно-учебный график
Хореографического коллектива «Карусель»
№
п/п
Месяц
Форма
занятия
Кол.
часов
Тема занятия
Вводное занятие
(Техника
безопасности.
Правила поведения)
Проверка знаний и
умений
(Проверка освоения
прошлогоднего
материала)
Место
провед
ения
ЦДТ
1
Сентябрь
9
Групповая
2
2
Сентябрь
16
Групповая
2
3
Сентябрь
23
Групповая
2
Пространственная
ориентировка и
движение. (Введение)
ЦДТ
4
Сентябрь
30
Групповая
2
Пространственная
ориентировка и
движение. Центр зала
ЦДТ
5
Октябрь
7
Групповая
2
ЦДТ
6
Октябрь
14
Групповая
2
Пространственная
ориентировка и
движение. Зеркальное
расположение. Право.
Лево.
Пространственная
ориентировка и
движение (Обобщение)
7
Октябрь
21
Групповая
2
ЦДТ
8
Октябрь
28
Групповая
2
9
Ноябрь
11
Групповая
2
10
Ноябрь
18
Групповая
2
11
Ноябрь
25
Групповая
2
Музыкальноритмические
упражнения.
Введение.
Музыкальноритмические
упражнения. Понятие
«ритм».
Музыкальноритмические
упражнения. Понятие
«темп».
Музыкальноритмические
упражнения.
Настроение, оттенок
музыки.
Музыкальноритмические
упражнения.
Музыкальная
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
Форма
контроля
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
12
Декабрь
2
Групповая
2
13
Декабрь
9
Групповая
2
14
Декабрь
16
Групповая
2
15
Декабрь
23
Групповая
2
16
Декабрь
30
Групповая
2
17
Январь
13
Групповая
2
18
Январь
20
Групповая
2
19
Январь
27
Групповая
2
20
Февраль
3
Групповая
21
Февраль
10
Групповая
скорость и изменение
движения.
Музыкальноритмические
упражнения.
Повторение.
Музыкальноритмические
упражнения. ½, ¾.
ЦДТ
ЦДТ
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Музыкальноритмические
упражнения.
Повторение.
Музыкальноритмические
упражнения. Работа в
команде.
Музыкальноритмические
упражнения.
Комплекс
упражнений.
Проверка знаний и
умений.
ЦДТ
ЦДТ
Наблюдение
.
Музыкальноритмические
упражнения.
Комплекс
упражнений.
Музыкальноритмические
упражнения.
Обобщение.
ЦДТ
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
ЦДТ
2
Ритмические игры.
Введение.
ЦДТ
2
Ритмические
игры. ЦДТ
Хлопки,
прыжки,
притопы. Ойра-ойра»
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
ЦДТ
ЦДТ
«Бесконечный галоп»
22
Февраль
17
Групповая
2
Ритмические игры.
Игры на скорость.
«Хлопушки»
ЦДТ
23
Февраль
24
Групповая
2
Ритмические игры.
Игры в паре. «Хоровод»
ЦДТ
24
Март
3
Групповая
2
Ритмические игры.
Передвижение в
пространстве. Мы -
ЦДТ
моряки»
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
25
Март
10
Групповая
2
Ритмические игры. «Два
притопа, три прихлопа»
ЦДТ
26
Март
17
Групповая
2
Ритмические игры.
Повторение.
ЦДТ
27
Март
24
Групповая
2
Ритмические игры.
Повторение.
ЦДТ
28
Март
31
Групповая
2
Ритмические игры.
Обобщение.
ЦДТ
29
Апрель
7
Групповая
2
ЦДТ
30
Апрель
14
Групповая
2
31
Апрель
21
Групповая
2
32
Апрель
28
Групповая
2
33
Май
5
Групповая
2
34
Май
12
Групповая
2
35
Май
19
Групповая
2
36
Май
26
Групповая
2
Комплекс здоровье
сберегающих
упражнений.
Введение.
Комплекс здоровье
сберегающих
упражнений.
Профилактика
плоскостопия. Работа
со стопой.
Комплекс
здоровьесберегающих
упражнений. Работа
со стопой.
Комплекс
здоровьесберегающих
упражнений.
Комплекс упражнений
на крепление спины.
Комплекс здоровье
сберегающих
упражнений. Пилатес.
Пластические
упражнения.
Комплекс здоровье
сберегающих
упражнений.
Выворотность
суставов.
Пластические
упражнения.
Комплекс
здоровьесберегающих
упражнений.
Посторенние.
Обобщение.
Заключительное
занятие. Проверка
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
ЦДТ
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
ЦДТ
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
ЦДТ
Наблюдение
.
Самостоятел
ьная работа
ЦДТ
Наблюдение
.
знаний и умений.
Итоговый контроль.
Самостоятел
ьная работа