_ Юные друзья пограничников, 24-25 уч.г.

Пояснительная записка
Направленность программы: туристско-краеведческая
Уровень программы: базовый
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами:
•
•

•

•

•
•

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
Устав МАУ ДО ЦДЮТ.

Программа разработана на основе материалов программы курса начальной военной
подготовки для военно-патриотических и военно-спортивных объединений Самарской
области для детей и подростков от 14 до 18 лет, (авторы – Артёмов Н.В., Долгушин А.С.,
Ларин А.М.). При составлении программы также использованы материалы программы
начальной военной подготовки молодёжи, разработанной Министерством обороны.
Отличие от существующих программ: данная программа отличается от многих других
программ тем, что теоретические знания закрепляются практическими занятиями в условиях
Крайнего Севера. Каждое занятие сопровождается практическим закреплением материала не
только в теплых и комфортных условиях, но и независимо от погоды в условиях
приближенных к экстремальным.
Актуальность и педагогическая целесообразность:
В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества как
патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей и защите её
интересов.
Важнейшая из воспитательных возможностей программы «Юные друзья
пограничников» заключается в развитии у подростков гражданского отношения к спортивно
– оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе, как к здоровым и
закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне Отечества.

Занятия по программе помогают обучающимся выработать у себя быстроту, ловкость,
выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и
дисциплинированность, а также овладеть навыками необходимыми для службы в Армии.
Во время летних каникул учащиеся совершают туристические и краеведческие
походы, с целью изучения истории своей Родины, участвуют в общегородских,
региональных, общероссийских акциях, экспедициях, соревнованиях, фестивалях,
направленных на патриотическое воспитание детей и молодёжи.
Цель программы:
формирование
у
подрастающего
поколения
патриотизма,
гражданственности,
ответственности за судьбу Отечества, уважения к историческому и культурному прошлому
России и Вооруженных Сил.
Задачи программы:
- приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности
через организацию туристических и краеведческих походов, участие в общегородских,
региональных, общероссийских акциях, походах, экспедициях;
- приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества через организацию
экскурсий и поездок по местам боевой славы, воспитание уважения к памяти защитников
Отечества, погибших при исполнении воинского долга;
- формирование политико-правового понимания воинского долга;
- физическая и начально-военная подготовка, закрепляющая на практике знания, умения,
навыки, полученные на занятиях;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие самоуправления и общественной активности учащихся;
- профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи.
Форма обучения: очная
Возраст детей – 12 - 14 лет
Срок реализации программы - 2 года
Объем программы: 360 часов
1 год обучения: 144 часа
2 год обучения: 216 часов
Количество обучающихся в группе:
1 год обучения: 12-15 человек
2 год обучения: 10-13 человек
Программа включает следующие предметы:
1 год обучения:
«Основы пограничной службы» - 144 часа
2 год обучения:
• «Основы пограничной службы» – 144 часа
• «Сильные, ловкие, смелые» – 72 часа
Режим занятий: 1 год обучения: «Основы пограничной службы» - 2 раза в неделю по 2 часа
– 144 часа
2 год обучения:
• «Основы пограничной службы» - 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа
• «Сильные, ловкие, смелые» - 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа
Форма организации образовательного процесса – групповая
Условия набора в объединение:

Учащимся объединения может стать любой подросток по заявлению родителей
(законных представителей) и их согласия на обработку персональных данных.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения по данной программе обучающиеся должны
знать:
- историю создания и организационную структуру Вооруженных Сил Российской
Федерации;
- иметь представление об основных особенностях военной службы и основных правилах
стрельбы;
- правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;
- способы ориентирования на местности;
- порядок организации туристического быта;
уметь:
- правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях;
- владеть навыками выполнения общеразвивающих упражнений и спортивных игр;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- ориентироваться на местности
- уметь правильно организовать туристический быт.
К концу 2 года обучения по данной программе обучающиеся должны:
знать
- знать героическую историю нашего государства и его вооружённых сил;
- знать структуры российских вооружённых сил, званий и должностей, основные виды
вооружения и его характеристики;
- знать основные права и обязанности военнослужащих,
уметь
- выполнять основные приёмы строевой и огневой подготовки;
- сознательно применять требования дисциплины и культуры поведения;
- уметь ориентироваться на местности различными способами и определять расстояния;
- уметь правильно оказать первую помощь себе и товарищу;
- владеть основами дисциплин общей и специальной физической подготовки;
Личностные результаты:
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Метапредметные результаты:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Формы контроля
При работе по данной программе предусмотрены следующие формы контроля:
• предварительный контроль,
• текущий контроль,
• промежуточный контроль,
• итоговый контроль
Предварительный контроль для определения начальной подготовленности учащихся,
который проводится на первых занятиях. Данный контроль может проводиться в форме
анкетирования, устного опроса, выполнении упражнений по общей физической подготовке.
Для текущего контроля знаний обучаемых используются: устные опросы,
практические занятия в зале, на стадионе и полевых условиях.
Промежуточная аттестация проводится по окончании первого года обучения для
определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля: наблюдение,
индивидуальные задания, участие в соревнованиях.
Итоговый контроль - диагностирование уровня качества образования и развития
обучающихся в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний умений и навыков на
итоговом занятии. Форма проведения: сдача практических зачётов по основным разделам
программы. Также учащиеся выполняют тестовые задания.

№
п/п

Название темы

Учебный план
«Основы пограничной службы»
1 год обучения
Количество часов
Форма
проведения
всего теория практика
занятий
2
1
1Инструктаж.
лекция,
практические
упражнения
2
2
лекция

1

Введение. Цели и
задачи курса.
Инструктаж по ТБ

2

Охрана
государственной
границы –
всенародное дело

3

Юный друг
пограничников

6

1

5

4

Символика и
основные
атрибуты
военнослужащих

10

5

5

5

Пограничный
режим

6

6

6

Вооружение

14

7

Меры
безопасности при
несении

12

Форма
контроля
Собеседование,
Практические
упражнения
беседа

Показательные
выступления
пограничников
Практикум
Лекция
практикум

беседа

-

Лекция
практикум

Опрос

6

8

Опрос

4

8

Лекция
практикум
лекция,
практикум

Опрос

Зачёт

пограничной
службы, и правила
обращения с
оружием
8

Тактика
пограничных
органов

16

6

10

лекция,
практикум

Зачёт

9

Основы
пограничного
следопытства

20

6

14

лекция,
практикум

Зачёт

10

Медицинская
подготовка

20

6

14

лекция,
практикум

Зачёт

11

Подготовка по
связи

22

2

22

практикум

Зачёт

12

Закрепление
пройденного
материала

12

-

12

практикум

Наблюдение.
собеседование

13

Итоговое занятие.
Итоговый
контроль

2

-

2

Обобщающее
занятие

Тестирование,
практические
задания

Итого:

144

55

89

Содержание программы
«Основы пограничной службы»
1 год обучения
Название темы
Содержание

№
п/п
1 Введение. Цели и задачи Инструктаж по технике безопасности. История
курса. Инструктаж по
становления, боевой путь ПУ ФСБ России по
технике безопасности. Мурманской области, Службы в селе
Алакуртти, отдела «Ковдор».
2 Охрана государственной Пограничная охрана России: страницы
границы – всенародное истории, опыт и традиции. Пограничные
войска в годы Великой Отечественной войны.
дело
Их именами названы подразделения ПУ ФСБ
России по Мурманской области. Мужество,
стойкость и героизм воинов-пограничников в
годы ВОВ, в Афганистане, Таджикистане,
Чеченской республике. Золотые звезды
границы. История создания, боевой путь
ОКПС. Нормативные документы ПВ: Закон о
государственной границе РФ; Основные
положения; Основные положения воинского
устава; Основные положения Временного

Часы
2

2

Устава ПВ часть 3.
Экскурсия по отделению «Слюда». Задачи
клуба по оказанию помощи пограничным
органам ФСБ России в охране государственной
границы России. Показательные выступления
пограничников. Демонстрация вооружения.
Присяга. Посвящение в курсанты военнопатриотического клуба «Граница». Вручение
удостоверений.

3

Юный друг
пограничников

4

Символика и основные
атрибуты
военнослужащих

Воинские звания, форма одежды, знаки
различия, нормы довольствия.

10

5

Пограничный режим

Пограничная зона. Права Сотрудников ПС
ФСБ России. Основные требования приказа от
10.09.2007года № 458 «Об утверждении правил
пограничного режима». Постановление
правительства РФ от 15.04.1995года №339 «О
порядке привлечения граждан к охране
государственной границы РФ».

6

6

Вооружение

Стрелковое оружие, история создания, ТТХ,
назначение и устройство основных частей.
Работа частей и механизмов. Хранение и уход
за оружием. Российские военные конструкторы
– оружейники.

14

7

Меры безопасности при
несении пограничной
службы, и правила
обращения с оружием

Правила обращения с оружием. Технические
средства охраны государственной границы.
Основы безопасного несения пограничной
службы. Меры безопасности при обращении с
оружием, боеприпасами, имитационными
средствами. Проведение стрельб на учебнотренировочном комплекте «Скат».

12

8

Тактика пограничных
органов

Сопредельное государство Финляндская
республика. Пограничные наряды,
применяемые в охране государственной
границы, назначение, экипировка. Инженерные
сооружения и заграждения, применяемые в
охране государственной границы их ТТХ.
Пограничные наряды, их виды, экипировка,
состав, назначение, способы несения службы,
маскировка службы. Приемы маскировки на
местности, использование штатных и
подручных средств маскировки.

16

9

Основы пограничного
следопытства

Бдительность, боевая настороженность –
оружие юного пограничника. Ориентирование
на местности по окружающим предметам, по
солнцу, звездам, по карте и без неё. Приемы и
способы действий нарушителей

20

6

государственной границы, ухищрения
применяемые ими.
10 Медицинская
подготовка

Основы выживания в условиях Заполярья.
Оказание первой медицинской помощи при
обморожениях, ранениях, переохлаждении,
переломах и ушибах. Меры само и
взаимопомощи на поле боя. Эвакуация
раненых на поле боя.

20

11 Подготовка по связи

Средства связи, применяемые в охране
государственной границы их ТТХ.
Практическая работа на средствах связи.

22

12 Повторение ранее
изученного материала

Закрепление ранее изученного материала в
форме выполнения практических упражнений
по темам программы

12

13. Итоговое занятие.
Итоговый контроль

Тестирование, зачёт по практической
подготовке обучающихся

2

Итого:

144
Учебный план
«Основы пограничной службы»
2 год обучения

№

Наименование темы

п/п

Количество часов
всего

теория

практика

Вводное занятие.
Техника
безопасности на
занятиях.
Первоначальная
диагностика.

2

1

1

1.

Общественногосударственная
подготовка

6

6

-

1.1.

Воинская
обязанность и
прохождение
воинской службы

6

6

-

2.

Тактическая
подготовка

16

6

10

2.1.

Отделение в обороне

4

-

4

Форма
проведения
занятий

Форма
подведения
итогов

Инструктаж. Собеседование,
лекция,
практические
практические
задания
упражнения

лекция

опрос

практикум

-

Отделение в
наступлении

6

Отделение в
походном охранении

6

3.

Разведывательная
подготовка

8

3

5

3.1.

Организация и
тактика действий
вооружённых сил
стран вероятного
противника.
Разведывательные
признаки.

4

2

2

лекция

опрос

3.2.

Действия
наблюдателя при
ведении разведки

4

1

3

практикум

-

4.

Огневая подготовка

20

4

16

4.1.

Материальная часть
стрелкового оружия

4

4

-

лекция

опрос

4.2.

Основы и правила
стрельбы

4

4

-

лекция

опрос

4.3.

Стрелковые
тренировки

12

-

12

практикум

зачёт

5.

Радиационная,
химическая и
биологическая
защита

10

4

6

5.1.

Приборы
радиационной и
химической
разведки,
дозиметрического
контроля

4

2

2

практикум

-

5.2.

Приёмы и способы
действия на
заражённой
местности

4

2

2

лекция

опрос

5.3.

Приёмы и способы
частичной
специальной

2

1

1

лекция

опрос

2.2.

2.3.

3

3

практикум

-

беседа
3

3

практикум

-

беседа

обработки
6.

Инженерная
подготовка

8

-

8

6.1.

Инженерное
оборудование и
маскировка позиций

4

-

4

практикум

-

6.2.

Инженерные
заграждения, их
устройство и
преодоление

4

-

4

практикум

-

7.

Уставы

10

10

-

7.1.

Военнослужащие и
взаимоотношения
между ними

4

4

-

беседа

опрос

7.2.

Размещение
военнослужащих и
повседневный
порядок. Воинская
дисциплина,
поощрения и
дисциплинарные
взыскания.

4

4

-

лекция

опрос

7.3.

Обязанности лиц
суточного наряда

2

2

-

лекция

опрос

8.

Строевая
подготовка

20

-

20

8.1.

Строевые приёмы и
движение без оружия

10

-

10

практикум

-

8.2.

Строевые приёмы и
движение с оружием

10

-

10

практикум

-

9.

Военная
топография

4

-

4

9.1.

Работа с картой на
местности.

4

-

4

практикум

-

10.

Военномедицинская
подготовка

22

6

16

10.1

Оказание первой
медицинской
помощи. Средства
индивидуального

18

4

14

беседа

-

практикум

медицинского
обеспечения.
10.2.

Розыск раненых на
поле боя. Вынос и
вывоз раненых с поля
боя.

4

-

4

практикум

11.

Повторение
изученного
материала по
программе

10

-

10

Практически
е упражнения
на
повторение
изученного
материала

12

Проверка знаний,
умений и навыков

6

2

4

12.1.

Теория
(тестирование)

2

2

-

-

зачёт

12.2.

Практика (тир,
городской стадион,
пограничная застава)

4

-

4

практикум

зачёт

Итоговое занятие.

2

1

1

Обобщающе
е занятие.

Подведение
итогов работы
за год.

144

51

93

Итого:

№
п/п

Содержание
«Основы пограничной службы»
2 год обучения
Наименование темы
Содержание
Вводное занятие.

1.

1.1.

Техника безопасности на
занятиях. Первоначальная
диагностика.

Общественногосударственная
подготовка
Воинская обязанность
и прохождение
воинской службы

-

Количество
часов
2

6

Правовые основы военной службы
Военная служба - особый вид
федеральной государственной службы.
Конституция РФ и вопросы военной
службы. Статус военнослужащего,
права и свободы военнослужащего.
Военные аспекты международного
права. Воинская обязанность,

6

определение воинской обязанности и
её содержание. Организация
воинского учёта. Первоначальная
постановка на воинский учёт.
2.

Тактическая
подготовка

16

2.1.

Отделение в обороне

Переход к обороне в условиях
непосредственного соприкосновения с
противником и ведение
оборонительного боя. Занятие
отделением позиции, отрывка и
маскировка одиночных окопов под
огнём противника и ведение
наблюдения. Действия отделения с
началом огневой подготовки
противника и перехода его в атаку.

4

2.2.

Отделение в
наступлении

Действие отделения при наступлении с
ходу. Подготовка к наступлению с
ходу. Выдвижение к рубежу перехода
в атаку и развёртывание в цепь.
Движение в атаку: поражение
противника огнём на ходу,
преодоление различных препятствий и
заграждений. Бой в траншее, ходе
сообщения, уничтожение противника
огнём и в рукопашном бою. Овладение
объектом атаки.

6

2.3.

Отделение в походном
охранении

Действие дозорного отделения на
маршруте движения. Построение
походного порядка дозорного
отделения. Действия при осмотре
опушки леса, населённого пункта, при
прохождении мостов, теснин и других
узких мест, при встрече водной
преграды, заминированных и
заражённых участков маршрута.
Действия при встрече с противником.
Доклады о результатах наблюдения и
обстановки.

6

3.
3.1.

Разведывательная
подготовка
Организация и тактика
действий вооружённых
сил стран вероятного
противника.
Разведывательные

8
Организация и тактика действий
вооружённых сил стран вероятного
противника. Разведывательные
признаки расположения противника на
местности и подготовки его к боевым

3

признаки.

действиям.

3.2.

Действия наблюдателя
при ведении разведки

Выбор, занятие и маскировка места
для наблюдения. Изучение
наблюдателем местности, местных
предметов и противника с
использованием приборов ночного
видения и средств искусственного
освещения местности. Определение
характера действий противника по
звуковым (шумовым) признакам.
Доклад о результатах наблюдения.

4.

Огневая подготовка

5

20

4.1.

Материальная часть
стрелкового оружия

Осмотр и подготовка оружия к
стрельбе. Проверка боя (выверка
прицела) и приведение оружия к
нормальному бою. Назначение,
характеристика и общее устройство
оптических прицелов и биноклей.
Поле зрения, шкала и цена его
делений. Подготовка прицела
(бинокля) к работе. Порядок
наблюдения и измерения
горизонтальных и вертикальных углов.

4

4.2.

Основы и правила
стрельбы

Действительность стрельбы.
Вероятность попадания и поражения
цели. Определение необходимого
количества боеприпасов на поражение
цели. Пробивное (убойное) действие
пули. Закон рассеивания снарядов
(гранат и пуль). Причины рассеивания
и меры, уменьшающие рассеивание.
Кучность и меткость стрельбы,
способы её повышения. Определение
положения средней точки попадания.

4

4.3.

Стрелковые
тренировки

Проводятся в соответствии с
требованиями Курса стрельб из
стрелкового оружия. Направлены на
тренировку (обучение) действиям при
вооружении; разведку целей,
определение дальностей и
целеуказание; выполнение приёмов и
правил стрельбы с места, с коротких
остановок и с ходу по наземным
(появляющимся и движущимся)
целям; практическую стрельбу из
пневматической винтовки,
совершенствование знаний

14

материальной части вооружения;
решение огневых задач по основам и
правилам стрельбы, выверку прицелов
и приведение оружия к нормальному
бою, метание ручных гранат на
дальность и точность
5.

Радиационная,
химическая и
биологическая
защита

10

5.1.

Приборы
радиационной и
химической разведки,
дозиметрического
контроля

Назначение, общее устройство
измерителя мощности дозы.
Подготовка прибора к работе и
проверка его работоспособности.
Допустимые нормы заражения
продуктами ядерного взрыва
различных объектов. Назначение и
устройство войсковых и
индивидуальных дозиметров.

4

5.2.

Приёмы и способы
действия на
заражённой местности

Сигналы оповещения о
радиоактивном, химическом и
бактериологическом (биологическом)
заражении и их подача различными
средствами. Действия солдата по
сигналам оповещения при нахождении
на месте и в движении, на открытой
местности и в штатной технике.
Порядок преодоления зон заражения.
Мероприятия по защите личного
состава при продолжительных
действиях на заражённой местности.

4

5.3.

Приёмы и способы
частичной
специальной
обработки

Назначение и устройство табельного
комплекта специальной обработки
техники. Подготовка комплекта к
работе. Порядок проведения
частичной и полной дегазации.

2

6.

Инженерная
подготовка

8

6.1.

Инженерное
оборудование и
маскировка позиций

Изучение устройства,
последовательности возведения
укрытий для личного состава и
техники (перекрытых щелей,
блиндажей, убежищ, укрытий для
техники)

4

6.2.

Инженерные
заграждения, их

Ознакомление с препятствиями и
неразрывными инженерными

4

устройство и
преодоление
7.

заграждениями. Приёмы и способы их
преодоления.

Уставы

10

7.1.

Военнослужащие и
взаимоотношения
между ними

Порядок отдачи и выполнения
приказаний. Воинское приветствие.
Соблюдение военнослужащими
уставных взаимоотношений и правил
воинской вежливости в воинском
коллективе, общественных местах и на
улице. Ответственность за нарушение
уставных взаимоотношений между
военнослужащими.

4

7.2.

Размещение
военнослужащих и
повседневный порядок.
Воинская дисциплина,
поощрения и
дисциплинарные
взыскания.

Размещение военнослужащих.
Содержание помещений, инвентаря и
оборудования. Порядок хранения
обмундирования, обуви, личных
вещей военнослужащих, средств
защиты. Комната для хранения
оружия, её оборудование. Порядок
хранения оружия и боеприпасов.
Допуск личного состава в комнату для
хранения оружия. Порядок выдачи
оружия и боеприпасов.

4

7.3.

Обязанности лиц
суточного наряда

Обязанности дневального по роте.
Тренировка в выполнении
обязанностей дневального по роте.
Назначение и задачи караульной
службы. Понятия «караул» и
«часовой». Пост, его оборудование и
оснащение. Обязанности часового.
Заряжание оружия, следование на пост
и приём поста. Несение службы
часовым способом патрулирования.
Положение оружия у часового при его
нахождении на посту. Смена часовых.
Следование в караульное помещение и
разряжение оружия.

2

8.

Строевая подготовка

8.1.

Строевые приёмы и
движение без оружия

Тренировки и выполнение строевых
приёмов без оружия

10

8.2.

Строевые приёмы и
движение с оружием

Тренировки и выполнение строевых
приёмов с оружием

10

9.

Военная топография

9.1.

Работа с картой на

20

4
Топографические карты. Условные
знаки. Чтение карты, определение

4

местности.

расстояний, направлений, своего
местоположения и положения
обнаруженных целей. Составление
карточек и схем. Нанесение на карту
(схему) результатов разведки.

10.

Военно-медицинская
подготовка

10.1

Оказание первой
медицинской помощи.
Средства
индивидуального
медицинского
обеспечения.

Первая медицинская помощь при
ранениях и кровотечениях. Понятие о
ране, классификация ран. Виды
кровотечений. Использование
табельных и подручных средств для
остановки кровотечения. Наложение
повязок при различных ранениях: в
голову, грудную клетку, верхние и
нижние конечности. Первая
медицинская помощь при переломах
костей, вывихах и ушибах.
Использование подручных материалов
на поле боя для иммобилизации
переломов костей. Оказание первой
медицинской помощи при ожогах и
отморожениях. Ожоги, причины
возникновения, признаки и
классификация. Отморожения,
переохлаждения, ознобления и
замерзание: причины, признаки,
классификация. Первая помощь при
утоплении, солнечном и тепловом
ударе.

20

10.2.

Розыск раненых на
поле боя.
Вынос и вывоз
раненых с поля боя.

Розыск раненых в зависимости от
характера обстановки и местности
днём и ночью. Укрытие и маскировка
раненых на поле боя и оказание им
первой медицинской помощи. Приёмы
и способы переноски раненых с
помощью подручных материалов.
Эвакуация раненых с учётом характера
ранения и вида транспорта.

2

Повторение
пройденного
материала по
программе
Проверка знаний,
умений и навыков
(Итоговый контроль)

Практические упражнения на
закрепление изученного материала по
программе

10

В качестве заключительной формы
контроля используется сдача экзамена
в двух формах – тестирование по
основным разделам программы и

6

11.

12.

22

сдачи личных зачётов.
12.1.

Теория

Тестирование

2

12.2.

Практика

Тир, городской стадион, пограничная
застава

4

Итоговое занятие

Подведение итогов работы
объединения за год. Анализ работы

2

13.

Итого:

№
п/п

Название темы
Вводное
занятие. Техника
безопасности на
занятиях.
Первоначальная
диагностика.

1

Лёгкая атлетика

1.1 Инструктаж по
технике
безопасности.

144
Учебный план
«Сильные, ловкие, смелые»
2 год обучения
Количество часов
Форма проведения
Форма
занятий
контроля
всего теория практика
Комбинированное, Собеседование,
1
2
1
лекция,
практические
практические
упражнения
упражнения

20

6

14

2

1

2

практикум

-

2

1

2

практикум

-

2

1

1

практикум

-

Общеразвивающие
упражнения.
Определение
исходного уровня
физической
подготовленности в
беге на 100м и 1000м.
Прыжки в длину с
разбега
1.2 Общеразвивающие
упражнения.
Метание гранаты,
подтягивание на
перекладине.
1.3 Общеразвивающие
упражнения для
мышц плечевого

пояса, ног, туловища
1.4 Упражнения с
партнёром и грузом.
Бег на 3000 м

4

1

4

практикум

-

1.5 Упражнения первого
и второго комплексов
вольных упражнений.

2

-

2

практикум

-

1.6 Прыжки. Эстафеты.

2

1

2

практикум

-

1.7 Метание гранат на
дальность. Эстафеты.

2

-

2

практикум

-

1.8 Общеразвивающие
упражнения для
различных групп
мышц

4

1

4

практикум

-

16

1

15

2.1 Инструктаж по ТБ.
Изучение
одношажного и
двухшажного ходов.

2

1

1

практикум

-

2.2 Изучение строевых
приёмов на лыжах.

2

-

2

практикум

-

2.3 Изучение боевых
приёмов на лыжах

2

-

2

практикум

-

2.4 Изучение способов
подъёмов в горку

2

-

2

практикум

-

2.5 Марш-бросок на
лыжах на расстояние
10 км

4

-

6

практикум

зачёт

2.6 Тренировка в лыжной
гонке на 10 км

4

-

6

практикум

сдача
норматива

Рукопашный бой

28

5

23

2

1

2

практикум

-

3.2 Приёмы
самостраховки.

2

-

2

практикум

-

3.3 Изготовка к бою без

2

-

2

практикум

-

2.

3.

Лыжная подготовка

3.1 Инструктаж по ТБ.
Упражнения для
выработки навыков
самостраховки.

оружия.
3.4 Передвижения в
боевой стойке.

2

-

2

практикум

зачёт

3.5 Базовая техника

4

1

4

практикум

-

3.6 Боевые приёмы.

8

2

6

практикум

-

3.7 Общие принципы
ведения боя

4

1

3

практикум

зачёт

4.

Повторение
пройденного
материала

4

-

4

практикум

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Подведение
итогов работы
объединения за
год. Анализ
работы

Итого:

72

14

58

Собеседование,
коллективное
обсуждение

Содержание
«Сильные, ловкие, смелые»
2 год обучения
№
п/п

Наименование
темы
Вводное занятие.

1.

Лёгкая атлетика

1.1

Инструктаж по ТБ.
Общеразвивающие
упражнения.
Определение
исходного уровня
физической
подготовленности в
беге на 100м и
1000м. Прыжки в
длину с разбега

1.2

Общеразвивающие
упражнения.

Содержание

Кол-во часов

Техника безопасности на занятиях.
Первоначальная диагностика.

2
20

Инструктаж по ТБ. Общеразвивающие
упражнения.

2

Определение исходного уровня
физической подготовленности в беге на
100м и 1000м., изучение старта в беге на
100 м (5-6 ускорений), пробегание
отрезков по 30-40 метров (6-7 раз). Бег
на 3000м.

Общеразвивающие упражнения.
Разучивание первого комплекса

2

Метание гранаты,
подтягивание на
перекладине.
1.3

1.4

1.5

вольных упражнений, прыжках в длину
с разбега, разучивание техники метания
гранаты, подтягивание на перекладине.
Бег на 3000м.
Общеразвивающие
Общеразвивающие упражнения для
упражнения для
мышц плечевого пояса, ног, туловища
мышц плечевого
(3-4 упражнения с повторением каждого
пояса, ног, туловища по 7-8 раз). Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа (5 раз) с повторением серии
6-8 раз. Бег на 3000м.
Упражнения с
Повторение первого комплекса
партнёром и грузом. упражнений. Изучение второго
комплекса упражнений. Упражнения с
Бег на 3000м
партнёром и грузом. Бег на 3000м.
Упражнения первого Повторение первого и второго
и второго
комплекса упражнений.
комплексов вольных Упражнения с партнёром и грузом. Бег
на 3000м
упражнений.

1.6

Прыжки. Эстафеты.

1.7

Метание гранат на
дальность.
Эстафеты.

1.8

Общеразвивающие
упражнения для
различных групп
мышц

2.

Лыжная
подготовка

2.1

Инструктаж по ТБ.
Изучение
одношажного и
двухшажного ходов.

2.2

Изучение строевых
приёмов на лыжах.

2.3

Изучение боевых
приёмов на лыжах

2

4

2

Прыжки на месте различными
способами. Изучение техники прыжков
в длину с разбега. Повторение первого и
второго комплекса упражнений.
Метание гранат на дальность. Эстафеты.
Бег на 3000м.

2

Общеразвивающие упражнения для
различных групп мышц (5-6
упражнений по 7-8 раз каждое).
Повторение первого и второго
комплекса упражнений.
Подъём переворотом максимальное
количество раз. Метание гранат на
дальность. Эстафеты. Бег на 3000м.

4

2

16
Изучение материальной части лыж,
подготовка лыж и ботинок. Изучение
обычного хода сначала без палок, затем
с палками. Изучение одношажного и
двухшажного ходов. Марш на
расстояние до 5 км.
Изучение строевых приёмов на лыжах.
Ход
«вперекидку». Марш на расстояние до
5 км.
Повторение изученных способов
ходьбы на лыжах. Изучение боевых
приёмов на лыжах. Марш на расстояние
до 7 км.

2

2

2

Изучение способов подъёмов в горку
«ёлочкой», «лесенкой», «зигзагом».
Спуски с гор в средней, высокой стойке,
торможения различными способами.
Способы падения. Марш на расстояние
до 8 км.
Марш-бросок на
Тренировка в выполнении изученных
лыжах на расстояние способов ходьбы на лыжах при
совершении марша на расстояние до 10
10 км
км.
Тренировка в
Тренировка в лыжной гонке на 10 км.
лыжной гонке на 10
км

2

3.

Рукопашный бой

28

3.1

Инструктаж по ТБ.

2.4

2.5

2.6

Изучение способов
подъёмов в горку

Упражнения для
выработки навыков
самостраховки.

4

4

Упражнения для выработки навыков
самостраховки.

2

3.2

Приёмы
самостраховки.

Страховка и самостроховка при
проведении боевых приёмов.

2

3.3

Изготовка к бою без
оружия.

Разучивание боевых стоек и захватов.

2

3.4

Передвижения в
боевой стойке.

Разучивание приёмов и действий при
выполнении движения в боевой стойке.

2

3.5

Базовая техника

4

3.6

Боевые приёмы

3.7

Общие принципы
ведения боя

4.

Повторение
пройденного
материала по
программе

Удары ногами (основные виды ударов
ногами; комбинации из двух ударов
ногами). Блоки и захваты, болевые
приёмы, броски (задняя подножка,
передняя подножка, бросок через спину
с захватом, бросок через плечи,
тренировка бросков). Удары головой,
удары руками.
Изучение основных приёмов ведения
боя.
Семь принципов боя, защита от
вооружённого противника, защита от
нескольких противников.
Закрепление пройденного материала по
программе. Практические упражнения.

5.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год.
Анализ работы.

2

Итого:

8
4

4

72

Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

учебный кабинет (для проведения теоретических занятий, собраний воспитанников);
спортивный зал (для занятий физической и строевой подготовкой в холодное время
года);
площадки для занятий на улице;
размеченная строевая площадка;
место для стрельбы из пневматического оружия
форменная одежда для воспитанников объединения (летний и зимний комплект),
включающий головной убор, нательное бельё, обувь и снаряжение; желательно
наличие летнего парадно-выходного комплекта для участия в торжественных
мероприятиях;
макеты массогабаритные автоматов Калашникова, магазины с учебными патронами;
пневматические винтовки и расходный материал (пули, мишени);
учебные боеприпасы (гранаты, мины и т.д.);
противогазы и респираторы – на каждого;
средства оказания первой медицинской помощи: жгуты кровоостанавливающие,
перевязочный материал, аптечки индивидуальные;
компасы, учебные топографические карты;
рюкзаки, фляги, котелки, кружки, плащ-накидки – на каждого;
палатки, спальные мешки, теплоизолирующие коврики – на каждого;
спортинвентарь: маты, гимнастические брусья, гири 16 и 24 кг;
уставы, учебники по НВП.
Методическое обеспечение программы

Основная форма организации образовательного процесса – комбинированное учебное
занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.
В программе соблюдается хронологический принцип, что позволяет раскрыть темы
взаимосвязано и последовательно от «простого» к «сложному».

Литература
Литература для педагога:
1.
Боевой устав по организации и ведению общевойскового боя. Ч.Ш. – М.: Воениздат,
2005.
2.
Военно-спортивная классификация и правила соревнований (действующая).
3.
Маркин А.В. Основы тактической подготовки современного солдата, - М.: АСТ, 2006.
4.
Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах Российской
Федерации, НПФ-2001. – М.: Воениздат, 2005.
5.
Общевойсковые уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, - М.: Воениздат,
2008.
6.
Спутник разведчика: учебно-методическое пособие/ НВИ – Новосибирск, 2002.
7.
Физическая подготовка. Ч.П. Основы методики физической подготовки. – М., 2004.
8.
Шелест О.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях. – М., 2004
Список литературы для обучающихся:
1. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. - М.: Высшая школа, 1986.
2. Белоусов Н.А. Начальная военная подготовка учащихся. - Минск: 1985.
3. Гоголев М.И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. - М.:
Просвещение, 1985.
4. Гореев М.М. Полководцы Победы и их военное наследие. – М.,Инсан, 2004.– 110 с.
5. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. – М.: Голос,1992 -1994. Т.1 -304 с.,
т.2 – 336 с., т.3 – 352 с., т.4 – 368 с.
6. Медико-санитарная подготовка учащихся / Под ред. Курцева П.А. - М,: Просвещение,
1984.
7. Средин Г.В. Военно-патриотическое воспитание молодёжи. - М.: Воениздат, 1983.
8. Штыкало Ф.Е. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке. – М.:
Просвещение, 1986.

Календарный учебный график
Программа «Юные друзья пограничников»
Количество учебных недель в году: 36
Срок реализации программы: 2 года
Объём программы: 360 часов (1 год обучения: 144 часа, 2 год обучения: 216 часов)
Форма организации образовательного процесса – групповая
Программа включает следующие предметы:
1 год обучения:
«Основы пограничной службы»
2 год обучения:
«Основы пограничной службы»
«Сильные, ловкие, смелые»
Режим занятий:
1 год обучения:
«Основы пограничной службы» - 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа (1 час – 45 минут,
перерыв между занятиями – 10 минут)
2 год обучения:
«Основы пограничной службы» - 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа
«Сильные, ловкие, смелые» - 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа
Праздничные и выходные дни: согласно государственному календарю.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с учебным планом, допускается
изменение расписания.

Приложение 1
Контроль знаний, умений навыков по основным разделам программы
Критерии оценивания результатов
Наименование
упражнения

Условия
выполнения

Уровень
выполнения без
учёта времени

Огневая подготовка
Высокий уровень: 20 баллов – 17 баллов
Средний уровень: 16 баллов – 13 баллов
Низкий уровень: 12 баллов и ниже

Уровень
выполнения по
времени и
расстоянию

Ошибки,
снижающие
уровень
выполнения

Неполная
разборка
автомата
(АК-74)

Воспитанник
стоит у стола.
Оружие в
собранном виде
лежит на столе.
Упражнение
выполняется по
команде
«Автомат
разобрать»

Высокий – разборка
выполнена в
установленной
последовательности,
действия чёткие,
уверенные.
Отдельные части
оружия разложены на
столе в требуемом
порядке;

Высокий – 20-25 сек.
Средний – 26-30 сек.
Низкий – 35-и более
сек.

Не осмотрен
патронник.
Нарушена
последовательнос
ть разборки.
Отдельные части
разложены
беспорядочно.
Извлечение
частей
производится с
большим
усилием.
Действия
медленные,
неуверенные.

Средний - разборка
выполнена с
соблюдением
последовательности,
но при этом допущено
не более одной
ошибки;
Низкий – разборка
выполнена с
нарушением
последовательности,
действия медленные,
нечёткие. Отделяемые
части оружия
извлекались с
усилием. Допущено
не более трёх ошибок.
Сборка
автомата
АК-74

Воспитанник
стоит у стола.
Части оружия
разложены на
столе в
установленном
порядке.
Упражнение
выполняется по
команде «К
сборке
приступить»

Высокий – сборка
произведена
правильно, без
нарушения
последовательности,
действия быстрые,
чёткие, уверенные.
После сборки
проверена работа
частей и механизмов;
Средний - сборка
выполнена правильно,
в установленной
последовательности,
но при этом допущено
не более одной
ошибки;
Низкий – Сборка
выполнена. Допущено
не более двух ошибок.

Высокий – 25-29 сек.
Средний – 30-35 сек.
Низкий – Более 35
сек.

Нарушена
последовательнос
ть сборки.
Соединение
частей
производится с
большим
усилием. Не
произведён спуск
курка. Не
проверена работа
частей и
механизмов.
Автомат не
поставлен на
предохранитель.
Действия
медленные,
неуверенные.

Снаряжение
магазина
автомата

Магазин в руке у
обучающегося.
Патроны
(учебные)
россыпью на
столе.
Упражнение
выполняется по
команде
«Магазин
снарядить»

Высокий –
упражнение
выполнено. Приёмы и
действия правильные.
Работа выполнена
быстро, чётко,
уверенно;

Высокий – 60 сек.
Средний – 75 сек.
Низкий – более 90
сек.

Средний –
упражнение
выполнено. Приёмы
правильные, но
действия
неуверенные. Темп
замедленный;

Неуставные
приёмы.
Патроны
вкладываются с
усилием.
Действия
медленные,
нечёткие.

Низкий – упражнение
выполнено, но
допущено много
ошибок. Действия
неуверенные.
Допускаются усилия
при вкладывании
патронов в приёмник.
Стрельба из
малокалиберно
й винтовки по
неподвижной
цели

Расстояние до
цели – 50
метров.
Количество
патронов –

Высокий – выбить 20
очков;
Средний – выбить 15
очков;
Низкий – выбить 10
очков;

Время на стрельбу
неограниченное

3 пробных, 3
зачётных.
Положение для
стрельбы – лёжа
с упора.
Гражданская оборона
Высокий уровень: 10 баллов – 9 баллов
Средний уровень: 8 баллов – 7 баллов
Низкий уровень: 6 баллов и ниже
Надевание
противогаза

Воспитанник в
составе
отделения
находится в
строю на месте.
Заранее
подобранные и

Высокий – надевание
противогаза
выполнено без
ошибок;
Средний – при
надевании

Высокий – 15 сек.
Средний – 18 сек.
Низкий – 21 сек.

При надевании
противогаза
обучающийся не
закрыл глаза, не
задержал
дыхание. После
надевания

подогнанные по
размерам
противогазы
приведены в
положение
«наготове».
Подаётся
команда
«Газы!».
Обучаемые
надевают
противогаз.

противогаза допущена
одна ошибка;

противогаза не
сделал полный
выдох.
Перекручена
соединительная
трубка. Маска
(шлем-маска)
надета с
перекосом. Не
полностью
завинчена
(ввёрнута)
фильтрующее
поглощающая
трубка.

Низкий – при
надевании
противогаза допущено
не более трёх ошибок

Допущено
образование таких
складок и
перекосов, при
которых
наружный воздух
может
проникнуть под
шлем-маску.
Надевание
общевойсковог
о защитного
комплекта

Обучающиеся в
составе
подразделения
находятся на
незаражённой
местности.
Средства
защиты при них.
По команде
«Защитный
костюм надеть.
Газы»
обучаемые
надевают
противогазы,
плащи в виде
комбинезона,
перчатки.

Высокий – надевание
общевойскового
защитного комплекта
выполнено без
ошибок;
Средний – при
надевании
общевойскового
защитного комплекта
допущено две
ошибки;
Низкий – при
надевании
общевойскового
защитного комплекта
допущено не более
трёх ошибок

Высокий – 6 мин. сек.
Средний – 7 мин.
30сек
Низкий – Более 8
мин.

Надевание
защитных чулок
проводилось с
застёгнутыми
хлястиками.
Неправильно
застёгнуты борта
плаща или не
полностью надеты
чулки.
Не закреплены
заклёпками
держатели
шпеньков или не
застёгнуты два
шпенька.
Допущены
ошибки при
надевании
противогаза.
Оставлены
незащищёнными
отдельные части

тела
Физическая подготовка
Высокий уровень: 20 баллов – 17 баллов
Средний уровень: 16 баллов – 13 баллов
Низкий уровень: 12 баллов и ниже
Бег на 100
метров

Упражнение
выполняется на
городском
стадионе

Высокий – 15,4 сек.
Средний – 16 сек.
Низкий – 17 сек.

Бег на 1км

Упражнение
выполняется на
городском
стадионе

Высокий – 4 мин.45
сек.
Средний – 5 мин.30
сек.
Низкий – Более 6
мин. сек.
Высокий – 20 метров
Средний – 17 метров
Низкий – 14 метров

Метание
Обучающийся
ручной гранаты вооружён одной
гранатой и
(400 гр.) на
находится на
дальность
исходной
позиции. На
расстоянии 10,
15,25, 30 метров
обозначены
флажком
сектора.
Получив
команду
обучающийся
метает гранату.
Дальность
метания ручной
гранаты
определяется до
места её
падения.
Обучаемому
даётся три
попытки, в зачёт
идёт лучший
результат.
Подтягивание
на перекладине

Упражнение
выполняется в
спортивном зале
на перекладине

Высокий – 8 раз
Средний – 6 раз
Низкий – Менее 5 раз

Если граната
вылетает за
сектор – результат
не засчитывается

Упражнение
выполняется
рывком,
раскачкой.
Не до конца
разгибается

локтевой сустав.
Не дотягивается
подбородком до
перекладины.

Строевая подготовка
Высокий уровень: 45 баллов – 37 баллов
Средний уровень: 36 баллов – 28 баллов
Низкий уровень: 27 баллов и ниже
Выход из строя

Подход к
начальнику

Строевая
стойка

Повороты на
месте

Упражнение
выполняется в
спортивном зале

Нет ответа
«Есть». При
выходе из второй
шеренги
наложена не
левая, а правая
рука, выход
осуществлён не на
указанное
Средний – если
количество шагов.
приём выполнен в
Производится
соответствии с
походным шагом.
требованиями
Не выполнен
Строевого устава, поворот лицом к
но при выполнении строю. Нарушена
приёма
строевая стойка.
допущены2-3
ошибки;
Высокий – если
приём выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого устава
с
незначительными
1-2 ошибками

Низкий – если
приём выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого устава,
но при выполнении
приёма допущено
болеетрех ошибок

Производится
походным шагом.
При выходе из
строя не сделаны
один-два шага от
первой шеренги
прямо и поворот в
движении в
сторону
начальника.
Подход
осуществлён не
кратчайшим
путём.
Неправильное
содержание
доклада.
Неодновременно
с приставлением

Строевой шаг

Прекращение
движения
шагом

Повороты в
движении

Выполнение
воинского
приветствия

Постановка в

ноги
приставляется
рука к головному
убору. Нарушено
положение
строевой стойки.
Неправильно
приложена рука к
головному убору.

Носки ног
развёрнуты не по
линии фронта и
не на ширину
ступни. Каблуки
не поставлены
вместе. Кисти рук
не по середине
бёдер, держатся
ладонями назад.
Грудь не
приподнята,
живот не
подобран. Тело не
подано вперёд,
голова опущена.
Руки согнуты в
локтях.

После поворота
не сохраняется
правильное
положение
корпуса или ног.
Ноги сгибаются в
коленях. Руки
отходят от бёдер.
Нога приставлена
не кратчайшим
путём. Поворот
произведён не на
90 или 180
градусов.

Корпус отведён
назад. Нет
координации в

строй

движении рук и
ног. Голова
опущена вниз.
Движение руками
около тела
производится не
от плеча, а за счёт
сгибания в
локтях. Подъём
ноги от земли
значительно ниже
15 см.Размер шага
меньше (больше)
70-80 см. Нога
заносится за ногу.
Движение рук
вперёд
производится
значительно ниже
(выше)
установленной
высоты, а при
движении назад –
не до отказа в
плечевом суставе.

После остановки
не принята
строевая стойка.
После подачи
команды «Стой»
не сделан ещё
один шаг или
сделано два шага
вперёд.

Поворот
выполнен
несвоевременно.
Поворот направо
(налево)
производится не
на носке правой
(левой) ноги.
Поворот кругом
произведён не на
носках обеих ног.
Движение руками

при повороте
производится не в
такт шага.

Воинское
приветствие
выполнено менее
чем за пять-шесть
шагов. Рука к
головному убору
приложена
неправильно:
пальцы правой
руки не вместе,
ладонь согнута,
средний палец не
касается нижнего
края головного
убора (у
козырька).
Изменено
положение руки
при повороте
головы в сторону
начальника. Рука
прикладывается к
головному убору
не кратчайшим
путём, а через
сторону.
Производится
походным шагом.
Курсант, стоящий
лицом к строю,
услышав своё
воинское звание и
фамилию, не
повернулся лицом
к начальнику и не
ответил «Я». По
команде «Стать в
строй» не
приложил или
неправильно
приложил руку к
головному убору.
Нет ответа «Есть»
после
полученного

приказания.
Нарушается
положение
строевой стойки.
Теоретическая часть
Высокий уровень: 20 баллов – 17 баллов
Средний уровень: 16 баллов – 11 баллов
Низкий уровень: 10 баллов и ниже
Тестирование
Обучающимся
Тест
предлагается
«Основы военной службы»
выполнить
1. Дополните фразу: «Обучение личного состава Вооружённых
тестовые
Сил Российской Федерации применению оружия для
задания
поражения целей в бою, называется…» - 1 балл
А) тактическая подготовка
Б) огневая подготовка
В) вооружённая подготовка
2. Расшифруйте аббревиатуры: -2 балла
А) АКМ ________________________________________________
автомат Калашникова модернизированный
Б) АКМС________________________________________________
автомат Калашникова модернизированный складной
3. Укажите калибр модернизированного автомата
Калашникова –
2 балла
А) 7,62 мм
Б) 5,56 мм
В) 5,7 мм
4. Дополните фразу: «Модернизированный автомат
Калашникова имеет калибр ________; он является
________________________ оружием и предназначен для
____________________ живой силы противника» - 3 балла
(7,62; индивидуальным; уничтожения)
5. Укажите ёмкость коробчатого магазина патронов в автомате
Калашникова – 1 балл
А) 60
Б) 40
В) 30
6. Укажите расстояние, на котором огонь из автомата буде
наиболее действенным – 1 балл
А) 1 км
Б) 400 м
В) 600 м
7. Укажите максимальное расстояние для прицельной
дальности стрельбы – 2 балла
А) 1000 м
Б) 200 м
В) 1,5 км
8. Укажите, какова наибольшая дальность прямого выстрела
по грудной неподвижной фигуре – 2 балла
А) 700 м

Б) 365 м
В) 1 км
9. Укажите, какова наибольшая дальность прямого выстрела
по бегущей фигуре – 1 балл
А) 525 м
Б) 1 км
В) 300 м
Укажите величину темпа стрельбы из модернизированного
автомата Калашникова – 2 балла
А) 100 выстрелов в минуту
Б) 1000 выстрелов в минуту
В) 600 выстрелов в минуту
10. Назовите виды разборки автомата – 2 балла
А) ________________________________
неполная
Б) ______________________________
полная
11. Назовите операции, которые необходимо проводить
систематически при уходе за автоматом – 2 балла
А) смазка
Б) осмотр
В) чистка
Г) протирание
Д) проветривание
12. Дополните фразу: «Для успешного выполнения своего
предназначения военнослужащий должен быть
_________________
своей Родины» - 1 балл
А) защитником
Б) патриотом
В) мстителем
Г) гражданином
13. Дополните фразу: «Гражданин Российской Федерации,
проходящий службу в рядах Вооружённых Сил РФ,
является …» - 1 балл
А) военнослужащим
Б) контрактником
В) бойцом
14. Укажите дату Победы советского народа в Великой
Отечественной войне – 1 балл
А) 1 мая 1945 год
Б) 12 апреля 1944 год
В) 9 мая 1945 год
Уровень усвоения программы
Высокий уровень: 115 баллов – 93 балла
Средний уровень: 92 балла – 70 баллов
Низкий уровень: 69 баллов и ниже


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».