Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная
Тип программы – летняя, краткосрочная, модифицированная
Уровень обучения – стартовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
• Устав МАУ ДО ЦДЮТ.
Актуальность программы
Обучение в школе - это переломный момент в жизни ребенка. С этого момента у
него начинается новый этап в его развитии. Меняются образ жизни, взаимоотношения,
условия его деятельности. Очень часто причиной тревожности, школьных неврозов
является неготовность ребенка к ежедневному школьному труду. Поэтому для успешного
обучения важны: познавательный интерес, уровень развития мышления, памяти,
внимания, речи, навыки самоконтроля и коммуникативных способностей, способность
выполнять работу по инструкции и образцу, личностная готовность - ребенок должен
понимать новую социальную позицию.
Педагогическая целесообразность
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов, и
как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. По-другому чувствуют
себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им
комфортнее на новой ступени образования. Ребёнок, который начал читать в дошкольном
возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
При разработке программы использовались материалы: «Программа обучения детей
грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, методические
разработки автора Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке», методические разработки по
букварю Жукова.
Отличительные особенности программы
Через систему увлекательных игр и упражнений программа позволит ребенку
формировать у него качественные мыслительные способности, подготовить его к новой
социальной роли школьника. На обучение по краткосрочной летней программе «Скоро в
школу» зачисляются дошкольники, прошедшие обучение по программе студии развития
«Гармония» по предмету «АБВГДейка».
Цель программы:
содействовать успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и созданию условий комфортного перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Задачи программы:
- обогащение речи детей (словарного запаса), за счет расширения и уточнения
представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения
иллюстраций, бесед, развивающих упражнений и др.
- развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт
ребенка
- воспитание культуры общения
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Количество обучающихся в группе: 10 - 12 человек
Объём программы: 16 часов
Срок реализации программы: 1 месяц
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час – 30 минут)
Форма организации образовательного процесса: групповая
Условия набора в объединение:
Для занятий в объединении дети или их родители (или их законные
представители) предоставляют:
• заявление установленного образца;
• согласие на обработку персональных данных.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет, оснащенный необходимой мебелью (столы, стулья), соответствующей росту и
возрасту детей
- шкафы для хранения методической и художественной литературы, наглядности, игр и
т.д.
- проектор
- экран
- ноутбук
- принтер
- магнитная, маркерная доска
Информационное обеспечение:
- наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми
- художественная и методическая литература
- игры для детей (настольные, дидактические)
- необходимый материал для творческой деятельности (карандаши, пластилин)
- карта памяти с записью детских песен, физ. минуток, развивающих игр для занятий,
презентаций к занятиям, мультфильмов и обучающих фильмов.
Предполагаемые результаты после освоения программы
Предметные результаты:
По результатам обучения по программе дети должны:
знать:
- звуковую характеристику букв (отличать звук и букву)
- зрительное и пространственное представление о буквах
- мягкие и твёрдые согласные звуки
- буквы, не обозначающие звук
уметь:
- уметь распознавать лексическое значение слов - названий предметов, признаков,
действий,
- уметь составлять простые предложения
- составлять рассказ по картинке
- пересказывать текст
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
Метапредметные результаты:
- проговаривать последовательность действий на занятии
- учиться работать по предложенному педагогом плану
- соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях
Формы контроля
В ходе реализации программы используются методы: наблюдение, собеседование.
Итоговый контроль усвоения программного содержания проводится в форме выполнения
практической работы (упражнения на карточках).
Критерии оценивания:
Выполнено без ошибок – 3 балла (высокий)
Допущены 1-2 ошибки – 2 балла (средний)
Более 3-х ошибок – 1 балл (низкий)
Учебный план
по программе «Скоро в школу»
№
Тема занятия
Теория
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
1,5
2
0,5
0,5
1
7
Вводное занятие. Первичная
диагностика. Звуки, буквы, слоги
Слово-предмет, слово-признак и
слово-действие
Деление слов на слоги, слоги на
звуки
Антонимы, синонимы.
Многозначные слова.
Позиция звуков в словах.
Слоговое чтение. Характеристика
звуков.
Читаем слова. Определение
ударного звука.
Читаем сами. Пересказываем.
Практика Всего
часов
0,5
1
0,5
0,5
1
8
Почему с большой буквы?
0,5
0,5
1
9
Чтение слов и коротких
предложений.
Штриховка предметов.
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Практическая
работа.
2
3
4
5
6
10
Готовим руку к письму знакомство с правилами письма
— с правильной посадкой при
письме, с положением листа,
карандаша (ручки) при работе в
тетради
11
Читаем и пишем.
0,5
1,5
2
12
Итоговые игровые тестовые
упражнения
Итого
0,5
0,5
1
6
10
16
Контроль
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Собеседование,
наблюдение
Содержание программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятии. «Звуки, буквы, слоги»
Теория: Видеофильм «Звуки и буквы»
Аудиозаписи «Звуки природы»: знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся
слушать и различать звуки дома, города, природы: пение
птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д.
Практика: Работа с раздаточным и демонстрационным материалом «Буквы», слоговые
окошки на каждого ребенка.
2. «Слово-предмет, слово-признак и слово-действие»
Теория: Пояснение «Что такое предмет, признак предмета и действие. Какие вопросы
ставятся».
Практика: Ролевые игры с пальчиковым театром (практические игровые упражнения с
куклами). Работа с сюжетными и предметными картинками. 3.«Деление слов на слоги,
слоги на звуки».
3. Деление слов на слоги, слоги на звуки
Теория: Примеры деления слов на слоги. Вычленение звуков в слоге (устно.)
Практика: Слоговая таблица на экране. Карточки со словами для деления на слоги. Игра
«Слоголодочка» (определение звуков и букв).
4. «Синонимы, антонимы. Многозначные слова.»
Теория: Знакомство с синонимами (слова, близкие по значению: смеется, хохочет,
веселиться) и антонимами (слова, имеющие противоположное значение: добрый – злой,
ленивый - трудолюбивый).
Примеры многозначных слов (хвост: «У лисы пушистый хвост. У редиски длинный хвост.
При перелете в Москву мы сидели в хвосте самолета. Поезд так быстро ехал, что мы
увидели только его хвост»).
Практика: Работа с карточки и с предметами (для определения антонимов и
многозначных слов). Игра «Скажи наоборот».
5. «Позиция звуков в словах»
Теория: Характеристика звуков с использованием печатных букв, цветных фишек.
Определение позиции звука в словах-схемах.
Практика: по произношению педагога дети определяют место определенного звука в
словах). Слоговое чтение.
6. «Читаем слова»
Теория: Что такое ударение? На какие звуки падает ударение?
Практика: Графические схемы для звуко-слогового анализа слова, игровые ребусы со
слогами. Определение ударного звука в заданных словах.
7. «Читаем сами. Пересказываем»
Теория: Работа по заданному алгоритму, как пересказывать осмысленно прочитанное.
Практика: Игровые упражнения для составления слов. Карточки с пропущенными
словами. Чтение рассказа из трех-четырех коротких предложений.
8. «Почему с большой буквы?»
Теория: Видео урок «Когда пишем с большой буквы»
Практика: Пальчиковый театр (диалог и монолог). Игра «Угадай» (предметные
картинки). Игра «Мяч горячий». (только имена собственные)
9. «Чтение слов и коротких предложений»
Теория: Штриховка предметов (пояснение в ориентировке схемы).
Практика: Использовать подготовленные карточки со словами и предложениями.
Тетрадь в клетку: составление узоров по аналогии и самостоятельно, штриховка
предметов, букв по заданной схеме.
10. «Готовим руку к письму»
Теория: Знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме - изучение
плаката «Поза пишущего человека», с положением листа, карандаша (ручки) при работе в
тетради.
Практика: Штриховки-раскраски с использованием пишущих инструментов по желанию:
карандаши, ручки, фломастеры.
11. «Читаем и пишем»
Теория: Соблюдение правил при письме.
Практика: Карточки с предметными картинками для закрепления мягких и твердых
согласных в словах, прописывания слов.
Выкладывание слов с помощью цветных квадратов (красный - гласный, синий согласный, зеленый мягкий согласный).
12. Итоговое занятие
Итоговые игровые тестовые упражнения.
Самостоятельная итоговая работа: Выполнение работы на готовых листах с
упражнениями «Помоги Смешарикам».
Методическое оснащение программы
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
1.
Личностно-ориентированная
технология,
которая
реализуется
через
психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого
уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,
отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику бразовательного
процесса;
2. Здоровьесберегающая
технология,
реализующуюся
через
организацию
динамических пауз, подвижных игр, релаксацию, различные виды гимнастик:
пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую;
3. Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных
ситуаций с элементами самооценки.
4. Информационно-коммуникационная технология, которая применяется при
подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного материала,
презентации, кинофильмы, мультфильмы, фонограммы).
Данная программа не дублирует традиционную схему построения занятий.
Реализация этой программы предусматривает комплексный подход: каждое занятие
включает все элементы развития, обучения и воспитания. Программа реализуется на
интегрированной основе, в доступной и интересной форме: дидактических играх и
упражнениях с использованием наглядного и раздаточного материала. Отдельные
упражнения, представлены на рабочих листах с учетом объёма знаний и умений.
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности
используются следующие формы организации занятий:
- фронтальная работа с демонстрационным материалом
- практическая работа
- дидактическая игра
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
- моделирование и разрешение проблемных ситуаций
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность
Литература
Литература для педагога:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Серия «Школа для
дошколят»:
- Развиваем внимание
- Развиваем память
- Развиваем мышление. - Москва.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
2. Жукова О. «Простые и увлекательные упражнения для подготовки руки к письму»,
«Задачки для ума», «Простые и увлекательные упражнения по подготовке к
школе», «Простые и увлекательные упражнения по развитию интеллекта», – М.:
ООО «Издательство АСТ»2011.
3. Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей
5-6 лет». - М.: Астрель: АСТ, 2012.
4. Крылова О.Н. Входящие тесты «Окружающий мир», «Чтение», «Русский язык»,
Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
5. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников». – М.: Издательство РОСТ,
2011.
6. Методика Н.Зайцева «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» - СПб.,
2013г.
7. Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать». – М.:
Издательство РОСТ, 2013.
8. Наумова О.М. «Чтение с увлечением». – Нижний Новгород.: ООО «Издательство
«Доброе слово»», 2013.
9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» - рабочая тетрадь. – М.: Издательство
«Ювента», 2012.
10. Светлова И. «Готовимся к школе». – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
11. Скворцова И.В. «100 логопедических игр». – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.:
«ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
12. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников». –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
13. Узорова О. Нефедова Е. «Букварь», «Издательство АСТ», Москва, 2015.
14. Узорова О. Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе»,
«Издательство АСТ», Москва, 2017.
15. Усачев А. «Великий могучий русский язык» значение крылатых выражения. – М.:
Полиграф-Проэкт «Дрофа Плюс», 2012.
16. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», «За три месяца до школы»: рабочая
тетрадь. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
17. Шишкова С. «Буквограмма. Развиваем устную и письменную речь у
дошкольников». – Москва: Издательство АСТ, 2017.
Литература для родителей:
1. Гаврина, С.Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь для детей. - Москва: Изд-во
«Росмен – Пресс», 2002.
2. Гаврина, С.Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь для детей - Москва
3. Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем память. - Москва: Изд-во «Росмен
– Пресс», 2006.
4. Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем внимание и мышление. - Москва:
Изд-во «Росмен – Пресс», 2006.
5. Жукова, Н.С. Букварь- Москва: Изд-во «Эксмо», 2010.
6. Колесникова, Е.В. Я считаю до 20-Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
7. Колесникова, Е.В. Я составляю числа. - Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
8. Колесникова, Е.В. Пропись для дошкольников 5-6 -Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
Приложение 1
Календарный учебный график
№
Дата
Тема занятия
занятия проведения
1
июль
Вводное занятие.
Первичная
диагностика. Звуки,
буквы, слоги
Теория Практика Всего
часов
0,5
0,5
1
2
июль
Слово-предмет,
слово-признак и
слово-действие
0,5
0,5
1
3
июль
Деление слов на
слоги, слоги на
звуки
0,5
0,5
1
4
июль
Антонимы,
синонимы.
Многозначные
слова.
0,5
0,5
1
5-6
июль
0,5
1,5
2
7
июль
Позиция звуков в
словах. Слоговое
чтение.
Характеристика
звуков.
Читаем слова.
Определение
ударного звука.
0,5
0,5
1
8
июль
Читаем сами.
Пересказываем.
0,5
0,5
1
Материал к
занятию
Аудиозаписи
«Звуки природы».
Раздаточный и
демонстрационный
материал «Буквы»,
слоговые окошки
на каждого
ребенка.
Видеофильм
«Звуки и буквы»
Ролевые игры с
пальчиковым
театром
(практические
игровые
упражнения с
куклами)
Слоговая таблица
на экране.
Карточки со
словами для
деления на слоги.
Игра
«Слоголодочка»
(определение
звуков и букв)
Карточки с
предметами (для
определения
антонимов и
многозначных
слов)
Печатные буквы,
цветные фишки
Графические схемы
для звукослогового анализа
слова, игровые
ребусы со слогами.
Игровые
упражнения для
составления слов.
Карточки с
пропущенными
словами.
Видеоурок .
Пальчиковый театр.
Игра «Угадай»
(предметные
картинки). Мяч.
Карточки со
словами и
предложениями.
Тетрадь в клетку:
составление узоров
по аналогии и
самостоятельно,
- штриховка
предметов, букв.
9
июль
Почему с большой
буквы?
0,5
0,5
1
10 - 11
июль
Чтение слов и
коротких
предложений.
Штриховка
предметов.
0,5
1,5
2
12 – 13
июль
Готовим руку к
письму - знакомство
с правилами письма
— правильной
посадкой при
письме, с
положением листа,
карандаша (ручки)
при работе в
тетради
0,5
1,5
2
Плакат «Поза
пишущего
человека».
Штриховкираскраски.
Карандаши, ручки,
фломастеры.
14 – 15
июль
Читаем и пишем.
0,5
1,5
2
16
июль
Итоговые игровые
тестовые
упражнения
0,5
0,5
1
Карточки с
предметными
картинками для
закрепления мягких
и твердых
согласных в словах,
прописывания слов.
Тестовые листы с
упражнениями
«Помоги
Смешарикам».
Итого
6
10
16
Приложение 2
Итоговый контроль усвоения программного содержания
в объединении «Скоро в школу»
Дата:
Фамилия, имя аттестуемого:
Форма диагностики: практическая работа, наблюдение