Пояснительная записка
Направленность программы – социально - гуманитарная
Тип программы – адаптированная
Признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и
молодежи с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, программа
обеспечивает включение образования данной группы учащихся в качестве неотъемлемой
части в систему дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества.
Современные требования общества к развитию личности детей с ОВЗ и детейинвалидов, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации
обучения. Этому способствует дополнительное образование, позволяющее создавать
условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством
индивидуализации процесса воспитания и обучения.
В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого
ребенка в образовательное пространство.
Одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Дети
никогда не задаются вопросом «Зачем заниматься творчеством?», они просто им живут.
Дети включаются в творческую деятельность с удовольствием, так как она реализует их
любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.
Творчество является могучим средством обучения, воспитания и развития.
Использование на занятиях с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами термомозаики будет
способствовать улучшению мелкой моторики и памяти, помогает развитию фантазии,
воображения, развивает аккуратность, усидчивость, терпение. Такие занятия будут
способствовать более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. К тому
же любая вещь, сделанная своими руками, всегда доставляет больше радости.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
При составлении программы был использован опыт авторов: Клеменковой Е.Ю.,
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Мастерство без границ»,
г.Надым, 2019г.; Сологуб Е.С., Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа для детей-инвалидов «Слышу, понимаю, говорю», г. Санкт-Петербург, 2017 г.,
Соловьёвой Т.Е., Авторская программа «Мозаика» г. Ейск, 2010 г., а также опыт реализации
летней
краткосрочной
дополнительной
адаптированной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Весёлая мозаика».
Отличительной особенностью программы является её адаптированность под
запросы конкретного ребенка. Программа ориентирована на создание условий для
умственного и творческого развития личности обучающегося.
Актуальность Вовлечение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в занятия по программе
«Волшебная мозаика» эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического
и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения
психоэмоционального состояния и развития.
Занятия творчеством содействуют развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, восприятия, творческого потенциала личности,
формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия с
термомозаикой дают множество возможностей для формирования личности ребёнка.
Кроме развития мелкой моторики рук, она дарит возможности игры с цветом, что помогает
развитию художественных способностей, фантазии и творчества. Умение выкладывать
рисунки по схемам — развивает способность зрительно-моторной координации движений,
что немаловажно для подготовки детей к письму. Счёт количества нужных деталей и рядов
в рисунке обязательно поможет в развитии математических способностей ребёнка, его
интеллекта. При выкладывании фигур из термомозаики, кроме развивающих способностей,
у детей вырабатываются такие качества характера, как терпение и сосредоточенность,
аккуратность и внимание.
Цель программы: активизация коммуникативной сферы детей с ОВЗ и детейинвалидов с целью интеграции их в социальную среду через использование интерактивных
образовательных технологий.
Задачи программы:
обучающие:
- обучать детей целенаправленной игре с термомозаикой;
- обучать детей читать схемы изображений;
развивающие:
- содействовать развитию моторики рук, зрительной памяти, глазомера;
- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;
- развивать творческую активность, проявление инициативы и любознательности;
- формировать мотивации к обучению;
- развивать коммуникативные навыки и умения;
- поощрять развитие творчества в игре;
- закреплять знание основных, промежуточных цветов и оттенков;
воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к труду;
- воспитывать регуляцию волевой сферы детей.
Возраст обучающихся: 9 - 17 лет
Срок освоения программы: 72 учебных часа
Режим занятий: 1 раз в неделю 2 учебных часа
Программа реализуется в очной форме.
Форма организации работы: в микрогруппах и индивидуальная.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные
Обучающиеся будут знать:
-технологию изготовления плоских и объемных изображений при помощи
термомозаики;
- правила безопасного плавления бусин;
- этапы работы над творческим проектом.
Обучающиеся будут уметь:
- разрабатывать схему и создавать по ней плоские изображения растений и
животных;
- выступать перед аудиторией с презентацией своего изделия.
Образовательные (программные) результаты обучения:
обучающиеся понимают
- технику безопасности на занятиях
- основные базовые элементы в разных видах деятельности
- технологию изготовления плоских изображений при помощи термомозаики;
- правила безопасного плавления бусин;
- этапы работы над творческим проектом.
умеют:
- добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам
- разрабатывать схему и создавать по ней плоские изображения растений и животных.
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной культуры;
- формирование установки на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому
труду, бережному отношению к материальным ценностям;
- формирование позитивного отношения к другим членам коллектива;
- развитие творческой активности, инициативности и любознательности.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать свои действия с помощью педагога
- формирование умения воспринимать, анализировать, сравнивать окружающие
предметы и явления, ориентироваться в действительности, проектировать действия и
поведения человека в различных ситуациях;
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к
обучению;
- формирование активной жизненной позиции в условиях инклюзивного образования;
- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом.
Формы аттестации и оценка результативности программы
Мониторинг освоения программы обучающимися проводится в течение реализации
программы в форме собеседования, наблюдения, выполнения работ в определенных
техниках. Оценивание уровня усвоения программного материала детьми с ОВЗ по
следующим показателям:
- соблюдение техники безопасности при выполнении любых видов работ
- знание наименований различных инструментов и приспособлений, применяемых
при выполнении работ на занятии
- усвоение знаний и навыков по базовым темам программы
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности
Демонстрация образовательных результатов по итогам реализации программы
осуществляется в форме творческой работы.
Учебный план
№
п/п
1
Вводное занятие
Количество часов
всего
теория практика
2
1
1
2
Мир растений
8
1
7
3
Мир насекомых
6
1
5
4
Мир животных и птиц
14
1
13
5
Творческая работа (по выбору
«Домик в деревне», «На лесной
опушке»)
Презентация творческой работы
Моделирование 3д объектов из
плоских деталей
Творческий проект (по выбору
«Шкатулка»,
«Букет
цветов»,
«Коробочка для карандашей»)
Экскурсия
в
Ковдорский
краеведческий музей
Итоговое занятие. Презентация
творческой работы.
Итого
4
0
4
2
24
0
2
2
22
6
0
6
4
1
3
2
0
2
72
7
65
6
7
8
9
10
Наименование разделов и тем
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планом
работы объединения, инструментами, материалами и оборудованием.
Практика:
Обучающиеся знакомятся с оборудованием и материалами,
рассматривают иллюстрации на тему «Термомозаика».
2. Мир растений (8 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок растений.
Практика: Изготовление моделей растений в технике термомозаики.
3. Мир насекомых (6 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок насекомых в технике
термомозаики.
Практика: Изготовление моделей, фигурок насекомых в технике термомозаики
4. Мир животных и птиц (14 часов)
Теория: Знакомство со схемами сборки моделей и фигурок животных в технике
термомозаики.
Практика: Изготовление моделей, фигурок животных в технике термомозаика.
5. Творческая работа (по выбору «На лесной опушке», «Домик в деревне») (4
часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, оформляют творческую работу.
6. Презентация творческой работы (2 часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, проводят презентацию
выполненной творческой работы.
7. Моделирование 3д объектов из плоских деталей (24 часа).
Теория: Знакомство со схемами и способами сборки объёмных моделей.
Практика: Изготовление плоских основ для 3д объектов.
8. Творческий проект (по выбору «Шкатулка», «Букет цветов», «Коробочка
для карандашей») (6 часов).
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, оформляют творческую работу.
9. Экскурсия в Ковдорский краеведческий музей (4 часа) 10. Экскурсия в
Ковдорский краеведческий музей (4 часа)
10. Итоговое занятие. Презентация творческой работы (2 часа)
Практика: Обучающиеся, с помощью педагога, проводят презентацию
выполненной творческой работы.
Методическое обеспечение программы
Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с
использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного непрозрачного стекла –
смальты, кусочков бумаги, древесины, яичной скорлупы, опилок и т.д. техника
изготовления таких украшений носит название «мозаика».
Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне еще 2000 лет до нашей эры
украшали различные строения мозаикой. Множество примеров мозаичного искусства
можно найти в Киеве (фрески Софийского собора), в Америке (искусство индейцев), в
Бухаре и Самарканде. Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов,
который внес большой вклад в оформление Исаакиевского собора. В современную эпоху
выдающиеся настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Киева и
других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий,
стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и
торжественность.
Простота, новизна и декоративность мозаики радуют каждого, а особенно детей.
Она пробуждает фантазию, учит мечтать и экспериментировать, знакомит ребенка с
азбукой и важнейшими закономерностями композиции, помогает совершенствовать
технические умения, создает благоприятные возможности для сочетания художественного
и трудового обучения, организации индивидуального и коллективного труда.
Термомозаика , как и просто мозаика, способствует улучшению мелкой моторики и
памяти, помогает развить фантазию и воображение, учит подбирать цвета, а также
развивает аккуратность, усидчивость и терпение. Термомозаика доставит больше радости,
чем просто мозаика, т. к. поделки из нее, в отличие от обычной мозаики, можно
сохранить. Готовыми поделками можно играть, их можно дарить родным и друзьям или
повесить на стену для украшения детской комнаты. А подарок, сделанный своими руками,
доставит радость и сделавшему его и тому, кому его подарят. Также можно создать героев
для любимой сказки.
Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление,
воображение.
Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается
целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.
В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить
ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не
только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать
и понимать интересы другого человека.
Организация образовательного процесса
Занятия по программе проходят очно, 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию
работы объединения «Волшебная мозаика».
Методы обучения и воспитания
При реализации программы используются следующие методы обучения: словесный,
наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
При реализации программы используются методы воспитания: убеждение, пример,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусматриваются занятия в микрогруппах и индивидуальные.
Формы организации учебного занятия
Программой предусматриваются следующие формы организации учебных занятий:
рассказ, беседа, обсуждение, практическая работа, демонстрация, выставка, мастер-класс,
презентация.
Педагогические технологии
Для реализации программы применяются технологии личностно-ориентированного
подхода, технология сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии,
технология свободного воспитания, здоровьесберегающие образовательные технологии.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Учебные столы
- Стулья
- Ноутбук с выходом в интернет
- Бусины для термомозаики
- Основы для термомозаики
- Термобумага или пекарская бумага
- Пинцеты
- Утюг
- Плотная тканевая подстилка для глажки
- Схемы термомозаики
- Готовые наборы термомозаики
- Груз для выравнивания остывающих фигурок, моделей
- Сетевой фильтр Пилот
- Клеевой пистолет
- Деревянные доски для оформления творческой работы
- Материалы для декорирования творческих работ (деревянные спилы, пластиковые
трубочки, ракушки…)
Дидактический материал
При реализации программы используются образцы изделий по всем модулям
программы, информационные дидактические материалы, раздаваемые обучающимся для
самостоятельной работы в процессе учебных занятий, использование которых направлено
на помощь обучающимся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в процессе
выполнения творческих работ.
Литература
1.
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: избранные психологические труды /
Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2006.
2.
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни,2002.
3.
Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности, - М.: 1997.
4.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри
нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.- М.: Речь, 2005.
5.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь,
2006.
6.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И.
Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.
7.
Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова//
Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.
8.
Энциклопедия поделок для больших и маленьких. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
9.
Баранова И.А. Познай мир. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
10.
Жданова Л.И. Альбом твоих аппликаций. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
11.
Раскраски-узоры. – М.: Росмэн-Пресс, 2005
12.
Хамцова О. Кубанская азбука для детей и их родителей. – Краснодар: Перспективы
образования, 2007
13.
Фаттахова Н.С. Посмотри и раскрась. – М.: Фламинго, 2005
Интернет ресурсы
Группы в социальной сети в Контакте: www. maam.ru, https://vk.com/ttt_mozaika,
https://vk.com/birds.animals, https://vk.com/laplandzap.